Николай рубцов сентябрь конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; раз­вивать речь, мышление, память.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе х удожественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей п оэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, презентация, аудиоприложение к учебнику, индивидуальное: карточки для парной и самостоятельной работы.

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.

  • Предметные - уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
  • Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Методы и приемы

1.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой - рифмованное начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Словесный метод – беседа .

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь)

- С произведениями каких писателей познакомились?

( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин)

- О чём эти произведения? (о природе, временах года)

Отвечать на вопросы учителя.

О природе, временах года.

Читать стихотворения выразительно.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной задачи

Словесный метод – беседа.

Практический метод – работа с книгой

-Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег.

- А мы с вами отправимся в гости к осени.

- С какого месяца начинается осень?

-Что происходит в это время в природе?

- Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

- Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

- Какие его произведения вам знакомы?

- Что вы знаете об этом поэте?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Формулировать тему и цель урока.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем.

Практический метод – работа с произведением.

Рассказ о творчестве поэта.

– Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года.

Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971
года.

Учитель читает стихотворение.

- Как я прочитала это стихотворение?

- А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

- Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта?

Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта.

С интонацией восхищения.

С интонацией и чувством восхищения.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны : применять свои знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

• Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)

- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

• Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.)

• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.)

• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.)

• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? ( В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.)

• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.)

• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.)

• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.)

• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.)

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)

• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.)

• Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)

Анализировать стихотворение по вопросам учителя.

Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.

Красоте осени и покою, который она несет.

Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.

В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю.

Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны : применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - словарная работа.

Практический метод – выборочное чтение.

— Подберите синонимы к словам:

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).

— Подберите антонимы к словам:

КРАТКИЙ — (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

— Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

— Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять ?

Подбирать синонимы к словам.

Подбирать антонимы к словам.

Объяснять слова поэта.

Познавательны : применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Практический метод –чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать домашнее задание.

Познавательны : применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический метод – цветотехника.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

- Что самое интересное запомнилось про автора?

- Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились?

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Выполнила студентка 45гр.

Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Николай Рубцов Зимняя песня.mp4

Выбранный для просмотра документ конспект урока расп.doc

Работу выполнил: учитель Семенова Алевтина Юриевна

Урок литературного чтения в 4 классе

Тип урока : освоение нового материала.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с поэзией Николая Рубцова; научить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, родным людям; совершенствовать умения понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла

Предметные:

научатся: смысловому прочтению поэтического текста, умению ориентироваться в нем, формулировать тему урока, ставить учебную задачу и удерживать ее, строить высказывания, понятные собеседнику, анализировать информацию и делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Личностные: Проявлять интерес к поэзии.

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Учитель читает стихи.

«Солнышко ясное встало
- Доброе утро! сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит, да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно.
Придумано мудро:
- Доброе утро!
В. Коркин.

Проверяет готовность учащихся к уроку . А ну, дружок, ты готовь начать урок? Все ли на месте: книжка, ручка и дневник. Спинки. Сядем красиво.

Проверяет домашнее задание. Взаимопроверка. Работаем по парам. На столах лежат критерии оценивания выразительного чтения.(приложение 1) (Приложение)Кто готов выступить? (Дети оценивают друг друга).

На листочках записываете оценки(самопроверка.)

-Кому принадлежит высказывание? (Николаю Васильевичу Гоголю)

А о каком времени года будем говорить узнаем из стихотворения.

Учитель читает стихи:

Кто догадался, о чем будем говорить? (Об осени)

Художники и поэты умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

Какими красками изобразил художник осень? (Желтыми, зелеными, оранжевыми, голубыми). Какое настроение в картине? (спокойное)

Вывод: в мягких жёлтых, голубых и зёленых тонах, Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. Это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении. А на реке летом играет и купается деревенская детвора.

А каким увидел осень итальянский композитор Антонио Вивальди ?

- Это неслучайная музыка. Вы слушали отрывок из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди.

-Какое настроение возникло у вас после прослушивания? (Высказывания детей)

- Какое настроение у композитора?

- Что можно сказать о чувствах этих авторов к своей Родине?

- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.

Откройте учебники стр.119. Прочитайте имя автора. И название стихотворения. С каким поэтом сегодня познакомимся?

Работа по группам.

Знакомятся с творчеством писателя. (приложение 2)

Выберите учебные задачи, которые вы поставите перед собой на этом уроке, используя опорные слова. (приложение 3)

С произведением какого жанра мы познакомимся сегодня? Какие знания нам понадобятся для этого?

Выберите признаки стихотворения из ряда предложенных . Раздать карточки.(приложение 4)

Прочитайте про себя стихотворение и выделите непонятные слова.

Проводит словарную работу .

Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть.

Нагрянул – пришел.

Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.

Багряный –ярко-красный

Златогривый -золотистый

Объясните значения слов. Как вы понимаете?

Включается аудиозапись.

Посмотрите на стихотворение.

Стр.119 . Что интересного вы заметили.

-Почему много восклицательных знаков предложений? (Читать надо с радостью)

Какое должно быть настроение? (Радостное)

-Какое время года изображает поэт? (осень). Найдите и прочитайте строчки, которые говорят об этом.

Какова Осень в представлении поэта – веселая или грустная ? (Радостная) Как вы догадались?

Солнечный блеск играет рекой., с рощей багряной, Солнце играет с россыпью ягод. Праздник нагрянул на златогривых конях.

Прочитайте последние 4 строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?

-Какие картины рисует автор? Что бы вы нарисовали на картине? Дайте словесное описание образу осень.

2. Где заключена главная мысль? Попробуйте сформулировать, предварительно посовещавшись в парах . ( бездне таится грусть октября…Совсем скоро попрощаемся красотой осени и настанет зима).

3.Какие признаки поэтического произведения используют поэты?

эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.

Сравнение - сравнение описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Олицетворение- предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

В парах ищут эпитеты , сравнение и олицетворение.(по вариантам)

1 вариант. Эпитеты - поднебесный, радостный, краткий, солнечный ,чудесный багряной,

на златогривых, небесной.

Сравнение - словно праздник.

2. вариант. Олицетворение - солнечный блеск играет рекой., с рощей багряной, нагрянул на конях

Прочитайте стихотворение так, как вы его понимаете

На стихи Николая Рубцова много сложено песен.

1 из группы выступает

Что особенно вас заинтересовало?

Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Оцените себя.

Все ли успели?

Что осталось ? Д.З выучить стихотворение

Заполните таблицу.

Закончите предложение

Мне было тяжело…

– Хорошим ли был человеком поэт Н.М.Рубцов? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Кому понравился урок и он доволен своей работой на уроке – покажите зеленый сигнал, а кто считает, что он мог и лучше сегодня работать – покажите красный сигнал.

Выразительное чтение стихотворения

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Правильная постановка логического ударения

не соблюдены 1-2 требования

допущены ошибки по 3 требованиям

Правильный выбор темпа

Соблюдение нужной интонации

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец ушёл на фронт и погиб в 1941 .

В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом, где он окончил семь классов школы.

Будущий поэт учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, работал кочегаром на рыболовном судне.

Нес срочную службу на Северном флоте .

В августе 1962 Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Поэт погиб 19 января 1971

О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

Я переписывать не стану

Из книги Тютчева и Фета,

Я даже слушать перестану

Того же Тютчева и Фета.

И я придумывать не стану

Себя особого, Рубцова,

За это верить перестану

В того же самого Рубцова,

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова!

с автором литературного произведения

с новым произведением

2. Читать и

3. Высказывать и доказывать

Карточка 2 для парной работы.

Выберите характерные черты стихотворения.
1.Волшебство.
2.Рифма.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Образность.
6.Волшебные герои.
7.Ритм.
8.Эпитеты.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Ключевые слова

Стихотворение; рифма; ритм; эпитеты; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке дети познакомиться с жизнью и творчеством поэта Н. М. Рубцова;

1.Знакомство с произведениями Н.М. Рубцова происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Саши и Коли.

С: На каникулах мы с мамой посетили музей Николая Михайловича Рубцова.

К: А кто такой Николай Михайлович Рубцов, что ты о нём знаешь?

Первичное чтение стихотворения. Работа с толковым словарём со словами: Бездна, ода, кульминация, сени, нагрянул.

С: Как ты думаешь, о чём рассказывает Николай Михайлович в своём стихотворении?

К: Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихотворении – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что он уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с ее деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.

С: Стихотворение можно условно разделить на три части. Давай прочитаем каждую часть.

«Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

С: С чего начинается первая часть?

К: Первая часть начинается с краткой торжественной оды осени и продолжается описанием радостной картины погожих деревенских будней. Река, роща, ягодное изобилие, легко узнаваемые пушкинские оттенки золотого и багряного — это перечисление усиливает восхищение лирического героя. Повторы подготавливают читателя к кульминации: сравнению времени года с необыкновенным праздником. Возникающий здесь образ коней златогривых ассоциируется с волшебной сказкой. И здесь автор проявляет себя истинным наследником русской поэтической традиции.

С: А что такое ода?

К: Ода - это лирическое стихотворение, в котором выражается чувство восторга, вызванное каким-либо важным предметом.

С: А что такое кульминация?

К: Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

С: а что такое сени?

К: Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

С: А что значит нагрянул?

К: Нагрянул значит пришёл.

С: В этом отрывке есть сравнение: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях.

К: Есть и олицетворение: солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.

С: Давай продолжим читать стихотворение. Чтение отрывка:

С: Чему посвящён этот отрывок?
К: Данный отрывок посвящен личным эмоциям лирического героя — радости и полному удовлетворению. Характерно, что здесь автор опять применяет испытанный прием повторения. Собачий лай, листва, животные и птицы — сначала перечисляются объекты созерцания, а потом настает очередь описания внутреннего мира героя, в котором отмечается полное отсутствие желаний, вызванное ощущением абсолютной гармонии.

С: Я нашла эпитеты: громкий лай.

К: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:

К: а что такое бездна?

С: Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть.

К: В этом отрывке есть эпитет: ветер и грусть октября.

С: Знаешь, Коля, это стихотворение, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Поэт начинает стихотворение с краткой торжественной оды осени и продолжает описанием радостной картины погожих деревенских будней.

К: А если бы я был композитором, обязательно написала бы музыку к этому стихотворению.

Тренировочный тест.

Подберите синонимы к словам.

Подберите антонимы к словам.

Подберите синонимы к словам.

КРАТКИЙ – короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный.

ЖЕЛАТЬ – хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать.

Подберите антонимы к словам.

КРАТКИЙ – долгий, продолжительный.

РАДУЯСЬ – огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь.

Разбор типового контрольного задания

Дополните текст стихотворения

Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова стихотворения Николая Михайловича Рубцова.

На златогривых ______!
Радуюсь ______ лаю,
Листьям, корове, _____,
И _______ не желаю,
И ничего не ______!

Слова для вставки: конях, громкому, грачу, ничего, хочу.

Солнечный _____ твой чудесный
С нашей играет _____,
С _____играет багряной,
С россыпью ______в сенях,
Словно бы праздник ______

Слова для вставки: блеск, рекой, рощей, ягод, нагрянул.

На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!

Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; раз­вивать речь, мышление, память.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются -там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

— Прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздра­жения, восхищения).

— Выучите стихотворение. (Учащимся дается 1 мин.)

III. Проверка домашнего задания

(Заслушивают мини-сочинения о бабьем лете. Например: В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воз­дух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается луч­шей порой осени.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова

— Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

— Какие его произведения вам знакомы?

Что вы знаете об этом поэте?

(Чтение стихотворения на с. 119 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

— Какое настроение у поэта? Почему в тексте так много вос­клицательных предложений?

— Подберите синонимы к словам.

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

НАСТУПИЛ- (настал).

ЖЕЛАТЬ(хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жа­ждать, алкать (устар. книжн.)).

— Подберите антонимы к словам.

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

— Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск иг­рает с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

— Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли на­строение автора? Какие слова помогают это понять?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

VI. Рефлексия

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о Николае Михайловиче Рубцове?

— Какое стихотворение читали? О чем оно?

— Какие выразительные средства использует автор?

Домашнее задание

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и маль­чик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.

Читайте также: