Николай рубцов сентябрь конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; развивать речь, мышление, память.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе х удожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей п оэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, презентация, аудиоприложение к учебнику, индивидуальное: карточки для парной и самостоятельной работы.
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.
- Предметные - уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
- Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Методы и приемы
1.Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой - рифмованное начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.
2. Актуальность знаний и мотивация
Словесный метод – беседа .
- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь)
- С произведениями каких писателей познакомились?
( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин)
- О чём эти произведения? (о природе, временах года)
Отвечать на вопросы учителя.
О природе, временах года.
Читать стихотворения выразительно.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
3. Постановка учебной задачи
Словесный метод – беседа.
Практический метод – работа с книгой
-Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег.
- А мы с вами отправимся в гости к осени.
- С какого месяца начинается осень?
-Что происходит в это время в природе?
- Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.
- Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.
- Какие его произведения вам знакомы?
- Что вы знаете об этом поэте?
- Сформулируйте тему и цель урока.
Формулировать тему и цель урока.
Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.
Познавательные: формулировать проблемы.
4. Открытие нового знания
Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем.
Практический метод – работа с произведением.
Рассказ о творчестве поэта.
– Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.
Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года.
Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971
года.
Учитель читает стихотворение.
- Как я прочитала это стихотворение?
- А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).
- Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта?
Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта.
С интонацией восхищения.
С интонацией и чувством восхищения.
Познавательные: отвечать на вопросы.
Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .
Коммуникативные: участвовать в беседе.
Познавательные: отвечать на вопросы.
Познавательны : применять свои знания.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Практический метод – анализ стихотворения.
Словесный метод – фронтальная беседа.
Практический метод - работа со стихотворением.
Практический метод – анализ стихотворения.
Словесный метод – фронтальная беседа.
Практический метод - работа со стихотворением.
• Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)
- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.
• Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.)
• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.)
• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.)
• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? ( В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.)
• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.)
• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.)
• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.)
• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.)
Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.
Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.
• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)
• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.)
• Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)
Анализировать стихотворение по вопросам учителя.
Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.
Красоте осени и покою, который она несет.
Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.
В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю.
Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: отвечать на вопросы.
Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .
Коммуникативные: участвовать в беседе.
Познавательные: отвечать на вопросы.
Познавательны : применять свои знания.
Коммуникативные: участвовать в беседе.
Познавательные: отвечать на вопросы
Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное .
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод - словарная работа.
Практический метод – выборочное чтение.
— Подберите синонимы к словам:
КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)
ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).
— Подберите антонимы к словам:
КРАТКИЙ — (долгий, продолжительный).
РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).
— Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)
— Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять ?
Подбирать синонимы к словам.
Подбирать антонимы к словам.
Объяснять слова поэта.
Познавательны : применять свои знания.
Коммуникативные: участвовать в беседе.
Познавательные: отвечать на вопросы
7. Включение в систему знаний
Практический метод –чтение стихотворения
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.
Отвечать на вопросы учителя.
Записывать домашнее задание.
Познавательны : применять свои знания.
8. Рефлексия деятельности
Аналитический метод – цветотехника.
- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.
- Что самое интересное запомнилось про автора?
- Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились?
Оценивать свою деятельность на уроке.
Регулятивные: анализировать собственную работу.
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Технологическая карта урока
Выполнила студентка 45гр.
Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Николай Рубцов Зимняя песня.mp4
Выбранный для просмотра документ конспект урока расп.doc
Работу выполнил: учитель Семенова Алевтина Юриевна
Урок литературного чтения в 4 классе
Тип урока : освоение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с поэзией Николая Рубцова; научить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, родным людям; совершенствовать умения понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла
Предметные:
научатся: смысловому прочтению поэтического текста, умению ориентироваться в нем, формулировать тему урока, ставить учебную задачу и удерживать ее, строить высказывания, понятные собеседнику, анализировать информацию и делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.
Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции
Личностные: Проявлять интерес к поэзии.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Создаёт положительный эмоциональный настрой.
Учитель читает стихи.
«Солнышко ясное встало
- Доброе утро! сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит, да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно.
Придумано мудро:
- Доброе утро!
В. Коркин.
Проверяет готовность учащихся к уроку . А ну, дружок, ты готовь начать урок? Все ли на месте: книжка, ручка и дневник. Спинки. Сядем красиво.
Проверяет домашнее задание. Взаимопроверка. Работаем по парам. На столах лежат критерии оценивания выразительного чтения.(приложение 1) (Приложение)Кто готов выступить? (Дети оценивают друг друга).
На листочках записываете оценки(самопроверка.)
-Кому принадлежит высказывание? (Николаю Васильевичу Гоголю)
А о каком времени года будем говорить узнаем из стихотворения.
Учитель читает стихи:
Кто догадался, о чем будем говорить? (Об осени)
Художники и поэты умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.
Какими красками изобразил художник осень? (Желтыми, зелеными, оранжевыми, голубыми). Какое настроение в картине? (спокойное)
Вывод: в мягких жёлтых, голубых и зёленых тонах, Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. Это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении. А на реке летом играет и купается деревенская детвора.
А каким увидел осень итальянский композитор Антонио Вивальди ?
- Это неслучайная музыка. Вы слушали отрывок из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди.
-Какое настроение возникло у вас после прослушивания? (Высказывания детей)
- Какое настроение у композитора?
- Что можно сказать о чувствах этих авторов к своей Родине?
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.
Откройте учебники стр.119. Прочитайте имя автора. И название стихотворения. С каким поэтом сегодня познакомимся?
Работа по группам.
Знакомятся с творчеством писателя. (приложение 2)
Выберите учебные задачи, которые вы поставите перед собой на этом уроке, используя опорные слова. (приложение 3)
С произведением какого жанра мы познакомимся сегодня? Какие знания нам понадобятся для этого?
Выберите признаки стихотворения из ряда предложенных . Раздать карточки.(приложение 4)
Прочитайте про себя стихотворение и выделите непонятные слова.
Проводит словарную работу .
Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).
Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть.
Нагрянул – пришел.
Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.
Багряный –ярко-красный
Златогривый -золотистый
Объясните значения слов. Как вы понимаете?
Включается аудиозапись.
Посмотрите на стихотворение.
Стр.119 . Что интересного вы заметили.
-Почему много восклицательных знаков предложений? (Читать надо с радостью)
Какое должно быть настроение? (Радостное)
-Какое время года изображает поэт? (осень). Найдите и прочитайте строчки, которые говорят об этом.
Какова Осень в представлении поэта – веселая или грустная ? (Радостная) Как вы догадались?
Солнечный блеск играет рекой., с рощей багряной, Солнце играет с россыпью ягод. Праздник нагрянул на златогривых конях.
Прочитайте последние 4 строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?
-Какие картины рисует автор? Что бы вы нарисовали на картине? Дайте словесное описание образу осень.
2. Где заключена главная мысль? Попробуйте сформулировать, предварительно посовещавшись в парах . ( бездне таится грусть октября…Совсем скоро попрощаемся красотой осени и настанет зима).
3.Какие признаки поэтического произведения используют поэты?
эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.
Сравнение - сравнение описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Олицетворение- предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
В парах ищут эпитеты , сравнение и олицетворение.(по вариантам)
1 вариант. Эпитеты - поднебесный, радостный, краткий, солнечный ,чудесный багряной,
на златогривых, небесной.
Сравнение - словно праздник.
2. вариант. Олицетворение - солнечный блеск играет рекой., с рощей багряной, нагрянул на конях
Прочитайте стихотворение так, как вы его понимаете
На стихи Николая Рубцова много сложено песен.
1 из группы выступает
Что особенно вас заинтересовало?
Что нового узнали на уроке?
С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Оцените себя.
Все ли успели?
Что осталось ? Д.З выучить стихотворение
Заполните таблицу.
Закончите предложение
Мне было тяжело…
– Хорошим ли был человеком поэт Н.М.Рубцов? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Кому понравился урок и он доволен своей работой на уроке – покажите зеленый сигнал, а кто считает, что он мог и лучше сегодня работать – покажите красный сигнал.
Выразительное чтение стихотворения
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
Правильная постановка логического ударения
не соблюдены 1-2 требования
допущены ошибки по 3 требованиям
Правильный выбор темпа
Соблюдение нужной интонации
Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец ушёл на фронт и погиб в 1941 .
В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом, где он окончил семь классов школы.
Будущий поэт учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, работал кочегаром на рыболовном судне.
Нес срочную службу на Северном флоте .
В августе 1962 Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве
Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.
Поэт погиб 19 января 1971
О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета.
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!
с автором литературного произведения
с новым произведением
2. Читать и
3. Высказывать и доказывать
Карточка 2 для парной работы.
Выберите характерные черты стихотворения.
1.Волшебство.
2.Рифма.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Образность.
6.Волшебные герои.
7.Ритм.
8.Эпитеты.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Ключевые слова
Стихотворение; рифма; ритм; эпитеты; олицетворение; сравнение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке дети познакомиться с жизнью и творчеством поэта Н. М. Рубцова;
1.Знакомство с произведениями Н.М. Рубцова происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Саши и Коли.
С: На каникулах мы с мамой посетили музей Николая Михайловича Рубцова.
К: А кто такой Николай Михайлович Рубцов, что ты о нём знаешь?
Первичное чтение стихотворения. Работа с толковым словарём со словами: Бездна, ода, кульминация, сени, нагрянул.
С: Как ты думаешь, о чём рассказывает Николай Михайлович в своём стихотворении?
К: Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихотворении – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что он уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с ее деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.
С: Стихотворение можно условно разделить на три части. Давай прочитаем каждую часть.
«Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
С: С чего начинается первая часть?
К: Первая часть начинается с краткой торжественной оды осени и продолжается описанием радостной картины погожих деревенских будней. Река, роща, ягодное изобилие, легко узнаваемые пушкинские оттенки золотого и багряного — это перечисление усиливает восхищение лирического героя. Повторы подготавливают читателя к кульминации: сравнению времени года с необыкновенным праздником. Возникающий здесь образ коней златогривых ассоциируется с волшебной сказкой. И здесь автор проявляет себя истинным наследником русской поэтической традиции.
С: А что такое ода?
К: Ода - это лирическое стихотворение, в котором выражается чувство восторга, вызванное каким-либо важным предметом.
С: А что такое кульминация?
К: Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
С: а что такое сени?
К: Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).
С: А что значит нагрянул?
К: Нагрянул значит пришёл.
С: В этом отрывке есть сравнение: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях.
К: Есть и олицетворение: солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.
С: Давай продолжим читать стихотворение. Чтение отрывка:
С: Чему посвящён этот отрывок?
К: Данный отрывок посвящен личным эмоциям лирического героя — радости и полному удовлетворению. Характерно, что здесь автор опять применяет испытанный прием повторения. Собачий лай, листва, животные и птицы — сначала перечисляются объекты созерцания, а потом настает очередь описания внутреннего мира героя, в котором отмечается полное отсутствие желаний, вызванное ощущением абсолютной гармонии.
С: Я нашла эпитеты: громкий лай.
К: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
К: а что такое бездна?
С: Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть.
К: В этом отрывке есть эпитет: ветер и грусть октября.
С: Знаешь, Коля, это стихотворение, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Поэт начинает стихотворение с краткой торжественной оды осени и продолжает описанием радостной картины погожих деревенских будней.
К: А если бы я был композитором, обязательно написала бы музыку к этому стихотворению.
Тренировочный тест.
Подберите синонимы к словам.
Подберите антонимы к словам.
Подберите синонимы к словам.
КРАТКИЙ – короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный.
ЖЕЛАТЬ – хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать.
Подберите антонимы к словам.
КРАТКИЙ – долгий, продолжительный.
РАДУЯСЬ – огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь.
Разбор типового контрольного задания
Дополните текст стихотворения
Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова стихотворения Николая Михайловича Рубцова.
На златогривых ______!
Радуюсь ______ лаю,
Листьям, корове, _____,
И _______ не желаю,
И ничего не ______!
Слова для вставки: конях, громкому, грачу, ничего, хочу.
Солнечный _____ твой чудесный
С нашей играет _____,
С _____играет багряной,
С россыпью ______в сенях,
Словно бы праздник ______
Слова для вставки: блеск, рекой, рощей, ягод, нагрянул.
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; развивать речь, мышление, память.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются -там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
— Прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).
— Выучите стихотворение. (Учащимся дается 1 мин.)
III. Проверка домашнего задания
(Заслушивают мини-сочинения о бабьем лете. Например: В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воздух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается лучшей порой осени.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова
— Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.
— Какие его произведения вам знакомы?
Что вы знаете об этом поэте?
(Чтение стихотворения на с. 119 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)
— Какое настроение у поэта? Почему в тексте так много восклицательных предложений?
— Подберите синонимы к словам.
КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)
НАСТУПИЛ- (настал).
ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).
— Подберите антонимы к словам.
КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).
РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).
— Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)
— Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
VI. Рефлексия
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о Николае Михайловиче Рубцове?
— Какое стихотворение читали? О чем оно?
— Какие выразительные средства использует автор?
Домашнее задание
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.
Читайте также: