Конспект занятия разгадывание ребусов
Обновлено: 30.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект к презентации по теме ребусы.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества
ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
социально-педагогической направленности
педагог дополнительного образования - Шевякова Оксана Анатольевна
г. Апшеронск
Обучающие:
создать у ребят положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;
помочь развитию интереса у учащихся к математике, расширить умственный кругозор;
Развивающие :
способствовать формированию исследовательских навыков учащихся, осознанию силы и практической значимости математики;
Воспитательные :
повысить общую культуру учащихся;
воспитывать у детей чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.
Техническое оснащение: мультимедийная установка, компьютер, презентация.
Карточки с изображениями ребусов.
Словарь : ребус
Методы: словесные, наглядные, практические
Форма обучения: групповая
Тип занятия: комбинированное занятие.
Ход занятия:
1. Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем что такое ребус, познакомимся с основными правилами разгадывания ребусов и научимся разгадывать ребусы.
2. Теоретическая часть:
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ
-Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Запятая справа(обычно она выводиться в перевернутом виде) означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова. (слайд 3)
- Если над словом выводятся перечеркнутые буквы, то это означает, что из соответствующего слова их нужно вычеркнуть. В некоторых случаях выводятся не буквы, а их номера с начала слова. В этом случае нужно вычеркнуть только букву с соответствующим номером . (слайд 4)
- Для замены букв внутри слова используют равенство типа "А=Б", означающее, что следует все буквы "А" слова заменить на букву "Б". Для замены одной, конкретной буквы используется равенство типа 2=А, означающие что вторую букву слова следует заменить на букву "А". (слайд 5)
- Иногда из слова берется лишь несколько букв. В этом случае их номера перечисляются над словом. ( слайд 6)
- Если картинка выводится в перевернутом виде, то это означает, что буквы слова нужно перевернуть (читать справа-налево) и затем уже выполнять все предписанные со словом действия (запятые, замена букв и т.п.). ( слайд 7 )
- Часть ребусов строится на игре букв. В примере в букве "О" содержатся буквы "ДА", получаем в-о-да, т.е. слово “ВОДА”. Обратите внимание, что этот же фрагмент можно читать и как да-в-о, но, в нашем случае, он не образует осмысленного слова (хотя может быть фрагментом другого слова!). Аналогичные сочетания используются для ребусов " ПОДУШКА ", под-уш-ка, " ФОНАРЬ " - фо-на-рь, " ЗАЯЦ " - за-я-ц. Во всех случаях имеется по два варианта прочтения таких ребусов (на-ка-уш, ри-под-фо, ц-за-я) просто, в данном случае, они бессмысленны. ( слайд 8)
Для шифровки слов обычно используются сразу сочетание нескольких приемов и картинок.( слайд 9, 10 )
3.Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку
4. Практическая работа детей
Ну а теперь, ребята, применим полученные знания на практике. Будем разгадывать ребусы ( слайды 12-21 ).
Представляю конспект занятия по обучению элементам грамоты у детей 6-7 лет, используя авторскую программу Е. В. Колесниковой.
Тема: Разгадывание ребусов.
Учить разгадывать ребусы.
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов.
Совершенствовать навыки фонематического представления.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и навыки чтения.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Прослушайте стихотворение А Максакова, найдите и исправьте ошибки.
Написал письмо я зайке,
Но забыл наклеить …арки (марки).
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки.
Своей младшей дочке тосе
Заплетает мама …осы.
Мама кукле шар… вязала,
Ей Наташа помогала.
2. Разгадывание ребусов.
Педагог: У каждого карточка с зашифрованным словом. Это ребусы.
Мы сегодня будем отгадывать ребусы. Ребус – загадка, написанная с помощью нарисованных вещей. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нём. Разгадать ребус нужно слева направо.
Какие слова получились?
Дети: Дым, лак, пена, стог, стул, столяр, Юля, подвал, кот, почка.
3. Разгадывание ребусов. Работа в тетради.
Педагог: Разгадайте ребусы. Напишите название предмета и буквы, которые написаны. Какие слова получились?
Дети: Бабочка, шутка, гроза, столб, шарф.
Педагог: Запишите слова-отгадки в тетради.
3. Физкультминутка. (с массажными мячиками)
Ищет птичка и в траве, …. Дети касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.
И на ветках…. Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча
…в ладонь правой руки, затем меняют руки.
И в листве…Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.
И среди больших лугов…Катают мячик по животу круговыми движениями.
Мух, червей, жуков. Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.
4. Разгадывание ребусов. Работа в тетради.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус?
Дети: Прочитать слово, загаданное в нём.
Педагог: Чем отличаются ребусы от ребусов на предыдущей странице?
Дети: Предметы нарисованы в середине слова, а на предыдущей странице до или после букв.
Педагог: Самостоятельно разгадайте ребусы и напечатайте в тетради.
Прочитать слова, которые получились.
Дети: Телевизор, дракон, выключатель, воротник.
5. Самоконтроль по зрительному образцу.
Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.
Педагог: Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.
Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.
Тема внеклассного занятия: Учимся разгадывать ребусы.
Цель: Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.
Задачи:
знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;
знакомство детей со способами зашифровки слов;
развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;
воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.
Возраст детей: 9 – 10 лет.
Оборудование: компьютер, карточки с ребусами, толковый словарь
Ход занятия:
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.
Основная часть занятия.
- Ребята, а что такое ребусы?
Это наскальная надпись из Северной Америки. Она повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел – символ храбрости. Другие животные – это изображения добрых духов хранителей.
Составление ребусов – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус.
Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?
,
,
Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
К
Выполнение тренировочных упражнений.
- А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила - помощники, с которыми вы познакомились, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) (см. приложение к уроку).
Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.
Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь будем разгадывать ваши ребусы.
Итог занятия.
- Что такое ребус?
- Назовите правила зашифровки или расшифровки слов?
- У вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них…. а вот что? Вы узнаете, расшифровав ребус:
Цель занятия: познакомиться с правилами ребусной азбуки.
Задачи занятия:
обучающая: формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез; увеличивать концентрацию внимания;
развивающая: развивать логические мыслительные операции – сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей;
воспитательная: формировать учебно-познавательный интерес к ребусам как к понятиям общекультурного пространства.
Воспитательный результат – использование ребусной азбуки как элемента общеинтеллектуальной деятельности.
Воспитательный эффект – влияние логики как общекультурного знания на процесс развития личности обучающегося.
Планируемые результаты занятия:
Метапредметные:
познавательные – определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов, выполнять сравнение, определять общие существенные признаки двух или более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
регулятивные – прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные - умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.
Средства обучения (в т.ч. интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (полоски из цветной бумаги разного цвета, конверты с заданиями).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагогическая деятельность учителя
Познавательная деятельность обучающихся
1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности (3 мин.)
-Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится.
- Как мы догадались, какая должна быть отгадка: наугад или по правилу?
- Сегодня мы отправимся в путешествие к острову особых загадок – ребусов. Как вы считаете, на чем мы отправимся в плавание?
Приветствуют учителя.
- Узнали предмет по признаку.
- На паруснике.
2. Основная часть занятия (15 минут)
- Для начала нам нужно построить парусник. Разделитесь на 3 команды:
1 команда собирает основание парусника, 2 – парусник, а 3 – составляет программу на компьютере. У каждой команды есть своя инструкция.
Ребус – это задача, в которой слово, фраза, пословица, загадка изображаются с помощью рисунков, чисел, букв, других знаков.
- Как у нас получилось слово?
- Что обозначает знак после рисунка?
- Что обозначает знак перед рисунком?
Сформулируйте правило зачеркнутой буквы
- Как вы догадались?
- Жители острова хотят нас познакомить с новой группой ребусов. Их называют арифметическими или числовыми. Поработайте в группах. 1 группа решает один ребус, а 2 – другой.
Читайте также: