Однокоренные слова 3 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Метопредметные: Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова
Тип урока : комбинированный
УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
-Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа
-А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)
-2. Словарная работа. Работа в парах.
А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока
- Возьмите карточку №1.
Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их
…расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.
Проверим по слайду. СЛАЙД 1
Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.
- А какие это слова? (словарные)
- Какое слово получилось?
- А что же такое корень?
-Где это слово нам встречается?
На уроках окружающего мира,
Корень важная часть растения
Корень зуба, внутренняя часть зуба
корень слова. Часть слова
А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)
Какое это слово? – многозначное, много значений
Значит корень есть и у слова
И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.
А сейчас послушаем сказку слайд 6
- Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.
Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова
Люди из сказки тоже прочитали эти слова
Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?
(слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными
- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД
Открываю запись на доске.
Сказка помогла нам определить тему урока?
- Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4
(подбирать родственные слова и находить в них корень)
3. Работа с учебником. Понятие корень слова.
-Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.
А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.
Перед вами слова, прочитайте
Есть у этих слов общая часть?
А все ли эти слова родственные?
вода, водитель, водичка
Может какое то слово заблудилось? Почему?
Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?
(потому что значение у него разное)
(Какие слова называются однокоренными?
(одинаковый корень, общее значение
Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень
- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова
- Очень хорошо. Молодцы!
Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12
А какое сейчас время года?
Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)
Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень
Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.
А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.
Давай те мы найдем для них пару родственных слов.
-Предлагаю поработать в группах.
Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)
Кто пасёт овец и коз
там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)
-Ребята, наш урок подходит к концу.
- Прочитайте пословицы :
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.
И пословицы не всегда понятны с первого раза
Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица : знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает
2 пословица : если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица : учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.
В пословицах есть однокоренные слова.
- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Мы достигли цели урока?
- Что такое корень слова?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Как найти в слове корень?
- Почему корень учения горек, а плод сладок?
- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.
Сегодня на уроке я узнал …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что…
Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.
формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия
и термины
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальный конкурс
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Однокоренные слова
Учитель начальных классов
Глумова Светлана Николаевна
Вейделевка,2016
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Однокоренные слова. (3 класс)
Тип урока: урок изучение нового материала
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний об однокоренных словая;
развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу; формирование навыков коллективной работы.
Задачи урока: содействовать формированию УУД
1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.
2. Регулятивных: учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.
4. Коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: экран, плакат с рисунком цветка, лепестки из цветной бумаги, карточки с заданиями, памятка, мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”
Ход урока
1 .Организационный момент . (слайд №1)
Встали ровненько, красиво. Посмотрю ка я на вас! Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс! Здесь затеи и загадки, Игры, шутки, все для вас! Пожелаю вам удачи За работу, в добрый час!
Мотивация к учебной деятельности.
-Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
2. Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, образцы букв и слова
(На доске написаны образцы букв и слова : г/ч/ Часы, часто, часовщик, часики, часовой.
3. Актуализация знаний.
- Что общего в этих словах? (Сочетание ча). - Какое слово лишнее? (Слово часто). - Что вы можете сказать об остальных словах? (Это слова родственники, у них общая одинаковая часть и общее лексическое значение) - Определите тему урока. (Однокоренные слова) - Откройте учебник на стр. 61, прочитайте тему урока.
- Прочитайте вопрос, на который мы будем искать ответ. - Какие цели и задачи поставим перед собой? (слайд №2)
4. Работа по теме.
1. На доске плакат с рисунком цветка, лепестки из цветной бумаги. - Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). - Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, а предложения из слов. Слова имеют корень. - Сейчас мы с вами попытаемся вырастить цветок с корнем цвет и необычными лепестками, которые вы должны собрать из данных частей. И тогда наш цветок разрастется и станет красивым. - Что вы можете сказать о словах-лепестках? ( у них общая одинаковая часть и они близки по смыслу.)
3. Прочитайте правило стр. 61.
5. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику (стр. 62 упр. 109 по заданию учебника) - Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень. - Возьмите карандаш. Над каждым словом первой группы укажите части речи. - Какой вывод сделаем? (Слайд №3)
2. Физминутка ( под музыку выполняют разные движения)
3. Работа с текстом. (Слайд №4)
- Прочитайте, найдите однокоренные слова. - Назовите знакомые орфограммы. - Спишите первое предложение и разберите его по членам предложения.
4. -У вас на столах найдите карточку №1. – Прочитайте слова. - Выделите группы однокоренных слов. (слайд №5)
- Какой вывод сделаем? (Корень одинаковый, а лексическое значение разное. У слов первой группы – вода, у слов второй группы – водить машину).
5. Знакомство с новым словарным словом.
- Отгадайте загадку. «Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали – Не одну нашли, а десять! Как её названье, дети?
КАРТОФЕЛЬ (слово вывешивается на доске)
- Прочитайте по слогам это слово (хором). - Сколько слогов? - Сколько букв в этом слове? звуков? Почему? - Запишите это слово. Выделите орфограммы. Запомните. - Составьте предложение с этим словом.
6. Рассказ учителя.
- Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку. Капусту. Морковку. Горох. Петрушку и свеклу… - А откуда к нам пришли эти овощи? - Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Расту они как и трюфель под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америка назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I . Люди долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем оценили урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель. Мы часто слышим слово картошка. - Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи? - К слову картофель через черточку запишите однокоренное прилагательное. Выделите корень (один ученик делает у доски)
7. Работа в группах.
8. Самостоятельная работа в печатной тетради с. 35. №83 (работа в паре)
Рассмотрим иллюстрации. Что общего и чем различаются?
Подосиновик Осина Осинник
Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова являются однокоренными, объяснять, почему эти слова являются однокоренными; приводить примеры однокоренных слов.
У слов тоже есть самое главное, самое важное – корень. Корень – это главная часть слова, он несёт самый главный смысл. Причём смысл даже не одного слова, а нескольких слов- родственных, или однокоренных слов.
Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее? На этот вопрос есть два правильных ответа. Первый ответ подсказал сам лесник, который собирал слова: у них есть общий, объединяющий смысл. А второй ответ: общая часть –род-. Она и есть корень этих слов.
А какой корень в слове народ ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: - народ-. Но по происхождению (вспомним науку этимологию) это слово связано со словом –род-: родити народити народ.
Слова брат, братик, братишка – это родственные слова.
Слова рыба, рыбка, рыбак – это родственные слова.
Слова гриб, грибник, грибок, грибной – это родственные слова.
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова – это самая главная часть в слове.
В ней заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова выделяется знаком
Лес, лесок, лесной, лесник.
Как найти корень слова?
1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
2. Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.
3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
4. Выдели корень знаком
Запомните! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
Как будто бы все на месте: в каждом слове одинаковое сочетание букв – гол. Да только по смыслу все голы – разные.
Ребята развеселились и стали придумывать такие неродственные слова.
- А кошка не родня кошмару? – кричит один.
- Картон не братец картошке?
- В каких родственных отношениях кости и костюмы?
- А свинец не сыночек свинтуса.
Дети так веселились, что было понятно, что они разгадали секрет корня и однокоренных слов.
Разбор заданий
Укажите верное определение корня слова.
- Корень - главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
- Корень – это общая часть слова.
- Корень – это часть слова у родственных слов.
Корень - главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Укажите, какие слова являются однокоренными.
- Соль, солонка, солёный.
- Сахар, варенье, мёд.
- Брюки, юбка, платье.
Соль, солонка, солёный.
Укажите, в каком варианте записи слова не являются однокоренными.
1. Месяц, метро, метель.
2. Ветер, ветерок, ветрище.
3. Вода, водный, водичка.
4. Зверь, зверёк, зверюшка.
Месяц, метро, метель.
Укажите, в каком варианте пара однокоренных слов записана верно.
- Лето – летний
- Лето – летать
- Летать – летний
- Лето – жара
- Летать – плыть
Прочитайте предложения. Укажите, какие слова будут являться однокоренными.
Читайте также: