Конспект занятия с неговорящим ребенком 5 лет

Обновлено: 02.07.2024

Игры с неговорящими детьми строятся поэтапно от вызывания звука до появления речи.

Игра первого этапа.

1. Развитие речевых навыков (вызывание гласных звуков).

2.Формирования пассивного и активного словарного запаса.

3. Развитие голоса.

4. Формирование правильного речевого выдоха.

Карточки - с артикуляцией гласных звуков, кукла Аня, липкая лента разной длины, грамзапись.

Примерный ход НОД.

-Кто-то плачет, кто это?

-Это, Аня, она плачет, слезки катятся, грустная она, ей плохо. Пойдем, пожалеем Аню, скажем, какая она хорошая милая, красивая, добрая, и плакать не надо.

Как плакала Аня, повтори. А сейчас, преподнеси ладошку к ротику и повтори, А-А-А-А-А-А. Воздух теплый на ладони ощущается. Надо ушки закрыть ладошками и послушать, плач Ани, услышал? Сейчас посмотри в зеркало и произнеси плач Ани. Найди Ане ротик (смайлик), как она плакала.

Как может плакать Аня, послушай, А-А-А-А-А-А-А-А – длинно,

Найди длинную лену и спой длинно плач Ани, обращать внимание на вдох через нос, а выдох с гласной через рот. (Молодец!) Найди короткую ленту и спой коротко. (Молодец!), вдох через нос, выдох через рот. Покажем рукой, как длинно (коротко) умеет петь Аня (жест рукой).

Это кто? Аня. Как она плакала? А-А-А. Мы Аню успокоили, она не уже не плачет. Аня молодец. А ты, Аню успокоил, спел песенку совсем негрустную, у тебя получилось, ты, МОЛОДЕЦ! Получи приз.

Игры второго этапа.

1. Создание условий.

2. Вызывание и активизация речевого подражания.

3.Формирования пассивного и активного словарного запаса.

4. Развитие голоса.

Домик, мышонок, шнур, сыр.

Примерный ход НОД.

Это норка. Живет в норке Мышонок. Мышонок маленький, серенький, мягонький. Он пищит: ПИ-ПИ-ПИ. Хочет кушать, будем кормить. Это сыр. Но нет дорожки. Сделай дорогу из шнура. Молодец, ты сделал дорожку, пусть пробежит мышонок. А ты пропищи как мышонок: ПИ-ПИ-ПИ. Мышонок уже у сыра, угости его сыром: АМ-АМ-АМ.

А теперь скажи, это кто? (ПИ-ПИ-ПИ) Скажи, как мышонок съел сыр? (АМ-АМ-АМ)

Игры третьего этапа.

1.Формирование первых слов.

2. Вызывание речевого подражания.

3.Формирования пассивного и активного словарного запаса.

4. Развитие голоса.

Домик, собачка Бобик.

Примерный ход НОД.

Вот наш Бобик, славный пес:

— Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);

Белый лобик, черный нос указательный жест — показываем на лоб

— Гав! Гав! указательный жест — показываем на нос

— Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);

Игры четвертого этапа.

1. Переход от слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

2. Вызывание самостоятельной речи.

3.Уточнение и расширение пассивного и активного словаря.

4. Развитие голоса.

Куклы Коля и Оля, два домика, картинки изображающих различные действия.

Примерный ход НОД.

Перед началом игры показать картинки девочки и мальчика, которые играют в мяч. Давай поиграем в интересную игру. Я буду показывать картинки - действия, а ты внимательно посмотри и скажи, чем занят Коля, а чем занята Оля.

Коля - сидит, спит, учит, читает, качается. Оля - идет, поет, прыгает, кушает, играет.

Игры пятого этапа.

1. Обогащение и активизация словарного запаса детей.

2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов).

3. Учить понимать предложения различного типа. А так же принимать активное участие в процессе составления рассказа, договариванием междометий.

4. Развитие мелкой моторики.

Осеннее дерево, белка, ежик, яблоки и т.д.

Примерный ход НОД.

Описание: Из предложенных деталей, ребенок вместе с педагогом собирает дерево - яблоню с плодами. Затем, следует рассказ педагога, о том, как в лесу выросла яблоня и созрели плоды, (т.е. повторение ребенком междометий).

Описание: По рассказу логопеда, ребенок из предложенных предметов собирает сюжет дальше. Затем, следует пересказ из составленной части. Получился рассказ, логопед рассказывает рассказ целиком, ребенок слушает, и произносит междометия.

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Задание 1.

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.

Задание 1.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

15.05.2019 | Анна Новик 19 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Comments

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы:

  • младенческий возраст - эмоциональное общение ребёнка с взрослым;
  • ранний возраст - предметная деятельность.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми второго и третьего года жизни:

  1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
  2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
  3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

1. Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или - хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса.

У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления. Вся познавательная деятельность ребёнка раннего возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.

Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно­действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

2. Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.

Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Развивая движения ребёнка, надо следить за правильностью и точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребёнка будут формироваться правильные кинестические ощущения и представления. Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, держит ложку, карандаш - позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук. Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики). Для реализации этого направления используют серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

В ходе коррекционно-развивающей работы решают следующие задачи: формирование контроля над положением головы и её движениями; обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища; формирование функции сидения и самостоятельного присаживания; обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках; обучение вставанию на колени, затем на ноги; стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.

Важное значение при выполнении упражнений имеет чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь.

3. Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).

Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. У детей с задержкой психофизического развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. При организации процесса обучения придерживаются системности. Особое внимание уделяют вопросу повторности занятия (не бывает полностью идентичным основному занятию). Это обеспечивает познавательную активность детей на занятиях. В процессе предметной и игровой деятельности обучают детей определять форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учат сравнивать и устанавливать размеры предметов. Для совершенствования восприятия проводятся занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию общей и мелкой моторики, развитию элементарных математических представлений. Также используют обучающие приёмы: показ образца, объяснение способа действия, которые сочетаю с использованием игровых приёмов. Занятие часто начинают с элемента сюрпризности, в нём участвуют любимые детьми персонажи. Часть занятий проводят в форме дидактических игр. В процессе обучения на каждом занятии знакомят детей с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать. Познавательные практические действия производят многократно. В период практического апробирования происходит приспособление анализаторов, их настрой на восприятие формы предмета, узнаванию её.

4. Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:

Упражнения для языка

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

5. Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. У многих детей при обследовании выявляются нарушения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и многие другие недостатки. Имеются у детей несовершенства движения артикуляционного аппарата - малоподвижный, толстый язык. Это тоже служит причиной неправильного произношения звуков. Речь у таких детей вялая, нечёткая, смазанная.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

Все эти упражнения требуют долгой тренировки артикуляционного аппарата. Быстрее отрабатывается подъём языка к верхним зубам, а подъём языка к нижним зубам очень трудно выполнять для детей двух, трёх лет.

6. Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

С детьми, страдающими задержкой речевого развития, проводятся специальные занятия по развитию речи.

Коррекционно-педагогическая работа планируются по следующим основным разделам: развитие понимания речи; развитие фразовой речи; расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь); совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций); развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи). (Рисунок 1)

Направления работы: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых звуков; дифференциация тихих и громких звуков; развитие умения определять направление и источник звука; развитие умения локализовать звук в пространстве; дифференциация звукоподражаний; развитие умения локализовать и узнавать голос; дифференциация неречевых и речевых звуков; развитие умения отличать голоса различной громкости; развитие умения ориентироваться на смысл сказанного; развитие речевой памяти.

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы: вопросы; инсценировки; театр игрушек; пальчиковый театр; поручения; имитация звуков; имитация звуков животных; договаривание потешек; договаривание сказок; договаривание стихотворений.

Для развития речевого общения необходимо:

  • На первом этапе обучения - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём). Научить ребёнка выражать свою просьбу одним словом.
  • На втором этапе обучения - научить ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)

Работа по развитию активной речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные процессы - для активизации речевых навыков. Одним из направлений коррекционно-развивающей работы являются индивидуальные занятия. Цель этих занятий – обеспечить каждому ребёнку адекватные для него темы и способы усвоения навыков и знаний. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи: организация полноценного и удовлетворяющего детей общения; осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержек в психическом и речевом развитии; создание условий для благопариятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей; обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком; компенсация у детей трудностей развития, вызванных отсутствием семьи; осуществление действенной преемственности в работе дефектолога и воспитателя при проведении индивидуальной работы с детьми.

Вывод: Система специального обучения детей раннего возраста строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Обучение детей осуществляется на разных занятиях. Система обучения предусматривает последовательное, целенаправленное развитие речи в раннем возрасте и преодоление нарушений в речевом развитии на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.

Основное содержание системы коррекционно-педагогической работы включает: создание предметной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста; организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей; коррекционную работу, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии; повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга. От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения.

Читайте также: