Конспект занятия сурский рубеж в старшей группе

Обновлено: 29.04.2024

Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная).

  • Расширить знания детей об истории и значении чувашского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей республике; самостоятельную личность, способность к сотрудничеству и принятию решения;
  • Воспитывать у детей качества необходимые будущему гражданину своей Родины, чувство взаимопомощи, находчивость, умение сплоченно действовать;
  • Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, вызывающих у них эмоциональное переживание.

Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов на военную тематику, рассматривание фотографий и иллюстраций, альбомов.

Словарная работа: День Победы, фашизм, предки, оборонительный рубеж.

Первая часть – познавательная деятельность

Воспитатель: – Ребята, в этот год наша страна празднует 75-тие Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 года – День Победы над фашисткой Германией (слайды 2, 3). И для нашей небольшой республики этот год значим, ровно 80 лет назад обычные жители Чувашии совершили незабытый подвиг – через территорию нашей республики проходило строительство оборонительных рубежей.

Воспитатель: – Ребята, а что такое оборонительный рубеж, знаете? (Ответы детей: защита, оборона, укрепление.)

Воспитатель: – Правильно ребята, оборонительные рубежи – это определенный участок местности, для успешной защиты от противника. Их строили специально, для того чтобы враги не прошли дальше, вглубь нашей страны, не смогли ее захватить.

(Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов.)

В начале войны наша страна несла огромные потери, погибало много людей. Фашистские войска все дальше и дальше продвигались вперед – к Москве (слайд 4). И для того чтобы задержать, остановить противника на всей территории нашей Родины стали строить оборонительные рубежи.

Условия в те времена были ужасные. Строительство началось поздней осенью, когда было холодно, грязно и сыро, людям не хватало инструментов, им приходилось рыть замерзающую землю руками.

Катастрофически не хватало тёплой одежды и обуви. Людям не хватало жилья, им приходилось строить и жить в землянках (слайд 7), а также в холодных бараках и шалашах. Еда была однообразная, бывало и вовсе не было (слайды 8, 9).

Рабочих разделяли на бригады по 50 человек, за каждой был закреплен определенный участок и вид работы, которую они должны были выполнить (слайд 10).

Различные бригады возводили проволочные заграждения (слайд 11), разрушали дороги и мосты (слайды 12, 13), копали противотанковые рвы и ставили противотанковые ежи (слайд 14), строили убежища (слайд 15) и многое другое.

Техника тогда была редкостью, поэтому почти все работы везде шли вручную. Медицинская помощь в то время не оказывалась.

Несмотря на всё, люди отдавали себя полностью работе, они помнили о своих близких на фронте, о своей Родине. Сурский и Казанский оборонительные рубежи на территории Чувашии были выполнены в установленные сроки. Строительство Сурского рубежа было закончено за 45 дней, 21 января 1942 года, Казанского – 25 января 1942 года. Среди бригад были и такие, которые закончили свою работу досрочно.

В Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики 4 мая 2010 года труженикам тыла был поставлен обелиск в честь Казанско-Сурского оборонительных рубежей (слайд 16).

Вторая часть – игровая деятельность

Каждой команде необходимо собрать посылку для строителей оборонительных рубежей. Из предложенных предметов, изображенных на карточках, выбрать те (правильные), которые были так необходимы людям в то время (например, спички, кроссовки, теплая обувь, фуфайка, телефон, бинты, чупа-чупс, хлеб, шерстяные носки, варежки, джинсы…)

( В гости он к дровам явился:

- Я пришёл к вам по делам.

Над поленом наклонился –

И полено пополам (топор).

( Грызть дрова - простое дело:

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я? . (пила)

Землю взрыхляет (лопата).

( Палкой железной был сделан пролом…

(Одной рукою не поднять.

Двумя? И то не каждый!

И ей не надо ударять

в одно и то же . дважды (кувалда).

( На селе у нас она

То песок, то чернозем

В кузовке ее везём…

А за нами с дружным лаем

С ней от них мы убегаем

На одном колесике (тачка).

Воспитатель: – Техники было катастрофически мало, но все же она помогала людям. Ребята, а узнать вам о ней поможет следующее задание.

Каждой команде необходимо собрать паззл с изображением трактора (Гусеничного, колесного.)

Воспитатель: – Для того, чтобы задержать вражеские войска, людям приходилось подрывать мосты и дороги. Для вас ребята следующее задание.

Воспитатель: – Люди обмораживали себе руки и ноги, из-за тяжелой работы получали различные травмы. Девушки-санитарки оказывали помощь нуждающимся людям.

Воспитатель: – Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

- Ребята, расскажите, что нового и интересного вы узнали. Какое чувство вы испытывали, когда услышали историю строительства оборонительных рубежей, почему? Какие задания вам показались легкими, а какие тяжелыми.

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;

Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

Развивающие: активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны.

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.

Воспитывать уважение к труженикам тыла.

Ход занятия:

Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? В прошлом году в нашей стране отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В этом 2021 году будет круглая дата: восемьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?

II. Основная часть.

Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.

С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.

В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.


Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.

Воспитатель: Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? ( ответы детей: окопы). Что они строили? ( ответы детей: землянки, командные пункты). Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: лопату, лом, кирку).

К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию).

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы!


Подвиг деда Мой дед по отцу Данил Ефремович Пивцайкин ушёл на фронт в июле 1941 года. Ему было 29 лет. Дома остались жена Прасковья и четверо детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Воспитатели Иванова О.В., Афанасьева Н.Д.I квалификационной категории

Ведущая образовательная область:

Цель данного занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности, уважения к памяти строителей Сурского и Казанскогооборонительного рубежей.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Актуализировать знания детей о трудовом подвиге жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.Закрепить умение составлять из букв слово, ориентироваться в пространстве.

Развивающие задачи:

развивать умение внимательно слушать; развивать способность анализировать, обобщать; развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление; закреплять умение работать в команде; закреплять умение правильно предлагать помощь по алгоритму. поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать гордость и уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей.
Воспитывать навыки активного сотрудничества.

При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

Предварительная работа:

Словарная работа:

Активизировать в речи слова: строительство, лопата, лом, кирка; окопы, блиндаж, выражения оборонительный рубеж, трудовой подвиг.

Индивидуальная работа:

Учить отвечать на вопросы полным предложением;

Воспитывать культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми; воспитывать способность сопереживать.

Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение найти пароль для открытия электронного письма.

Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (расшифровка письма невидимыми чернилами). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, собирают буквы, ориентируются по карте, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы получить все буквы и составить слово, чтобы открыть электронное письмо. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация (составить слово) и предлагается детям самостоятельно найти выход. Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится новая проблема.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Оборудование: ноутбук, экран телевизора, конверты с заданиями, игра, синий скотч для дорожки, письмо написано свечой, акварельные краски, 3 кисточки, 3 непроливайки с водой, карта, картинка блиндажа, мягкие модули, шифровки на каждого ребёнка, буквы.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Давайте возьмемся за руки и пожелаем успеха друг другу.

Мы построим с вами дом (строимся в круг)

Будем жить мы с вами в нем

Двери все закрыли (взялись за руки)

Двери все открыли (руки отпустили)

И друг другу пожелаем: (руки вперед в круг)

Быть успешным (показываем указательный палец)

Быть здоровым (показываем средний палец)

Смелым, ловким и умелым (показываем безымянный палец)

Мы ребята просто класс! (руки в кулак показываем большой палец)

Воспитатель на ноутбуке проверяет электронную почту, не может открыть письмо.

Воспитатель: Ребята наше письмо защищено паролем и есть инструкция, как открыть письмо. Прочитаем? (Ответ детей)

Двигаемся по синей дорожке к первому заданию, там конверт с заданием. Дети открывают письмо, а там ничего нет. (Письмо написано свечой) (дети делятся на 3 команды и выполняют задание)

Воспитатель: Письмо зашифровано. Как прочитать? Смотрите на столе стоят акварельные краски, кисточка, непроливайка с водой они помогут нам узнать, что в письме.

Воспитатель: что было зашифровано в письме? (В письме зашифрованы лом, кирка и лопата). Где использовали эти орудия труда? (Ответ детей при строительстве оборонительного рубежа). Молодцы вы справились с заданием, и получаете первую букву П.

Воспитатель: следующее задание вы найдете, если сориентируетесь по плану (двигаются до музыкального зала).

Воспитатель: вы быстро справились с заданием и получаете букву О.

Воспитатель показывает картинку блиндажа. Ребята, что изображено, на картинке? (Ответ детей) Что такое блиндаж? (ответ детей). Следующее задание построить блиндаж, для этого вы разделитесь на 2 команды. Добегаете до модулей, берет по одному модулю, и бежите обратно передаете эстафету другому участнику, когда все принесут модули, вы строите блиндаж.

Воспитатель: Молодцы! Вы получаете букву Д. Пока вы, строители блиндажи мне передали шифровку. Поможете расшифровывать? (Дети делятся на команды и с помощью азбуки Морзе узнают слова ПОБЕДА и ЗВЕЗДА)

Воспитатель: вы расшифровали все правильно и получаете букву В. Устали? Предлагаю нам отдохнуть.

Для чего нужно было строить оборонительные рубежи?

Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей?

Что рыли строители оборонительных рубежей?

Кто участвовал в строительстве оборонительных рубежей?

Что рыли строители оборонительных рубежей?

Молодцы вы ответили на все вопросы, и получаете букву И. Отдохнули? Нам нужно пройти полосу препятствия, и мы доберемся до следующего задания. Проходят полосу препятствий. (Полоса препятствий: перепрыгнуть через обручи - проползти через туннель - пройти между конусами змейкой – пройти по следам). Вот мы и на месте! (На столе лежит конверт). Нужно решить две задачи и вписать по порядку полученные ответы. Первая задача: пять ребят в футбол играли. Одного домой забрал. Он в окно глядит, считает сколько их теперь играет? (4) в снег упал Антошка, а за ним Иринка. А за ней Сережка, а за ним Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5) какая цифра получилась? 45 правильно, ребята 45 дней шло строительство Сурского оборонительного рубежа. Вы получаете букву Г.

Буквы у нас собраны , какое у нас слово получилось? (Дети собирают слово ПОДВИГ) воспитатель вводит пароль, папка открывается. Ребята, кто знает, что означает слово подвиг? (ответ детей)

Цели: Воспитание уважения к истории своей страны, своего народа, формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Задачи: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны. Дать представление о том, какой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Содержимое публикации

Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы

посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Цели: Воспитание уважения к истории своей страны, своего народа, формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны. Дать представление о том, какой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Оборудование: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), слайды о подвигах чувашского народа в военные годы, фонограммы военных песен.

Ход занятия.

На экране включена электронная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Дети заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Воспитатель: Станем рядышком по кругу,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну. Послушайте и скажите мне, какие звуки раздаются с улицы ? (Ответы детей: птицы поют, машина проехала, люди разговаривают, ветер листьями на деревьях шуршит….,)

Воспитатель: Правильно, мы с улицы слышим хорошие, мирные звуки. Много лет назад был такой же, как сейчас теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. Вот какие звуки раздавались со всех сторон. (Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки). Понравились вам эти звуки войны? (Ответы детей). Какие звуки вы хотели бы слышать каждый день? Почему вам не понравились звуки войны? (Ответы детей).

Воспитатель: ( Беседа с использованием презентации.)

80 лет назад, 22 июня 1941 года началась война – ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА. Ребята, как вы думаете, почему эту войну называют великой войной? (Ответы детей)

(Слайд 2) Фашистская Германия хотела захватить нашу страну, наши земли и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали пришли на заводы, где до войны работали их мужья. Война была тяжелым испытанием для всего народа. Все, кто остался в тылу, помогали нашим воинам: изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки для солдат.

(Слайд 3) : Ребята, наши солдаты не смогли бы победить, если бы им не помогали люди, которые находились в тылу. Тыл – эта та часть страны, где не велись военные действия, это территория, где работали заводы и фабрики. День и ночь рабочие делали снаряды и технику для армии; в госпиталях врачи и медсестры лечили раненых. А на полях выращивали урожай для фронта колхозники. Этих людей называли труженики тыла. Очень много детей помогало работникам сельского хозяйства, ведь необходимо было снабжать нашу армию и страну хлебом и продуктами питания.

(Слайд 4) Каждый житель нашей страны ковал Победу: кто-то на фронте, а кто-то в тылу. На территории Чувашии не велись фронтовые сражения, но здесь шла битва в тылу. Все жители вносили свой вклад в Победу: продовольствием, обмундированием, отдавали деньги на строительство военной техники. Давайте и мы почувствуем себя такими помощниками и соберём посылку на фронт. В посылку нужно положить только те вещи, которые необходимы солдату. (Дети собирают посылку на фронт)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какими людьми были труженики тыла? ( Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества – добрый, храбрый, отважный…)

(Слайд 5) Чтобы защитить Родину от врагов в нашей Республике Чувашия было организовано строительство оборонительных рубежей: На случай, если немцы пойдут в глубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать войска противников. Ребята, как вы думаете, что такое оборонительный рубеж? (Ответы детей: оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть на карте, где располагались эти оборонительные сооружения. ( Дети рассматривают линии оборонительных рубежей на карте, педагог помогает)

(Слайд 7)В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В память о подвиге тружеников тыла в районах строительства рубежей установлены обелиски и памятные знаки. Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.

Воспитатель: К сожалению, с каждым годом остается все меньше участников тех страшных военных событий. Но память о том подвиге, который они совершили, бессмертна. Скоро будет большой праздник День победы. И я предлагаю вам сделать подарки для наших ветеранов, изготовить поздравительные открытки.

Ребята, скажите, пожалуйста, что можно нарисовать на открытке? Какие цвета можно использовать? (Ответы детей)

Проходите за столы, прежде чем приступить к рисованию, закройте глаза, представьте себе вашу будущую открытку, какого она цвета, что на ней изображено. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь детям).

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подарки у нас получились. Ребята расскажите о своей открытке и объясните, почему именно эти предметы были выбраны для рисунка. (Ответы детей)

Эти открытки мы подарим нашим ветеранам, которых осталось совсем мало. Для них очень важно наше внимание, наша вежливость, наше доброе отношение.

Воспитатель: Мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу. Для нас те события навсегда останутся примером трудового героизма чувашского народа. Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Давайте будем радоваться, и беречь наш чудесный мир.

Читайте также: