Первые русские оперы м глинка конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Опера М.И. Глинки (1804-1857) "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,

эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя" , в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи".

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III . Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Формировать потребность в общении с музыкой.

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

Портрет композитора: М.Глинки.

Организационный момент.

Тема урока: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Запись на доске:

КЛАССИЧЕСКИЙ – выдающийся, образцовый.

Работа по теме урока.

В далёкие времена на Руси существовали только народные произведения. Это трудовые и хороводные песни, былины, песни шуточные и плясовые.

В X веке в Русское государство из Византии приходит церковное хоровое пение.

К XVIII начинает создаваться светская музыка. Появляются первые оперы. Балеты, произведения для скрипки и фортепиано. Они исполнялись в музыкальных театрах.

Темы опер и балетов были самыми разными – героическими, лирическими, шуточными.

Первым композитором, поднявшим русскую музыку на мировой уровень, был Михаил Иванович Глинка.

Детство композитора прошло в деревне, где он часто слышал народные песни. Затем в Санкт-Петербурге Глинка обучался мастерству композиции. Не прошли бесследно и годы его путешествия по Италии – родине оперы.

Как развивалось музыкальное искусство в России?

Вокально-хоровая работа.

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18— начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки.

Классика, классический. Мы часто слышим эти слова. А знаете ли вы, что они обозначают? Иногда ребята заблуждаются, считая что классический - это обычный, рядовой. Как раз наоборот!

Вы уже поняли: слово это обозначает лучшее из всего, что создали люди. Классические произведения искусства – это те, на которые мы равняемся, слушая новую музыку или рассматривая новую картину. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура остались с нами, сохранились, пережили века потому, что они являются шедеврами. Кроме того, классические произведения искусства не устаревают потому, что они рассказывают нам о самом важном в жизни людей, в какие бы времена они не жили.

В истории даже есть эпоха, названная эпохой классицизма. Назвали её так не только благодаря удивительным произведениям искусства, появившимся в это время, но и вследствие стремления авторов (композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и поэтов, драматургов) создавать новые творения, равняясь на лучшие образцы прошлого.

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе.

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия.

Ключевые слова

М.И. Глинка, композитор-классик, форма рондо, вариации, романс, классическая музыка, кантилена, выразительность, опера.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем отличительные черты русского романса;

научимся некоторым приёмам инструментального музицирования;

сможем планировать собственные действия во время исполнения музыки.

Основное содержание урока

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе. Как правило, романсы пишут для голоса в сопровождении инструмента (например, фортепиано или гитары).

Вариации - это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её изменяющихся повторений.

Давайте послушаем и вторую тему. Каков её характер? Какую картину нам передаёт музыка? Попробуйте представить и изобразить, на каком народном музыкальном инструменте можно было бы сыграть её? По характеру эта плясовая мелодия быстрая, стремительная, веселая. Мы как будто попадаем на праздник, где под звучание балалаек царит всеобщее веселье. Вариации затрагивают не тему, а только подголоски, это придаёт музыке затейливость и разнообразие.

Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, драме, а также к кантате, оратории, сюите и к кинофильмам.

Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

Ария - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

  1. Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля. На творчество Глинки стали равняться другие композиторы. Ведь он создал удивительные, прекрасные музыкальные произведения. О такой музыке говорят, что она классическая, то есть образцовая, совершенная, превосходная.

Михаил Иванович Глинка создал лучшие образцы музыки на все времена, начал классический период в истории русской музыки.

Разбор типового тренировочного задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

Планируемый результат:

Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

Привитие любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

Средства обучения:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационные источники:

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки.

Вспомним что такое опера - Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

-Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

- кто является композитором

- Внимание на экран , кого вы там видите?

- Знаком ли он вам?

- это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.

Первичное усвоение новых знаний

(4 сл) Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, и принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее "Жизнь за царя".

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.

"Куда ты ведешь нас. не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует.
Веди ж нас, - так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!

Ты взойдёшь, моя заря,
Над миром свет прольешь
Последний раз взойдешь
Лучом приветным горя.

Господь в нужде моей,
Ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Тяжка моя печаль!
закралась в грудь тоска,
Легла на сердце скорбь.
Мне тяжко умирать
Но долг мой чист и свят!

- А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) (на слайде)

-Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью)

Итак. Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.. видео

Чуют правду!
Смерть близка.
Мне не страшна она --
Свой долг исполнил я.
Прими мой прах, мать земля!

Какие чувства передает музыка? Какими красками наделяет М.Глинка саму арию? Возьмем наши диаграммы

Музыка этой сцены с большой тонкостью передаёт разнообразные чувства героя, мельчайшие движения его души.

К кому обращается герой? В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей. И еще одно важное обращение? (Слушание фрагмента)

К Богу, выстоять в последнюю минуту, не упасть на колени. Стойко принять мучения.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа героя?

спокойны, ровный ритм

Плавный характер звуковедения

А главное средство музыкальной выразительности? Мелодия. Красивая. Выразительная, напоминающая русскую песню.

Поем - ты показываешь «Ты взойдешь моя заря и т. д. ( 2 -е фразы),

затем работа с детьми внимание на напевность, распевы, спокойное дыхание, допевание длинных звуков.

Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и дорогие сердцу образы. Он вспоминает недавнее счастье в кругу любимой семьи. В этой музыке такая трагедийная сила, страстность, что кажется - большее напряжение чувств уже невозможно.

Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.

Торжество, ликование. Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа

Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.

А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу?

Да, здесь Русь в каждом звуке. Можно ли с уверенностью можно сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?

Да, его подвиг живёт в сердцах уже почти четыре столетия, вдохновляя музыкантов, поэтов, художников, скульпторов.

А теперь перед вами лежат листы с тремя звездочками (Большая, средняя и маленькая.) и три цветных карандаша. 1-Синий – означает гордость за героя. 2 красный – переживание, страх. 3 зеленый – безразличие. Вы должны разукрасить три звезочки разными цветами. Что больше всего вы испытали на уроке – большая звездочка. Средняя – среднее впечатление.

Читайте также: