Конспект урока экологические проблемы современности 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель урока: формирование убежденности в необходимости экологосообразного поведения человека; ответственности человека перед человечеством в условиях экологического кризиса, выработка умений самостоятельно применять знания в новых условиях; Задачи: Образовательные: продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности; рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы. Развивающая: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; развивать творческое мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать экологическое мышление учащихся; развитие коммуникативных компетенций учащихся. Воспитательная: показать практическую деятельность человека для сохранения окружающей среды, охраны природы; воспитание потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения; воспитывать любовь к природе; воспитывать практическую значимость данной теме. Оборудование: стикеры трех цветов ,ватман, маркеры, лист оценивания. Методы: объяснительно-иллюстративный; исследовательский; монологический (описание, объяснения); диалогический; практические.

Вводное слово учителя: "На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему "Экосистема".

- Что называют экосистемой?

Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы - воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы - промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам. Об этих проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

Работа с тетрадью + доска: В тетрадях записывается число и тема урока "Экологические проблемы современности"

Кислотные дожди Интерактивная Доска (ИД) слайд(1)
Нарушение (истощение) озонового экрана ИД(3), приложение 4
"Парниковый эффект" ИД(2)
Загрязнение гидросферы ИД(5), приложение 2
Истощение и нарушение почвы ИД(6) + таблица, приложение 3
Опустынивание ИД(7) + таблица, приложение 1
Проблема свалок таблица
Радиационное загрязнение ИД(4)
Сокращение видового разнообразия ИД(8), приложение 1
Рост численности народонаселения приложение 4

Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия.

  1. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
  2. Истощение озонового слоя
  3. "Парниковый эффект"
  4. Загрязнение гидросферы
  5. Загрязнение и разрушение почв
  6. Опустынивание
  7. Радиационное загрязнение
  8. Сокращение видового разнообразия живых организмов
  9. Рост численности народонаселения

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

  1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
  2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т - 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали - дает экономию 10 млрд. рублей.
  3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" - рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" - очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" - малоотходные технологии. Применение этой технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы.
  4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск).
  5. Восстановление лесов. В Швеции эта проблема решена. За последние 100 лет площадь лесов там увеличилась вдвое, так как они сажали 50 деревьев на одного жителя в год.
  6. Захоронение радиоактивных отходов.
  7. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
    ПЭС - Кислогубская + ИД(10) Ли-Рос.
    Солнечные - Кавказ, Япония; ветровые - Голландия, США, Россия (Астрахань ИД(10)); геоТЭС - Камчатка, Курилы, Исландия.
  8. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва - легкое метро.
  9. Регулирование роста численности населения. Китай - "второй ребенок - налог". Европа - выделение средств на ребенка.
  10. Создание сети заповедников и национальных парков. ИД - 9.
    В России - 89 заповедников; 29 национальных парков; 9 памятников природы.
    - А у нас в Московской области и в Шатурском районе есть охраняемые территории? (Приокско-Террасный заповедник, национальный парк "Лосиный остров", в Шатурском районе 20 заказников)
  11. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из законов Барри Коммонера "Природа знает лучше"
  12. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

А закончить наш семинар мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!".

Домашнее задание: записи в тетради, стр. 191-198, параграфы 59, 71-75 "Экология России."

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по экологии для учителя и ученика.

  • Все 455
  • Уроки 82
  • Презентации 80
  • Тесты 14
  • Планирование 22
  • Мероприятия 93
  • Прочее 164

Нажмите, чтобы узнать подробности


Сабақ жоспарында пестицидтердің қоршаған ортаға және адам ағзасына тигізетін әсерін түсіндіреді. Сабақта әртүрлі әдіс тәсілдер қолданылға.

Урок теме позволит обучающимся расширить и углубить знания о глобальных экологических проблемах; выявить причины возникновения глобальных экологических проблем и пути их решения.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Проблемы устойчивого развития, парниковый эффект, озоновый слой, атмосфера, гидросфера, кислотные дожди, сохранение биоразнообразия, охрана природы, Красная книга, восстановительная экология.

Биосфера - живая оболочка планеты

Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна.

Экологические проблемы- любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменяющейся среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей.

Экологические проблемы- общечеловеческие проблемы, охватывающие весь мир, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества.

Антропогенное воздействие – любой вид хозяйственной деятельности человека в его отношении к природе.

Эрозия (от лат.erosio –разъедать) – разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром.

Восстановительная экология - раздел прикладной экологии, ориентированный на восстановление поврежденных, деградировавших или разрушенных экосистем, преимущественно с помощью активных хозяйственных мероприятий.

Экологическая сукцессия — в широком смысле определяется как смена одного сообщества другим в результате нарушений, произошедших на данном участке местности. Поскольку сукцессия может происходить на протяжении столетий, то для ее изучения довольно трудно проводить экспериментальные исследования.

5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д.

7. теоретический материал для самостоятельного изучения;

Экологическими проблемами можно назвать ряд факторов, означающих деградацию окружающей нас природной среды. Зачастую они вызваны непосредственной деятельностью человека. По мере развития промышленности появились проблемы, напрямую связанные с нарушением равновесия, ранее установленного в экологической среде, которые сложно компенсировать. Экологические проблемы мира многообразны. На сегодняшний день ситуация в мире такова, что мы находимся в критическом состоянии, близком к краху.

Среди глобальных проблем экологии можно отметить такие, как:

– уничтожение тысяч видов животных и растений, увеличение числа исчезающих видов;

– сокращение запаса полезных ископаемых и других жизненно необходимых ресурсов;

– истребление лесного массива; – загрязнение и осушение мирового океана; – нарушение озонового слоя, который защищает нас от излучения из космоса;

– загрязнение атмосферы, нехватка чистого воздуха в некоторых областях;

– загрязнение природного ландшафта.

Сегодня практически не осталось поверхности, на которой не находились бы искусственно созданные человеком элементы. Неоспорима и пагубность влияния человека как потребителя на природу. Ошибка в том, что окружающий нас мир является не только источником богатств и различных ресурсов. Человеком утеряно философское отношение к природе как к матери всего живого. Проблемы современности заключаются в том, что в нас не воспитывают любовь к природе и заботу о ней. Человек как существо само по себе эгоистичное, создает условия для собственного комфорта, нарушая и губя природу. Мы не задумываемся о том, что тем самым вредим сами себе. Именно по этой причине сегодня необходимо уделять особе внимание не столько решению экологических проблем, сколько воспитанию человека как части природы. Проблемы окружающей среды изначально разделяют по уровню их масштабности на региональные, локальные и глобальные. Примером локальной проблемы можно назвать фабрику, которая не очищает стоки перед тем, как сделать сброс в реку, и таким образом загрязняет воду и уничтожает живые организмы, обитающие в этой воде. Говоря о региональных проблемах, в качестве примера можно привести всем известную ситуацию в Чернобыле. Трагедия затронула тысячи жизней людей, а также животных и другие биологические организмы, которые ранее проживали на данной территории. И, наконец, глобальные проблемы – это те критические ситуации, которые отражаются на населении всей планеты и могут быть смертельно опасными для миллионов из нас.

Экологические проблемы мира сегодня требуют незамедлительного решения. Прежде всего, как упоминалось выше, стоит обратить внимание на человеческий фактор. Придя к гармонии с природой, люди перестанут относиться к ней исключительно потребительски. Далее необходимо предпринять ряд мер по общей экологизации. Для этого понадобятся разработки новых природосберегающих технологий на производстве и в быту, нужна экологическая экспертиза всех новых проектов, требуется создание безотходного производства замкнутого цикла. Возвращаясь к человеческому фактору, стоит упомянуть, что здесь не помешает и умение экономить, ограничивать себя. Разумное расходование таких ресурсов, как энергия, вода, газ и т. д. может спасти планету от их недостатка. Стоит знать и помнить о том, что в то время, пока у тебя в кране течет чистая пресная вода, некоторые страны страдают от засухи, а население этих стран умирает от нехватки жидкости. Экологические проблемы мира можно и нужно решать. Помните, что сохранность природы и здоровое будущее планеты зависит исключительно от нас самих! Безусловно, благополучие невозможно без использования ресурсов, но стоит задуматься и о том, что нефть и газ могут закончиться уже через несколько десятков лет. Экологические проблемы мира затрагивают всех и каждого, не оставайтесь равнодушными!

8. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

1.Парниковый эффект в биосфере наблюдается вследствие накопления в атмосфере …

2. Появление озоновых дыр приводит к …

3. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят …

2) ядовитых веществ

3) углекислого газа

5)усилению парникового эффекта

6) повышению температуры воздуха

7) уменьшению прозрачности атмосферы

8) повышению ультрафиолетового облучения

9) развитие промышленности и транспорта

10)эрозию и засоление, опустынивание

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1.Парниковый эффект в биосфере наблюдается вследствие накопления в атмосфере …3) углекислого газа, 9) развитие промышленности и транспорта

2)Появление озоновых дыр приводит к …8) повышению ультрафиолетового облучения

3)К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят..10)эрозию и засоление, опустынивание

11) осушение болот

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Подсказка: Накопление в атмосфере углекислого газа, развитие промышленности и транспорта приводит к парниковому эффекту в биосфере.

Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.

Сохранение ______ означает поддержание __________ механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное __________ и устойчивое ________ биогеоценозов и _________в целом. Под охраной редких и _________видов следует понимать комплекс___________ и общественных мер, обеспечивающих ___________ и воспроизводство видов, __________и отдельных особей данных видов.

Развитие, биосферы, исчезающих, популяций, разнообразия, регулирующих, функционирование, государственных, сохранение

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Сохранение разнообразия означает поддержание регулирующих механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное функционирование и устойчивое развитие биогеоценозов и биосферы в целом. Под охраной редких и исчезающих видов следует понимать комплекс государственных и общественных мер, обеспечивающих сохранение и воспроизводство видов, популяций и отдельных особей данных видов.

Читайте также: