Клеточное строение организмов как доказательство их родства единства живой природы конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 – я Линия развития - формирование представления о природе как развивающейся системе.

2 – я Линия развития - овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

ЭТАПЫ УРОКА,

ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы:

Определение объекта изучения

(1 – 2 минуты)

Актуализация знаний

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Формулирование проблемного вопроса, проблемы.

Сегодня, мы начнём урок с видеофрагмента, посмотрите и ответе

- Чему будет посвящён наш урок?

-Итак, объект нашего внимания сегодня – это клетка.

- Каким термином называют части клетки? Также дайте определение.

- Перечислите, какие органеллы вы знаете?

Значит, объект изучения – это и наша тема урока. Сформулируйте.

Фиксирую тему урока на доске

Вы уже многое знаете о клетке, что ещё мы можем о ней понять?

Клетка состоит из частей, а всё, что состоит из частей могут называть системой. Какая важная особенность должна быть у системы? (ВЗАИМОСВЯЗЬ)

- Какая возникает проблема?

Доказать, что клетка – это целостная система, её части находятся во взаимодействии.

Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся предполагают , что речь пойдёт о клетке.

Дают определение . Клетка – мельчайшая структурная, функциональная, наследственная единица живого.

Дают ответ. Органеллы. Это части клетки с определённой функцией, строением, местоположением в клетке.

Перечисляют – цитоплазма, рибосомы, ядро, митохондрии и т. д.

Формулируют ТЕМУ и ОБОЗНАЧАЮТ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Отвечают. Подробнее изучить строение и функции.

Пытаются ответить. Взаимосвязь частей.

Формулируют проблему

Доказать, что клетка – это целостная система, её части находятся во взаимодействии.

Презентация слайд 2- видео.

Презентация слайд 3- изображение клетки.

Презентация слайд 4

Объект изучения

КЛЕТКА; ОРГАНОИДЫ

Презентация слайд 4.

Презентация слайд 5-6.

Велосипед. Детали от велосипеда.

Презентация слайд 7.

Выдвижение гипотез (2-3 мин)

Материал для выдвижения гипотез

Побуждение к гипотезам

Открытие нового знания

Планирование деятельности

Побуждение к плану проверки

Общая проверка всех решающих гипотез

Давайте ещё раз внимательно рассмотрим клетку. Попытаемся предположить как осуществляется взаимодействие частей клетки.

Какие у вас возникают предположения?

- Итак, у нас появились предположения. Как можно их проверить?

- мы разделяемся на группы и работаем с текстом §6, стр. 30. По ходу работы каждой группе необходимо выполнить задание, а далее представить работу группы.

- Заслушиваем ответы учащихся.

Для проверки использую слайд презентации

Итак, посмотрите, мы подтвердили предположения, что клетка – это целостная система и доказали почему. Её части работают для общего блага.

Сравнить животную клетку с растительной и сделать вывод на основе сходства и различий.

ПОСМОТРИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ, КЛЕТКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАКИХ ЦАРСТВ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА РИСУНКАХ? (растения и животные)

В чём проявляется сходство этих клеток? В чём проявляется различие этих клеток?

В какой среде возможно существование любой клетки?

Высказывают предположения. Каждая органелла выполняет ту или иную роль и эта роль важна всей клетке.

Отвечают. С помощью учебника.

Работают с текстом учебника и заданиями по группам.

Вступление представителей групп.

Сравнивают животную клетку с растительной и делают вывод на основе сходства и различий.

Называют сходства (имеют одинаковые органоиды, например ядро, ЭПС, рибосомы, митохондрии); ВЫВОД – родство, единство происхождения.

Называют различия (в растительной есть хлоропласты, крупная вакуоль, клеточная стенка); ВЫВОД – разные пути эволюционного развития.

Отвечают на вопрос. ЖИДКОЙ – тканевая жидкость, истинная внутренняя среда

Фиксирую предположения на Слайд 8.

Каждая органелла выполняет ту или иную роль и эта роль важна всей клетке.

Вывод по проблеме.

- Какую тему мы изучали?

КЛЕТКА, ЕЁ ОРГАНЕЛЛЫ, ЦЕЛОСТНОСТЬ.

- Что узнали? ПОДРОБНОЕ СТРОЕНИЕ ИФУНКЦИИ ОРГАНЕЛЛ.

Оцените свою работу, используя карточку. Озвучим общий итог.

Комментарии к выполнению.

«На загадочном острове Пальми существовало таинственное царство. И все в этом царстве было необычно и загадочно. Жители этого царства отличались трудолюбием и работоспособностью, ибо днем и ночью работали в

поте лица. Самые распространенные жители царства, обладали большой властью и на их плечи ложились многочисленные обязанности:

- придавать красоту и внешний облик царству,

- выселять ненужных, наносящих вред царству, жителей,

- переносить в огромных мешках продукты питания для жителей.

Кроме того, в царстве было три семьи, которые служили на благо царства. Члены первой семьи защищали царство от враждебных набегов и огнедыщещих драконов. Вторая семья, которая заботилась о своих жителях, умело выполняла свои обязанности: топить печи и обогревать дома, оборонять от врагов и строить жилища.

Раздел ОГЭ: 2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. …
Раздел ЕГЭ: 2.1. … Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка — это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами — способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению.

Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира, является доказательством родства живой природы.

Клеточный состав и строение клеток разных живых организмов

Живые и неживые тела построены из атомов, образующих молекулы определённых веществ. В состав тел неживой природы входит более 100 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Практически все они встречаются и в живых организмах, но в различных количествах и соотношениях. Тем не менее биологическая роль многих элементов пока ещё не установлена.

Живая природа отличается от неживой прежде всего по составляющим их веществам. Так, например, живые организмы состоят в основном из воды, а их функции и процессы жизнедеятельности определяются органическими соединениями (химическими веществами, основой которых является цепочка из атомов углерода). Важнейшие из последних у живых организмов — белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты . Каждый из этих типов соединений выполняет множество функций.

Наследственная информация хранится и реализуется благодаря нуклеиновым кислотам. Например, белки, липиды и углеводы являются строительными материалами клеточных структур, играют роль запасных веществ. Большинство химических реакций в клетках осуществляется прежде всего под контролем и с участием белков-ферментов. Этот класс веществ выполняет также и защитные функции.

Разнообразие эукариотических клеток

В составе различных организмов обнаруживаются одни и те же органические вещества. Практически во всех клетках можно обнаружить глюкозу, основа оболочек любых клеток построена из фосфолипидов, белки всех живых существ построены только из 20 типов аминокислот, а нуклеиновые кислоты — из 4 типов нуклеотидов и т. п. АТФ — нуклеотид, который благодаря сложному строению и наличию специфических связей выполняет в клетках всех живых организмов роль накопителя энергии. Такая общность состава является доказательством общности происхождения всех живых организмов.

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

2. Признаки живого

3. Методы цитологии и гистологии

4. СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП

ОПТИКА:
А – окуляр
B – объектив
С – объект
D – конденсор
E – предметный столик
F – зеркало (осветитель)
МЕХАНИКА
G – тубус
H – тубусодержатель
I – штатив
J – микро- и макровинты

5. Микроскоп и его увеличения

Чтобы получить увеличение микроскопа надо
Увеличение линзы окуляра х увеличение линзы объектива
Например: окуляр х7, объектив х40, Увеличение 7*40 = 280
Когда какое увеличение:
1. В микроскоп можно рассматривать только прозрачные объекты
2. Чтобы сравнивать форму клеток – меньшее увеличение (х200300), чтобы рассматривать органоиды – большее
3. Подробное строение клеток вроде рибосом х1000
4. В световой микроскоп в клетке можно помимо ядра максимум
можно рассмотреть митохондрии и некоторых бактерий
5. Бактерий рассматривают при окуляре х7 / 10 / 15 при
объективах 40 / 90
6. Простейшие и некоторые растительные клетки довольно
крупные, их можно увидеть под лупой
Человеческий глаз способен различить объекты немногим менее
миллиметра

6. Клеточная теория

7. История цитологии

все живые организмы на Земле, за исключением вирусов, имеют
клеточное строение
Цитология — одна из относительно молодых биологических наук,
ее возраст немногим более 100 лет. Возраст же термина "клетка "
насчитывает свыше 300 лет.
Открытие и дальнейшее изучение клетки стало
возможным только благодаря техническому прогрессу, в
частности - изобретению микроскопа.
Человеческий глаз не способен различать объекты с
размерами менее 0,1 мм, что составляет 100 микрометров
(сокращ. микрон или мкм). Размеры же клеток (а тем более,
внутриклеточных структур) существенно меньше.
Например, диаметр животной клетки обычно не превышает
20 мкм, растительной – 50 мкм, а длина хлоропласта
цветкового растения – не более 10 мкм

8. До клеточной теории

9. Шлейден, Шванн и Вирхов

Маттиас Шлейден
Обобщение сведений о клетках
СОЗДАТЕЛЬ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ
Теодор Шванн
Немецкий физиолог
Гомологичность клеток животных и растений
СОЗДАТЕЛЬ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ
Рудольф Вирхов
Всякая клетка происходит от другой клетки
ДОПОЛНЕНИЕ К КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

10. Клеточная теория

11. Химический состав живых организмов

12. В состав клеток входят две группы химических веществ:

1. Вода и неорганические соли - вещества, которые
встречаются как в биологических системах, так и в
неживой природе.
2. Органические вещества, которые образуются только
в клетках и не могут существовать длительное время
вне биологических систем (белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, низкомолекулярные
органические соединения вроде мочевины и
органических кислот, витамины).

13. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

ВОДА:
1. Вода служит универсальным растворителем полярных веществ
и средой для транспорта веществ.
2. Вода служит средой для протекания химических реакций и
сама участвует в химических реакциях.
3. Вследствие высокой теплоемкости и теплопроводности вода
обеспечивает относительное постоянство температуры внутри
клетки.
4. Вода служит донором протонов и электронов в обменных
процессах.
5. Вода (как и другие жидкости) практически несжимаема и
поэтому выполняет функцию гидростатического скелета клетки.
6. Вода служит средой для передвижения отдельных клеток.

14. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

В составе клеток обнаруживается более половины элементов
Периодической
системы
Д.
И.
Менделеева.
Однако
обязательными
компонентами
клеток
является
лишь
20
элементов: водород, кислород, углерод, азот, фосфор, калий,
натрий, кальций, магний, железо, сера, хлор, йод, марганец,
кобальт, медь, цинк, молибден, бор, фтор. В очень малых
количествах встречаются такие элементы как кремний, селен,
хром, стронций и некоторые другие.
По содержанию в клетке выделяют четыре
группы элементов:
• биогены
• макроэлементы
• микроэлементы
• ультрамикроэлементы.

15. БИОГЕНЫ

ВК биогенам относятся элементы, которые обязательно входят в
состав биополимеров:
• КИСЛОРОД (составляет 65. 75 % сухого
вещества клетки)
УГЛЕРОД (15. 20 %)
ВОДОРОД (8. 10 %)
АЗОТ (1. 5 %)
ФОСФОР (0,2. 1,0%)

16. МАКРОЭЛЕМЕНТЫ

К макроэлементам относятся те элементы, содержание которых в
клетках измеряется десятыми и сотыми долями процента сухого
вещества клетки:
КАЛИЙ
НАТРИЙ
КАЛЬЦИЙ
МАГНИЙ
ХЛОР
ЖЕЛЕЗО
СЕРА
ЙОД

17. МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

это элементы, суммарное содержание которых в клетке обычно
не превышает 0,01 %.
МАРГАНЕЦ
КОБАЛЬТ
МЕДЬ
ЦИНК
МОЛИБДЕН
БОР
ФТОР

18. УЛЬТРАМИКРОЭЛЕМЕНТЫ

Элементы, содержание которых в клетке составляет миллионные
доли процента
СЕЛЕН
АЛЮМИНИЙ
КАДМИЙ
ЗОЛОТО
СЕРЕБРО
РАДИЙ
МЫШЬЯК И ДР.

19. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ

БЕЛКИ(
протеины,
полипептиды)
то линейные гетерополимеры, мономерами которых
являются a–аминокислоты, связанные между
собой пептидными связями.
Нуклеиновые
кислоты
(ДНК и РНК)
это линейные гетерополимеры, мономерами которых
являются нуклеотиды, связанные между собой
фосфодиэфирными связями.
Углеводы,
или сахара
это органические вещества, состав которых может быть
описан формулой Cn(H2O)m. К углеводам относятся
моносахариды, олигосахариды и полисахариды. В
полимерах связи гликозидные
Липиды
(жиры и масла)
это сборная группа органических веществ, которые
плохо растворимы в воде, но хорошо растворимы в
органических (неполярных) растворителях
Низкомолекулярные
органические
вещества
клетки
Витамины, алкалоиды, антибио=тики, продукты
метаболизма, токсины и т.д.

20. Строение клетки

21. Прокариоты и эукариоты

23. Гиалоплазма

Цитоплазма (cytoplasma) – это внутренняя среда клетки,
отграниченная от внешней среды оболочкой – плазмалеммой - и
включающая в себя прозрачное вещество гиалоплазму с
находящимися в ней обязательными клеточными компонентами –
органоидами - и различными включениями. В цитоплазму не
входят ядро и, в случае растительной клетки, вакуоли.
Гиалоплазма выполняет несколько важнейших функций в клетке:
1. Является внутренней средой клетки, в которой происходят многие
химические процессы;
2. объединяет все клеточные структуры и обеспечивает химическое
взаимодействие между ними;
3. определяет местоположение органелл в клетке;
4. обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ и перемещение
органелл (например, движение хлоропластов в растительных клетках).
5. является основным вместилищем и зоной перемещения молекул АТФ –
источников энергии клетки.

24. Цитоскелет

25. Плазматическая мембрана

26. Плазматическая мембрана

жидкостно-мозаичная модель строения мембраны: основу
мембраны составляет двойной липидный слой, образованный
гидрофобными фосфолипидами – обеспечивают
непроницаемость мембраны для воды и растворенных в ней
веществ, а также текучесть мембраны
Кроме молекул липидов очень
важным компонентом мембран
являются белки. Наличие белков
определяет то многообразие
сложнейших функций, которые
выполняет мембрана в клетке.
Еще одним важным компонентом
цитоплазматических мембран
животных клеток являются
углеводы. Доля их в мембране
невелика.

27. Органоиды

Мембранные
2мембранные
1мембранные
пластиды,
митохондрии
клеточное
ядро
ЭПР, комплекс
Гольджи,
лизосомы
вакуоли
Немембранные
рибосомы (полисомы)
клеточный центр
элементы цитоскелета
Органоид (или органелла) – это постоянно или временно
присутствующие микроструктуры, выполняющие жизненно важные функции
в клетке.
- постоянные: ядро, митохондрии
-временные: веретено деления.

28. ВАКУОЛЯРНАЯ СИСТЕМА КЛЕТКИ

Вакуолярная система – это система из одномембранных
разнообразных по строению и функциям органелл
(эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы,
эндосомы, секреторные вакуоли), которая выполняет общую
функцию синтеза, перестройки (модификации), сортировки и
выведения (экспорта) из клетки биополимеров, а также
функцию синтеза мембран этой системы и плазматической
мембраны.
Свойства вакуолярной системы:
• Структурные: одномембранные компартменты клетки
• Источник образования: гранулярный
эндоплазматический ретикулум.
• Функциональные: кооперативность - взаимосвязь и
последовательность этапов образования, перестройки,
транспорта и экспорта синтезированных веществ.

29. ВАКУОЛЯРНАЯ СИСТЕМА КЛЕТКИ

Состав вакуолярной системы:
•Эндоплазматический ретикулум:
гладкий и шероховатый
•Комплекс Гольджи (аппарат
Гольджи)
•Лизосомы первичные и вторичные
•Дополнительные компоненты (не во
всех клетках): сферосомы,
пероксисомы.

30. ЭПР

31. Аппарат Гольджи

1. Мембранные элементы АГ участвуют в
сегрегации и накоплении продуктов,
синтезированных в ЭР
2. Участвуют в химических перестройках и
созревании, главным образом, олигосахаридных
компонентов гликопротеинов.
3. Осуществляют
процесс выведения
готовых секретов за
пределы клетки.
4. Источник клеточных
лизосом.

32. Лизосомы

Основная функция: расщепление веществ
экзогенного и эндогенного происхождения
Лизосомы не представляют собой в
клетках самостоятельных структур, они
образуются за счет активности
эндоплазматического ретикулума и
аппарата Гольджи
Характерной чертой лизосом является
то, что они содержат около 40 типов
гидролитических ферментов
Первичные лизосомы: сливаются с фагоцитарными,
пиноцитозными вакуолями, эндосомами с образованием вторичной
лизосомы
Вторичные лизосомы: лизосома, содержащая компоненты,
захваченные в ходе эндоцитоза

33. Вакуоли растительных клеток

У молодых клеток может быть несколько
мелких вакуолей, которые по мере роста и
дифференцировки клетки сливаются друг с
другом и образуют одну или несколько
крупных вакуолей, занимающих до 90%
объема всей клетки
Полость вакуоли заполнена так называемым клеточным
соком, представляющим собой водный раствор, в
который входят различные неорганические соли, сахара,
органические кислоты и их соли и другие
низкомолекулярные соединения, а также некоторые
высокомолекулярные вещества (например, белки).

34. ДВУМЕМБРАННЫЕ ОРГАНЕЛЛЫ

35. МИТОХОНДРИИ

Основная функция: окисление органических соединений и
использование энергии, высвобожденной в ходе окисления, в
синтезе АТФ
Митохондрии ограничены двумя
мембранами — наружной и
внутренней.
Между внешней и внутренней
мембранами имеется так
называемое перимитохондриальное
(межмембранное) пространство
Внутренняя мембрана образует
множество впячиваний внутрь
митохондрий так называемых крист.
Ограниченное внутренней мембраной внутреннее содержимое
митохондрии (матрикс, митоплазма) по составу близко к цитоплазме
В МИТОХОНДРИЯХ ЕСТЬ ДНК.

36. митохондрии

37. ПЛАСТИДЫ

Пластиды — характерные органеллы клеток автотрофных
эукариотических организмов.
Характерным свойством хлоропластов является наличие в них
пигмента хлорофилла, участвующего в процессе фотосинтеза
Различают хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
В ХЛОРОПЛАСТАХ ЕСТЬ ДНК.

38. Хлоропласты

Из трех типов пластид (лейкопласты, хлоропласты,
хромопласты) только хлоропласты содержат пигмент
хлорофилл, участвующий в процессе фотосинтеза
В ходе фотосинтеза:
1. Выделяется кислород как побочный продукт
2. Образуется глюкоза из углекислого газа и воды
(органика из неорганики)
3. Образуется АТФ (запасается энергия)

39. Ядерный аппарат

1) хранение и передача
генетической информации;
2) реализация
генетической информации
посредством регуляции
синтеза белка.
3) Регуляция обмена
веществ и энергии в клетке.
Двойная мембрана
У эукариот ДНК линейная, у прокарит – кольцевая
У прокариот ядра нет, ДНК находится в зоне НУКЛЕОИДА
Хроматин в интерфазе расплетен, перед делением
конденсирован
Ядрышко – рибонуклеопротеид, источник рибосом

40. Центриоли (у растений и грибов нет!)

Центриоль - это цилиндрическая
частица, основу которой
составляют триплеты
микротрубочек - 3 микротрубочки,
последовательно соединенные
боковыми поверхностями.
В каждой животной клетке находятся две центриоли,
расположенные перпендикулярно друг другу и
называемые диплосомой (центросомой). Перед делением клетки
центриоли диплосомы расходятся и рядом с каждой из них путем
самосборки формируется вторая центриоль - образуются две
диплосомы, которые в дальнейшем станут полюсами веретена
деления.

41. Не путайте центриоли и веретено деления

Веретено́ деле́ния — временная структура, которая образуется
в митозе и мейозе для обеспечения разделения хромосом и
деления клетки.
Типичное веретено является биполярным — между двумя полюсами
образуется веретенообразная система микротрубочек.
Веретено образуют три основных структурных элемента:
1. микротрубочки
2. полюса деления
3. хромосомы.
В организации полюсов деления у животных участвуют
центросомы, содержащие центриоли. У растений, а также в
ооцитах некоторых животных центросомы отсутствуют

42. Рибосомы

Рибосомы – немембранные
органеллы, участвующие в
синтезе белка.
Располагаются либо свободно в
цитоплазме, либо связаны с
шероховатым ЭПР
Состоят из 2-х субъединиц:
•Большая
•Малая
70S у прокариот (50+30)
80S у эукариот (60+40)

43. Сходства и различия клеток разных царств

Клеточная
стенка
прокариоты
грибы
растения
животные
Пептидогликан
(син. Муреин)
Хитин
Целлюлоза
Не имеют
плазмалемма
У всех! Жидкостно-мозаичная модель
Энергетичес
кий аппарат
плазмалемма
митохондрии
Вакуолярная
система
Не имеют
ЭПР, АГ, лизосомы, дополнительные
одномембранные пузырьки с включениями
Рибосомы
Митохондрии
и пластиды
митохондрии
ЕСТЬ У ВСЕХ!
70S (50S+30S)
Запасное
вещество
Липиды,
углеводы
(гранулёза) и
др.
Ядро
Нет . Зона ДНК
- нуклеоид
Центриоли
Не имеют
80S (60S+40S)
гликоген
крахмал
гликоген
Двумембранное, с линейными ДНК в составе
хромосом
Не имеют
Не имеют
Диплосома

45. Свойства клеток

К общим свойствам клеток организма, поддающимся объективной
регистрации и обуславливающим их функции, относят:
раздражимость — способность клетки отвечать на раздражитель
физической, химической или электрической природы,
возбудимость — способность клетки отвечать реакцией
возбуждения на действие раздражителя,
проводимость — волна возбуждения, распространяющаяся по
клеточной поверхности от места действия раздражителя,
сократимость — укорочение клетки в ответ на раздражение,
поглощение и усвоение — способность клетки поглощать и
использовать питательные вещества с ее поверхности,
секрецию — способность клетки синтезировать новые вещества и
выделять их для использования другими клетками организма,
экскрецию — способность клетки выделять через свою поверхность
конечные продукты метаболизма — чужеродные вещества, остатки
клеточных органелл,
дыхание — способность окислять пищевые вещества, высвобождая
из них энергию,
рост — увеличение массы,
размножение — воспроизводство подобных клеток.

46. Соматические и половые клетки

Основные отличия половых клеток от соматических
1.Сперматозоиды и яйцеклетки имеют гаплоидный набор хромосом, а не
диплоидный, как это свойственно соматическим клеткам.
2.Для половых клеток характерно сложное, стадийное развитие; при
этом имеет место особый способ деления – мейоз.
3.Половые клетки тотипотентны, т. е. они сохраняют способность
формировать любые (все) органы и ткани организма. Если из
соматической клетки может образоваться лишь такая же дочерняя
клетка, то из половых клеток формируется целый новый организм.
4.У половых клеток по сравнению с соматическими резко изменено
ядерно-плазменное отношение: у яйцеклеток оно снижено благодаря
увеличенному объему цитоплазмы, в которой размещен питательный
материал (желток) для развития зародыша, а у сперматозоидов
благодаря малому количеству цитоплазмы ядерно-цитоплазматическое
отношение высокое.

47. Вирусы

48. Граница живого и неживого

Внутриклеточный паразит. Вне клетки не
проявляет свойств живого
- вне живого организма – кристаллы
Но!
1. Вирусы размножаются
2. У вирусов есть наследственность и
изменчивость
Устройство:
НК (РНК или ДНК) окружена белковой оболочкой – капсидом
Болезни
Человек: грипп, оспа, корь, полиомиелит, бешенство, СПИД
Животные: ящур, чума свиней и птиц, инфекц анемия лошадей
Растения: Табачная мозаика, карликовость, скручивание листьев

Всем живым организмам: растениям, животным, бактериям- присуще клеточное строение.

Клетка- элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительных и животных организмов, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.

Растительная клетка была открыта английским ученым Робертом Гуком в 1665 году, им же был предложен этот термин.

Антоний Левенгук впервые рассмотрел под микроскопом и зарисовал сперматозоиды (1677), бактерии (1683), клетки крови- эритроциты, а также простейших, таких как инфузория-туфелька.

Луи Пастер- один из основоположников микробиологии и иммунологии; создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства, поставил точку в споре о самозарождении некоторых живых существ в 1862 году и доказал невозможность этого.

Цитология- наука изучающая строение клетки, ее жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой

Клеточная теория- одно из величайших научных обобщений 19 века.

Создали эту теорию в 1838–1839 годах немецкий ученый Т. Шванн, который опирался на работы М. Шлейдена и Л.Окена, а 1858г. она была дополнена Р. Вирховым.

Р. Вирхов доказал, что все клетки возникают из других клеток, а не из межклеточного вещества, как считали раньше.

Клеточная теория является обобщенным представлением о строении и функциях клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов.

Основные положения клеточной теории:

1. Клетка- единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов; вне клетки жизни нет.

2. Клетка- единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование.

3. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям, что свидетельствует о единстве живой природы.

5. Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, из тканей состоят органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

6. Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток- дифференцировка.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Развитие знаний о клетке

Клеточная теория способствовала пониманию того, что клетка является самой мельчайшей единицей жизни, которой присущи все признаки живого (размножение, обмен веществ, дыхание и др.).

До изобретения микроскопа люди не знали о существовании клеток.

Прибор для изучения микромира,микроскоп. был изобретен приблизительно в 1590 году голландскими механиками Гансом и Захарием Янсенами.

На основе это этого микроскопа был создан сложный микроскоп Корнелиусом Дреббелем (1572–1634).

В 1665 году английский ученый-физик Роберт Гук (1635–1703) усовершенствовал микроскоп и технологию изготовления линз. Желая убедиться в улучшении качества изображения, он рассматривал под ним срезы пробкового дерева, древесного угля и срезы живых растений.

На срезах растений он обнаружил мельчайшие поры, которые были похожи на пчелиные соты, и назвал их клетками.

Во второй половине XVII века появились работы виднейших микроскопистов Марчелло Мальпиги (1628–1694) и Неемии Грю (1641–1712), также обнаруживших ячеистое (клеточное) строение многих растений.

Антони ван Левенгук самостоятельно разработал конструкцию микроскопа, принципиально отличавшуюся от уже существующей, и усовершенствовал технологию изготовления линз, которые достигали большего увеличения, что позволило открыть одноклеточных животных (инфузорий), а также бактерии и дрожжи.

В клетках растений обнаружил ядра, хлоропласты, утолщения клеточных стенок.

Описал и зарисовал почкование гидр.

Гуго фон Моль различил в клетках растений живое вещество и водянистую жидкость (клеточный сок), обнаружил поры.

Английский ботаник Роберт Броун (1773–1858) в 1831 году открыл ядро в клетках орхидей, затем оно было обнаружено во всех растительных клетках.

Матиас Шлейден (1804–1881) изучал развитие и дифференциацию разнообразных клеточных структур высших растений, рассмотрел в ядрах клеток чешуи лука округлые тельца-ядрышки (1842).

В 1827 году русский ученый-эмбриолог Карл Бэр обнаружил яйцеклетки человека и других млекопитающих и доказал формирование многоклеточного животного организма из единственной клетки- оплодотворенной яйцеклетки, а также сходство стадий зародышевого развития многоклеточных животных, которое наводило на мысль о единстве их происхождения.

Все научные открытия, которые были накоплены к середине XIX века, требовали обобщения, в результате и появилась клеточная теория.

В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие при митозе.

С 1903 г. стала развиваться генетика.

Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур.

XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика.

Читайте также: