Конспект занятия разгадывание ребусов

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект к презентации по теме ребусы.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества

ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

социально-педагогической направленности

педагог дополнительного образования - Шевякова Оксана Анатольевна

г. Апшеронск

Обучающие:

создать у ребят положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;

помочь развитию интереса у учащихся к математике, расширить умственный кругозор;

Развивающие :

способствовать формированию исследовательских навыков учащихся, осознанию силы и практической значимости математики;

Воспитательные :

повысить общую культуру учащихся;

воспитывать у детей чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.

Техническое оснащение: мультимедийная установка, компьютер, презентация.

Карточки с изображениями ребусов.

Словарь : ребус

Методы: словесные, наглядные, практические

Форма обучения: групповая

Тип занятия: комбинированное занятие.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем что такое ребус, познакомимся с основными правилами разгадывания ребусов и научимся разгадывать ребусы.

2. Теоретическая часть:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ

-Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Запятая справа(обычно она выводиться в перевернутом виде) означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова. (слайд 3)

- Если над словом выводятся перечеркнутые буквы, то это означает, что из соответствующего слова их нужно вычеркнуть. В некоторых случаях выводятся не буквы, а их номера с начала слова. В этом случае нужно вычеркнуть только букву с соответствующим номером . (слайд 4)

- Для замены букв внутри слова используют равенство типа "А=Б", означающее, что следует все буквы "А" слова заменить на букву "Б". Для замены одной, конкретной буквы используется равенство типа 2=А, означающие что вторую букву слова следует заменить на букву "А". (слайд 5)
- Иногда из слова берется лишь несколько букв. В этом случае их номера перечисляются над словом. ( слайд 6)

- Если картинка выводится в перевернутом виде, то это означает, что буквы слова нужно перевернуть (читать справа-налево) и затем уже выполнять все предписанные со словом действия (запятые, замена букв и т.п.). ( слайд 7 )

- Часть ребусов строится на игре букв. В примере в букве "О" содержатся буквы "ДА", получаем в-о-да, т.е. слово “ВОДА”. Обратите внимание, что этот же фрагмент можно читать и как да-в-о, но, в нашем случае, он не образует осмысленного слова (хотя может быть фрагментом другого слова!). Аналогичные сочетания используются для ребусов " ПОДУШКА ", под-уш-ка, " ФОНАРЬ " - фо-на-рь, " ЗАЯЦ " - за-я-ц. Во всех случаях имеется по два варианта прочтения таких ребусов (на-ка-уш, ри-под-фо, ц-за-я) просто, в данном случае, они бессмысленны. ( слайд 8)

Для шифровки слов обычно используются сразу сочетание нескольких приемов и картинок.( слайд 9, 10 )

3.Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку

4. Практическая работа детей

Ну а теперь, ребята, применим полученные знания на практике. Будем разгадывать ребусы ( слайды 12-21 ).

Представляю конспект занятия по обучению элементам грамоты у детей 6-7 лет, используя авторскую программу Е. В. Колесниковой.

Тема: Разгадывание ребусов.

Учить разгадывать ребусы.

Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов.

Совершенствовать навыки фонематического представления.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и навыки чтения.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Прослушайте стихотворение А Максакова, найдите и исправьте ошибки.

Написал письмо я зайке,

Но забыл наклеить …арки (марки).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли …ушки.

Своей младшей дочке тосе

Заплетает мама …осы.

Мама кукле шар… вязала,

Ей Наташа помогала.

2. Разгадывание ребусов.

Педагог: У каждого карточка с зашифрованным словом. Это ребусы.

Мы сегодня будем отгадывать ребусы. Ребус – загадка, написанная с помощью нарисованных вещей. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нём. Разгадать ребус нужно слева направо.

Какие слова получились?

Дети: Дым, лак, пена, стог, стул, столяр, Юля, подвал, кот, почка.

3. Разгадывание ребусов. Работа в тетради.

Педагог: Разгадайте ребусы. Напишите название предмета и буквы, которые написаны. Какие слова получились?

Дети: Бабочка, шутка, гроза, столб, шарф.

Педагог: Запишите слова-отгадки в тетради.

3. Физкультминутка. (с массажными мячиками)

Ищет птичка и в траве, …. Дети касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

И на ветках…. Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча

…в ладонь правой руки, затем меняют руки.

И в листве…Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

И среди больших лугов…Катают мячик по животу круговыми движениями.

Мух, червей, жуков. Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

4. Разгадывание ребусов. Работа в тетради.

Педагог: Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус?

Дети: Прочитать слово, загаданное в нём.

Педагог: Чем отличаются ребусы от ребусов на предыдущей странице?

Дети: Предметы нарисованы в середине слова, а на предыдущей странице до или после букв.

Педагог: Самостоятельно разгадайте ребусы и напечатайте в тетради.

Прочитать слова, которые получились.

Дети: Телевизор, дракон, выключатель, воротник.

5. Самоконтроль по зрительному образцу.

Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.

Педагог: Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.

Тема внеклассного занятия: Учимся разгадывать ребусы.

Цель: Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.

Задачи:

знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;

знакомство детей со способами зашифровки слов;

развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;

воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.

Возраст детей: 9 – 10 лет.

Оборудование: компьютер, карточки с ребусами, толковый словарь

Ход занятия:

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.

Основная часть занятия.

- Ребята, а что такое ребусы?


Это наскальная надпись из Северной Америки. Она повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел – символ храбрости. Другие животные – это изображения добрых духов хранителей.

Составление ребусов – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус.

Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?





,


,

Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

К



Выполнение тренировочных упражнений.

- А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила - помощники, с которыми вы познакомились, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) (см. приложение к уроку).

Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.

Самостоятельная работа учащихся.

- А теперь будем разгадывать ваши ребусы.

Итог занятия.

- Что такое ребус?

- Назовите правила зашифровки или расшифровки слов?

- У вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них…. а вот что? Вы узнаете, расшифровав ребус:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомиться с правилами ребусной азбуки.

Задачи занятия:

обучающая: формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез; увеличивать концентрацию внимания;

развивающая: развивать логические мыслительные операции – сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей;

воспитательная: формировать учебно-познавательный интерес к ребусам как к понятиям общекультурного пространства.

Воспитательный результат – использование ребусной азбуки как элемента общеинтеллектуальной деятельности.

Воспитательный эффект – влияние логики как общекультурного знания на процесс развития личности обучающегося.

Планируемые результаты занятия:

Метапредметные:

познавательные – определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов, выполнять сравнение, определять общие существенные признаки двух или более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

регулятивные – прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные - умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.

Средства обучения (в т.ч. интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (полоски из цветной бумаги разного цвета, конверты с заданиями).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагогическая деятельность учителя

Познавательная деятельность обучающихся

1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности (3 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

От ветра он не прячется,

А грудь подставив, катится.

- Как мы догадались, какая должна быть отгадка: наугад или по правилу?

- Сегодня мы отправимся в путешествие к острову особых загадок – ребусов. Как вы считаете, на чем мы отправимся в плавание?

Приветствуют учителя.

- Узнали предмет по признаку.

- На паруснике.

2. Основная часть занятия (15 минут)

- Для начала нам нужно построить парусник. Разделитесь на 3 команды:

1 команда собирает основание парусника, 2 – парусник, а 3 – составляет программу на компьютере. У каждой команды есть своя инструкция.

Ребус – это задача, в которой слово, фраза, пословица, загадка изображаются с помощью рисунков, чисел, букв, других знаков.


- Как у нас получилось слово?


- Что обозначает знак после рисунка?


- Что обозначает знак перед рисунком?



Сформулируйте правило зачеркнутой буквы


- Как вы догадались?

- Жители острова хотят нас познакомить с новой группой ребусов. Их называют арифметическими или числовыми. Поработайте в группах. 1 группа решает один ребус, а 2 – другой.

Читайте также: