Конспект занятия теневой театр в старшей группе

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Образовательные : углубить театрально-игровой опыт за счет освоения теневого театра; умение показывать самостоятельно теневой театр .

Развивающие: развивать зрительное внимание детей, упражнять в распозновании силуэтных изображений животных; умение позиции зрителя артиста.

Воспитательные: воспитывать интерес к театрализации, умение сопереживать персонажам.

Предметно - пространственная среда: ширма, плоскостные фигуры: мышонок, мама-мышка, свинья, лошадь, щука, курица, жаба, кошка; декорации: кроватка.

Предварительная работа:

2. Наблюдение за поведением мышки; рассматривание и обсуждение характерных особенностей мышки, ее внешнего вида;

3. Чтение сказок, где одним из главных персонажей является мышь;

4. Знакомство с теневым театром и приемами вождения фигур;

6. Работа над мимикой, пантомимикой, интонацией.

Ход развлечения:

1. Организационный момент.

В руках у воспитателя красивая коробочка внутри игрушки по сюжету сказки.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какая красивая у меня коробочка. Она не простая, а волшебная. Как вы думаете, что в ней? (ответы детей). А может сказка?

Сказка спряталась в загадку.

Ну, попробуй, отгадать.

Если верной будет отгадка

Сказка к нам придёт опять!

(воспитатель начинает загадывать загадки).

1. Серая, пугливая, внешне даже милая, любит зёрнышки и крошки, но не дружит она с кошкой! (Мышка)

2. Маленький шарик под шкафом шарит. Под полом таится, кошки боится. (Мышонок).

3. Летом в болоте вы её найдёте. Зелёная квакушка, кто это? (Лягушка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Спереди пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, а на ней щетинка. (Свинка).

6. Мягкие лапки, а в лапках – цап – царапки. Молоко пьёт, песенки поёт. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

8. Как на речку прилетает, сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку. Вы узнали? Это . (Утка)

Ведущий: Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка!

Ведущий: Тише, тише, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Сказка спряталась пока!

2. Основная часть.

Ведущий: Сказка здесь уже, друзья.

А сейчас, детки, тихо посидите,

Да сказку про глупого мышонка посмотрите.

Она может и мала, но про важные дела.

Мы расскажем про мышонка –

Про капризного ребёнка.

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. (начинаю петь как колыбельную песню)
Отвечает ей мышонок: (капризным голосом)
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать: (появляется утка)
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.

(Утка подходит к колыбельной, мышка уходит)
Стала петь мышонку утка: (громко)
- Кря-кря-кря, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать: (появляетя жаба)
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

(Жаба подходит к колыбельной, мышка уходит)
Стала жаба важно квакать: (громким и важным голосом)
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать: (появляется лошадь)
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.

(Лошадь подходит к колыбельной, мышка уходит)
- И-го-го! - поет лошадка. (громким голосом)
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать: (появляется свинья)
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
(Свинья подходит к колыбельной, мышка уходит)

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать: (грубым голосом)
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать. (появляется курица)
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

(Курица подходит к колыбельной, мышка уходит)
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать: (появляется щука)
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
(Щука подходит к колыбельной, мышка уходит)
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать: (появляется кошка)
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:

(Кошка подходит к колыбельной и ласково начинает петь, мышка уходит)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок: (капризным голосом)
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.

3. Заключительная часть.

- Вам понравилась сказка?

- Ребята, давайте ещё раз и вспомним, кого из нянек звала Мышка-мама.

( утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку).

- Как вы думаете, куда он делся? (мышонка утащила кошка).

- Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал. Что же произошло дальше, как вы думаете? (Мышка-мама и все няньки пошли искать мышонка, он успел убежать от кошки и вернулся домой).

- Ребята, хотите сами показать сказку?

Цель: познакомить с новым видом театра – теневым.

• развивать артистизм, коммуникацию

• воспитание у детей гуманных чувств (сострадания, сопереживания)

• закрепление имеющихся у детей знаний о виде театра теней

• прививать интерес к театрализованной деятельности

• развивать внимание, память, воображение и умение самостоятельно решать проблемные ситуации

• формировать умение детей творчески перевоплощаться.

Оборудование: ширма, театр теней, фильмоскоп, билеты.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу, садятся полукругом.

Воспитатель: А куда мы с вами отправимся - догадайтесь сами. Там есть афиша, сцена, актеры и зрители. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр. А вы знаете, что театры бывают разные? В одном из них мы побываем с вами сегодня.

Показ демонстрационного материала теневого театра.

Воспитатель: Для того чтобы попасть в театр, нужно приобрести билеты, а билеты получим в том случае, если отгадаем все загадки:

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии —. (актёр)

Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актёров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижер,

Но зовётся —. (режиссёр)

Спектакль на славу удался

И публика довольна вся!

Художнику особые овации

За красочные. (декорации)

То царём, а то шутом,

Нищим или королём

Стать поможет, например,

Театральный… (костюмер)

Коль спектакль завершился –

Всем актёрам, в благодарность,

(аплодисменты)

Если кто-то дал вам в дар

Это значит – одарил

Вас таким подарком.

С ней бесплатным предстоит

Иль театра, иль кино -

Тут подвоха вовсе нет -

Дан вам в дар входной.

И актрисе, и актёру,

(Будь обычный он, иль мим)

Очень внешность изменяет

Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…

Если длинный вдруг спектакль –

Есть антракт в нём непременно.

Чтобы сцену освещать

Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко –

Гардероб есть. Или проще –…

Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья –

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Итак, мы с вами попали в теневой театр.

А теперь немного истории возникновения теневого театра. Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

Актерами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актеры - люди.

Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчетлива.

Важный момент для теневого театра - установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться между источником света и экраном. Зрители должны сидеть с другой стороны, на некотором расстоянии от теневого театра.

Воспитатель: И так ребята, кто в театре показывает спектакль?

Воспитатель: А кто смотрит спектакль? (значит, вы зрители)

- Как зрители приглашают актеров на сцену? (аплодисментами).

- Представление начинается, желаю вам приятного просмотра.

Воспитатель: Ну, вот спектакль и закончился. Да, непростая история произошла с Катей и Толиком. Ребята, как вы считаете, почему Катя заплакала? Ведь мама не ругала ее, а даже угостила конфетой? (ответы детей)

- А вам тоже жалко Толика? А почему (ответы детей)

- Как вы думаете, он виноват? - Разве настоящие друзья так поступают?

- Как бы вы поступили на месте Кати? (ответы детей)

- Как бы вы поступили в этой ситуации? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать актерами теневого театра? Тогда давайте пройдем за кулисы. Знакомство с теневым театром (оборудование, показ кукловождения). Оборудованием теневого театра являются силуэты кукол, вырезанные из черного картона. Ну, вот вы и познакомились с кукловождением теневого театра. А вы хотите показать спектакль?

Воспитатель: Давайте еще раз вернемся к истории Кати и Толика и придумаем счастливый конец. Давайте его покажем?

Повторный показ спектакля детьми.

Автор: Ермилина Ирина Андреевна

Организация: ГБОУ Школа №1353

Населенный пункт: г. Москва

Цель: формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,

  • познакомить с новым видом театра – теневым.
  • воспитывать у детей гуманные чувства (сострадания, сопереживания)
  • прививать интерес к театрализованной деятельности
  • развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации
  • изготавливать атрибуты для теневого театра, вырезать фигуры по шаблону, закреплять умение пользоваться ножницами, убирать рабочее место.

Материалы: силуэты домиков из картона, картон черного цвета, ножницы, палочки для сока, клейкая лента шириной 1,5 см.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу, садятся полукругом.

Воспитатель: А куда мы с вами отправимся - догадайтесь сами.

Загадки о театре.

Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На.

Ответ- на с цене

Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет.

Там есть афиша, сцена, актеры и зрители. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр.

Речь в записи: здравствуйте, ребята! Я тень.

Воспитатель: Давайте поздороваемся, ведь воспитанные люди всегда отвечают на эти слова.

Воспитатель; Уважаемая тень, но мы не видим тебя! Покажись!

Включаем теневой театр. Показываем шаблон театральной маски.

Приглашаем детей за ширму и знакомим с особенностями, атрибутами и устройством теневого театра.

Воспитатель: Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет (рама) для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!

Следующий шаг – освещение. Подойдет обычный налобный фонарик с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.

И, наконец, самое главное – куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!

Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана – можем начинать представление.

Воспитатель: предлагаю вам приобрести билеты на спектакль и занять места в зрительном зале.

Дети получают билеты в билетной кассе и садятся на стульчики.

Слова тени в записи: правила поведения в театре.

Воспитатель: Что же делать? У Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа нет домиков. Надо помочь, ребята.

Садимся за столы. Вырезаем домики по контуру, прикрепляем палочки на скотч. Убираем рабочее место.

Спектакль продолжается до конца.

2.С. Игнатова, Н.Илларионова Театр теней своими руками. Изд-во Айрис-Пресс, 2008

3. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова Теневой театр в детском саду. Изд-во: ИД Цветной мир, 2018











№ 1520 Конспект НОД "Волшебный мир теневого театра: показ сказки "Теремок""

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конспект НОД по развитию речи в

средней группе на

Составила : Рамазанова А.Ш

Проверила : зам.зав.С.Я.Дядя

Цель: Формирование творческой личности посредством театральной деятельности.

Задачи:

  • Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания.
  • Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учиться сопереживать и понимать героев сказки.
  • Развивать внимание, воображение, память, творческие способности.

Планируемые результаты: Формировать основы развития связной речи;сочетать в роли движения и текст, развивать чувства партнерства.

Виды деятельности: театрализованная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Материал: Ширма, фигуры теневого театра, прожектор, маски героев сказки. .

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид деятельности детского творчества.

Театральные игры являются важнейшим фактором стимулирующим развитие у детей связной речи.

Ход занятия:

В.: Тише детки проходите!

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем и покажем.

В.: Ой, ребята, а кто же это может быть?

---Здравствуйте, Вам посылка, примите.

В.: спасибо, до свидания. Ребята от кого же эта посылка?

От бабушки – сказочницы. Что же там может быть? (достаю)

Ребята, это герои сказки. Обратите внимания на этих героев, что в них не обычного. А почему они черного цвета, как вы думаете?

В.: Ребята, этих героев используют в особом театре, который называется ТЕНЕВЫМ. При помощи специального освещения наши герои оживают за ширмой. (. )

Наш весёлый теремок, он не низок не высок

В нем лягушка прыг да прыг

И лисичка ходит тихо

А волчок тянет носок

Наш зайчишка скок до скок,

Мышка же с платочком пляшет,

А медведь закрыл замок, сторожит он теремок.

(Начало сказки)

Автор: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась спрашивает.

Мышка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Автор: Никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Вот по полю лягушка-квакушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я Лягушка-квакушка. По кочкам скакала случайно ваш домик увидала.

Мышка: Иди ко мне жить.

Автор: Стали жить они вместе.

Бежит мимо Зайчик-побегайчик. Увидел теремок, постучал и спрашивает.

Заяц: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка. А ты кто?

Заяц: Я Зайчик-побегайчик. К вам бежал издалека по лесной дорожке.

Лягушка: Иди к нам жить.

Автор: И стали они жить вместе. Идет мимо Лисичка-сестричка.

Постучала в дверь и спрашивает.

Лиса: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка. А ты кто?

Лиса: Я Лисичка-сестричка.

Заяц: Ступай к нам жить.

Автор: И стали они жить вместе.

Прибежал Волк - зубами щелк и спрашивает.

Волк: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка.

Лиса: Я Лисичка-сестричка.А ты кто?

Волк: А я Волк–зубами щелк.

Лиса: Иди к нам жить.

Автор: Стали они жить вместе.

В тереме живут, песенки поют.

Вдруг идет мимо Медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел.

Медведь: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка.

Лиса: Я Лисичка-сестричка.

Волк: Я Волк–зубами щелк.А ты кто?

Медведь: А я Медведь косолапый.

Волк: Иди к нам жить.

Автор: Медведь лез- лез, лез-лез, ни как влезть в теремок не может и говорит.

Медведь: Я лучше на крыше жить буду!

Медведь: Простите меня звери, давайте новый теремок построим. В котором всем места хватит.

Читайте также: