Конспект урока гомер илиада 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Ход урока

Шлиман никогда не забывал мечту своей юности: найти и раскопать Трою. Мечта Шлимана вызвала насмешки учёных. В те времена считали, что рассказы о Трое – чистейший вымысел. Искать Трою так же бессмысленно, говорили они, как и дворцы богов на Олимпе.

Шлиман был талантливым человеком, он много читал и вот теперь, обладая миллионами, отправился на поиски гомеровской Трои. И нашёл её! Нашёл там, где она обозначается с тех пор на всех исторических картах.

Раскапывая большой холм в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгейского моря, Шлиман обнаружил разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. После раскопок Шлимана учёные тщательнее, чем прежде, стали изучать греческие мифы, поэмы Гомера, восстанавливая картину жизни греков в далёком прошлом.

4. Продолжение рассказа учителя истории:

Ежегодно под стенами Трои собирались купцы Эгейского и соседнего морей и вели здесь оживлённую торговлю. Греки называли Трою Илионом (т.е. крепость) и мечтали о захвате богатого города.

5. Групповая работа учащихся (в каждой группе 5-6 человек):

Группа, которая быстрее и качественнее решит познавательную задачу по истории, получает маленький портрет Гомера (по сумме таких портретов выставляются оценки в конце урока).

6. Самостоятельная работа учащихся в группах.

7. Работа с линией времени (макет линии времени получает каждая группа).

Группам раздаются карточки, на которых отпечатаны тексты с рассказами о причинах Троянской войны. Учащиеся должны быстро и качественно распознать миф и историческое событие, а также дать определение мифа, записав его на обороте соответствующей карточки.

Карточка № 1

Археологические раскопки показали, что греки начали заселять запад Малой Азии ещё в XV – XIV в.в. до н. э. Переселение в Малую Азию связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада всё дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки.

Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царём Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г. до н. э . Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян (греков), после чего для них наступили долгие годы упадка.

Карточка № 2

Парис был судьёй в споре трёх главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой.

Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора) Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев – царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на 10 году сражений была взята и разрушена Троя.

9. Групповая работа по развитию речи:

Вспомните и запишите одно крылатое выражение, пришедшее в русский язык из греческих мифов, дайте ему объяснение (нить Ариадны, яблоко раздора, ахиллесова пята, авгиевы конюшни, подвиг Геракла и др.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Урок литературы в 6 классе)

Образовательные:

закрепить знания о мифологии Древней Греции;

выявить мифологические черты в поэме;

определить, что в героической поэме является мифом, а что реальностью.

Развивающие:

развивать устную речь учащихся;

расширять кругозор учащихся.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к культуре Древней Греции;

воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация к уроку.

I . Проверка д/з (ответить на вопросы викторины).

1. Что такое миф?

2.Как называли в Древней Греции странствующих певцов, рассказывающих мифы?

3. Сколько подвигов совершил Геракл?

5. Какой подвиг Геракл совершил еще младенцем?

6. Какую одежду носил Геракл?

7. Геракл – бог, герой или смертный человек?

8. Напишите имя богини, преследующей Геракла.

9. Сколько голов было у гидры? (9)

10. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток)

11. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде)

12. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

II . Изучение нового материала.

Просмотр слайдов презентации с комментарием учителя.

Ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями.

О Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Итак, поэма Гомера – литературное произведение, но в ее основе – мифы Древней Греции.

Создание проблемной ситуации.

- Что же это за война? Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

- Сформулируйте ваши предположения.

Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героической поэме Гомера.

Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.

В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

В героических поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”.

Выступление 1 уч-ся

Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия.

Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.

- Так что же послужило действительной причиной Троянской войны?

Но вернемся к поэме Гомера.

В ней поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в ней отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.

Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.

В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая (со стороны греков)

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои.

Ахиллес (Ахилл) – самый сильный греческий юноша.

Выступление 2 уч-ся.

Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.

(Продолжение выступления) Но на десятый год войны Ахилл был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых”…Но одно место осталось уязвимым – пятка.

Троянцы были очень отважными воинами и только хитростью греки смогли завоевать Трою, с помощью деревянного коня.

Выступление 3 уч-ся.

III . Итог урока. Рефлексия.

Теперь, уже зная содержание поэмы Гомера, ее героев и их поступки, вы можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью.

(В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические.)

IV . Работа в парах.

У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.

Методическая разработка помогает закрепить знания о мифологии Древней Греции, знакомит учащихся с поэмой Гомера "Илиада".

ВложениеРазмер
gomer.docx 25.96 КБ
gomer1._iliada.pptx 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

(Урок литературы в 6 классе)

  1. развивать устную речь учащихся;
  2. расширять кругозор учащихся.
  1. воспитывать интерес к культуре Древней Греции;
  2. воспитывать чувство прекрасного.

1. Мультимедийная презентация к уроку.

I. Проверка д/з (ответить на вопросы викторины).

1. Что такое миф?

2.Как называли в Древней Греции странствующих певцов, рассказывающих мифы?

3. Сколько подвигов совершил Геракл?

5. Какой подвиг Геракл совершил еще младенцем?

6. Какую одежду носил Геракл?

7. Геракл – бог, герой или смертный человек?

8. Напишите имя богини, преследующей Геракла.

9. Сколько голов было у гидры? (9)

10. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток)

11. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде)

12. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

II. Изучение нового материала.

Просмотр слайдов презентации с комментарием учителя.

Ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями.

О Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Итак, поэма Гомера – литературное произведение, но в ее основе – мифы Древней Греции.

Создание проблемной ситуации.

- Что же это за война? Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

- Сформулируйте ваши предположения.

Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героической поэме Гомера.

Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.

В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

В героических поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”.

Выступление 1 уч-ся

Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия.

Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.

- Так что же послужило действительной причиной Троянской войны?

Но вернемся к поэме Гомера.

В ней поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в ней отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.

Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.

В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая (со стороны греков)

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои.

Ахиллес (Ахилл) – самый сильный греческий юноша.

Выступление 2 уч-ся.

Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.

( Продолжение выступления ) Но на десятый год войны Ахилл был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых”…Но одно место осталось уязвимым – пятка.

Троянцы были очень отважными воинами и только хитростью греки смогли завоевать Трою, с помощью деревянного коня.

Выступление 3 уч-ся.

III. Итог урока. Рефлексия.

Теперь, уже зная содержание поэмы Гомера, ее героев и их поступки, вы можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью.

(В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические.)

IV. Работа в парах.

У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.

-Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)

Сверьте ваши ответы по слайду.

- Какое впечатление осталось у вас после виртуального путешествия?

1. Прочитать несколько мифов Древней Греции (по выбору учеников).

2. Нарисовать иллюстрации к мифам (по желанию).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Троянская война и поэмы Гомера

Балканский полуостров Греция Ионическое море Средиземное море Эгейское море Малая Азия

В 70-е годы XIX в. немецкий археолог Генрих Шлиман провел раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города . Генрих Шлиман. Фотография. XIX в .

Мифологическая причина войны – похищение троянским царевичем Парисом греческой царевны Елены Прекрасной. Что является мифологической причиной Троянской войны?

Северные племена Греки После прибытия дорийцев в Грецию в 1100 г. до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения.

Как началась Троянская война?

Причина Троянской войны – переселение части греков на полуостров Малая Азия

В 1200 г. до н. э. греки-ахейцы под руководством Агамемнона осадили Трою.

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои

Ахиллес (Ахилл) – самый сильный греческий юноша.

Месть Ахилла. Поединок Ахиллеса с Гектором

Андромаха оплакивает Гектора

Жуковский Василий Андреевич Годы жизни: 29.01.1783 - 12.04.1852

Друг Ахиллеса, убитый троянским вождем. Вождь троянцев. Герой двух поэм Гомера, который придумал хитростью захватить Трою. Из-за чего начался спор между Герой, Афиной и Афродитой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "

Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками.


Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс.


Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"

Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей.

материал предназначен для классов , работающих по программе Кудиной и Новлянской.


Троянская война и поэма Гомера "Илиада"


Сказитель – рассказчик, исполнитель народных сказок и былин.

Эпическая поэма – поэма в стихах о героических событиях или жизни народа.

Ахилл – герой древнегреческой мифологии, один из военачальников в походе против Трои.

Одиссей – герой древнегреческой мифологии, царь Итаки, сын Лаэрта.

Агамемнон – царь Микен, предводитель ахейцев.

Троянский конь – в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с которым связан финал Троянской войны.

Ахиллесова пята – уязвимое место у героя Троянской войны Ахиллеса.

Сцилла и Харибда – так древние греки называли двух чудовищ, которые обитали по обеим сторонам Мессинского залива и нападали на моряков.

Сирена – в мифологии демоническое существо, верхняя часть тела у которого была женской, а нижняя — птичьей.

Циклоп – одноглазый великан.

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

2. Гомер. Гомерова Илиада, Пер. с др.-греч. Е. И. Кострова и А. И. Любжина. – М. : Р.Валент, 2019, 536 с.

3. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. – М. : Восточная литература, 1996, 328 с.

5. Тихонов А. А. Одиссея разума и разум Одиссея. Ульяновск : КТП, 2003, 166 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Точные данные о дате и месте рождения не известно. Наиболее вероятный период его жизни – VIII-IХ век до нашей эры. В то время Древняя Греция переживала свой расцвет. Со своими песнями Гомер путешествовал по городам. Темой его поэзии были былые свершения, великие войны и герои.

По словам великого философа Платона, духовным развитием Греция обязана именно Гомеру.

Эпическая поэма – объёмное произведение о героических событиях или о жизни народа.

Сюжет начинается с похода ахейцев (их ещё называют данайцами) – жителей одной из областей в Древней Греции – на богатый город Илион (Трою), которым правил царь Приам. Ахейцами руководил царь Агамемнон, а самым главным воином у него был Ахилл (ещё его называют Ахиллес).

Троянским войском руководил принц Гектор, отважный воин, которому не было равных, и только Ахиллес превосходил его силой.

Согласно мифу, причиной войны стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая.

Оружие Одиссея – не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Гомер также подчёркивает, как сильно его герой тоскует по родной Итаке, где его ждут верная жена Пенелопа и сын Телемах.

• в гостях у Алкиноя, царя народа богатых мореходов;

• приключения на острове циклопов;

• встреча с сиренами в море;

• плавание между двух чудовищ Сциллой и Харибдой;

• возвращение на Итаку;

• расправа с женихами Пенелопы.

Теоретический материал для углублённого изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивание элементов.

Подчеркните верный ответ.

Варианты: исторический роман, эпическая поэма, сказка, баллада, рассказ.

Нужно проанализировать пройденный материал, вспомнить один из вопросов по теме, который обсуждался на уроке и сопоставить этот факт со своими имеющимися знаниями по литературе и истории. Такие жанры как рассказ и исторический роман возникли в более позднее время. Баллада, сказка и исторический роман тоже не подходят для произведений Гомера.

Правильный ответ: эпическая поэма.

Восстановление последовательности элементов

Правильный ответ: приют у Алкиноя, царя мореходов; на острове циклопов; встреча с сиренами в море; между Сциллой и Харибдой; возвращение на Итаку; расправа с женихами Пенелопы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

актуализировать, расширить и закрепить знания уч-ся о мифах как жанре литературы, мифологическом времени

содействовать знакомству с произведениями античной мифологии и их реализацией в авторских текстах

показать, как в произведениях Гомера отразились быт, нравы и верования древних греков

формировать представление о средствах изображения героев и богов в поэме

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

развивать долговременную память в процессе деятельности

развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации

Анализ работ прошлого урока

Анализ работ прошлого урока + ведение тетрадей

Выставляют отметки в дневник, задают возможные вопросы (повторяющиеся ответы)

Актуализация имеющихся знаний

Инструктаж по повторению теории (миф, мифологема, античная мифология)

В парах проводят взаимоопрос, выделяют наиболее сложный термин

Контроль домашнего задания

Дайте определение эпосу и эпопее

Отвечают, пользуясь записями в тетради

Эпос (от греческого речь, рассказ) – один из литературных родов, в котором читатель воспринимает художественный мир произведения как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение об изображаемых событиях и лицах; основная форма организации художественной речи – повествование.

Эпопея (от греческого собрание песен, сказаний) – героическое повествование в стихотворной (реже прозаической) форме о деяниях народных героев.

Царь поэтов – Гомер (Данте)

Описываются события 10-года Троянской войны, когда герой Ахиллес, обиженный верховным вождем Агамемноном, отказался принимать участие в сражениях. Греки терпят поражение, троянцы жгут их корабли, лишая греков последней возможности вернуться на родину. Не выдержав этого, лучший друг Ахилла Патрокл вступает в битву. Доспехи Ахилла на некоторое время обманывают троянцев, он в ужасе отступают. Но в поединке с лучшим троянским воином Гектором Патрокл погибает – эта утрата заставляет Ахилла позабыть о своей обиде, он мстит за друга, убивает Гектора, долго глумится над его телом. Мольбы отца Гектора царя Приама заставляют его остановиться.

Слушают лекционный мат-л, выписывают основные моменты

Работа с непонятными словами

Запишите слова, определите их значение

сего человека – этого

влачимых – влекомых, волочить

алчные – корыстные, жестокие

смоковница – дерево семейства тутовых, винная ягода

ясень – дерево с перистыми листьями и тяжелой древесиной

одр – ложе, постель.

Инструктаж по групповой работе

Работают в парах по партам (на каждом ряду по 5 групп-пар)

1 группа Приам (старец, горестный глас, жалобно простирает руки, старец злосчастный, Серебристые волосы)

- Каким вы увидели Приама? Почему использованы в его изображении такие средства?

2 группа Ахиллес

- Какие средства использует Гомер, чтобы показать данного героя? Почему летел, словно звезда?

грозен, как бог Эниалий, сверкающий шлемом по сече

медь блистала, будто огнь, распылавшийся, будто восходящее солнце

А благородный, любимец богов

3 группа Гектор

любезный, возлюбленный сын Приама

ждал, словно дракон из пещеры ждет человека, трав ядовитых нажравшись и черной наполняся злобой

Читайте также: