Общество 3 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.

Глоссарий по теме:

Государство – страна с определённой формой политической организации.

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.

Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.

Народ – население той или иной страны.

Человечество – люди, человеческий род.

Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С.14–16.

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.

Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.

Как вы понимаете, что такое общество?

Какую часть общества называют страной, народом?

Какую часть общества можно назвать семьей?

Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.

Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.

Самая маленькая часть общества – это семья.

Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.

Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.

Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?

Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.

У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.

Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?

Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.

На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.

В любой стране есть глава государства. В одних странах – глава государства президент, которого избирает народ. В других – главой государства является монарх, чаще всего это король или королева. Монарха обычно не избирают, его власть передаётся по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх, а сейчас – президент Владимир Владимирович Путин. Резиденция В.В. Путина находится в московском Кремле.

Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.

В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.

Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.

Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.

Разбор типового тренировочного задания:

Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УМК А. А. Плешаков “Школа России”. 3 класс.

Тема урока: Общество.

Цель: дать представление об обществе. (Слайд 2)

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире;

- узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит;

- научатся аргументированно отвечать на вопросы, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы, электронная политическая карта мира, презентация, листы бумаги с контуром человека.

Организационный момент

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка- земля,

Здравствуйте, мои друзья.

Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с индивидуальным заданием).

Что относиться к природе? Подчеркни правильный ответ.

Автомобиль, дорога, стадион, тетрадь, здание школы, самолет, поезд – это все природа.

Фабрики и заводы, человек, моря и корабли, растения и животные – это все природа.

Животные, болото, камни, грибы, растения, бактерии – это все природа.

Подчеркни желтым карандашом объекты живой природа, красным - объекты неживой природа, зеленым – объекты сделанные руками человека.

Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.

Дышат, питаются, растут, разговаривают, развиваются, дают потомство, умирают.

Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.

3. Фронтальный опрос

Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику.

III. Самоопределение к деятельности.

Ребята, посмотрите на доску. На ней изображен ребус, который поможет вам угадать то, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Назовите тему урока. (Общество).

IV. Работа по теме урока

- Как вы понимаете, что такое общество?

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Все люди планеты Земля составляют человечество.

Человечество – команда одного большого корабля. Очень тяжело представить себе эту команду. Проще представить маленькую часть общества – свою семью.

Семья – важная часть общества, которая объединяет самых близких друг другу людей.

- Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите по вашему мнению самого важного члена семьи.

- Откройте учебник на с. 18. Прочитайте текст.

- Что такое общество?

- Как сказать одним словом “все люди Земли”?

- Какую часть общества можно назвать семьёй?

- Что такое народ?

Народ – большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определенной территории.

- Откройте учебник на с. 19.

- Сколько народов насчитывается на Земле?

- Чем различаются представители народов на иллюстрации?

В одной стране может быть много народов, например в одной только России их 160.Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населения страны. Численность населения Китая занимает 1 место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия в этом списке, на 8 месте.

V . Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем –

И работать продолжаем.

Работа с политической картой мира.

- Сколько всего государств на Земле?

- Какие государства вы можете показать на карте? Назовите их столицы.

- Откройте учебник на с. 20. Прочитайте текст. Найдите признаки, которые есть у каждого государства.

- Назовите, что имеет каждое государство?

- Перечислите символы государства.

Подготовленный ученик рассказывает о государственных символах России.

Герб России. На гербе России изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл: Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

Работа в парах . С помощью таблицы ( учебник, стр. 20 – 21) определить, кто является главой государства в разных странах.

- Что общего между президентом и монархом, чем они отличаются?

V I . Закрепление изученного материала. Рабочая тетрадь № 1.2, стр. 7 – 8.

VI I . Рефлексия.

Разделитесь на две команды. Перед вами листок бумаги, на котором изображен контур человека. Мы не знаем где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле.

- Прочитайте, какие качества вы написали.

- Почему у двух команд получились ответы с одинаковыми качествами характера?

Если все люди будут обладать этими качествам, то на Земле исчезнут войны, ссоры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада всех вас видеть! Давайте поскорее мы начнем наш с вами урок.

II. Объяснение нового материала.

1.Объявление темы и целей урока.

●работа с деформированным словом.

●беседа по рассказу учителя.

● рассказ учителя с элементами беседы

●вступительное слово учителя к рассказу

Итак, ребята, вы готовы к путешествию? Тогда вперед. И мы сразу же с вами попадаем на первое яблочко нашего дерева.

Ребята, нам этом яблочке нам с вами предстоит узнать тему нашего урока. Но к сожалению тема нашего урока рассыпалась на отдельные буквы. Ребята ваша задача собрать буквы и узнать, какая же тема нашего урока.


Ребята, а что за слово у нас получилось?(общество).

Общество, ребята, - это жители какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Ребята, так о чем нам рассказало второе яблочко? ( об обществе, и человеке, который является частью природы и общества)

Что такое общество? (это жители какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.)

Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, как обычно говорят? (человеческое общество)

Молодцы, ребята! А теперь, ребята, мы с вами отправляемся на следующее яблочко.

Что на нем написано? (семья)

Ребята, а как вы думаете почему здесь написано слово семья? ( потому что семья это тоже люди, а значит и общество).

Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно себе представить эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью. Семья – это очень важная часть обществ, она объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Учитель показывает дерево, ветви которого фамилии учеников.

Ребята, а как вы думаете почему мы с вами тоже являемся частью общества?( потому что мы жители одной страны, нас связывает наше настоящее, мы вместе учимся, и у нас одинаковое прошлое нашей страны.)

Ребята, отправляемся на следующее яблочко. Что на нем написано? (народ)

Верно, ребята. Частью общества является и народ, к которому мы принадлежим. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, украинцы, белорусы, англичане, французы и многи-многие другие. В одной только России 160 народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Ребята, а к какому народу мы принадлежим? (русские).

А какие еще народы населяют Россию? ( татары, коми, башкиры, карелы, удмурты)

Ребята, а какие традиции нашего народа вы знаете?

Какие русские народные сказки можете назвать?

Молодцы, ребята! Отправляемся на наше предпоследнее яблочко. Итак, что на нем написано? ( легенды)

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной, происхождением своего народа, и людей в целом. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках, и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о своих корнях, о своих предках. О том, как произошли наши предки, существует много легенд. И некоторые из них мы сегодня с вами узнаем. Приготовьтесь внимательно слушать древние тайны.

В библии- священной книге – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, в самом конце сотворил человека: «И сотвори Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил.

Казалось бы, все люди должны быть похожими. Но почему все живущие на земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды, чтобы объяснить и это.: Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз Боги заболтались и забыли вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черными. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени. И они получились неприятного бледно-розового цвета.

А почему люди говорят на разных языках?

По библейской легенде, все люди были когда-то одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Ребята, о чем были наши легенды? Что они объясняют? Как вы думаете, зачем их придумывали? А может вы знаете ещё какие – нибудь легенды?

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали на этом яблочке. Отправляемся дальше. Что написано на нашем следующем яблочке? ( там не написано, там нарисован Филин)


Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ме­сто человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; политическая карта мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с утверждениями.)

1) Что относится к природе? Подчеркни правильный ответ.

• Тетрадь, здание школы, самолет, автомобиль, дорога, стадион — это все природа.

• Растения и животные, человек, моря и пароходы, фабрики и за­воды — это все природа.

• Болото, камни, бактерии, грибы, растения, животные — это все природа.

Подчеркни зеленым карандашом объекты живой природы, синим — объекты неживой природы, красным — объекты, сде­ланные руками человека.

2) Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.

• Дышат, разговаривают, питаются, растут, развиваются, дают по­томство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.

3) Приведи примеры объектов живой и неживой природы.

2. Фронтальный опрос

— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. (Ответ. Восприятие — способность обнаруживать, прини­мать, различать, усваивать явления внешнего мира, форми­ровать их образ. Память — способность сохранять и воспро­изводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы. Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы будем говорить об обществе.

IV. Работа по теме урока

Человек и общество

— Что такое общество?

Общество — это совокупность людей, объединенных общи­ми условиями жизни. Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.

Человечество — это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить малень­кую часть общества - свою семью. Семья - важная часть обще­ства, она объединяет самых близких друг другу людей.

— Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите самого старшего (молодого) члена вашей семьи.

— Откройте учебник на с. 18—19. Прочитайте текст.

— Что такое общество?

— Что такое человечество?

— Что такое семья?

— Что такое народ? Сколько разных народов насчитывают на Земле?

— Чем различаются представители народов на иллюстрации? (Цветом кожи и разрезом глаз, обычаями, религией и т. д.)

В одной стране может быть много народов, например в од­ной только России их 160. Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населе­ния страны. Например, численность населения Китая превысила 1 млрд, эта страна занимает первое место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия на сегодняшний день за­нимает в этом списке восьмое место.

Государства

— Сколько всего государств на Земле?

— Какие государства вы сможете показать на политической карте мира? Назовите столицы этих государств.

(Учащиеся работают с политической картой мира.)

— Найдите их в своем атласе.

— Прочитайте текст на с. 20. Найдите общие признаки, кото­рые есть у каждого государства.

(Учитель записывает на доске.)

Государство: территория, границы, столица, государственный язык, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.

— Рассмотрите таблицу на с. 21. Работая в парах, найдите на политической карте каждое государство, определите, кто является главой этого государства.

(Учитель помогает детям найти указанные государства на кар­те мира.)

— Рассмотрите на с. 21 резиденции глав государств. Назовите их особенности.

V. Физкультминутка

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два!

Хватит, хватит! Прибежали,

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте и выполните задание.

— Какие слова вы подчеркнули красной линией? (Совместное хозяйство, жизнь под одной крышей, забота друг о друге.)

— Какие слова вы подчеркнули зеленой линией? (Националь­ный костюм, родной язык, национальные танцы.)

— Какие слова вы подчеркнули синей линией? (Столица, го­сударственные границы, государственный язык, территория.)

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.

— Используя политическую карту мира, приведите примеры народов и стран.

— Усложненное задание: напишите столицу, главу государства и материк, на котором находится эта страна.

(Учитель проверяет задание, оценивает его.)

VII. Рефлексия

— Разделитесь на три команды. Перед вами листок бумаги, на котором изображен контур человека. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он на­циональности. Он просто человек. Напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле.

— Прочитайте, какие качества вы написали.

— Почему все команды назвали одинаковые качества характе­ра? (Это общечеловеческие качества, они присущи всем людям на Земле, независимо от национальности.)

Итак, если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди перестанут страдать, ненавидеть друг друга.

VIII. Подведение итогов урока

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание было интересно выполнять?

— Что не получилось?

— Прочитайте вывод в учебнике на с. 22.

Домашнее задание

2. Работая тетрадь: № 3 (с. 8).

3. Индивидуальное задание: № 4 (рабочая тетрадь, с. 8).

Дополнительный материал

Герб России

История герба началась в те времена, когда наши предки много вре­мени проводили в боях. Флаг помогал воинам определить, где свои вой­ска, а где вражеские. Но флаг был только один — у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как опреде­лить: свой это или чужой?

Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознаватель­ный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и общегородским. Над воротами города вывешивали щит с изображением герба. Любой путешественник, увидев герб над воротами, шал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитер как лиса.

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то сможете узнать много интересного. Чаще всего он по-прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

Золотой двуглавый орел — эмблема, или символ, России. Он изо­бражен на щите красного цвета. В правой лапе орел сжимает скипетр.

В его левой лапе — держава. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независи­мость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развева­ется синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей — это символ зла. Он по­вержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображают на иконах.

В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку:

Флаг России

Современный флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого наша страна Россия называлась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Она была одной из республик огромного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

развевающийся плащ всадника, красный — фон, цвет герба. Изображе­ние всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту; синий — небо, верность, правду; красный — огонь, отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, белого небес­ного цвета, ниже — синий небосвод, а под ним — мир людей, красный.


-75%

Читайте также: