Конспект безопасность на воде в летний период

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №40 имени героя Советского Союза Смоляных Василия Ивановича

г. Новошахтинск

Конспект беседы о правилах безопасности на воде в летний период.

Классный руководитель: Качалова Людмила Николаевна.

познакомить с правилами поведения на воде и их актуальностью в современной жизни

учить применять полученные знания на практике

побуждать детей составлять описательные рассказы, приводя примеры из жизни

расширять и уточнять словарь по данной теме

воспитывать культуру поведения на пляже

воспитывать внимание, осторожность

Купальный сезон – можно купаться, лето

Штормовая погода – сильный ветер, высокая волна

Вертикальное положение – стоя

Самодельные устройства – сами сделали

Массовое купание – купается много людей

Подручные средства – верёвки, ремни, надувные игрушки

Буксировка утопающего – доставка его на берег

Оборудование: презентация

- Ребята, скоро закончится учебный год, и вы все разъедетесь по домам. А что за летний отдых без купания? Особенно когда солнышко припекает, а прохладная вода пруда или речки, озера или моря так и манит, так и приглашает окунуться. Но и манящая прохладой вода может грозить смертельной опасностью. Прежде всего, нужно обязательно уметь плавать. Недаром еще у древних греков это умение считалось такой же необходимостью, как и умение, читать. Но, научившись плавать, мы сразу забываем об опасностях, грозящих нам в воде. Каждый год в России тонут 15-20 тысяч человек. И большинство из них умели плавать. Сегодня мы повторим правила поведения на воде и около воды.

Разбор словаря. (Слайд 3)

Беседа по теме:

В: Почему мы так любим купаться? (Слайд 4)
- Маленьким детям одним купаться нельзя, ходить на пляж можно только с родителями. Старшеклассники уже более самостоятельные, родители отпускают их одних на море. Но как маленьким, так и большим ребятам, нельзя забывать простые правила, которые сделают ваш отдых безопасным для вашего здоровья.

- Правила поведения на воде были сформулированы еще в XIX веке, когда в 1872 году в России организовали Общество спасения на водах. Сегодня эти правила примерно те же:

- Перед купальным сезоном обязательно посетите врача! (Слайд 5)

- Не купайтесь при температуре: воды – ниже 18 градусов, воздуха – ниже 22 градусов. (Слайд 6).

- Купайтесь только в разрешённых местах, на благоустроенных пляжах! (Слайд 7)

- Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно свалиться в воду! (Слайд 8)

- Не купайтесь у крутых обрывистых берегов с сильным течением, в заболоченных и заросших растительностью местах! (Слайд 9)

- Не ныряйте в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. (Слайд 10).

- Не купайтесь в штормовую погоду! Берегитесь волны! (Слайд 11).

- В воде избегайте вертикального положения. Не ходите по илистому и заросшему водорослями дну.

- Не подплывайте к проходящим судам. Не взбирайтесь на буйки. (Слайд 12)

- Не используйте для плавания самодельные устройства! Они могут не выдержать ваш вес и перевернуться! (Слайд 13)

- Не заплывайте далеко от берега на надувных матрасах и автомобильных камерах! (Слайд 14)

- Не боритесь с сильным течением! Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу!

- Не катайтесь на лодках, катерах и гидроциклах в местах массового купания населения! (Слайд 15)

- Не меняйтесь местами при движении лодок и катеров! Не садитесь на борта и не стойте на сиденьях! (Слайд 16).

- Не отплывайте от перевернувшейся лодки до прибытия помощи! (Слайд 17).

- Используйте для спасения любые подручные средства. (Слайд 18).

- Не давайте утопающему схватить вас. При буксировке утопающего следите за тем, чтобы его голова всё время находилась над водой. (Слайд 19).

- Не оставляйте попыток достать утопающего со дна. Это нужно делать 10 минут с момента его погружения. (Слайд 20).

- Доставив пострадавшего на берег, очистите ему полость та и удалите воду из дыхательных путей, лёгких и желудка. (Слайд 21)

4) Вопросы для закрепления: (Слайд 22)

При какой температуре воды и воздуха нельзя купаться?

При какой погоде нельзя купаться?

Что делать при сильном течении?

Назовите правила спасения утопающего.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на водоёмах в летнее время.

Задачи:

Организация усвоения учащимися правил поведения и мер безопасности на воде, а также алгоритмов действий в опасных ситуациях в этих условиях.

Развитие коммуникативных умений детей - рассказывать, объяснять, слушать, задавать вопросы.

Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Ход занятия:

- Наступили летние каникулы. Приятно в жаркий летний день искупаться в море, в речке, в озере, в пруду. Нам очень хочется, чтобы отдых прошёл без сложностей. Но каждый водоём может быть по - своему опасен. Как вы думаете, чем они могут быть опасны?

- А теперь, мы в игровой форме закрепим имеющиеся знания по теме. Сегодня на занятии мы будем говорить об опасностях и правилах поведения у воды.

Нельзя приходить к воде… Без взрослых.

Нельзя заходить купаться на глубокое… Место.

Нельзя нырять в незнакомых…Местах.

Нельзя нырять в мелких… Местах.

Нельзя купаться в незнакомых… Местах.

Нельзя купаться в местах, где купание…Запрещено.

Нельзя заплывать за…Буйки.

Нельзя купаться сразу после…Еды.

Нельзя купаться после долгого загорания…На солнце.

- Молодцы, ребята. Справились с заданием.

«Однажды, пока никого не было дома, дети решили пойти купаться. Стояли солнечные дни, вода в реке была тёплой. На пляже было много народу, и мальчики решили уйти подальше, место незнакомое, но там им никто не будет мешать купаться. Они постелили на берегу покрывало и решили сначала позагорать на солнышке. Ребята позагорали и решили с разбега прыгать в воду.

- Какие правила нарушили мальчики? (Мальчики пошли на речку без взрослых. Они ушли подальше и купались в незнакомом месте. Резко заходили в воду. Долго были в воде. Нельзя нырять в незнакомых местах. Нельзя топить друг друга, потому что можно захлебнуться водой и утонуть.)

- Ребята, посмотрите на эти картинки (картинки, размещённые на доске с изображением спасательного круга, матраса, жилета, бревна.)

- Что может объединять эти предметы?

- Правильно. При помощи этих предметов можно спасти утопающего.

Если в речке тонет друг.

Если он идёт на дно,

Кинь ему верёвку, круг,

Палку, мяч или бревно.

- А теперь давайте попробуем правильно выбрать предметы, которые помогут утопающему. Я буду называть предметы, а вы услышав название нужного предмета, будете хлопать в ладоши, а если это ненужный предмет топать:

- очки для плавания;

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Детям предъявляется стихотворный текст с описанием ситуации, необходимо подобрать нужную картинку.

1. На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать:

2. Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

3. И большим, и детям

В незнакомом месте

Вам нельзя нырять!

Может очень мелкой

А в песок опасно

Сучья, камни, стёкла

Спрятались на дне –

Их заметить сложно

В водной глубине…

4. Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет –

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая грустно завершится…

Мы вам не желаем в речке утопиться!

5. Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

6. Пляж буйками окружён

От судов, коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять –

За буйки не заплывать!

7. Не надо безобразничать

И делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать

Ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты

Шалун и злой проказник –

Недалеко и до беды:

Дырявый круг опасен.

8. Около сточной трубы не купайтесь –

Может вас прямо в трубу затянуть…

И не получится, как ни старайтесь,

Вынырнуть вверх, чтобы воздух глотнуть…

Очень опасно – запомните, братцы!

Рядом со сточной трубой развлекаться!

9. Если вы в лодке поплыть захотите,

То обязательно, дети, учтите:

Можно кататься весь день, до заката,

Только раскачивать лодку не надо,

И за красивым цветком не тянуться

Может судёнышко перевернуться…

Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!

Будь осторожен всегда на воде!

10. Весело качаться детям на волнах

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

Так что не советуем плавать далеко!

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет - руки опускаем.)

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Нельзя прыгать и нырять в воду?

- Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?

- Можно купаться в местах, где запрещено купание?

- Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

- Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Нужно выбрать карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объяснить свой выбор.

- Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоёма, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии? (Водолазы, спасатели и др.)

- Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос, какие правила безопасности нарушили дети?

Глеб Иваныч - водолаз, в день нырял по 20 раз.

Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.

У него медаль и орден, но махнул он на медаль:

- Если кто-нибудь утонет - это будет очень жаль!

Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки и идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так, что купанье - не пустяк!

Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.

- Что приходилось наблюдать водолазу?

- Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное - не надо паниковать и надо вспомнить основные правила.

Практическое занятие

Как избавиться от судорог.

1) Позовите на помощь людей.

2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.

3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведнной ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.

4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.

5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.

6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.

Если вы захлебнулись водой.

1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками

3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.

4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.

5) При необходимости позовите на помощь людей.

Если вы увидели тонущего человека.

2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т. д.

3) Вызовите скорую помощь.

4) Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.

- Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдёт удачно и весело. Я думаю ребята вы запомните правила поведения во время купания. И не забывайте самое главное правило: Чтобы не было беды – будь осторожен у воды!

План мероприятия:
1.Организационный этап (приветствие, объявление темы)
2.Основной этап (просмотр презентации)
3.Заключительный этап (рефлексия)

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о безопасном поведении… А для того, чтобы узнать о какой безопасности пойдёт речь, отгадайте загадку
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Правильно вода. Но разговор пойдёт о воде в определённое время года. Я вам зачитаю небольшое стихотворение, а вы подумайте и ответьте, о каком времени года стихотворение.
Тучка синяя гуляла
В чистом небе голубом,
Вдруг дождинками упала
И раздался тихий гром.

Там, где капельки упали,
Море синих васильков,

Там, где молнии сверкали,
Не осталось и следов.

Снова солнце в небе ясном
Озарило белый свет.
Расцвели ромашки в поле
И ненастья больше нет.



- Правильно. Один мальчик играет на самом краю берега, а другой собрался нырять с высокого берега и в незнакомом месте.
- Как вы считаете можно так делать? Если нельзя, то почему?(ответы детей)
Записать первые два правила на ватмане.
- Плывём дальше, вдруг увидим мальчиков и девочек, которые любят купаться.
(включить звуки воды и вывести на экран лодку)
- Смотрите, на той стороне берега дети купаются. Подплывём к ним?



- Посмотрите внимательно на этих детей и скажите, можно так вести себя на воде? (ответы детей)
- Почему нельзя так вести себя в воде? (ответы детей)
(записать эти два правила на ватмане)
- Плывём дальше и смотрим по сторонам, как красиво летом вдоль реки.
(звучат звуки воды)
- Смотрите, что это? К нам кто-то плывёт!



- Ребята надо их спасать, а то утонут. Чтобы помочь мальчику и девочке доплыть до берега, надо им рассказать о том, что они сделали не так.(ответы детей)
- Молодцы! Нельзя кататься на реке на самодельном плоту и нельзя уплывать на матрасе далеко от берега.
(записать правила на ватмане)
- Поплаваем ещё на нашей лодке?
(звучат звуки воды)
- Посмотрите вперёд, что там происходит?



- Ребята, посмотрите на этих детей и скажите, что не правильно делают они на воде?(ответы детей)
- Правильно, нельзя купаться в шторм и уплывать за буйки. Что может случиться с детьми, если они ослушаются этого правила?(ответы детей)
(записать правила на ватмане)
- Не устали от путешествия? Давайте с вами проплывём ещё немного по реке, полюбуемся природой и будем возвращаться.
(включить звуки воды и вывести на экран пейзажи вдоль реки)
- Ребята, мы приплыли с вами на пляж. Посмотрите на эту картинку и скажите, правильно ли здесь отдыхают взрослые и дети?


(ответы детей)
- Взрослые и дети отдыхают по всем правилам.(вместе с детьми перечислить все моменты правильного отдыха)
- Теперь можно плыть обратно.
(включить звуки воды и вывести на экран пейзажи)
- Закончилось наше с вами путешествие.
- Вам понравилось наше путешествие по реке Онеге?
- Сейчас я каждому выдам листочки и цветные карандаши. Вы должны придумать и нарисовать свой знак на любое из правил, которые записаны на ватмане.
(время на рисование знака 10 минут)
Спросить пару ребят, что они нарисовали и к какому правилу.
- Из ваших знаков мы вместе оформим выставку после занятия. Сейчас я каждому из вас выдам памятку с правилами поведения на воде летом, чтобы каждый из вас их обязательно соблюдал и предупреждал других ребят об опасности, если видите, что кто-то поступает не правильно.
(каждому ребёнку выдаётся памятка)

Задачи:
- Предупредить возможные опасные ситуации для ребенка.
- Побуждать выполнять правила поведения на воде.
- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.
- Формировать умение отвечать на вопросы, способность к диалогической речи.
Предварительная работа:
Рассматривание плакатов на тему безопасности на воде, беседы по содержанию плакатов.
Материал:
- Плакаты с изображением опасных ситуаций, иллюстрации к загадкам.
- Пластмассовые кольца, веревки, мишка.

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это изображен на картинке? – спасатель, он быстро прилетает и спасает тех, кто попал в беду. А попасть в беду может тот, кто не соблюдает правила безопасности. Мы с вами сегодня узнаем, какие правила безопасности надо соблюдать, когда вы отдыхаете на пляже или возле реки, пруда или моря.

Посмотрите на картинку, я вижу, там кто-то попал в беду, что же там произошло?

Любят детки на волнах
Плыть на надувных кругах.
Или на цветных матрасах
Нравится им покататься.
Только правило одно
Никогда не забывай!
На матрасах и кругах,
Далеко не заплывай!
Они могут прохудиться
Затонул и был таков.
Вряд ли кто-то докричится
До далеких берегов.

Ребята, без родителей в воду заходить нельзя. Даже если вы надели надувной круг или легли на надувной матрас, без взрослых на глубину плавать нельзя, можно купаться только там, где мелко, если папа и мама рядом. Надувной круг хорошо держит на воде, но он может прохудиться, в нем может появиться дырочка, через которую будет выходить воздух, и круг сдуется, и не будет держать вас на воде. Это опасно, можно уйти под воду.

Если вы в лодке поплыть захотите,
То обязательно, дети, учтите:
Можно кататься весь день, до заката,
Только раскачивать лодку не надо,
И за красивым цветком не тянуться –
Может судёнышко перевернуться…
Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!
Будь осторожен всегда на воде!

(Воспитатель объясняет, что изображено на картинке и задает детям вопросы о том, что можно делать, а что нельзя.)

Ребята, вот Мишка упал в речку. Как мы можем помочь ему? Вытащить из реки. А еще можем бросить надувной круг, чтобы Мишка держался за него и не тонул. Вот это колечко будет кругом, надо бросить колечко и постараться попасть поближе к Мишке.
(Дети по очереди бросают кольцо в цель)
Молодцы!

3. Воспитатель: Давайте мы с вами будем отгадывать загадки.
В синем море буква О
Не дает упасть на дно. (Спасательный круг)

Ребята, спасательный круг действительно похож на букву О, такой же круглый. А у вас есть надувной круг? Надувной круг может помочь плавать и не тонуть, но мы видели с вами на картинке, что может произойти, если в нем будет дырка. Начнет выходить воздух, можно утонуть. Поэтому на нем нельзя заплывать на глубину далеко от берега.

В катамаран и в лодку
Его с собой беру.
Его я надеваю,
Не глядя на жару.
А если что случится
Со мною на воде,
То верный друг оранжевый
Спасёт меня везде! (Спасательный жилет)

Жилет, как и круг, помогает тем, кто оказался в воде. Мы видели картинку о том, как лодка перевернулась, а люди упали в воду. Поэтому, катаясь в лодке, дети должны обязательно надевать спасательный жилет.

Если кто попал в беду,
Если тонет он в пруду,
Спасут обязательно
Смелые … (спасатели)

Да, на пляже всегда есть спасатели, которые следят за тем, чтобы никто не утонул, а если видят, что кто-то тонет, быстро плывут и спасают его. Аркадий паровозов из мультфильма тоже спасатель.

Подведение итогов
Воспитатель:
Ну вот мы узнали, какие опасности подстерегают нас на воде, и как мы сможем их предупредить. Так что Аркадий Паровозов может быть спокоен – нас спасать не придется. А мы должны соблюдать правила безопасности.
Потому что все возможно!
Все бывает, так сказать!
Потому что мимо он
Может и не пролетать!

Читайте также: