Конспект занятия спектр профессий

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Гиммельман Татьяна Леонидовна
Воспитатель ГБУ РХ "Центр социальной помощи семье и детям" г.Саяногорск п.Майна
Конспект занятия будет интересен для детей начальных классов, для воспитателей дополнительного образования, для внеклассной работы, классного часа.

Цель:
закреплять у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
развивать внимание, умение работать в коллективе через выполнение конкурсных заданий.
работать над коррекцией связной речи, через выполнения конкурсных заданий.
воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.

Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна "ХОЧУ"
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать. Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна "МОГУ"
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других - за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда "НАДО"
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный - невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Профессия - это труд, который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Придет время, вы станете взрослыми. Вам самим придется строить дома, растить хлеб: Многие из вас, наверняка, уже задумывались над вопросом "Кем быть?". А какие профессии вы знаете? Сейчас мы это проверим. Давайте немного поиграем. Воспользуемся алфавитом. Я называю букву, а вы - профессии на эту букву.
Игра "Буква-профессия"
А - аптекарь
Б - библиотекарь
В - врач
Г - гончар
Д - доярка
Е - егерь
Ж - жонглёр
З - закройщик
И - историк
К - кондуктор
Л - летчик
М - маляр
Н - нотариус
О - официант
П - продавец

Сегодня мы уже много услышали о труде, о его роли в жизни человека. Полагаю, это поможет вам в подготовке к большой взрослой жизни. Уже сейчас вы должны задуматься и определиться, кем быть в будущем. Выбор профессии, которая будет вам приносить радость и удовлетворение, - очень важное дело.
Слайд 18
Воспитанник.
Да, профессий век не счесть -
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.

Воспитатель. Давайте немного поиграем. Сейчас перед вами на экране будут представлены атрибуты различных профессий. Ваша задача - отгадать, какие профессии они представляют.
Слайды 19-26
Идут слайды с предметами. Воспитанники угадывают.

Слайд 27
Воспитатель. Вы достаточно хорошо ориентируетесь в мире профессий. Все мы знаем, что есть очень молодые профессии, а есть "вечные" профессии, которые пришли к нам из далекого прошлого: Словом, вы сейчас сами все увидите и услышите.

Слайды 28 -39
Слайд 40
Воспитанник .
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы -
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Воспитатель. Чтобы немного расслабиться и освежить ваши знания, давайте поиграем. Сейчас перед вами появятся слова, буквы в которых нужно переставить так, чтобы получилось новое слово, обозначающее ту или иную профессию. На экране будут подсказки. Начинаем!
Слайд 41.
Игра "Переставь буквы"

Воспитатель. Все эти профессии вы знаете, они появились на свет очень давно. Но жизнь не стоит на месте, прогресс вносит в нее новейшие технологии, отношения. В последнее время появились профессии, о которых мы раньше и не слышали. Растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды. А теперь посмотрите на топ-десятку профессий, которые, по результатам данных социологов, будут очень востребованы в ближайшем будущем.

Слайд 42. "Топ - десятка профессий будущего десятилетия"

Воспитатель. Я думаю, такие профессии, как эколог, психоаналитик, ландшафтный дизайнер, специалист по информационным технологиям вам знакомы. А первые в списке слова являются в нашем языке новыми. Сможете ли вы догадаться, какое определение подходит к названной профессии, мы сейчас и проверим. Только один ответ из трех предложенных является правильным.

Идут слайды с вопросами -ответами. (43-48)

Воспитатель. Все эти профессии очень важны и очень сложны. Для того, чтобы стать признанным мастером своего дела, нужно много учиться, познавать новые технологии, пополнять знания. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи.

Слайд 49
Так астрологи уверены, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Слайды 50-62
Воспитатель. Ну что ж, будем считать, что в себе мы разобрались, теперь снова окунемся в мир профессий. Давайте проведем блиц-опрос, насколько хорошо вы усвоили само понятие "профессия". Конечно, этот блиц-опрос шуточный, но вы должны отнестись к нему со всей серьезностью.

Идут слайды "Блиц-опрос" (63-77)
Воспитатель. Подходит к концу наше путешествие в мир профессий. А для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались, кто есть кто, попробуйте разгадать кроссворд. На экране появятся задания, а вы получите листки с кроссвордом. В течение 7-10 минут вспомните основные профессии.

Слайд 78
Воспитатель. Самый быстрый и самый знающий разгадывальщик кроссвордов получает приз!

Слайд 79
Воспитанник.
Каменщик - строит жилища,
Платья - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль пошьет, натачает?
Стало быть, так и выходит -
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно

Слайд 80
Воспитатель. Закончилось наше путешествие. Мне хочется пожелать, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым. До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Открытое занятие по профориентации в 9с классе

Воспитатель первой квалификационной категории: Капитонова О.А.

Технологическая карта внеурочного занятия по ФГОС

Воспитатель: Капитонова О. А.

Класс: 9 с (обучающиеся с ОВЗ, дети с нарушениями слуха)

Тип занятия: занятие систематизации знаний

Форма проведения: комбинированное занятие

Цель: Расширить и закрепить знания воспитанников о многообразии мира профессий.

Образовательные:

Систематизировать у воспитанников знания о профессиях.

Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Формировать умение вести диалог, отвечать на вопросы, составлять слова и предложения по теме занятия.

Развивающие:

Развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать самостоятельность, используя творческие задания.

Воспитательные:

Развивать потребность в осознанном выборе профессии.

Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.

Коррекционные:

Развивать связную устную речь через выполнение заданий по теме занятия.

Развивать умение воспринимать на слух слова по теме занятия.

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Развивать остаточный слух, совершенствовать произносительные навыки речи.

Формирование УУД:

Личностные действия:

1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия:

1.Развивать умение определять и формулировать цель на занятии самостоятельно.

2.Понимать образовательную задачу занятия.

3.Высказывать своё предположение, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы занятия и оценивать свои достижения.

4.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.

Познавательные действия:

1.Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя и самостоятельно.

2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

3.Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Коммуникативные действия:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развивать умение работать индивидуально, в группе.

Основные понятия: Профессия, выбор профессии.

Методы обучения и воспитания:

- словесный (беседа с воспитанниками, ответы на вопросы);

- наглядный (фотографии, картинки, слайды)

Формы работы с воспитанниками:

- индивидуальная (работа по картинкам и карточкам)

- фронтальная (ответы на вопросы, беседа);

- групповая (подведение итогов);

Формы организации познавательной деятельности:

- самостоятельная работа с карточками;

Педагогические технологии :

-элементы проблемного обучения (самостоятельная работа с карточками);

Планируемые результаты:

Понимание значимости выбора профессии;

Формирование коммуникативных навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе внеурочной деятельности;

Умение сравнивать и анализировать разные точки зрения;

Проявление терпения и доброжелательности в разговоре, доверия к собеседнику.

Познавательные:

Умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач.

Приобретение социальных знаний.

Развитие творческих способностей.

Коммуникативные:

Умение работать в группе;

Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному.

5. Тематические картинки, таблички

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Проверка готовности группы,

эмоциональный настрой на занятие.

Добрый день, ребята, рада вас видеть! Вы уже знаете, что успеха на занятии можно добиться только в дружеской, благоприятной обстановке. Поэтому пожмите друг другу руки и улыбнитесь.

Я прошу вас занять места так, как вам будет удобно.

Ребята, на занятии слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Организуют своё рабочее место, приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы.

отношения к познавательной

Подведение к теме занятия

На доске вы видите высказывание древнегреческого философа Сократа. Прочитайте. Согласны ли вы с ним?

Спасибо, очень интересные мнения. Действительно, выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Посмотрите на доску. Что вы видите?

(На доске слова: маляр, инженер, репортер, программист, радиоведущий, официант, фермер, егерь, сварщик, строитель, инструктор, й)

Сформулируйте тему занятия. Для этого вам нужно соединить первые буквы каждого слова и букву й и прочитать его.

Цель: активизация потребности учащихся в профессиональном самоопределении.

1. Познакомить учащихся с классификацией профессий.

2. Раскрыть принципы классификации.

3. Учить рассуждать, мыслить.

4. Прививать коммуникативные качества личности.

5. Учить поисковым методам работы.

Форма проведения: беседа – рассуждение с мультимедийным просмотром

Система: коррекционно – развивающее обучение

Оборудование: мультимедийная презентация, фломастеры, карточки с заданиями.

Ход занятия.

Организационный момент. Психологический настрой.

Наше занятие поможет Вам сделать правильный выбор профессии в соответствии со своими ресурсами (интересами, способностями, особенностями личности, узнать основные требования, которые предъявляет профессия к человеку, степень востребованности профессий на рынке труда и многое другое. (Слайд 2)

Воспитатель: Мир профессий очень разнообразен. В нём насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности – свыше 40 тысяч. Как вы думаете, что можно предпринять, чтобы как- то ориентироваться в нём?

Его нужно систематизировать, классифицировать. А по каким признакам это сделать? Можно по первой букве названия, как составляются словари. Можно по принадлежности, какой – либо отрасли экономики (промышленность, торговля, образование и т. п.) Но удобна будет такая классификация для нас с вами? Сегодня мы об этом и поговорим с вами.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

Мы – боксеры (показывают удары кулака)

Мы – штангисты (наклоняются, делают вид, что поднимают штангу)

Бегуны и футболисты (бег на месте)

Мы плывем через моря (плавательные движения)

Всюду есть у нас друзья (поднимают руки вверх и машут ладонями)

встали прямо, руки в боки,

На ногах начнем подскоки.

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Ашрехт, баркы, явше, праов, щакнемки, ртомас, ьевитолд, кьрота, сареьсл, ротялс, личьеут.

(Шахтер, рыбак, швея, повар, каменщик, матрос, водитель, токарь, слесарь, столяр, учитель.)

Найдите и подчеркните лишнее слово:

(задание на карточке)

Повар, врач, маляр, кастрюля, столяр.

Кузнец, рыба, плотник, рыбак, охотник.

Доярка, птичница, корова, пахарь, лесоруб.

Художник, кисть, певец, артист, машинист.

Пахарь, пекарь, хлеб, маляр, кузнец.

Заключение: мы с вами сегодня расширили свои знания по данной теме. Каждый из вас должен задуматься какую профессию и специальность вы выберите, чтобы работа приносила радость и удовлетворение. (слайд9)

"На сегодняшнем занятии я….",

" Новым для меня было",

"Для себя я возьму….".

Сегодня мы с вами окажемся не совсем в обычной ситуации, но которая может случиться в нашей жизни, и попробуем решить возможные сложившиеся проблемы. Предлагаю для начала поприветствовать всех участников нашего занятия, для этого просто улыбнемся друг другу.

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, без родителей, без родственников, у вас нет жилья, нет работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку: вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
(Для активизации погружения в проблемную ситуацию, на интерактивный экран помещается картина-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей. Показ сопровождается музыкой)

Теперь вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

  • в каком городе или даже в стране вы находитесь?
  • какое у вас время года?
  • что вы будете делать? Каковы ваши действия?
  • что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
  • что будет потом?

После выполнения письменного задания, ученики зачитывают свои ответы. Затем проводится совместное обсуждение.

Комментарий: Во время обсуждения, акцентируется внимание на то, что временные работы – это и временный заработок, а в целом необходимо учиться, для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Проблема выбора профессии, профессиональное самоопределение - это дело очень серьёзное. Время очень быстро идёт вперед, и от человека в настоящее время требуется готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни.

Теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и выполнив небольшое упражнение выберем знатока профессий.

По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель - знаток профессий.

Ребята, вы молодцы! Сколько много профессий вы знаете! А теперь, давайте поиграем и попробуем связать, названные вами профессии. (Ученикам можно предложить сесть в круг на стулья или на пол, в удобной позе)

Упражнение - игра "Цепочка профессий"

Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чём сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

Комментарий: Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. По ходу игры необходимо иногда задавать ученикам уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа совместно.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

Да, ребята, мы с вами отлично поиграли, теперь давайте обратим внимание на экран и выполним следующее упражнение.

Ученики выполняют задание.

Теперь, я снова предлагаю вам поиграть

Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

Инструкция. Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX стол закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.

Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.

Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.

Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.

Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные. ).

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.

Главные игроки примерно на 3-4 минуты отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Оставшимся ученикам предлагается придумать по 2-3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.

Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.

После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, предлагается начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству.

После пресс-конференции, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Сначала можно спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.

На доске нужно написать критерии различия этих стереотипов предлагаемые участниками.

Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.

Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.

Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)

Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стереотипов?

Теперь, я вам предлагаю отвлечься, садитесь за общий стол, как вам удобно и приступайте к следующему заданию.

(Журналы, вырезки, картинки подготовлены заранее). Коллаж создается под музыкальное сопровождение.

После создания коллажа, вниманию ребят предоставляется небольшой информационный блок.

Существуют определенные правила выбора профессии. Зная главные, доминирующие черты своего характера и особенности поведения, знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться, – ключ к успеху.

  1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
  2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучите выбранную профессию.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
  7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Рефлексия "Прогноз погоды"

Ребята, я вам предлагаю рассказать о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорите о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать ваше душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10◦С).

Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) фиксирует маркером на заранее приготовленном ватмане, закрепленном на доске.

После того как высказались все участники, необходимо соединить все отметки температуры в график. Когда график будет построен, ученикам дается возможность проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в выборе профессии. И если вы окажетесь в большом незнакомом городе, то вы не растеряетесь и все у вас получится! (Снова на экран помещается изначальная картинка-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей). А теперь пришло время поблагодарить друг друга. Для этого мы проведем заключительное упражнение.

Упражнение "Корзина пожеланий"

Всем ученикам раздаются маленькие разноцветные бумажки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, все ученики встают как можно ближе друг к другу и на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя. (обычно это упражнение приводит ребят в восторг).

Читайте также: