Изобразительное искусство в жизни древних чувашей конспект

Обновлено: 05.07.2024

Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Познакомить со смысловым значением чувашских узоров.

Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно – прикладное искусство. Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.

Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов : хевел – солнце, херле - красный, сара – желтый, симес – зеленый, кавак – синий, шура – белый, хура – черный.

Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход. Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и атрибуты:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1. Организационный момент.

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

7. Выставка чувашских узоров.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Звенит колокольчик. Воспитатель собирает детей.

Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? (в группе). А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? (да). Но для начала покажите мне на карте нашу страну – Россию (дети показывают на карте). Большая наша страна? (да). Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? (Чувашия). Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся. Давайте, усаживаемся на стульчики.

2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кепе, фартук – саппун, повязка – писиххи. Полотенце у нас называется – алшалли.

Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.

Красный – херле, желтый – сара, зеленый – симес, синий – кавак, белый – шура, черный – хура.

Молодцы, ребята. Все правильно.

А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение:

Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте – Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

Итак, что символизирует желтый цвет (солнце, красный цвет (кровь и любовь, зеленый (трава, голубой (небо, черный (земля?Молодцы.

Давайте рассмотрим чувашские узоры на этом изделии. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:

Золотое блюдечко по небу катается, людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации).

Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики).

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели (дерево). - Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации).

Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголки и ниточки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком (собака).Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).

Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:

В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации).

Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Ребята, скажите, чем отличаются эти две картинки? (варианты детей). Да, одна яркая, а другая – нет. Давайте и эту картинку сделаем красивой, яркой. Берем цветные карандаши и начнем раскрашивать (раскрашиваем новый узор солнца, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя).

1. Чем славится Чувашия?

2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?

3. Какие цвета использовали при вышивании?

4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?

5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?

6. В какую чувашскую игру мы поиграли?

7. Выставка чувашских узоров.

Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 91" ДОКЛАД НА ТЕМУ : Взаимодействия с семьями воспи-танников.

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария - первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.

Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство - ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.

У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота - височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_filippova_sasha.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алькеевский МР РТ

«ЧУВАШСКОЕ НАРОДНОЕ ИССКУСТВО.

Работу выполнила: ученица 9 класса

Руководитель: Смирнова М. А.

2. Особенности узоров костюмов чувашей.

3. Основные виды рукоделия чувашского народа.

4. Разновидности головных уборов (хушпу).

5. Исследовательская часть.

6. Используемая литература.

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария - первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое входила нынешняя территория Чувашской АССР.

Сочинения древних историков и путешественников, побывавших в Волжской Болгарии, археологические раскопки городов Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Жукотин и других свидетельствуют о высокой культуре предков современных чувашей. Археологические находки в городе-крепости Сувар, центре Суварского княжества, говорят о том, что здесь было хорошо развито ремесленное производство - ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое.

У предков чувашей бытовали местного производства украшения из бронзы, серебра, золота - височные кольца, гривны, браслеты, бляшки, поясные пряжки.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок монетами.

Особенности узоров - костюмов чувашей.

Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. В республике почти нет ни одного населенного пункта, где бы не трудились вышивальщицы.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры , розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент , имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Основные виды рукоделия чувашского народа.

В народном искусстве чувашей, особенно у верховых, с древних времен широко распространено изготовление женских, девичьих и мужских поясов. Мастерицы ткут их на небольших специальных странах. В орнаментации современных поясов преобладают геометрические узоры, зависящие, в основном, от техники ткачества. В настоящее время такие пояса используются в качестве сувениров, а также как принадлежность народного костюма в коллективах художественной самодеятельности, в народных хорах.

Разновидности головных уборов (хушпу).

Украшение из серебра и бисера, созданные талантливыми мастерами, представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, девичий головной убор тухья, нагрудные украшения тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе, ушные - сарка и другие.

Мастера в изготовлении каждого предмета стремились применять различные композиционные приемы. В форме украшений утилитарная функция всегда тесно переплетается с эстетической.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья, хушпу, тевет находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к сурпану или ама. Девичий шулкеме, в отличие от женского, не имел треугольной детали, служащей для укрепления сурпана, и был одноярусным. Шулкеме верховых чувашей состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную или прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек их отточенные веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы , как оригинальные сувениры , которые , разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.

Увидев у пробабушки в сундуке шапочку с бусинками и монетами мне стала очень интересна о её происхождении. Пробабушка мне очень много рассказала о традициях чувашского народа, показывала вышивки, которые она вышивала сама и они мне показались, что они вышиты только недавно, т.к. нитки вышивальные очень яркие , при том они шерстяные. Про шапочку (хушпу) тоже узнала очень много, как они наряжались во время свадьбы свои нарядные платья, головные уборы, лапти и т.д.

После всего увиденного, я задумалась о создании головного убора (хушпу).Сначала я просмотрела виды хушпу и начала создавать эскизы головных уборов разных размеров и внесла свои изменения. При выполнении мне понадобились знание кройки и шитья, бисероплетение. При работе с бисером у меня проблем не было , так как я давно занимаюсь вышивание бисером. А затем я начала собирать монеты однокопеечные и пятикопеечные. В старых головных уборах монеты -из серебра. Были трудности пробивание монет отверстие, но здесь мне помог пап. Он пробивал гвоздем-дюбелем.

Головные уборы (хушпу) -их сейчас очень мало , чтоб иметь представление в дальнейшем и я хотела выполнить сама, я их уже пробовала в применении в выступлении на спектаклях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционное искусство любого народа – это коллективный творческий опыт не только многих поколений входящих в него людей, но также сочетание трудовых навыков и творческих принципов, вкуса и миропонимания других далёких и близких народов. Чувашское народное искусство берёт свои истоки из глубины веков, в нём прослеживается связь эпох из самых этнокультурных традиций.

Урок ИЗО 5 класс

Автор Латышева Н.А.

учитель 1 категории

Батыревского района ЧР


Вышивка Вышивка – один из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Вышивка – один из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.


Украшение

  • Украшенияиз серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы: тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др .
  • В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель, столбы ворот, фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском селении немало мастеров-резчиков. Их умение и вкус направлен на внешнее оформление жилища и других построек, благодаря чему каждое село приобретает свой собственный художественно-эстетический облик.

Керамика Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов .

Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов .

Плетение Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные изделия – кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.

  • Богаты и разнообразны по своему творческому исполнениюплетёные изделия– кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.

Одежда

Сувениры народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры!

народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры!

В Чувашии, как и в других автономных республиках, искусство стало частью повседневной жизни народных масс. Небывалый размах получила музейная и выставочная деятельность, сделавшая достоянием массового зрителя станковое искусство, широко отражающее жизнь и устремления народа. Чувашское искусство развивалось и развивается под могучим оплодотворяющим влиянием русского советского изобразительного искусства. Как и в других областях и республиках Российской Федерации, в Чувашии были созданы творческие бригады художников, работавшие на крупнейших стройках, в совхозах и колхозах. Это помогло еще более сблизить искусство с жизнью народа, с его социальными и эстетическими идеалами.

Тяга парода к искусству была огромной. На первой выставке работ Чувашского филиала АХРР в 1927 году побывало более трех с половиной тысяч зрителей, то есть почти половина тогдашнего населения Чебоксар.

Столь же характерен творческий путь Ю. Зайцева. Сын деревенского плотника, он 16-летним мальчиком нанялся в помощники к иконописцу А. Львову и расписывал вместе с ним церкви. Он побывал в Петербурге, Ростове-на-Дону, Баку, Екатеринославе, Свеаборге, познакомился с многими художниками, в том числе с

Искусство В. Агеева отличает философское раздумье о своих предках, о друзьях, о людских отношениях. Если говорить о традициях и источниках его творчества, то это - Дюрер, Бохс, Гойя. Они явно оказали влияние на искания художника. Импульс, данный знакомством с этими великими мастерами, был развит и поддержан любовью к смелой цветовой композиции, перекликающейся с чувашскими народными вышивками, домоткаными пологами.

При сопоставлении работ Агеева с творчеством Федорова и Миттова представляется, что в отличие от них он передает чувашскую легенду и балладу, мысли о своей земле и своих предках языком классического искусства.

Национальный колорит или этнический тип - не главное для него. Агеев приобщает национальное содержание к общечеловеческим художественным ценностям. Чувашский фольклор как бы переводится на интернациональный художественный язык, и автор этого перевода тем самым утверждает, что философски осмысленная чувашская сказка или притча не менее важны в общечеловеческой культуре, чем индийские легенды, русские сказки или скандинавские саги.

С другой стороны, появляется тяга к образу-символу, к изображению, не столько фиксирующему действительность, сколько заставляющему задуматься над ней, попытаться понять ее сложность. Чувашские художники смело идут по этому новому и далеко не легкому пути. Примечательно, что постепенно расширяется разнообразие манер и почерков, развивающихся в русле единого метода социалистического реализма.

Герои Н. Карачарскова тоже обычно изображены на привычном для них рабочем фоне, в трудовой обстановке, хотя они, как правило, не трудятся, а позируют художнику. Он внимательно и спокойно изучает их лица, строение фигур, рук. Но в его портретах мы нередко видим принципиально иной подход. Для него существенна не красота лица и не стать фигуры. Он пишет тех, кто красив своими делами, знаменит трудовыми подвигами. Художник подчеркивает обыденность внешнего облика, прозаичность и иногда даже неказистость одежды, одновременно стремясь раскрыть внутреннюю значительность образа, духовное богатство человека. Те, кого он портретирует обрели счастье в своем любимом деле. Такая позиция художника тоже правомерна, тоже вызывает одобрение и признательность зрителей, ибо в произведениях Карачарскова они часто видят близкие им образы. Иной, суровый настрой у полотен П. Павлова. Он выбирает поворотные, героические моменты истории страны и показывает, как неумолимый ход этой истории вторгался в жизнь простых людей, задевал буквально каждого. Краски художника сдержанны и скупы. Павлов - мастер точно выверенной, четкой композиции.

Пространство играет своеобразную, почти символическую роль в его картинах. На фоне бескрайней земли с низким горизонтом близко к зрителю изображены люди - со своими думами, размышлениями, воспоминаниями. Они накрепко связаны с этой землей. Образ простого человека вырастает в картинах Павлова до символа, и за ним зритель мысленно видит тысячи и миллионы таких же людей. Они в свое время благословляли своих детей и мужей, шли в партизаны, начинали новую жизнь на освобожденной от врага земле. Художник не вводит в свои полотна какие-либо параллельные образы или боковые сюжетные линии, помогающие восприятию главного. Содержание он концентрирует в одном-двух образах, но придает им значительность, высокий гражданский смысл.

С первых лет становления чувашского изобразительного искусства важное место в нем наряду с живописью занимала графика. Недаром графики нередко выступали зачинателями новых веяний в чувашской живописи. Любопытно, например, что Агеев, Миттов, Федоров в своем творчестве связаны с графическим, линейным началом. Очевидно, что это не случайность, поскольку чувашское народное искусство - вышивка, ткачество, резьба по дереву - в первооснове своей тоже линеарны, орнаментальны, плоскостны. И поэтому, наверное, скорее линейное, а не объемное, восприятие объекта изображения ближе к духу национальной культуры.

Большинство чувашских графиков являются воспитанниками московских, ленинградских и украинских вузов. Общие процессы, характерные для современной советской графики наглядно отражаются и в их произведениях. Однако вслед за овладением общими идейно-стилистическими достижениями возникает потребность в более глубокой интерпретации графикой особенностей национальной чувашской культуры. Пока более самобытна здесь книжная графика.

Общественная значимость сатирических листов В. Емельянова, выразительных и острых плакатов Ю. Николаева, карикатур В. Агеева также говорит о высоком профессионализме чувашских графиков. Лирические офорты А. Ефейкиной, монументальные суровые листы С. Головатого, графика В. Авраменко, посвященная Великой Отечественной войне, акварели М Михаэлис, иллюстрации на исторические и фольклорные темы П. Сизова - все это произведения художников разных поколений, разного творческого темперамента и направленности. Показательно, что один из лучших среди наших нынешних новых городских гербов - герб Чебоксар - был создан чувашским художником Э. Юрьевым, удачно выступающим в области плаката и станковой графики.

В селе Шоршелы, в школе, где учился герой-космонавт Андриан Николаев, по инициативе директора школы М. Гаврилова, организован теперь Музей космонавтики. Чувашские художники много сделали для его оформления. Красочные панно и росписи Н. Ведерникова, В. Долгова, Т. Зверевой, Н. Онуфриева, Э. Юрьева, занавеси с росписями Н. Николаева и другие произведения интересны и выразительны сами по себе, но не всегда удачно соседствуют друг с другом. Недостатки первого опыта оформления музейных помещений были учтены художниками Чувашии, и к задаче художественного решения музея В. И. Чапаева они подошли уже более подготовленными. Оформление нового музея В. И. Чапаева - одна из больших комплексных работ чувашских монументалистов. Его авторы А. Брындин и В. Черепанов. Это низкое, с большой протяженностью фасада, оригинальное здание (архитектор А. Кузьмин, 1973). На правой глухой плоскости фасада помещен большой (около 11 м в длину) металлический рельеф, изображающий стремительно летящую красную конницу. В соответствии с архитектурой здания сильно подчеркнуты горизонтали, придающие рельефу дополнительную динамичность. Создается впечатление вихревого натиска и стремительности атак чапаевцев. Рельеф предваряет музейную экспозицию, концентрированно выражая ее содержание.

[Искусство Чувашии] // Изобразительное искусство Советской Чувашии. - Москва, 1980. - С. 5-16.

© 2009-2022 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

4 Старинный чувашский орнамент

6 Толкование основных символов чувашских узоров Солнце, гармония, согласие Были и будем, величие рода Братство, солидарность Память о прошлом, дума о будущем

7 Честь, воля, самообладание Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок Трудолюбие, жизнестойкость Согласие, примирение Благотворительность, помощь - НИМЕ

8 Чувашский орнамент – это не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений Основные цвета чувашского национального орнамента – это красный, белый и черный. Красный цвет является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет считается признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет у древних чуваш связан с земледелием (земля дает силу богатырю) и в то же время цвет смерти (жизнь без смерти не бывает). Зеленый цвет символизирует растительный мир, а так же является и признаком его жизни. Синий цвет символизирует свод неба. Желтый цвет олицетворяет Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.

9 Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.

Читайте также: