Конспект путешествие по сказкам во второй младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

- Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости. Учить детей узнавать сказки по фрагментам, иллюстрациям.

- Развивать у детей активную речевую деятельность, умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.

- Воспитывать желание помочь героям сказки, умение работать сообща.

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстраций, атрибутов сказок).

• Словесный (опрос, индивидуальные ответы детей, беседа).

• Анализ занятия, поощрение.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, дети, а любите ли вы сказки? Сегодня к нам из страны сказок пришла Аленушка за помощью. Аленушка рассказала мне, что у нее случилась беда - потерялся братец ее, Иванушка. Он играл на травушке, и пропал он со двора. Аленушка спрашивает, а нет ли среди вас ее братца Иванушки? Давайте мы сейчас назовем Аленушке наши имена.

Воспитатель: Ребята, Аленушка грустит, беспокоится, может, мы ей поможем найти братца (ответы детей). Тогда мы с вами отправляемся в страну сказок, чтобы найти братца Иванушку (Аленушку берем с собой в сказку).

-По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказки попадем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем в сказках мы искать.

- Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису. (Колобок.)

Давайте немного Аленушку развеселим, а то что - то она совсем грустная стала.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Аленушке, кто живет в этой сказке. Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

- Что попросил дед испечь?

- Кого колобок встретил в лесу первым?

- Кто в этой сказке самый хитрый?

- Нет, Аленушка, нет твоего братца в этой сказке.

Воспитатель: тогда отправляемся в следующую сказку на поиски Иванушки.

Воспитатель: Прежде чем откроется сказка, отгадайте загадку:

- Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

В какой же мы сказке очутились?

Воспитатель: Дети, Аленушка спрашивает меня, может в этой сказке заблудился ее братец Иванушка?

Вопросы к детям:

• Кто первый увидел теремок?

• Кто ещё прибегал к теремочку?

• Кто сломал теремок?

- Что решили сделать звери? (построить новый теремок)

- Мы построим новый дом,

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

И в саду сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Волк ворота охранял.

Чтобы дружно жили мы,

И в саду цветы росли.

- Аленушка, и в этой сказке нет твоего братца Иванушки.

Воспитатель: посмотрите, дети, а кто это там летит? Гуси-лебеди! А на крыльях кто сидит? (братец Иванушка). А как сказка называется? Аленушка, нашли мы твоего братца! Гуси-лебеди его унесли. Что же нам делать? Как же нам братца Аленушке помочь вернуть? Нужно их покормить. Проблемная ситуация - нужно чтобы они к нам спустились. А гуси-лебеди любят пшеницу.

Воспитатель: Давайте соберем фасоль отдельно от пшеницы в тарелку. У нас на столе останется пшеница, гуси-лебеди увидят угощение и спустятся к нам и вернут братца Иванушку (Дети выполняют задание). Посмотрите, а вот и братец Иванушка вернулся целый и невредимый. Аленушка мне прошептала, что она очень рада, что вы помогли ей найти братца Иванушку. Одна бы она не справилась! Она говорит вам спасибо за помощь и угощает вас сладким подарком (садятся на стульчики рядом с детьми).

Воспитатель: Скажите, дети, кому мы сегодня помогали? Что нам помогло найти Иванушку? (Дружба, взаимопомощь.) В каких сказках мы с вами искали братца Иванушку? А в какой сказке мы его нашли? А помогла нам с вами дружба.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи на тему:

с использованием здовьесберегающих, игровых,

личностно-ориентированных технологий.

Составила воспитатель Голофеева С.А.

Санкт – Петербург 2021 г.

Цель : развитие речи детей второй младшей группы.

формировать умение согласовывать числительные с существительными в именительном падеже;

- развивать связную речь;

- активизировать память, внимание, мышление;

- активизировать словарь детей.

Материалы и оборудование: мяч, письмо, сундук, атрибуты к сказкам. Сердечки на веревочках.

1 вводная часть.

Дети входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель. Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).

Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.

- Скажите, а вы любите сказки?

Воспитатель: - Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети.

Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,

Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните

Здесь бывают чудеса, сказка спряталась пока.

2 основная часть

Воспитатель (подходит к столу, на котором стоит красивая коробочка): - Ой, ребята посмотрите, а это что за коробочка у нас в группе появилась!

Воспитатель: - Но, чтобы нам не заблудится Фея передала волшебную палочку, она поможет нам оказаться в стране сказок.

- Все готовы к путешествию?

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в страну сказок нужно выполнить задание.

Я буду говорить слово, а вы противоположное по значению.

1. Летом тепло, а зимой – (холодно)

2. Сахар сладкий, а лимон – (кислый)

3. Днём светло, а ночью - (темно)

4. Кровать высокая, а стульчик – (низкий)

5. Девочка молодая, а бабушка – (старенькая)

6. Волк злой, а зайчик – (добрый)

7. Слон большой, а мышка- (маленькая)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой, он волшебный – вот какой, очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Открываем сундучок, а том загадка.

Выросла она на грядке

Очень крепкой, круглой, сладкой.

Нелегко её сорвать —

Мышь на помощь надо звать.

Дети: Репка

Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку "Репка".

Герои сказки забыли, кто за кем будет репку тянуть.

Надо их правильно расставить друг за другом.

Воспитатель: Кто посадил репку? Дети: Дед

Воспитатель: Кого позвал Дед? Дети: Бабку

Воспитатель: Кого позвала Бабка? Дети: Внучку

Воспитатель: Кого позвала Внучка? Дети: Жучку

Воспитатель: Кого позвала Жучка? Дети: Кошку

Воспитатель: Кого позвала Кошка? Дети: Мышку

Дети расставляют героев сказки по порядку.

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами)

Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,)

Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.)

Лёгких – две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.)

Одна репка, две (репки), пять (репок)

Одна внука, две (внучки), пять (внучек)

Одна кошка, две (кошки), пять (кошек)

Одна собачка, две (собачки), пять (собачек)

Одна мышка, две (мышки), пять (мышек)

Воспитатель: - Итак, следующая загадка:

«Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

Дети: - Колобок

Воспитатель: - Правильно (достает из коробочки игрушку Колобок).

- Кто испек колобок?

-Куда покатился колобок?

-Кого встретил по дороге колобок?

-Кто съел колобка?

Молодцы ребята, сказку о Колобке вы знаете, оставлю его здесь.

(Воспитатель и дети проговаривают стихотворение и ритмично выполняют упражнения)

Тесто мяли мы слегка (сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали (катают колобка)

На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник (вращение кистями)

Воспитатель: - Молодцы! Слушайте следующую загадку из нашего волшебного сундучка:

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Дети: - Теремок

Воспитатель: - Правильно теремок (достает картинку теремка).

Кто в теремочке живет?

Волчок - серый бочок,

Воспитатель: Кто же сломал теремок?

Воспитатель: Почему ребята?

Дети: Потому, что он самый большой из зверей.

Воспитатель: Правильно, ребята сломал медведь.

Давайте построим теремок для зверушек.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети выполняют прыжки на месте)

Строим домик для зверят.

Дом большой, высокий строим.

(Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем.

(Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом!

(Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить мы дружно в нём.

(Хлопки и приседают)

Воспитатель: - Молодцы, помогли зверятам построить новый теремок.

Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали?

Воспитатель: - Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь. А здесь следующая загадка:

«Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Дети: - Курочка Ряба!

Воспитатель: - А теперь, ребятки, давайте расскажем сказку про Курочку Рябу и вернем ее героев в сказку.

- Как начинается эта сказка?

-Кто снес яйцо бабе и деду?

-Какое яйцо снесла курочка Ряба?

-Кто разбил яйцо?

- А как она разбила?

-А что курочка Ряба ответила деду и бабе?

(Сопровождение сюжетными картинками)

Воспитатель: Молодцы ребята и эту сказку вы знаете.

Воспитатель: - Молодцы! Вот видите, ребята, когда мы все вместе и дружны; помогаем друг другу, и тогда у нас всё получается.

Теперь все герои смогут вернуться обратно в свои сказки. А это очень хорошо. Ведь каждая сказка нас чему-то учит. Сказка – это то место, где добро всегда побеждает зло! За то, что вы так хорошо отгадывали загадки, книжечка приготовила вам сюрприз – вот эти замечательные сердечки, чтобы в сердце каждого из нас всегда жило добро (воспитатель достает из коробочки медальки в форме сердечек на ленточке и надевает на шею каждому ребенку).

Воспитатель: - ребята, а давайте и мы отблагодарим книжечку за подарки и нарисуем для неё картинки с главными сказочными героями. Хотите?

ЦЕЛЬ: формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Обогатить и активизировать словарь детей.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы.

Побуждать ребенка повторять за взрослым правильные речевые конструкции.

Развивать разговорную речь детей.

Развивать певческие умения и ритмичность движений.

Развивать мелкую моторику рук.

Развитие памяти посредствам повторения знакомых сказок.

Развивать эмоциональную и социальную сферы детей

Воспитание добрых чувств и сопереживания в сложившейся ситуации.

Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Формирование представлений у детей о положительных и отрицательных поступках.

Развитие и формирование гуманных чувств (забота, отзывчивость, сопереживание).

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Любите, ребята сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

Давайте поедем в путешествие по сказкам, согласны? А вот на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Вот поезд наш едет,

А в поезде этом ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу бежит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Но вот остановка,

Кто хочет слезать?

С помощью воспитателя вспоминают героев сказки. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? Кто испек колобка? От кого ушёл колобок? Каких животных встретил в лесу? Кому удалось съесть колобка? Ребята, а вы знаете, почему лисе удалось съесть колобка? (Лиса хитрая, обманула колобка) Какая, ребята, лиса? Повторите (хитрая).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте немного отдохнём!

Из муки он был печен, (лепим руками пирожок)

На сметане был мешен. (замешиваем тесто)

На окошке он студился, (дуем на ладошки)

По дорожке он катился. (бежим по кругу)

Был он весел, был он смел. (улыбаемся, шагаем)

И в пути он песню пел. (поем песенку, ля-ля)

Съесть его хотел зайчишка, (прыгаем, как зайка)

Серый волк и бурый мишка (показываем волка, переваливаемся, как медведь)

А когда малыш в лесу (шагаем)

Встретил рыжую лису, (повадки лисы показываем)

От неё уйти не смог.

Что за сказка? (колобок)

Дети повторяют за воспитателем слова песни (повтор).

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Ребята, кто догадался, что это за сказка?

Дети: Мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок и большой медведь.

Воспитатель: А кто из героев сказки сломал Теремок?

Воспитатель: Правильно, ребята, сломал медведь. Звери очень расстроились, разбежались. Давайте попробуем им помочь – построим теремок из пальчиков.

На поляне теремок (сделать крышу ладонями над головой).

На дверях висит замок (руки сцепить в замок перед грудью).

Из трубы идёт дымок (соприкасаться кончиками пальцев по очереди, делая колечки).

Вокруг терема забор (перед собой поставить ладони).

Чтобы не забрался вор (хватательные движения руками).

Тук, тук, тук, тук, тук, тук (кулачками друг о друга).

Открывайте, я ваш друг (развести руки в стороны).

Воспитатель: Продолжаем путешествие? Садимся в поезд, поспешим в следующую сказку!

Дети повторяют за воспитателем слова песни (повтор).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, в какую сказку привёз нас поезд?

Воспитатель: Правильно. Кто тянул репку?

Дети: дедка, бабка, внучка, собака Жучка, кошка, мышка.

Ходим, ходим хороводом

Вокруг репы сладкой (взявшись за руки, водят дети хоровод)

Сели, (присели на корточки) (повтор 2 р.)

Встали, (встали) (повтор 2 р.)

Себя показали, (покрутились по сторонам)

Попрыгали, (прыжки на месте) (повтор 2 р.)

Потопали, (потопали на месте) (повтор 2 р.)

В ладоши мы похлопали. (хлопки руками) (повтор 2 р.)

После просмотра сказки воспитатель задает вопросы к детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, в какую сказку привёз нас поезд?

Воспитатель: Правильно. Кто герои сказки? (собачка, медведь, петух, заяц, лиса). Кто из героев вам понравился больше? Почему? Почему заплакал зайчик? (лиса выгнала его из дома) Как вы думаете, лиса хорошо поступила? Как петушок помог зайчику? (выгнал лису).

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Заинька, попляши, серенький, попляши!

Вот так эдак попляши, серый зайка, попляши

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так эдак топни ножкой.

Заинька, хлоп в ладоши, серенький, хлоп в ладоши,

Вот так эдак хлоп в ладоши!

Заинька, покружись, серенький, покружись,

Вот так эдак покружись.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись!

Вот так эдак поклонись, серый зайка, поклонись!

Итог: Ребята, скажите, на каком транспорте мы сегодня путешествовали? (на поезде) Назовите сказки, в которых мы побывали?

Ой, а время то как быстро летит, нам пора возвращаться в детский сад. Большое вам спасибо, мне было приятно с вами путешествовать!

Двери открываются, сказка завершается.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: формирование умения воспроизводить текст знакомых детям сказок.

Задачи:

  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
  • Обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок), добиваться правильного и четкого произношения слов.
  • Активизировать речь детей во время отгадывания загадок, рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок.
  • Активизировать в речи детей пространственные предлоги.
  • Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.
  • Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь.
  • Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы.

  • Игровые: создание воображаемой ситуации, игра-драматизация.
  • Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание.
  • Практические: пальчиковая гимнастика.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Планируемый результат: У детей формируется умение рассказывать сказки, активизируется речь в процессе рассматривания иллюстраций и отгадывания загадок, обогатится словарь словами народной лексики.

Ход ООД

I. Организационная часть

Дети входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель. Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).

Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.

Воспитатель: - Скажите, а вы любите сказки?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети.

Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,
Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса, сказка спряталась пока.

II. Основная часть

Воспитатель:

- По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли.
Шарик то не простой, он волшебный вот какой.
Интересно, чей это шарик? (рассматривают)

Дети: - Да.

Воспитатель: - Но, чтобы нам не заблудится Фея передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в страну сказок.

Воспитатель: - Все готовы к путешествию?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в страну сказок давайте пройдем по дорожке и угадаем что там спрятано.

(Дети идут по дорожки и называют геометрические фигуры, их цвет).

Воспитатель: - Ой, посмотрите, там за елкой на опушке, чья-то спряталась избушка.

Не велик собою дом, но зато вместителен,
Уместиться можно в нём, самым разным жителям,
Не висит на нём замок, этот домик…

Дети – Теремок.

Воспитатель: - Давайте вспомним, какие звери жили в теремке.

Кто первым нашел домик-теремок?

Дети: - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочек.

Воспитатель: - А кто не поместился в теремок и сломал его?

Дети: - Медведь.

Давайте мы с вами поможем построить новый теремок и расселим зверей в нем так, чтобы всех хватило в нем места.

Тук-тук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зверят.
Вот с такою крышею, вот с такими стенами,
Вот с такими окнами, вот с такою дверью.
На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали и - открыли.

Воспитатель: - Молодцы, помогли зверятам построить новый теремок.

Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали?

Воспитатель: - Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь. По дороге долго шли на пеньке конверт нашли. Давайте посмотрим, что в конверте.

Было яйцо у нас золотое
А осталось лукошко пустое,
Плачет баба, плачет дед,
Но утешает их кто?

Дети. – Курочка-ряба.

Воспитатель: - А теперь, ребятки, давайте расскажем сказку про Курочку Рябу и вернем ее героев в сказку.

А поможет нам вот такая табличка.

(Дети по мнемотаблице рассказывают сказку "Курочка Ряба").

Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали.

Дети: - Курочка ряба.

А нам нужно продолжать свой путь, нас еще ждут другие сказочные герои.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой, он волшебный – вот какой, очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Чтобы открыть его, давайте с вами разгадаем загадку.

Воспитатель:

Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…

Воспитатель: - Кто покатился по дорожке?

Дети: - Колобок.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель: - Кто испек Колобка?

Дети: - Бабушка.

Воспитатель: - Кого встретил Колобок в лесу?

Дети: - зайца, волка, медведя, лису.

Воспитатель: - От кого ушел Колобок?

Дети: - от зайца, от волка, от медведя.

Воспитатель: - Кто съел Колобка?

Дети: - Лиса.

Воспитатель: - Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Колобок, Колобок, теплый и румяный! (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок! (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился! (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки! (хлопок в ладоши)

Воспитатель:

Вправо влево повернись,
В новой сказке очутись.

Воспитатель: - По дорожке мы пошли, корзиночку нашли, а здесь записка, давайте посмотрим, что там.

Жили-были дед, да баба
Мурка кот, собака Жучка,
И непоседа внучка,
Был у них огород,
Что там только не растёт!
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Бросил в землю крепко, что же это?

Дети: - Репка.

Воспитатель:

Воспитатель: - Что же случилось с героями сказки? Они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Давайте им поможем.

Воспитатель: - Ребята поможем героям из сказки?Проиграть сюжет сказки с детьми!

Дети: - Да.

Воспитатель: - Кто посадил репку?

Дети: - Дед.

Воспитатель: - Кого позвал дед?

Дети: - Бабку.

Воспитатель: - Кого позвала бабка?

Дети: - Внучку.

Воспитатель: - Кого позвала внучка?

Дети: Жучку.

Воспитатель: - Кого позвала Жучка?

Дети: - Кошку.

Воспитатель: - Кого позвала кошка?

Дети: - Мышку.

Воспитатель: - Молодцы, всех расставили на свои места. - Ребята, сказочная фея говорит вам спасибо за вашу помощь, она вам приготовила раскраски с героями сказок.

Воспитатель: - Ребята, чему учат нас сказки?

Дети: - Быть добрыми, храбрыми.

Читайте также: