Растительный и животный мир черноморского побережья кавказа конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

4 А где в России находится субтропическая зона? (Субтропики находятся на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой стороны Черное море.) Слайд Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. (звук моря, чаек) -Что услышали? Что представили? Догадайтесь, где мы оказались? (на море) Слайд Попробуйте определить, куда именно мы сегодня отправимся, используя слова: Кавказ Побережье Черное море Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по черноморскому побережью Кавказа. Слайд. Черноморское побережье Кавказа. -Кто там был? -Что знаете? Что хотите узнать? Какая это зона? Какова же цель нашего урока? Слайд Цель нашего урока: -познакомимся с животным и растительным миром зоны. -узнаем курорты черноморского побережья Кавказа Скажите, почему природную зону называют субтропики? (В переводе с латинского языка суб означает под, субтропическая означает расположенная под тропиками, т.е вблизи тропической зоны. А тропики это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы заглядывает и дарит настоящее чудо южной природы). А кто может показать, где расположена зона субтропиков? (показывает 1 ребенок) Давайте попытаемся раскрыть секрет удивительного климата и природы этой зоны Представьте, что вы на пляже. Когда вода теплее днём или вечером?(вечером, потому что вода медленно нагревается и медленно остывает) Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. К каким горам по высоте относят Кавказские горы?(высокие) Т.е. они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много

6 Обобщение учителем. Много на побережье декоративных растений. Благоприятные условия тепло и влага дают возможность расти высоким растениям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты метров, его ствол ровный, листья продолговатые, плоды- орехи, но их есть нельзя. Бук живет до 500 лет. Каштан дерево долгожитель может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды орехи, их употребляют в пищу. Богато представлены пальмы. Широко распространена магнолия Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Здесь много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Растут виноградники. Рассказ зоологов (выступление группы) Обобщение учителем. Животный мир Черноморского побережья очень разнообразен. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны, поедающие плоды каштанов, орехи, желуди. есть барсы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, дельфины. Морские коньки это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька Горбунка. У них нет постоянной окраски. Сядет конек горбунок на бурую водоросль и сам станет бурым, сядет на зеленую позеленеет. В море много водорослей. Они являются пищей для многих морских животных. Дельфины это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде, раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать и плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали людей. Общаются дельфины с помощью звуковых сигналов. Мидия двустворчатый моллюск, является санитаром моря. За 1 час очищает 3 литра воды, а в сутки до 70 литров. Рассказ экологов (выступление группы). Обобщение учителем. - Берега Черного моря это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на

7 стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его. Закрепление пройденного материала Мы сегодня совершили путешествие на Черноморское побережье Кавказа.. Я хочу проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны. У вас на столе лежат тесты выполняем их самостоятельно ТЕСТ Черноморское побережье Кавказа 1. Черноморское побережье Кавказа расположено. а) в лесной зоне страны б) в субтропической зоне страны в) в степной зоне страны 2. Субтропики России это а) обширная зона в центре страны б) обширная зона на востоке страны в) небольшая зона на побережье Черного моря 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а) бук, каштан б) лиственница, брусника в) ольха, липа 4. На Черноморском побережье обитают: а) цикады, богомолы, саранча б) кобылки, жуки-чернотелки в) жук-скоробей, водомерки 5. В Черном море обитают: а) крокодилы, анаконды, тюлени б) медузы, дельфины, камбала в) акулы, морские котики, черепахи 6. В субтропической зоне: а)умеренно жаркое лето и теплая зима б)жаркое лето и умеренно холодная зима в)умеренно теплое лето и холодная зима. Самопроверка. (слайд) Ребята на прошлом уроке я просила вас, подготовить презентации об отдыхе на ЧБК. (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ) Итог урока:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа

Познакомить с новой природной зоной ,с растительным и животным миром и их особенностями

Урок новых знаний

- Сформировать у учащихся представление о природной зоне субтропиков

- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;

-Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой;

-Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою Родину, бережное отношение к окружающей среде.

Научиться узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

Научиться разделять животных по месту обитания ( на суше, в море)

Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Слушать и понимать речь других

Оформлять свои мысли в устной форме

Уметь работать в парах, в группе

Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

– Сегодня на уроке ждут с нетерпением нас: чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать, а зону субтропиков России изучать. Мы продолжим виртуальное путешествие на Черноморское побережье Кавказа

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – познакомиться с растительным и животным миром этой зоны, а также деятельностью человека.

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

Познавательные УУД:

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

- А начнем мы наше путешествие с разминки.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Назовите самую маленькую природную зону на территории России.

- Где в России находится субтропическая зона?

Расскажите, каковы особенности природы этой зоны?

Отвечают на вопросы

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Лесная зона

- Субтропическая зона

Субтропики находятся на побережье. С одной стороны кавказские горы, а с другой – Черное море

1 ученик отвечает у доски..

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Первичное усвоение материала

– Что же, друзья, в дорогу за новыми знаниями пора! Перед вами путевые листы, которые в ходе урока должны заполнить вы.

А теперь мы с вами начинаем работать по нашей теме. Сегодня мы будем работать группами.

Ботаники займутся изучением растительного мира этой зоны. ( учебник стр.114-115)

Зоологи – животного мира. ( стр.116-117)

Давайте теперь обсудим прочитанное вами.

Расскажите о растительном мире Черноморского побережья Кавказа?

Обратите внимание на растения, которые занесены в Красную книгу. Найдите в учебнике и зачитайте.

Давайте посмотрим, как выглядят эти растения. Показ слайдов

-Что вы можете сказать о представителях животного мира, об обитателях суши?

– Чем отличается вода в море от пресной воды? (Она солёная).

– Правильно, сейчас вы увидите, много ли соли содержится в морской воде.

Лабораторная работа (опыт)

– На один литр воды 1,5 ч.ложка соли – вода Чёрного моря;

– На один литр воды 1 стакан соли – вода Мёртвого моря.

– Много ли соли находится в воде Мёртвого моря? (Очень много).

Из-за такого количества соли в Мёртвом море нет жизни вообще.

– Много ли соли содержится в воде Чёрного моря? (Мало).

– Давайте попробуем сделать прогноз: разнообразен ли здесь мир морских обитателей

Давайте послушаем нашего ученика, он нам расскажет о морских обитателях.

Показ слайдов

Существуют ли в данной природной зоне экологические проблемы? Если да, то какие?

Работа с учебником (Стр.120)

– Ребята, а какие правила нужно соблюдать во время отдыха у моря?

Давайте теперь узнаем, что говорит нам учебник. Чтение статьи учебника.

– Добавлю то, что Чёрное море было объявлено морем особого режима чистоты.

31 октября названо международным днём Чёрного моря.

Учащиеся читают учебники

Отвечает подготовленный ученик

Выслушиваются ответы детей

Рассказ ученика

Выслушиваются прогнозы детей

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Закрепление изученного материала Самостоятельная работа

Итак, ребята вы сегодня узнали много нового и интересного. А сейчас вам предстоит закрепить ваши знания – заполнить путевые листы, которые лежат у вас на партах.

Все ли у вас получилось. Давайте проверим. Зачитайте ваши ответы.

Наше виртуальное путешествие подходит к концу. Что вы можете рассказать друзьям о субтропиках России?

Составьте 2-3 цепи питания

Учащиеся работают самостоятельно, заполняют листы.

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Посмотрите на свои путевые листы, удалось ли вам их заполнить до конца?

- Что не получилось?

Не хочется расставаться с этой удивительной природной зоной. Будем надеяться, что мы увидим ее такой же прекрасной , когда приедем сюда отдыхать.

Домашнее задание

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 383 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2018 884
  • DOCX 30.6 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Васина Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений о природных условиях субтропической зоны и растительном мире Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Формирование УУД:

1. Личностные УД: умение анализировать результаты учебной деятельности способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УД: выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства.

3.Познавательные УД: формировать умения отличать растения субтропической зоны, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УД: умение работать в парах, группах; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; формулировать и объяснять задание; грамотно задавать вопросы; слушать и понимать речь других.

Межпредметные связи: история, география, литературное чтение.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в парах, группах . карта природных зон России, смайлы для рефлексии.

1. Организационный момент.

- Урок мы откроем со слов известного писателя, исследователя, натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Он является автором многих рассказов и сказок о природе, о животных. Слайд 2.

Прочитайте их: “Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому , что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире” В.В. Бианки.)

- Вы согласны с этими словами? Почему?

- Мы тоже сегодня будем исследователями. Будем открывать и исследовать.

2. Постановка темы и задач урока.

- По какому большому разделу мы сейчас работаем? (Путешествие по природным зонам России)

-Так что мы будем сегодня исследовать? (новую природную зону) - Сколько всего природных зон различают на территории России? (6) -Какие природные зоны мы уже изучили? -Какую зону нам осталось исследовать? (субтропическую зону) Слайд 3-4.

3. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

- Прежде чем начать исследование новой природной зоны, поговорим о тех, что мы уже изучили.

Работа в группах.

- На карточках 1 группы даны описания изученных природных зон. На карточках 2 группы даны названия и описании растений и животных природных зон. Вы должны определить, какая зона описана на вашей карточке и расставить карточки в том порядке, в котором мы изучали эти зоны.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. На столах лежат карточки-памятки.

1 группа.1) Обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. Здесь чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито земледелие. Степь

2) Повсюду гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Пустыня

3) Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
4) Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. Тундра

5) Эта зона находится южнее зоны тундры, поэтому климат мягче, В природном сообществе хорошо видна ярусность расположения растений. Обычно здесь выделяется три-четыре яруса. Зона лесов.

2 группа.1) В этой зоне растут клевер, ковыль, красные маки, жёлтые тюльпаны, многие из которых успевают за весну отцвести и дать семена. Из животных преобладают грызуны: хомяки, суслики, мыши-полёвки. Степь

2) Растения с длинными корнями и очень мелкими листьями или листьями-колючками –саксаул, верблюжья колючка, джузгун. Животные ведут в основном ночной образ жизни и могут долго обходиться без воды: тушканчики, змеи, черепахи, верблюды, скорпионы. Пустыня

3) Здесь растут стойкие к морозу, неприхотливые растения: лишайники, полярные ивы, полярный мак. Птицы устраивают птичьи базары. Тюлени и моржи имеют толстую кожу, белый медведь – густую, длинную шерсть. (Арктика)

4) Низкорослые растения: ягодные кустарники, карликовые деревья, грибы, мхи и лишайники. Во время короткого лета расцветают лютики, колокольчики, полярная камнеломка. Весной прилетают стаи гусей, уток, гагар. Гнездятся редкие птицы: белый журавль, краснозобая казарка. Из животных много леммингов. (Тундра)

5) Пихта, сосна, лиственница, дуб. клён, липа. вяз, осина, рябина, черёмуха, много трав. Из животных-медведи, волки, лисицы, рыси, лоси, зайцы, косули, кабаны, ежи, насекомые, птицы. (Зона лесов).

Отчёт командира о работе в группах. Оценка работы в группах каждого при помощи сигнальных карточек.

-Ребята, мы изучили с вами уже пять природных зон , которые сменяются в направлении с Севера на юг России. Что вы можете сказать о нашей Родине?

-Можем мы гордиться тем, что живём в такой огромной , прекрасной стране?

4 .Работа по новой теме.

- Молодцы, я вижу, что вы знаете особенности изученных природных зон.

Итак, отправляемся в путешествие по новой природной зоне.

-Каждую зону мы исследуем по плану. Давайте восстановим его.

1.Географическое положение, климат.

2. Растительный мир.

3. Животный мир.

4. Отдых на Черноморском побережье.

-Последний пункт плана имеет другое название, а вот почему, вы сами поймёте позже.

-На эту тему отводится два урока. Сегодня мы поговорим о географическом положении, климате и растительном мире Субтропической зоны. А на следующем уроке исследуем животный мир и узнаем, как человек использует Черноморское побережье Кавказа.

-Найдите тему урока в учебнике стр. 112, посмотрите на условные обозначения и скажите, что нам понадобится.(карта, толковый словарь)

-С Толковым словарём попросим поработать………. Посмотри, значение какого слова нам нужно узнать и найди его.

-Остальные работают с картой стр.60

-Каким цветом выделена субтропическая зона? (фиолетовый)

-О чём говорит нам карта? (эта зона занимает очень маленькую территорию. Расположена на побережье Чёрного моря, севернее Кавказские горы.

-Эта узкая полоса и склоны гор до высоты 500м относятся к зоне субтропиков.

Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

-…… прочитает , что нам говорит об этом парке Толковый словарь.(Слайд 6)

-Выскажите предположения, какой там может быть климат? Эта зона находится ещё ближе к экватору, значит солнце как посылает сюда лучи? (почти прямые лучи)

-Какой сделаем тогда вывод? Как нагревается поверхность?

-Давайте выясним, подтвердятся ли наши предположения.

-Прочитайте материал учебника стр.113 (1абзац - вслух).

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Как вы думаете, почему же здесь такие благоприятные погодные условия? Совсем рядом зона пустынь, но климат совсем не такой. Возникла проблема?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Уч. стр.113 – до 4 абзаца (со слов :Евдокия Васильевна …). Читаем до слов…(Обилие тепла…).

Выводы детей. (Побережье с севера защищено горами от холодных ветров. Большое влияние оказывает море. Летом оно нагревается, зимой не замерзает и постепенно отдаёт тепло воздуху. Летом влажный воздух смягчает жару и приносит дожди)

Физкультминутка. Море волнуется раз….

Продолжение работы по теме урока.

-Всё ли мы выяснили по первому пункту плана? Переходим ко второму.

-Выскажите предположения, богат растительный мир Черноморского побережья Кавказа или нет? Почему?

-Давайте посмотрим презентацию и сделаем выводы. (Слайды 7-13)

Просмотр презентации. -Что можете сказать о растительном мире?

-Какие растения занесены в Красную книгу?(жимолость, самшит колхидский, тис ягодный- имеет прочную древесину, обладающую сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе)

6. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам.

Допишите данные предложения.

1.Субтропическая зона находится ____________________ зоны пустынь.

2.Она расположена на берегу ________________________ .

3.В центре находится город _____________________.

4. Солнце посылает сюда почти _____________лучи .

5.Растительный мир ___________и ______________________.

-Поменяйтесь карточками с соседом.

Взаимопроверка по эталону в парах (Слайд)

-Оцените себя при помощи сигнальных карточек.

Подведение итогов урока.

-Какую природную зону мы исследовали? Выполнили поставленные задачи?

-Кому было интересно ?

-Кто понял, почему последний пункт плана изменён?(сюда приезжают люди отдыхать)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Черноморское побережье Кавказа.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель:1. Создавать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение субтропической зоны, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.

2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, гербарием, умение работать в группе.

3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Формируемые УУД:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

на данных этапах

1.Организационный момент.

Цель, которая должна быть

настроиться на урок.

Цель, которую хочет достичь учитель:

определить готовность учащихся к уроку,

мотивировать на учебную деятельность

2.Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть

показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно- следственные связи.

Цель, которую хочет достичь учитель:

актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции.

3.Мотивация к усвоению новых знаний. Целепололагание.

Цель, которая должна быть

определить тему и цели урока.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Мотивировать учащихся на изучение нового.

4. Усвоение новых знаний.

Цель, которая должна быть

уметь работать с книгой,картой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Создать условия для формирования

представления о природной зоне по плану.

5. Первичное закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

уточнить представления детей о природной зоне, проверить знания детей по новой теме, организовать проверку.

Д.з.

Слайд 2.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде чем нам начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится

- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Слайд 3.

Я ожидаю от сегодняшнего урока…….

-Прочитайте фразу на слайде. Кто пожелает поделиться своими мыслями?

-А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Слайд 4.

-Начнем урок с повторения.

-Какой раздел мы изучаем?

-Для чего нужно знать природные зоны?

Какие природные зоны уже изучили?

Слайд 5, 6, 7.

На данном слайде изображена изученная природная зона. Какая это зона? Докажите свою точку зрения.

-Что интересного узнали об этой зоне?

Слайд 8

Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. Догадайтесь, где мы оказались?

-Куда же мы сегодня отправимся? (к морю)

Слайд9

На прошлом уроке что мы узнали об этой зоне? (географическое положение и климат)

Слайд 10.

Черноморское побережье Кавказа.

Что хотите ещё хотите узнать? (составление плана).-Какая цель вытекает из этого плана ? Слайд 11

–А теперь представьте себе что вы у чёрного моря.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Вы сидите на теплом морском песочке и играете с ним.

Мы отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

«Расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря,

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Глаза откройте, проснитесь.

Сейчас мы все поработаем учеными – исследователями и отправимся к Черному морю.

Слайд 12.

1. группа у нас будут ученые – ботаники. Что изучает наука ботаника?

2. группа у нас будут ученые – зоологи. Что изучает наука зоология?

3.группа-экологи. Что изучают экологи?

4.группа-жизнь и отдых на черном море.

А теперь в работу включаются все научные группы.

1.Учебник стр. 114-115,.

- Причины разнообразия флоры;

- Отличительные особенности растений субтропиков;

- Растения: на склонах гор, в парках и на городских улицах

- Причины разнообразия фауны;

- Насекомые и птицы.

- Чем является для людей Черноморское побережье;

- Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

- Сочинский национальный парк

- Судоходство и туризм

Рассказ ботаников (выступление группы).

Обобщение учителем. Слайд 17,18,19,20,21.

Рассказ зоологов (выступление группы)

Обобщение учителем.Слайд 22,23,24,25,26,27.

Тестовая работа. Слайд 28,29.(если ост.вр)

Самопроверка. Слайд 30. (если останется время)

Итак, в какой зоне мы с вами сегодня побывали?

Оцените работу каждого в группе в листе оценивания.

В начале урока мы с вами делали предположения. У кого подтвердились предположения?

-Сегодня я узнал…….

Итак, мы побывали с вами на Черном море.

А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения.

У вас на парте лежат рыбки: красная, желтая и зеленая.

Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите желтую рыбку.

Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились -зеленую рыбку.

Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли,поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку. Спасибо за работу!

Читайте также: