Конспект урока по биологии 5 класс по фгос пасечник

Обновлено: 08.07.2024

Уроки по биологии 5 класс и другие полезные материалы для учителя биологии, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Биология 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И. 2-е изд., стер. - М.: 2013. - 160 с.
  • Биология, грибы, растения. 5 класс.: Пасечник В.В. - М.: Дрофа, 2012
  • Биология. 5 - 6 классы. Сухова Т.С., Строганов В.И. - М.: 2013. - 176 с.
  • Биология. 5 класс. Пономарева И.Н. и др. М.: 2012. - 128 с.
  • Биология. 5 класс. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономаревой И.Н., 2017. – 124 с.
  • Биология. 5 класс. Самкова В.А., Рокотова Д.И., 2015. – 174 с.
  • Биология. 5 класс. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А., 2016. – 160 с.
  • Биология. 5 класс. Сонин Н.И., Плешаков А.А., 2016. – 152 с.
  • Биология. 5 класс. Сухова Т.С., Строганов В.И. М.: 2015. - 144 с.
  • Биология. 5 класс. Сухова Т.С., Строганов В.И. М.: 2015. - 144 с.
  • Биология. 5 класса. Учебник. Суматохин С.В., Радионов В.Н., 2014. -141 с.
  • Биология. 5-6 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. 3-е изд. - М.: 2014. - 144 с.
  • Биология. 5-6 класс. Учебник. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с.
  • Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. 3-е изд. - М.: 2014. - 160 с.
  • Биология. 5-6 классы. Сухова Т.С., Строганов В.И. М.: 2013. - 176 с.
  • Биология. Бактерии, грибы растения. 5 класс. Учебник. Пасечник В.В. – М. Дрофа, 2012. - 143 с.
  • Биология. Введение в биологию. 5 класс. Плешаков А.А., Введенский Э.Л. – М: 2013. – 128 с.
  • Все темы
  • Введение
  • § 1 Биология – наука о живой природе
  • § 2 Методы исследования в биологии
  • § 3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого 15
  • § 4 Среда обитания организмов
  • § 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы
  • Глава 1
  • Клеточное строение организмов
  • § 6 Устройство увеличительных приборов
  • § 7 Строение клетки
  • § 8 Химический состав клетки
  • § 9 Жизнедеятельность клетки, её рост и развитие
  • § 10 Ткани
  • Глава 2
  • Царство Бактерии
  • § 11 Строение и жизнедеятельность бактерий
  • § 12 Роль бактерий в природе и жизни человека
  • Глава 3
  • Царство Грибы
  • § 13 Общая характеристика грибов
  • § 14 Шляпочные грибы
  • § 15 Плесневые грибы и дрожжи
  • § 16 Грибы – паразиты
  • Глава 4
  • Царство Растения
  • § 17 разнообразие, распространение, значение растений
  • § 18 Водоросли
  • § 19 Лишайники
  • § 20 Мхи
  • § 21 Плауны. Хвощи. Папоротники
  • § 22 Голосеменные
  • § 23 Покрытосеменные, или Цветковые
  • § 24 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Технологическая карта урока

Уроки

технологическая карта урока


Свойства живых организмов

Уроки


Водоросли. Конспект открытого урока. 5 класс.

Уроки

На уроке учащиеся знакомятся со строением, распространением, значением водорослей.


Урок биологии по теме "Бактерии"

Уроки


Урок по биологии на тему "Бактерии"

Уроки


Уроки


Строение клетки

Уроки

УМК: Пасечник В.В. Тип урока: формирование лабораторных умений и навыков; систематизация знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие.


Биология – наука о живой природе.

Уроки

Технологическая карта урока.Цели: сформировать представления о биологии как науке, биологических дисциплинах; научиться определять значение биологических знаний в повседневной.


Уроки

Тема урока: Лишайники Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников. Учебные задачи, направленные на достижение предметных.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 712 материалов





















5828072 5827996 5827964 5827949 5827912 5827831 5827796 5827363 5827294 5827235 5827163 5826985 5826931 5826901 5826852 5825682 5804348 5803312 5795459 5788945

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС для обучающихся 5 класса УМК Пасечник В.В. Разработка содержит рабочую карту урока для учащихся. К уроку прилагается презентация. которая поможет педагогу сохранить рабочее время. В рабочей карте урока проставлены баллы, которые ученик может поучить за данный вид деятельности, а учителю поможет выставить оптимальную оценку за работу на уроке.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель: сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные

сформировать знания об особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот);

сформировать умение объяснять, как взаимосвязаны образ жизни бактерий с их строением;

показать многообразие форм бактерий;

сформировать знания об особенностях питания бактерий;

сформировать знания об отличительных чертах бактерий от других живых организмов;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, неоформленное ядро, автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, цианобактерии.

продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие

Воспитательные

привитие правил экологической культуры поведения.

Предметные результаты:

сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Метапредметные и личностные результаты:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.

I. Мотивация.

Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)

Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы?

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и скуки

Но все же она молода, как всегда

Красавица в мире наук – биология –

Итак, сформулируйте тему урока, а теперь запишите ее в свои тетради.

Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.(Слайд)

Давайте сформулируем цели урока.(слайд)

II. Изучение нового материала.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. (слайд)

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.

Изучите строение бактерий. Учебник: § 11 с.52-53. Слайды

Ответьте на вопросы:

Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

Почему у бактерий постоянная форма тела?

Что позволяет бактерии двигаться?

Зарисуйте строение клетки бактерии.

Рассмотрите, какую форму имеют бактерии. Стр.52. (слайд)

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника, тема урока "Химический состав клетки", урок открытия новых знаний. Дополнительные материалы к уроку выложу далее.

Урок биология 5 класс ФГОС

Тема: Химический состав клетки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, исследовательская работа, здоровье сберегающие технологии.

Цель: выяснить, какие вещества образуют клетку, создать представление об их роли в жизнедеятельности клетки; создавать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.

Задачи урока :

—познакомить учащихся с химическим составом клеток;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Метапредметные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем и проведение опытов в группе, обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Оборудование: учебники, презентация учителя, лабораторное оборудование, клубни картофеля, яблоко, йод, мука.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

(Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).

Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы!

Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете, что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходят химические превращения? Правильно!

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)

Цель: Познакомиться с химическим составом клетки.

Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

- Определить из каких химических веществ состоит клетка;

- Узнать значение каждого вещества в клетке;

- Найти количественное отношение веществ в клетке.

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будете оценивать свою работу по 3- бальной шкале.

вещества клетки (слайд 2)

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли нуклеиновые кислоты, белки жиры углеводы

На прошлых уроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода и минеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны (слайд 3)

Как вы думаете, а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). К сожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живых организмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.

Ну, а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнение экспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина), жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).

Выводы: - Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина –белок, крахмал – углевод)

-Какое вещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а что содержит долька яблока?(вода)

- На какие две группы можно разделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические и органические вещ-ва)

Ребята живая клетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложные химические реакции.

На примере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органические вещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновые кислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы, отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

Предлагаю вам познакомиться со значением химических веществ в клетках,для этого давайте возьмём карточки на столах.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Нам с вами остаётся определить, а сколько же каждого вещества в клеточке, для это я предлагаю вам составить диаграмму (на столе конверты с материалами) таблицу на слайде.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результаты нашей совместной работы.А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знания полученные на уроке)

Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)

2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)

3.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)

4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)

5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)

6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)

Методические материалы по биологии, 5 класс, конспекты уроков, презентации, тестирование в онлайн

Методические материалы по биологии, 5 класс, конспекты уроков, презентации, тестирование в онлайн

Последние материалы сайта

Происхождение растений, этапы развития растительного мира

Происхождение растений, этапы развития растительного мира

Многообразие покрытосеменных

Многообразие покрытосеменных

Покрытосеменные, или Цветковые

Покрытосеменные, или Цветковые

Многообразие голосеменных

Многообразие голосеменных

Голосеменные

Голосеменные

Многообразие споровых растений и их значение

Многообразие споровых растений и их значение

Плауны, хвощи, папоротники

Плауны, хвощи, папоротники

Мхи

Смотрите другие темы.

История развития зоологии

Биология – наука о живой природе

Читайте также: