Конспект занятия звезды и созвездия

Обновлено: 16.05.2024

Образовательная: сформировать понятия "звезда" и "созвездия", познакомить с наиболее яркими созвездиями (легенда).

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета.

Почему звёзды видятся нам светящимися точками.

Что такое созвездие.

Личностные:
Стремление к познанию окружающего мира,эстетическое восприятие природы и объектов культуры.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД).

Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – участок неба; невооружённый глаз и телескоп.

Астрономия, история, русский язык

Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа

- личностно- ориентированного обучения;

- объяснительно- иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества ( учебный диалог, учебная дискуссия)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- создание благоприятной рабочей обстановки

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ориентирует учащихся на правильную посадку при письме.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Вот книги на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Раскинут ковер, рассыпан горох

Ни ковра поднять,

Ни гороху собрать

Иметь представление о солнце.

Солнце – это звезда

Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( Коммуникативные УУД ).

Умение слушать и понимать речь других ( Коммуникативные УУД ).

Чувствовать необходимость учения

II Актуализация знаний учащихся

- повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока.

- выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Организует актуализацию умений соотносить изученное и подготавливает детей к восприятию нового материала

Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу

А часто ли вы смотрите на небо?

- А как вы думаете, в какое время суток небо наиболее красивое?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ( Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной и форме ( Коммуникативные УУД ).

III. Постановка учебной задачи

Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Ученик С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное.

Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал.

Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать.

- Вы, наверное, догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

- А чтобы вы хотели узнать о звёздах?

-А зачем нам нужно это знать?

- На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать

Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями

IV. Составление плана для достижения учебной задачи

Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.

Организует проблемный диалог.

- Итак, задачу урока мы определили. Теперь составим план, с помощью которого мы с вами шаг за шагом будем узнавать о звездах

  1. Что такое звезда?
  2. Почему звезды разные по цвету и по размеру?
  3. Кто изучает звезды?
  4. Какие бывают созвездия?

Составлять план и последовательность действий.

Сформированность познавательных мотивов - интерес к новому.

V. Реализация плана.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

Организует реализацию построенного плана.

Организует подводящий диалог.

Организует подводящий диалог по новой теме

Организует работу со словарём

Проводит демонстрационные опыты.

Вид звездного неба – это удивительная бриллиантовая россыпь множества звезд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звездное небо было видно только в каком – нибудь одном месте Земли. К этому месту наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Ученик Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много лепестков, похожих на лучики.

- Кто догадался, как называется этот цветок? ( астра) ( Слайд 4 )

- Как вы думаете как называют а человека, который изучает звезды? (астроном).

В старину, в сказках как его называли (звездочетами). Как вы думаете, почему?

Уточним: что такое звёзды?

- Откройте словарь , найдите толкование.

(Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как святящаяся точка)

Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. (слайд 6)

На фотографиях неба видно такое множество звезд, что бессмысленно даже пытаться хотя бы сосчитать их.

- С чем сравниваются звезды в загадке, которую я вам загадала в начале урока?

В загадке Звезды сравниваются с горохом, а какие они на самом деле? .(Учитель показывает горошину)

Дети : огромные, светящиеся

Учитель: Да, они огромные, во много раз больше Земли, да еще и пылающие. А что вы узнали о солнце?

– Солнце тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло.

-Почему Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? Как вы думаете? Чтобы в этом убедиться, давайте проведём опыты

Опыт 1: демонстрирую классу большой мяч и прошу, чтобы каждый ученик посмотрел на него, подняв перед собой указательный палец. Дети видят, что мяч кажется меньше пальца.

Учитель: (делается вывод) Звезды — это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе.

- Учитель: Почему звезды не видны днем?

Опыт 2: сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. (Включить в классе фонарик), днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером.

Учитель: (делается вывод)

-На что похож свет звезд?

-Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Учитель: Какого цвета Солнце? А Звезды?

Давайте проверим, так ли это.

-Ответить на эти вопросы нам поможет наш помощник – учебник. ( с.104 – 105)

Иметь представление о звездах

Представление о профессии – астроном.

Астрономия – наука, изучающая звезды.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, наблюдая за демонстрацией опытов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ( Коммуникативные УУД ).

Уметь работать по коллективно составленному плану ( Регулятивные УУД ).

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Цель: организовать усвоение учениками новых знаний.

Организует работу по материалам учебника

Проводит тестирование для проверки знаний изученного материала.

Теперь я проверю, внимательно ли вы ознакомились с материалом учебника

Проверим ваши знания с сигналов.(согласен, не согласен)

1.Звёзды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.+

2.Солнце - ближайшая к Земле звезда.+

3.Звёзды различаются между собой по поведению, цвету, размеру. -

4.По цвету звёзды бывают: белые, голубые, жёлтые и красные.+

5.По размеру звёзды делятся на карликов, гигантов .+ (Взаимопроверка )

Умение на основе материала учебника делать выводы

Умение проверять по эталону.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать свои действия с заданным эталоном.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки

- Перед тем, как продолжить работу, немного отдохнём и разомнёмся

Уметь выполнять физические упражнения по команде , вместе.

VIII Реализация плана.

Подводит детей к диалогу

Сообщает исторические сведения

Мне вспомнилась такая загадка:

Не сочтёшь их в час ночной,
Днём не видно ни одной:

-Какую неточность допустил автор.

- А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд? :

Да, множество обитательниц безграничного космоса - звёзды- давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу, находящихся далеко от нашей планеты.

- А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?( Астроном)

- Астрономия - это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В 11 классе вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии.

-Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо ? (Слайд 8 )

Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо? Что вы думаете,

представляете себе, чувствуете, когда видите небо, украшенное россыпью звёзд?

Понятия о созвездиях.

Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус .

В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями.

Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий.

История названий созвездий интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования некоторых созвездий.

- О некоторых из них я хочу вам рассказать. А вы найдите созвездие в учебнике на с. 107.

Бурая мама по лесу не спеша

Идёт, охраняя своего малыша

А ночью на небо взглянешь ты,

Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы)

-Большая Медведица и малая Медведица.

Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. "Ковш" Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике "хвоста" Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда.

Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне.Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: "Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза." Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо.С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле.

Созвездие Дракон широко раскинулось вокруг Северного полюса, занимая место между созвездиями малой и Большой медведиц.

Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют букву "М". Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих мифов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Мыслить человек начинает тогда,

Тип урока : комбинированный урок с применением информационных технологий обучения. Урок направлен на создание условий для творческого переосмысления уже известной информации о звёздном небе и созвездиях, и критического восприятия новой информации по теме.

Личностные : организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Образовательные задачи: закрепление, обобщение и систематизация знаний о звёздах, о путях эволюции звёзд в зависимости от их массы, об изменении физических характеристик звёзд в зависимости от их возраста.

Воспитательные задачи: формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Развивающие задачи: формирование умений по анализу информации. Формирование способности наблюдать, делать выводы о том, что треки звёздной эволюции, весь жизненный путь звёзд зависят от первоначальной массы звёзд.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа.

Уровень образования: общеобразовательный 10 класс.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звёздного неба, с помощью подвижной карты звёздного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать её на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи; оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Задачи этапов урока

Планируемые действия учащихся

Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку; проверка присутствующих; запись темы урока в тетрадях и на доске).

Подготовиться к уроку; внимательно прослушать план проведения урока.

Ответы учащихся; самостоятельная работа, решение тестов, заполнение таблиц.

Изучение нового материала. Компьютерное моделирование.

Объяснение нового материала

Выполнение записи в тетрадях по ходу урока. Заполнение таблиц.

Подведение итогов урока. Задание на дом.

Даёт указания к индивидуальным домашним заданиям. Подводит итоги урока.

Запись индивидуальных домашних заданий.

I .Организационный момент : 5 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

(Звучит запись стихотворения)

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нём сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звёздный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляется тема урока.

II. Актуализация знаний. 5 мин.

1.Работа по карточкам ( 2 человека)

Карточка 1: Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой равна 0,6 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр

Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:

Ход лучей в телескопе-рефлекторе (одна из возможных систем)

Ход лучей в телескопе-рефлекторе (одна из возможных систем).

б) В чём отличие астрофизики от небесной механики?

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории, географии?

2. В чём специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решением каких задач занимается небесная механика?

8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

9. Почему современная астрономия является всеволновой?

10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

1. Нарисуйте на листах (у каждого на парте) звёздное небо так, как вы его представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок, вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звёздном небе. Обменяйтесь информацией с соседом по парте. Повернитесь к соседней парте и обменяйтесь информацией с ними. Запишите общую информацию. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Давайте обсудим то, что у вас получилось. Что же вы знаете о звёздном небе?

- получение новой и обобщение известной информации

- осмысление её и соотношение с уже имеющимися знаниями

Давайте проверим поученную информацию. Главным источником информации сегодня на уроке будет текст, с которым вы будете работать в парах.

Текст. 5 мин

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звёздного неба. Россыпи звёзд, в которых, кажется, невозможно разобраться.

Звёздное небо - видимое расположение звёзд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звёзды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах знали небо лучше любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звёзд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звёзд около 6000.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления звёзд на созвездия:

4 век до н.э. - был список из 809 звёзд, входящих в 122 созвездия.

18 век - Монголия - было 237 созвездий.

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звёздном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия.

Многие звёздные карты (атласы) 17-19 веков содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звёздный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша), изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звёзд в первых экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями была прекращена. В 1922 г. Международный астрономический союз разделил всё небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.

Созвездия - область неба с характерной группой звёзд и всеми звёздами, находящимися внутри его границ. Самые яркие звёзды имеют собственные имена (более 300 звёзд имеют имена, большинство арабские).

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Во время передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звёздным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы выглядело совершенно иначе.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128240/t1509510185aq.jpg

Впервые обозначение звёзд греческими буквами ввел Байер в своём звёздном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Только в нескольких созвездиях эти обозначения не соответствуют убыванию яркости звезд.

Около 300 самых ярких звёзд имеют и собственные имена, большая часть которых дана арабами. Интересно, что арабы давали названия звезде в зависимости от того, какое положение она занимает в аллегорическом или мифологическом изображении созвездия. Так, например, α Тельца получила имя Альдебаран ("Глаз тельца"), α Ориона называется Бетельгейзе ("Плечо гиганта"), β Льва - Денебола ("Хвост льва") и др.

Греки давали названия некоторым звёздам по другим признакам, например звезда Сириус названа так из-за её сильного блеска (от греч. "сириос" - блестящий).

По ходу работы с текстом учащиеся выполняют работу.

Производится маркировка текста значками по мере его чтения. Вам необходимо во время чтения текста ставить на полях пометки:

Физкультминутка. Учитель:5 мин

Я буду называть слова:

если относятся к созвездиям – поднимаете правую руку;

если относятся к планетам – поднимаете левую руку;

если относятся к названиям звёзд – поднимаете обе руки;

если не относятся к перечисленному - качаете головой.

Солнце, Лев, Водолей, Меркурий, комета, Венера, Альтаир, Альдебаран, астероид, Андромеда, Орион, Земля, Луна.

Задание 1 . Прочитайте стихотворение и заполните таблицу вписав название созвездия напротив его изображения.

Зодиак
(1961 г. Валишин Ю.И.)

Взглянув на пояс Зодиака

Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.

Закрасьте ячейку с названием зодиакального созвездия, под которым вы рождены.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст по теме, таблицы.

Участники: учащиеся 11 класса

Цель : создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звездного неба, с помощью подвижной карты звездного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на

смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Организационный момент .

Проверка готовности учащихся к урок;

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам ( 2 человека)

Карточка: Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой равна 0,6 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр?





Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:

б) В чем отличие астрофизики от небесной механики?

2) Работа с классом по вопросам:

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решение каких задач занимается небесная механика?

8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

9. Почему современная астрономия является всеволновой?

10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

3. Изучение нового материала.

1. Нарисуйте на листах ( у каждого на парте) звездное небо так, как вы его представляете.

2. Вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звездном небе.

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век - Монголия - было 237 созвездий.

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.

Задание 1 . Прочитайте стихотворение и заполните таблицу вписав название созвездия напротив его изображения.

Зодиак
(1961 г Валишин Ю.И.)

Взглянув на пояс зодиака

Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.













Закрасьте ячейку с названием зодиакального созвездия, под которым вы рождены.

Что же такое звезда?

Звезда́ — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. (векипедия)

В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. и т.д. Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.

Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур

Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.


(6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5), (0; 7,5),



(– 15; – 7), (– 3; – 6), (3; – 10), (– 6; – 5,5),

(– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Кто правильно построил точки по координатам, у того получится примерно такой рисунок. Из которого видно, что Полярная звезда находится на продолжении линии соединяющей крайние точки ковша Большой медведицы.

Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение данного созвездия в данное время можно с помощью подвижной карты звездного неба либо планетария.

Работа с подвижной картой звездного неба ( ПКЗН) приложение 1

Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час.

Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

4.Подведение итогов урока

Что называется созвездием?

Перечислите известные вам созвездия.

Как обозначаются звезды в созвездиях?

Назовите самую яркую звезду.

Назначение звезд в древности.


С чем связано изменение образов созвездий на небе?

5. Домашнее задание.

П. 3 учебника. Найдите на ПКЗН зодиакальное созвездие, под которым вы рождены и ответьте на вопрос: когда вы его можете наблюдать и когда оно выходит из вашего поля зрения?


Человек может невооружённым глазом в ясную ночь рассмотреть около двух — трёх тысяч звёзд на ночном небосводе. Однако все они так похожи, что непонятно, как же их различать между собой? Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, что называют созвездиями и каким образом они получили свои названия. Узнаете, что такое звёздная величина и по какому принципу строится шкала звёздных величин Гиппарха. А также познакомитесь с системой классификации звёзд по Байеру.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Звёзды и созвездия"

На небе в безоблачную ночь сияют мириады звёзд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звёздной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет, бездне — дна.

И действительно, человек может невооружённым глазом в ясную ночь рассмотреть около 2—3 тысяч звёзд на ночном небосводе. Однако все они так похожи, что непонятно: как же их различать между собой?

На этот вопрос искали ответ ещё древнеегипетские астрономы. Чтобы лучше ориентироваться в бескрайнем звёздном небе, они объединяли группы из нескольких звёзд, соединяя их воображаемыми линиями. Так и образовывались созвездия.

Но больше всех в создании созвездий преуспели древние греки. Они сделали узнаваемыми множество звёзд, объединяя их и называя в честь своих мифических героев, персонажей легенд и сказаний или животных.



Многие названия созвездий могут показаться странными, поскольку, глядя на них, бывает очень трудно рассмотреть или даже представить некое одушевлённое существо. Например, некоторые люди не способны в звёздном ковше разглядеть Большую Медведицу. А это одно из крупнейших и узнаваемых созвездий, которое содержит в себе 210 заметных невооружённым глазом звёзд.

Наиболее заметные созвездия у многих народов получили свои названия. Так, например, древним славянам Большая Медведица представлялась в виде Лося или Оленя.

Примерно в 3 веке до нашей эры древнегреческие астрономы свели названия всех известных им созвездий в единую систему, которая была тесно связана с их мифологией. Позже все эти названия позаимствовала и европейская наука.

Что касается Южного полушария, то все его созвездия получили свои названия в эпоху великих географических открытий, когда европейцы начали освоение Нового света.

В связи с этим в 1922 году в Риме Генеральная ассамблея Международного астрономического союза окончательно утвердила 88 созвездий. А в 1928 году были приняты чёткие и однозначные границы между ними. При этом астрономы договорились, что больше никогда не будут изменять границы и названия созвездий.

Поэтому в наши дни созвездиями называют определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд.


Как мы уже упоминали, в ясную ночь на небе мы можем увидеть невооружённым глазом до трёх тысяч звёзд. Все они имеют разный блеск — одни звёзды хорошо заметны сразу, другие — едва различимы. В связи с этим во II веке до нашей эры величайший астроном античности Гиппарх Никейский разделил все звёзды на шесть звёздных величин. Самые яркие звёзды им были отнесены к первой звёздной величине, едва различимые — к шестой, а остальные были равномерно распределены по промежуточным величинам


Кроме того, примерно 300 самым ярким или наиболее интересным звёздам древнегреческие и арабские астрономы дали собственные имена: Вега, Сириус, Ригель, Альдебаран и так далее.

В 1603 году немецкий астроном Иоганн Байер предложил свою систему обозначения звёзд, которой мы пользуемся до сих пор. В этой системе название звезды состоит из двух частей: названия созвездия, которому принадлежит звезда, и буквы греческого алфавита. Причём буквенное обозначение, как правило, присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии.

Например, самая яркая звезда в нашем небе — Сириус — обозначается на картах как α Большого Пса, а Полярная звезда — это α Малой Медведицы.

Заметно из этого списка выбивается созвездие Большой медведицы, семь ярких звёзд которого образуют известный Большой Ковш. Обозначение этих звёзд велось просто справа на лево.


Так, самая крайняя звезда Ковша — Дубхе — называется α Большой Медведицы, хотя по яркости она уступает Алиоту — ε Большой Медведицы. А третья по яркости звезда этого созвездия — Бенетнаш — вообще обозначается буквой η.

По мере развития науки и в связи с изобретением телескопов количество исследуемых звёзд всё увеличивалось. Конечно же для их обозначения греческих букв уже не хватало. Тогда было предложено использовать буквы латинского алфавита. Когда же закончились и они, звёзды стали обозначать цифрами (например, звезда 44 Волопаса).

Со временем оказалось, что оценки звёздных величин, данные Гиппархом для более чем ста звёзд, были очень грубыми. В частности, было обнаружено, что наш глаз реагирует на энергию света, прошедшую через зрачок. Но независимой от размера зрачка остаётся его освещённость (то есть поток излучения, который приходит от источника света к наблюдателю в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной лучу зрения). Поэтому звёздную величину можно рассматривать как меру освещённости, создаваемой наблюдаемым источником. Теперь в астрономии для обозначения этой величины используется термин блеск.


После изобретения в XIX веке приборов для измерения освещённости — фотометров — открылась новая эпоха в изучении яркости звёзд и их систем. В частности, измерения показали, что разности в пять звёздных величин в шкале Гиппарха соответствует отношение освещённостей почти 1:100. Тогда было решено создать новую шкалу, в которой это отношение в точности бы равнялось 1:100. Поэтому различие в одну звёздную величину соответствует отношению освещённостей звёзд, равному .

Проще говоря, блеск звезды первой величины в 2,512 раза превосходит блеск звезды второй величины. В свою очередь звезда второй величины во столько же раз по блеску превосходит звезду третьей величины и так далее.

Следуя этой закономерности, английский астроном Норман Роберт Погсон предложил формализацию шкалы звёздных величин, впоследствии ставшей общепринятой.


По отношению Погсона можно определять звёздные величины не только слабых звёзд, но и объектов, более ярких, чем с первой звёздной величиной. Так несколько звёзд на небе были отнесены к звёздам нулевой величины. А, например, самая яркая звезда всего неба — Сириус получила даже отрицательную звёздную величину — –1,5 m .

Давайте и мы попробуем рассчитать, во сколько раз освещённость Луны в полнолуние больше её освещённости в фазе первой четверти.


Звёздную величину Солнца определил в 1903 году российский астроном, уроженец города Слуцка Минской губернии (ныне Республика Беларусь) Витольд Карлович Цераский. По его данным, эта величина составляет –26,72 m , что всего на 0,02 m отличается от современного значения.

Читайте также: