Гигиена труда кратко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Гигиена труда – медицинская наука, изучающая воздействие трудовой деятельности и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности коллектива.

Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Гигиена труда и производственная санитария являются основой для изучения организации труда и практической деятельности в области санитарной охраны труда. Они изучают:

• формы и методы организации трудовых процессов, изучение в процессе работы физиологических функций и работоспособности у работающих, режим труда и отдыха;

• особенности производственных процессов, оборудования и материалов, с которыми соприкасаются работающие, с точки зрения влияния на их здоровье;

• санитарные условия труда, состояние здоровья и заболеваемость рабочих коллективов и отдельных профессиональных групп, подвергающихся воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды;

• состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционные, осветительные, санитарно-бытовые устройства);

• состояние и эффективность средств индивидуальной защиты. На основе проведенных исследований разрабатываются:

• гигиенические требования к проектированию, рационализации технических процессов и оборудования, повышению эффективности

санитарно-технических установок, стандартизации сырья и готовой продукции и т.п.

• обоснования для гигиенического нормирования и законодательного регламентирования условий труда на производстве, устройства и содержания промышленных предприятий;

• мероприятия по физиологической рационализации трудового процесса и организации рабочих мест (режим труда и отдыха, рабочая мебель, рабочая поза, рационализация рабочих движений и т.д.);

• мероприятия по личной гигиене.

Личная гигиена работников.

Соблюдение правил личной гигиены является обязательным и должно быть нормой поведения каждого человека. При работе с опасными и вредными веществами личная гигиена работников особенно важна, так как при нарушении санитарных правил поведения возможны передача и заражение самих рабочих.

Каждый работник на работе должен постоянно носить спецодежду и спецобувь, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты. Хранить личную и производственную одежду следует раздельно. В течение рабочего дня надо следить за чистотой рук, спецодежды, своего рабочего места, ежедневно менять полотенце для рук.

Перед посещением туалета работник должен вымыть руки, после посещения снова вымыть руки с мылом. Для этих целей в уборной должна быть установлена раковина с подводкой холодной и горячей воды, воздушная электросушилка, вешалки для полотенца.

Запрещается выходить в спецодежде за пределы производственных помещений, входить в производственные помещения без спецодежды, хранить в одном шкафу личную и производственную одежду, принимать пищу в производственных помещениях.

Уход за кожей и поддерживание ее чистоты являются одним из основных требований личной гигиены. Особое внимание следует обращать на состояние подногтевых пространств.

Рабочее время и время отдыха

Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха – режим, при котором достигаются высокая эффективность общественно полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.

Монотонная или неритмичная работа вызывает утомление, в результате чего возможны несчастные случаи и снижение производительности труда. При прочих равных условиях наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.

Недельный режим труда и отдыха устанавливается для предотвращения накопления утомления, которое может возникнуть из-за неполного восстановления сил в свободное от работы время суток.

Для поддержания длительной работоспособности человека имеют большое значение не только суточный и недельный режимы труда и отдыха, но и месячный. Законодательством о труде предусмотрен еженедельный непрерывный отдых длительностью не менее 42 ч.

Рациональный годовой режим труда и отдыха обеспечивается ежегодным отпуском. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 Трудового кодекса). В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 Трудового кодекса).

При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на 1 ч с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 117 Трудового кодекса).

Сверхурочные работы (ст. 121-122 Трудового кодекса) могут производиться только в исключительных случаях и не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.

Общим выходным днем считается воскресенье. В исключительных случаях Президентом Республики Беларусь воскресенье может быть объявлено рабочим днем (ст. 136 Трудового кодекса). Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или оплачивается не ниже двойных сдельных расценок или двойных часовых ставок (ст. 69 и 143 Трудового кодекса).

Если выходной день совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч.1 ст. 147 Трудового кодекса), то он не переносится и другой день отдыха не предоставляется.

В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 Трудового кодекса).

Для отдельных видов работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы. В рабочее время включаются перерывы: для кормления ребенка, для обогревания, для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 135 Трудового кодекса).

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 Трудового кодекса).

К трудовым отпускам относятся: основной минимальный, основной удлиненный и дополнительный. Продолжительность основного минимального отпуска не менее 24 календарных дней. Государственные праздники и праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 150, 151 и 155 Трудового кодекса).

Социальные отпуска – это отпуска по беременности и родам, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера (ст. 150 Трудового кодекса).

Гигиена, как наука, ставит своей целью предупреждение заболеваний, а не лечение больного и изучает влияние факторов внешней среды на состояние здоровья. Гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединенными общими условиями труда.

Задачей гигиены труда является исследование влияния на организм человека внешней среды, включая и социальную. Цель этого изучения - разработка научно-обоснованных мероприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов и усилению положительно действующих.

Внешняя среда - совокупность бытовых и производственных факторов, определяемых природными и социальными условиями (воздушную среду, пищу, воду, почву и др.).

Гигиена- профилактическая наука, изучающая влияние факторов внешней среды на состояние здоровья человека.

Гигиена труда – комплекс мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса.

Задачи гигиены труда:

1) изучение технологических процессов и веществ, используемых в производстве;

2) выявление и устранение факторов, вредно влияющих на здоровье работающих;

3) разработка и осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих здоровые условия труда(улучшение метеорологических условий, освещения, вентиляции и др.);

4) улучшение условий труда и отдыха.

Предметом изучения гигиены труда являются

1. санитарные особенности производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов с точки зрения их влияния на организм работающих;

2. санитарные условия труда (загряз-ие воздуха пылью, газами, шумы, вибрации, излуч.),

3. изменения физиологических функций в процессе работы;

4. состояние здоровья работающих и т.д.

Методы гигиенических исследований:

1) экспериментальный метод - широко используется для изучения возможного вредного влияния различных факторов на организм человека, а также для оценки в лабораторных условиях санитарно-технических устройств и установок;

2) метод санитарного обследования - обследование и описание по специально разработанным программам различных объектов, на основании обследования составляется акт, в котором указываются предложения по устранению выявленных при обследовании недостатков со сроком их исполнения;

3) метод лабораторных исследований - используется для получения объективных данных для оценки и характеристики факторов внешней среды, применяют физические, химические, бактериологические и токсилогические методы исследования воздуха, воды, почвы и т.д.;

4) метод физиологических наблюдений - заключается в исследовании функционального состояния органов и систем человека, находящегося в различных условиях, на основании полученных данных обосновываются и разрабатываются необходимые профилактические мероприятия;

5) метод клинических наблюдений - заключается в изучении в условиях клиники отклонений, возникших в организме под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды, также этот метод применяется при проведении профилактических и медицинских осмотров на предприятии;

6) статистический метод - позволяет получить представление о положительных или отрицательных отклонениях в состоянии здоровья населения.

Гигиена труда — профилактическая медицина, изучающая условия и харак­тер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной сре­ды и трудового процесса на работающих.

Предметом изучения гигиены труда являются санитарные особенности производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов с точки зрения влияния их на организм работающих, санитарные условия труда, характер и организация трудовых процессов, изменение физиологических функций при выполнении работы, состояние здоровья работающих, гигиеническая эффективность санитарно-технических и санитарно-бытовых устройств и установок, средств индивидуальной защиты.

Физиология труда – раздел гигиены труда, изу­чающий изменения функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом и условиями труда.

Психология труда – раздел гигиены труда, рассматривающий психологические особенности различных видов трудовой деятельности в связи с психологическими качествами работающих.

Токсикология труда (промышлен­ная токсикология) – раздел гигиены труда, который изучает действие токсичных веществ на организм человека с целью профилактики их вредного влияния в условиях производства.

Психологическая трудовая экспертиза – раздел психологии труда, изучающий профессиональную ориентацию и профессиональный отбор.

Психология профессионального обучения - раздел психологии труда, объединяющий проблемы изуче­ния и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания.

Инженерная психология, разрабатывает требования к рабочим местам с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям.

Психологические аспекты организации труда - раздел психологии труда, изучающий рационализацию, организа­цию и нормирование трудового процесса в психологическом плане.

Условия труда - это совокупность факторов трудового процесса и произ­водственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Вредным производственным фактором называется фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определен­ных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессио­нальное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

А. Вредные физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, элект­ромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, освещение естественное (от­сутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая или отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха (аэроионы).

Б. Вредные химические факторы, получаемые химическим синтезом, для контроля которых используют методы химического анализа.

В. Вредные биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.

Г. Вредные факторы трудового процесса.

2) Напряженность труда отражает нагрузку преимущественно на централь­ную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника и вклю­чает в себя интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.




3) Опасным производственным фактором является фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения состояния здоровья и даже смерти.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) — это уровни вред­ных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч. в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнару­живаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Однако сле­дует отметить, что соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

Профессиональный риск - вероятность нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Профессиональный риск определяют с учетом величины экспозиции этих факторов и показателей состояния здоровья и утраты трудо­способности работников.

Безопасными условиями труда считаются такие условия, при которых воз­действие на работающих вредных и опасных производственных факторов ис­ключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Оптимальные условия труда — такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы условий труда установлены только для парамет­ров микроклимата и факторов трудового процесса.

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функ­ционального состояния организма исчезают за время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. 1-й и 2-й классы условий труда безопасны для работающих.

Вредные условия труда, в которых вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативного выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.

А. Вредные условия труда (I степень 3-го класса) — условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, исчезающие, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивающие риск повреждения здоровья.

Б. Вредные условия труда (II степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями производствен­ных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (повышение заболеваемости с временной утратой тру­доспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состо­яние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет работы и более).

В. Вредные условия труда (III степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями вредных факто­ров, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средне-тяжелых профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспо­собности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производ­ственно-обусловленной) патологии, включая повышенную заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Г. Вредные условия труда (IV степень 3-го класса) — условия труда, в которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с времен­ной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда, в которых воздей­ствие производственных факторов в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

Оздоровление условий труда приводит к снижению интенсивности профвредностей, которые теряют способность вызывать специфические заболевания, но отчетливо влияют на возникновение, течение и исход болезней непрофес­сиональной этиологии.

Гигиена труда — профилактическая медицина, изучающая условия и харак­тер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной сре­ды и трудового процесса на работающих.

Предметом изучения гигиены труда являются санитарные особенности производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов с точки зрения влияния их на организм работающих, санитарные условия труда, характер и организация трудовых процессов, изменение физиологических функций при выполнении работы, состояние здоровья работающих, гигиеническая эффективность санитарно-технических и санитарно-бытовых устройств и установок, средств индивидуальной защиты.

Физиология труда – раздел гигиены труда, изу­чающий изменения функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом и условиями труда.

Психология труда – раздел гигиены труда, рассматривающий психологические особенности различных видов трудовой деятельности в связи с психологическими качествами работающих.

Токсикология труда (промышлен­ная токсикология) – раздел гигиены труда, который изучает действие токсичных веществ на организм человека с целью профилактики их вредного влияния в условиях производства.

Психологическая трудовая экспертиза – раздел психологии труда, изучающий профессиональную ориентацию и профессиональный отбор.

Психология профессионального обучения - раздел психологии труда, объединяющий проблемы изуче­ния и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания.

Инженерная психология, разрабатывает требования к рабочим местам с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям.

Психологические аспекты организации труда - раздел психологии труда, изучающий рационализацию, организа­цию и нормирование трудового процесса в психологическом плане.

Условия труда - это совокупность факторов трудового процесса и произ­водственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Вредным производственным фактором называется фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определен­ных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессио­нальное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

А. Вредные физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, элект­ромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, освещение естественное (от­сутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая или отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха (аэроионы).

Б. Вредные химические факторы, получаемые химическим синтезом, для контроля которых используют методы химического анализа.

В. Вредные биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.

Г. Вредные факторы трудового процесса.

2) Напряженность труда отражает нагрузку преимущественно на централь­ную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника и вклю­чает в себя интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

3) Опасным производственным фактором является фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения состояния здоровья и даже смерти.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) — это уровни вред­ных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч. в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнару­живаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Однако сле­дует отметить, что соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

Профессиональный риск - вероятность нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Профессиональный риск определяют с учетом величины экспозиции этих факторов и показателей состояния здоровья и утраты трудо­способности работников.

Безопасными условиями труда считаются такие условия, при которых воз­действие на работающих вредных и опасных производственных факторов ис­ключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Оптимальные условия труда — такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы условий труда установлены только для парамет­ров микроклимата и факторов трудового процесса.

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функ­ционального состояния организма исчезают за время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. 1-й и 2-й классы условий труда безопасны для работающих.

Вредные условия труда, в которых вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативного выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.

А. Вредные условия труда (I степень 3-го класса) — условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, исчезающие, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивающие риск повреждения здоровья.

Б. Вредные условия труда (II степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями производствен­ных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (повышение заболеваемости с временной утратой тру­доспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состо­яние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет работы и более).

В. Вредные условия труда (III степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями вредных факто­ров, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средне-тяжелых профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспо­собности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производ­ственно-обусловленной) патологии, включая повышенную заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Г. Вредные условия труда (IV степень 3-го класса) — условия труда, в которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с времен­ной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда, в которых воздей­ствие производственных факторов в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

Оздоровление условий труда приводит к снижению интенсивности профвредностей, которые теряют способность вызывать специфические заболевания, но отчетливо влияют на возникновение, течение и исход болезней непрофес­сиональной этиологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект – занятие на тему:

Цель : побудить детей к формированию здоровья собственными силами. Задачи :

Образовательная: сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни;

Развивающая: развивать знания о значении чередования труда и отдыха, в рациональном использовании времени, учитывать свой режим дня.

Воспитательная: воспитывать у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

Форма проведения: воспитательский час.

Дидактический материал:

Карточки с пословицами.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Девочки, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

В природе есть солнце, оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем (руки ладошками верх перед собой). Давайте, повернёмся друг к другу и скажем добрые слова.

Введение в тему:

У вас на столах лежат листы с пословицами.

Дети читают пословицы и высказывают свои рассуждения (Слайды) .

О чём говорят эти пословицы?

Все эти пословицы говорят о значении гигиены труда и отдыха.

Основная часть:

Гигиена труда – это наука, изучающая закономерности влияния условий труда на работоспособность и здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике неблагоприятных последствий трудовой деятельности.

Что такое здоровье? Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так, как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. ( Ответы детей) (Слайд).

Как можно сберечь и укрепить здоровье?

Дети высказывают знакомые факторы, укрепляющие здоровье:

режим дня, зарядка, нормальный сон, физкультура и спорт, закаливание, правильное питание, отсутствие вредных привычек (Слайд).

У вас на столах лежат лепестки цветка нужно на каждом лепестке написать слова, которые относятся к укреплению здоровья.

Помещают на доску, зачитывают ( Слайд ).

hello_html_333f452.jpg

Что такое здоровье мы с вами сказали. А что такое режим дня? (Ответы детей).

Режим дня - это умелое сочетание умственной и физической деятельности. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает время на дела, и на развлечения сохраняются силы и здоровье ( Слайд ).

Мы с вами узнали, что такое гигиена труда, что такое здоровье, что такое режим дня.

Задание детям:

А теперь подумайте и напишите, какими видами деятельности вы заняты в течение дня.

Дети зачитывают . Если ребёнок делает зарядку, попросить показать, как он её выполняет, и что она даёт.

Если ребёнок посещает секции спортивные, делится с детьми, какие качества он приобретает.

Отметить в режиме дня чередование труда и отдыха, умственной и физической нагрузки.

Почему? Ответы детей ( Слайд) .

Физкульминутка:

Чтоб здоровым, сильным быть

С зарядкой нужно всем дружить! (наклоны головы вправо, влево)

На зарядку выходите

Свою ловкость покажите, (ходьба)

Вправо, влево наклонитесь,

Быть красивыми стремитесь! (наклоны туловища вправо и влево)

Вправо, влево и вперёд

Разудалый мы народ! (наклоны туловища вправо, влево, вперёд)

Раз присели, два присели (приседания)

Наклониться вниз сумели (наклониться вниз, дотянуться до носочков)

До носочков дотянулись,

А теперь прыжки на месте (прыжки на месте на обеих ногах)

Ноги врозь и ноги вместе.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт привет! (вдох-выдох)

IV . Заключительная часть:

Воспитатель читает рассказы и предлагает сказать, что сделано неправильно.

Витя после школьных занятий долго сидел за компьютером, вскоре у него снизилась острота зрения. Почему? Как надо поступать.

Перед сном Петя долго смотрел телевизор, затем не мог спать? Почему?

Во время перемены, Катя продолжала сидеть за партой и читать. Зачем нужна перемена? ( Слайды).

К чему приводит неправильное соблюдение режима дня? (Ответы детей).

Переутомление, усталость, раздражительность, сонливость, неправильное питание.

А что такое переутомление? (Ответы детей).

Переутомление – это проблема нашего столетия, вызванная в первую очередь тяжелой и напряженной умственной и физической работой.

К основным причинам истощения организма можно отнести недосыпание, недостаточно сбалансированное питание, авитаминоз и даже порой ежедневная суета. Также переутомление может возникнуть вследствие перенесения организмом какой-либо вирусной инфекции. Иногда после нескольких дней спокойного отдыха и здорового сна признаки переутомления исчезают. Но если всё же, симптомы имеют ярко выраженный характер, стоит незамедлительно обратиться к терапевту, возможно, имеет место какое-то иное, более серьезное заболевание. ( Слайд ).

Обратная связь.

Теперь я вижу, вы хорошо усвоили главный принцип здоровья: надо чередовать труд и отдых; питаться в одно и то же время; спать не менее девяти часов в сутки; заниматься спортом; время просмотра телевизора зависит от возраста: дошкольники не более 1 часа в день; школьники – 2 часа в день, а взрослые 4 часа в день; время проведения за компьютером зависит от возраста: дети 5 – 7 лет 30 минут; 7 –12 лет 60 минут; 12 –16 лет 2 часа; если дольше нужно сделать перерыв 15 минут. Людям с нормальным зрением можно смело пользоваться компьютером 6-7 часов ежедневно, а для тех, у кого проблемы со зрением не более 3 часов в день.

С учётом этих требований составьте памятку и запишите её.

Памятка здоровья.

Соблюдение режима дня.

Соблюдение режима питания, правильное питание.

Соблюдение правила гигиены.

Правила поведения за столом.

(употребление алкогольных напитков, табакокурение).

Доброе отношение к людям, окружающей нас природе,

Правильная организация отдыха и труда.

Девочки читают памятки. Ответы детей.

Я хочу закончить наше занятие словами:

Еще в начале века выдающийся ученый И. М. Секачев установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Гигиена труда — это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих [1] . Относится к наукам профилактической медицины.

Гигиена труда изучает: формы и методы организации труда и отдыха, состояние организма в процессе трудовой деятельности, характер и особенности рабочих движений, положений тела при работе, инструменты и орудия труда, применяемое сырье, технологию процессов, техническое оборудование, готовые и промежуточные продукты, отходы производства с точки зрения их воздействия на работающих и окружающее население; физические, химические и биологические факторы производственной среды и физиологические изменения у работающих под влиянием этих факторов и трудовых процессов. Наряду с практическими мероприятиями по оздоровлению условий труда гигиена труда разрабатывает и научные основы для регламентирования санитарных условий труда на производстве.

Необходимые санитарно-гигиенические условия труда на производственных предприятиях обеспечивается как на стадии проектирования, так и при эксплуатации оборудования, технологических процессов, производственных и вспомогательных помещений.

Предмет гигиены труда:

  • трудовой и производственный процессы, режимы и обстановка труда, технологические процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека;
  • неблагоприятные (вредные и опасные) факторы, отрицательно влияющие на человека.

Задачи гигиены труда:

  • разработка санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению условий труда;
  • обобщение опыта промышленно-санитарного надзора;
  • научное обоснование нормативной документации по охране труда — законов, норм, правил.

Сейчас действует новое руководство Р 2.2.2006-05 для оценки условий производственной среды(физических, химических, биологических факторов) и трудового процесса (тяжести и напряженности труда)

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гигиена труда" в других словарях:

Гигиена труда — профессиональная гигиена (a. labour hygiene; н. Arbeitshygiene; ф. hygiene professionnelle; и. higiene profesional), отрасль гигиены, изучающая влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей производств. среды,… … Геологическая энциклопедия

Гигиена труда — раздел профилактической медицины, изучающий влияние на организм человека трудового процесса и факторов производственной среды с целью научного обоснования нормативов и средств профилактики профессиональных заболеваний и др. неблагоприятных… … Российская энциклопедия по охране труда

ГИГИЕНА ТРУДА — ГИГИЕНА ТРУДА, см. Социальная гигиена, Труд … Большая медицинская энциклопедия

ГИГИЕНА ТРУДА — раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывающий меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение… … Большой Энциклопедический словарь

ГИГИЕНА ТРУДА — англ. hygiene, labour; нем. Arbeitshygiene. Изучение влияния на организм человека трудовых процессов и производственной среды и разработка гигиенических нормативов и мероприятий для обеспечения благоприятных условий труда и предупреждения… … Энциклопедия социологии

Гигиена труда — система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия… … Официальная терминология

Гигиена труда — – система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

гигиена труда — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN labor healthoccupational hygiene … Справочник технического переводчика

Гигиена труда — в трудовом праве система обеспечения здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно технические, лечебно профилактические, реабилитационные и др. мероприятия … Энциклопедия права

Гигиена труда — профессиональная гигиена, отрасль гигиены (См. Гигиена), изучающая влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей человека производственной среды и разрабатывающая гигиенические нормативы и мероприятия для обеспечения… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: