Из чего состоит все окружающий мир 3 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод 2) Ложки, чайник, нож, кастрюля Тему урока Состоит, из, всё, чего Тему урока

Из чего состоит всё?

Тела из одного вещества

Тела из нескольких веществ

Называют, веществами, из, то, тела, состоят, чего Веществами называют то, из чего состоят тела.

Частицы – мельчайшие, невидимые глазом

Физкультминутка Вода Камень Железо Вода Камень Железо Дым Пар Сок Камень Вода Дым Камень Вода Дым Железо Сок Пар

Проверь Твёрдые тела Гвоздь Подкова Проволока Канистра для бензина Сосулька Льдина Конфета Солонка

- знать наиболее характерных представителей твёрдых тел, жидкостей и газов;

- уметь различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,

- уметь приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

- развивать устную речь; развивать умение формулировать свои мысли;

- владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Фронтальная форма работы:

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Сегодня нам предстоит выполнить много интересных заданий, так что проверьте, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

- На нашем уроке будет система оценивания в баллах:

2 балла – задание выполнено правильно, без ошибок.

1 балл – допущена 1-2 ошибки.

0 баллов – 3 и более ошибок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ, практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

Фронтальная форма работы:

Работа с понятиями (картинки на слайде)

Назови предметы общим словом – понятием:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод

2) Стакан, банка, графин, тарелка

3) Ложки, чайник, нож, кастрюля

- Что объединяет эти три группы предметов?

- Из чего человек делает вещи?

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов?

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний.

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса.

На этот вопрос нам предстоит ответить.

Работа с определением

- Ёмкости для жидкости.

- Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела.

- Из разных материалов.

- Это природные материалы.

- Все предметы из чего-то сделаны.

- Из чего состоят все предметы?

- Тело человека, животного.

использование знаково-символических средств (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: постановка цели и задач; составление плана урока

Фронтальная форма работы:

- Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать?

- Чтобы достичь поставленной цели, мы должны составить план урока. Какими будут наши действия?

- Узнаем, из чего состоят тела.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

IV. Открытие нового знания

Наглядный: работа со схемой

Практический: работа в рабочих тетрадях

Практический: работа с текстом учебника

Практический: работа в рабочих тетрадях

Словесный: чтение параграфа учебника

Фронтальная форма работы:

Работа со слайдом

- Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

- Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

- Рассмотрите схему, на которой представлены природные объекты и искусственные тела. Какие из них природные объекты, а какие искусственные тела?

Парная форма работы:

Работа в тетрадях.

- Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр. 36 в парах.

- Как выполняли задание? Что вы выбрали? Почему?

- Оцените себя по критериям на слайде.

Индивидуальная форма работы:

- А теперь самостоятельно выполните номер 2.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

- Оцените себя по критериям на слайде.

Работа по вариантам и в парах:

- Откройте учебник на странице 50. Читаем самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1 и 2 абзацы, 2 вариант – 3 и 4 абзацы. После того, как ознакомитесь с материалом учебника, расскажите своему соседу, что вы узнали.

- Молодцы! Итак, мы с вами узнали, какие бывают тела. В зависимости от чего, тела определяют, как жидкие твёрдые и газы.

- Правильно, то есть существует 3 состояния тела: жидкое, твёрдое и газообразное.

- Какими признаками обладают твёрдые тела?

- Какими признаками обладают жидкие тела?

- Какими признаками обладают газообразные тела?

Индивидуальная форма работы:

- Теперь, используя иллюстрации из учебника и полученные знания, выполните задание № 3 на стр. 36 в Рт.

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

Фронтальная форма работы:

Работа с учебником

- Возвращаемся к работе с учебником. Откройте учебник на стр. 52. Читаем по абзацу (5 человек).

- Что такое вещество? Приведите примеры веществ.

- Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

Групповая форма работы:

- Давайте вместе разработаем план действий. С чего начнем наш опыт? Какой шаг будет следующим? Что будет завершающим шагом нашего опыта?

- Заканчиваем работу. Попрошу выйти по одному представителю от группы.

- По оценке своих успехов, выставите баллы за работу по критериям на слайде.

- К природе относятся природные материалы, живые существа; всё то, что человек делает своими руками, результаты деятельности человека.

- Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы . К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Живые существа не могут существовать без объектов неживой природы .

Работают по схеме.

- Мы рассматривали иллюстрации и выбирали одну лишнюю. В первом ряду лишней картинкой оказалась кружка, т.к. это предмет, созданный человеком. Во втором ряду лишняя картинка с изображением птицы, т.к. она относится к природным объектам.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях.

- Природные объекты: шарф, стул, футболка, гитара.

- Объекты живой природы: лиса, вода, солнце.

Оценивают работу по критериям.

Читают по вариантам.

- В зависимости от их состояния.

- Твёрдые тела способны сохранять форму и объём.

- Жидкие тела текучи, не способны сохранять своей формы; принимают форму того сосуда, в который их наливают, но при этом сохраняется их объём.

- Газообразные тела – летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.

- Твёрдые тела: часы, камень, дерево, птица, книга, луна, цветок, тарелка, человек.

- Жидкости: вода (водопад, море), молоко.

- Газы: кислород, гелий, природный газ.

Оценивают работу по критериям.

Читают по абзацу.

- Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и созданные человеком предметы. Примерами веществ могут служить соль, сахар, вода, природный газ.

- Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.

- Подготовим оборудование и выполним действия по инструкции. Пронаблюдаем за изменениями. Сделаем выводы на основе результатов опыта.

Работают в группах над опытом.

1) Высыпать и размешать сахар в первый лабораторный стакан, наполненный водой.
2) Высыпать и размешать соль во второй лабораторный стакан, наполненный водой.
3) Высыпать и размешать измельчённый мел (мел измельчите в ступке) в третий лабораторный стакан, наполненный водой.
4) Высыпать и размешать глину в четвертый лабораторный стакан, наполненный водой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок Е.А. Мкртычян

Дата 18.10.2019

Конспект урока окружающего мира

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел; узнают отличительные черты каждого из них; научаться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, кубик, воздушный шар, вода, сосуды разной формы, песок.

Универсальные учебные действия:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- развитие навыка смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

I. Орг. момент Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока.

II. Актуализация знаний: - Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод

2)Стакан, банка, графин, тарелка

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля

- Что объединяет эти три группы предметов?

- Из чего человек делает вещи?

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов?

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний.

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. Слайд 1.

На этот вопрос нам предстоит ответить.

III . Самоопределение к деятельности.

Телами называют все предметы и живых существ, окружающих нас.

IV . Работа по теме урока.

Сегодня мы совершим путешествие в мир веществ и узнаем, из чего всё состоит,

А именно, что такое тела, вещества и частицы и выясним, чем они различаются, а что общего.

Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы, или природные объекты.

А есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

-Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

-Назовите тела, которые относятся к группе искусственных объектов.
Ученики заполняют схему в тетради(тела, природные, искусственные)

Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова-отгадки.

-Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. ( Вода )

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. ( Зеркало )

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все . ( Солнце )

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. ( Ложка )

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. ( Заяц )

3. Практическая работа.

Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Слайд 4. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. Слайд 5, 6, 7. Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт .

Опыт с водой и сахаром

- У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.

Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

- Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Слайд 8. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами. В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Слайд 9

- У меня на столе вода, камень, воздух в воздушном шаре. Что объединяет всё это?

- Чем они отличаются?

- Подведём итог: тела могут находиться в разном состоянии – твёрдом, жидком и газообразном.

- Какое тело в твёрдом состоянии? В жидком? Газообразном?

- Как называется предмет у меня в руках? (Кубик)

- Какой он формы? (Кубической)

- Я предлагаю положить кубик в воду. Какой он формы? (Кубической)

- Какой он будет формы , если я его положу на стол? Зарою в песок? (Форма не изменится)

- Сделайте вывод. (У твёрдых тел форма постоянна.) Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

- В каком состоянии вода? (В жидком)

- Приведите примеры жидкостей.

-Я налила воду в сосуд. Какой формы вода в сосуде?

- Перелейте воду в стакан. Какой формы вода в стакане? (Цилиндрической)

-Меняется ли количество воды, т.е. объем при переливании?

- Сделайте вывод. (Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объём.) Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

- Воздух в шаре и тот , которым мы дышим, - это газ.

- Помните шар. Что вы можете сказать о форме? (Газ меняет форму.)

- Я сдавлю шар и часть его завяжу, уберу. Как вы думаете, объём воздуха изменился? (Да. Объём уменьшился.)

-Сделайте вывод. (Газы не сохраняют форму и объём.) - Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.

Ученики заполняют схему в тетради(частицы, твердое, жидкое, газообразное)

V . Физкультминутка

VI . Закрепление изученного.

Работа в таблице. Распределение веществ на три категории : твердые, жидкие, газообразные.

VII . Рефлексия.

Все предметы и живые существа, окружающие нас, называются…..

Тела, которые относятся к природе, называются……

Вода, квас, бензин-это….

Стол, лёд, стакан-это….

Кислород, углекислый газ-это…

Самооценка (магнитные смайлики)

VIII . Подведение итогов.

- Где можно применить знания, полученные на уроке?

- Где можно найти ответы на интересующие вас вопросы?

Домашнее задание. Слайд 10.

Урок окружающего мира 3 класс по теме

Разработала: учитель начальных классов первой категории Хакимова Елизавета Геннадьевна, г. Оренбург.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

v Предметные: рассказывать о веществах, природных объектах и их свойствах; группировать природные объекты по их отличительным признакам; ставить простейшие опыты.

v Личностные: проявлять бережное отношение к природе.

I .Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу. Учащиеся приветствуют гостей.

II .Проверка домашнего задания.

Пересказ по теме: “Мир природы в народном творчестве”. Несколько учащихся получают карточки с индивидуальными заданиями по теме.

III .Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, какое определение нас будет интересовать сегодня на уроке? Почему?

- Какие вопросы вы бы хотели задать по теме урока?

IV .Работа по теме урока.

1). В ходе совместной работы учителя с учащимися составляется схема:

ТЕЛА

создаёт природа создаёт человек

- У меня на столе вода, камень, воздух в воздушном шарике. У них есть одно общее свойство – это природные объекты. Но есть и отличие – то состояние, в котором они находятся. Опишите состояние этих тел.

Заполняется таблица в рабочей тетради - №3, стр. 36.

ТЕЛА

ТВЁРДЫЕ ЖИДКИЕ ГАЗЫ

форма, размер и объём меняют форму, не сохраняют

постоянные объём постоянный форму и объём

- Что у меня в руках? (Шарик теннисный).

- Какой он формы? (Шарообразной).

- В каком он состоянии? (В твёрдом).

- Если я положу его в воду, он изменится? А на стол? А отдам кому-то?

- Вывод…Запишем в схему.

- Что теперь у меня в руках? (Вода)

- В каком состоянии она находится? (В жидком).

- Если я налью её в стакан, в колбу, какая форма у неё станет? А объём?

- Вывод… Запишем в таблицу.

- А сейчас я надую вот этот шар. Что внутри него? (Воздух)

- Воздух в шаре и тот воздух, которым мы дышим – это газ. Какой он формы?

- А если взять шарик вытянутый или в форме сердечка?

- А если я выпущу часть воздуха, объём изменится?

- Вывод… Запишем в таблицу.

V .Физминутка.

VI .Продолжение работы по теме урока.

- Все природные тела состоят из веществ. У меня на столе есть сахар, соль, мел и песок. Всё это вещества. Вода – это тоже вещество, пожалуй самое главное на планете. Одно из свойств воды – способность растворять многие вещества. И в этом мы сейчас убедимся, открыв химическую лабораторию и проведя несколько опытов, а все результаты будем записывать в рабочую тетрадь на стр. 38.

- Давайте запишем план проведения опыта:

2).Выполнить необходимые действия;

3).Понаблюдать и записать результат;

- Итак, приступим. Налейте в стаканы воды. Назовите её цвет. Понюхайте. Можно ли сквозь неё что-то увидеть? Это говорит о том, что она прозрачна.

- А теперь опустим в воду наши вещества.

- Фиксируем результат в таблице.

- Какие выводы мы сделали? (Вода растворяет сахар и соль, но не песок и глину)..

VII. Рефлексия.

- Какие бывают тела?

- В как их трёх состояниях они могут находиться?

- Что такое вещество?

VIII .Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

Учебник – стр. 50-53 (читать, пересказывать), рабочая тетрадь – стр. 36-37.

Читайте также: