Строение бактериальной клетки конспект

Обновлено: 09.07.2024

Цель: познакомить учащихся со строением, особенностями жизнедеятельности бактерий, и ролью в природе и жизни человека.

I. Проверка домашнего задания

  1. Назовите основные части клетки растений.
  2. В каких частях клетки откладываются запасные питательные вещества?
  3. Поясните, какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом.
  4. Какое значение имеет обмен веществ?
  5. Что такое ткань?
  6. Какие виды растительных тканей вам известны?
  7. Найдите соответствие между видом ткани и выполняемой функцией:

Противостояние большим механическим нагрузкам

Передвижение растворенных питательных веществ по растению

Создание и накопление веществ

Защищает снаружи все органы растения

Обеспечивает рост растения в длину и толщину

II. Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности (строматолиты) относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

Что вам известно об этих организмах?

1. Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерий можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.

2. Распространение бактерий . Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей их достаточно много.

3. Форма бактерий. Ученым известно около 2500 видов бактерий. Они могут иметь самую разнообразную форму:

  • бациллы – палочковидная форма
  • кокки – округлая форма
  • спириллы – в виде спирали
  • вибрионы – в виде запятой

4. Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра (нет ядерной оболочки). Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная. Она имеет слоистое строение.

Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной (плазмолемой) – это плёнка, ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.

Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.

Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.

В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.

5. Познакомимся с особенностями процессов жизнедеятельности бактерий.

Питание. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, синтезирующих органические вещества из неорганических и гетеротрофов, питающихся готовой пищей.

Среди автотрофов выделяют фототрофов – для синтеза питательных веществ используют энергию Солнца и хемотрофов – для синтеза питательных веществ используют энергию химических реакций. У фототрофов на мезосомах располагаются разновидности хлоропластов. Ученые считают, что именно бактерии, имеющие хлорофилл, обогатили атмосферу Земли кислородом, а затем появились первые растения. К автотрофам относятся пурпурные бактерии, цианобактерии, железобактерии, серобактерии, азотные бактерии.

Среди гетеротрофов выделяют сапрофитов – используют в пищу вещества из тканей отмерших организмов или выделения живых; паразитов – питающихся веществами и тканями живых организмов; симбионты – получающие питательные вещества в результате симбиоза с другими организмами.

Поглощение веществ идёт через клеточную стенку.

Дыхание. По способам дыхания выделяют аэробов, для жизнедеятельности которых необходим кислород, и анаэробов, живущих в бескислородных условиях. Для процессов жизнедеятельности они используют энергию, выделяющуюся в реакциях брожения.

В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

Размножение. Чаще всего бактерии делятся бесполым путём – делением клетки пополам. Сначала удваивается ДНК, а затем в поперечной плоскости делится сама клетка. При благоприятных условиях деление происходит каждые 20 – 30 минут. Посчитайте, если клетка удваивается каждые полчаса, то, какое потомство она даст за сутки (24 часа)? - 281474976710656 потомков. При таком темпе размножение потомство одной особи через трое суток могло бы составить массу 7500 тонн. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.

Половое размножение наблюдается гораздо реже. Оно заключается в обмене генетической информацией между особями. Через цитоплазматический мостик, который возникает между двумя клетками, бактерии обмениваются участками бактериальной хромосомы. Этот процесс называется конъюгация. Увеличения количества особей при половом размножении не происходит.

Образование спор . В неблагоприятных условиях бактерии образуют спору – вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы формируется плотная оболочка, а остальное содержимое клетки отмирает. Жизнедеятельность клетки почти прекращается. Споры очень стойки. Они выдерживают кипячение, высушивание переносить температуру от –240 °С до +100 °С, часами находиться в глубоком вакууме.

1. Со строением и особенностями жизнедеятельности каких организмов вы познакомились сегодня на уроке?


Данная книга предназначена студентам медицинских образовательных учреждений. Это краткое пособие поможет при подготовке и сдаче экзамена по микробиологии. Материал изложен в очень удобной и запоминающейся форме и поможет студентам за сжатый срок детально освоить основные концепции и понятия курса, а также конкретизировать и систематизировать знания.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Введение в микробиологию
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Морфология и ультраструктура бактерий
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физиология бактерий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Микробиология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Морфология и ультраструктура бактерий

1. Особенности строения бактериальной клетки. Основные органеллы и их функции

Отличия бактерий от других клеток

1. Бактерии относятся к прокариотам, т. е. не имеют обособленного ядра.

2. В клеточной стенке бактерий содержится особый пептидогликан — муреин.

3. В бактериальной клетке отсутствуют аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, митохондрии.

4. Роль митохондрий выполняют мезосомы — инвагинации цитоплазматической мембраны.

5. В бактериальной клетке много рибосом.

6. У бактерий могут быть специальные органеллы движения — жгутики.

7. Размеры бактерий колеблются от 0,3–0,5 до 5—10 мкм.

По форме клеток бактерии подразделяются на кокки, палочки и извитые.

В бактериальной клетке различают:

1) основные органеллы:

г) цитоплазматическую мембрану;

д) клеточную стенку;

2) дополнительные органеллы:

Цитоплазма представляет собой сложную коллоидную систему, состоящую из воды (75 %), минеральных соединений, белков, РНК и ДНК, которые входят в состав органелл нуклеоида, рибосом, мезосом, включений.

Нуклеоид — ядерное вещество, распыленное в цитоплазме клетки. Не имеет ядерной мембраны, ядрышек. В нем локализуется ДНК, представленная двухцепочечной спиралью. Обычно замкнута в кольцо и прикреплена к цитоплазматической мембране. Содержит около 60 млн пар оснований. Это чистая ДНК, она не cодержит белков гистонов. Их защитную функцию выполняют метилированные азотистые основания. В нуклеоиде закодирована основная генетическая информация, т. е. геном клетки.

Наряду с нуклеоидом в цитоплазме могут находиться автономные кольцевые молекулы ДНК с меньшей молекулярной массой — плазмиды. В них также закодирована наследственная информация, но она не является жизненно необходимой для бактериальной клетки.

Рибосомы представляют собой рибонуклеопротеиновые частицы размером 20 нм, состоящие из двух субъединиц — 30 S и 50 S. Рибосомы отвечают за синтез белка. Перед началом синтеза белка происходит объединение этих субъединиц в одну — 70 S. В отличие от клеток эукариотов рибосомы бактерий не объединены в эндоплазматическую сеть.

Мезосомы являются производными цитоплазматической мембраны. Мезосомы могут быть в виде концентрических мембран, пузырьков, трубочек, в форме петли. Мезосомы связаны с нуклеоидом. Они участвуют в делении клетки и спорообразовании.

Включения являются продуктами метаболизма микроорганизмов, которые располагаются в их цитоплазме и используются в качестве запасных питательных веществ. К ним относятся включения гликогена, крахмала, серы, полифосфата (волютина) и др.

2. Строение клеточной стенки и цитоплазматической мембраны

Клеточная стенка — упругое ригидное образование толщиной 150–200 ангстрем. Выполняет следующие функции:

1) защитную, осуществление фагоцитоза;

2) регуляцию осмотического давления;

4) принимает участие в процессах питания деления клетки;

5) антигенную (определяется продукцией эндотоксина — основного соматического антигена бактерий);

6) стабилизирует форму и размер бактерий;

7) обеспечивает систему коммуникаций с внешней средой;

8) косвенно участвует в регуляции роста и деления клетки.

Клеточная стенка при обычных способах окраски не видна, но если клетку поместить в гипертонический раствор (при опыте плазмолиза), то она становится видимой.

Клеточная стенка вплотную примыкает к цитоплазматической мембране у грамположительных бактерий, у грамотрицательных бактерий клеточная стенка отделена от цитоплазматической мембраны периплазматическим пространством.

Клеточная стенка имеет два слоя:

1) наружный — пластичный;

2) внутренний — ригидный, состоящий из муреина.

В зависимости от содержания муреина в клеточной стенке различают грамположительные и грамотрицательные бактерии (по отношению к окраске по Грамму).

У грамположительных бактерий муреиновый слой составляет 80 % от массы клеточной стенки. По Грамму, они окрашиваются в синий цвет. У грамположительных бактерий муреиновый слой составляет 20 % от массы клеточной стенки, по Грамму, они окрашиваются в красный цвет.

У грамположительных бактерий наружный слой клеточной стенки содержит липопротеиды, гликопротеиды, тейхоевые кислоты, у них отсутствует липополисахаридный слой. Клеточная стенка выглядит аморфной, она не структурирована. Поэтому при разрушении муреинового каркаса бактерии полностью теряют клеточную стенку (становятся протопластами), не способны к размножению.

У грамотрицательных бактерий наружный пластический слой четко выражен, содержит липопротеиды, липополисахаридный слой, состоящий из липида А (эндотоксина) и полисахарида (О-антигена). При разрушении грамотрицательных бактерий образуются сферопласты — бактерии с частично сохраненной клеточной стенкой, не способные к размножению.

К клеточной стенке прилегает цитоплазматическая мембрана. Она обладает избирательной проницаемостью, принимает участие в транспорте питательных веществ, выведении экзотоксинов, энергетическом обмене клетки, является осмотическим барьером, участвует в регуляции роста и деления, репликации ДНК, является стабилизатором рибосом.

Имеет обычное строение: два слоя фосфолипидов (25–40 %) и белки.

По функции мембранные белки разделяют на:

2) пермиазы — белки транспортных систем;

3) энзимы — ферменты.

Липидный состав мембран непостоянен. Он может меняться в зависимости от условий культивирования и возраста культуры. Разные виды бактерий отличаются друг от друга по липидному составу своих мембран.

3. Дополнительные органеллы бактерий

Ворсинки (пили, фимбрии) — это тонкие белковые выросты на поверхности клеточной стенки. Функционально они различны. Различают комон-пили и секс-пили. Комон-пили отвечают за адгезию бактерий на поверхности клеток макроорганизма. Они характерны для грамположительных бактерий. Секс-пили обеспечивают контакт между мужскими и женскими бактериальными клетками в процессе конъюгации. Через них идет обмен генетической информацией от донора к реципиенту. Донор — мужская клетка — обладает секс-пили. Женская клетка — реципиент — не имеет секc-пили. Белок секс-пили колируется генами F-плазмиды.

Жгутики — органеллы движения. Есть у подвижных бактерий. Это особые белковые выросты на поверхности бактериальной клетки, содержащие белок — флагелин. Количество и расположение жгутиков может быть различным.

1) монотрихи (имеют один жгутик);

2) лофотрихи (имеют пучок жгутиков на одном конце клетки);

3) амфитрихи (имеют по одному жгутику на каждом конце);

4) перитрихи (имеют несколько жгутиков, расположенных по периметру).

О подвижности бактерий судят, рассматривая живые микроорганизмы, либо косвенно — по характеру роста в среде Пешкова (полужидком агаре). Неподвижные бактерии растут строго по уколу, а подвижные дают диффузный рост.

Капсулы представляют собой дополнительную поверхностную оболочку. Они образуются при попадании микроорганизма в макроорганизм. Функция капсулы — защита от фагоцитоза и антител.

Различают макро — и микрокапсулы. Макрокапсулу можно выявить, используя специальные методы окраски, сочетая позитивные и негативные методы окраски. Микрокапсула — утолщение верхних слоев клеточной стенки. Обнаружить ее можно только при электронной микроскопии. Микрокапсулы характерны для вирулентных бактерий.

Среди бактерий различают:

1) истиннокапсульные бактерии (род Klebsiella) — сохраняют капсулообразование и при росте на питательных средах, а не только в макроорганизме;

2) ложнокапсульные — образуют капсулу только при попадании в макроорганизм.

Капсулы могут быть полисахаридными и белковыми. Они играют роль антигена, могут быть фактором вирулентности.

Споры — это особые формы существования некоторых бактерий при неблагоприятных условиях внешней среды. Спорообразование присуще грамположительным бактериям. В отличие от вегетативных форм споры более устойчивы к действию химических, термических факторов.

Чаще всего споры образуют бактерии рода Bacillus и Clostridium.

Процесс спорообразования заключается в утолщении всех оболочек клетки. Они пропитываются солями дипикалината кальция, становятся плотными, клетка теряет воду, замедляются все ее пластические процессы. При попадании споры в благоприятные условия она прорастает в вегетативную форму.

У грамотрицательных бактерий также обнаружена способность сохраняться в неблагоприятных условиях в виде некультивируемых форм. При этом нет типичного спорообразования, но в таких клетках замедлены метаболические процессы, невозможно сразу получить рост на питательной среде. Но при попадании в макроорганизм они превращаются в исходные формы.

Строение клетки бактерий. Структура

Жёсткая бактериальная клеточная стенка придаёт микроорганизмам определённую форму, а также служит механическим барьером, предохраняющим клетку от воздействия факторов окружающей среды. Клеточная стенка грамположительных бактерий состоит из толстого слоя пептидогликана и клеточной мембраны, в то время как у грамотрицательных микроорганизмов — из трёх слоев: внутренней, внешней мембраны и тонкого слоя пептидогликана.

Клеточная стенка микобактерий также содержит большое количество липидных веществ, некоторые из которых обладают иммунореактивностью.

строение бактерий

По форме бактерии подразделяют на кокки (округлой формы), бациллы (палочковидной формы) и коккобациллы (промежуточная форма). Кроме того, различают изогнутые и спиралевидные бактерии. Наиболее важные структурные компоненты бактериальной клетки:
• капсула — слизистое аморфное образование, состоящее из полисахаридов и защищающее клетку от фагоцитоза и высыхания;
• липополисахариды — мощные стимуляторы выброса цитокинов, защищающие грамотрицательные бактерии от цитолитических компонентов комплемента;

• фимбрии (пили) — тонкие нитевидные белковые органеллы, участвующие в адгезии (прикрепление к клеткам организма хозяина) и расселении микроорганизмов (факторы колонизации). Например, фимбрии (Р-фимбрии) уропатогенных штаммов Escherichia coli избирательно связываются с маннозными рецепторами эпителия мочеточников.
Антигены фимбрии часто обладают иммуногенностью, индивидуальной для каждого штамма (например, Neisseria gonorrhoeae), чем можно объяснить возникновение рецидивирующих инфекций;

строение бактерий

• жгутики — органы движения бактерий, позволяющие микроорганизмам передвигаться в поисках источников питания и проникать через слизистые оболочки организма хозяина. Жгутики (один или несколько) могут располагаться на полюсах (полярное расположение) или по всей поверхности (перитрихи) бактериальной клетки. У некоторых видов (например, у определённых штаммов Treponema) жгутики закреплены внутри клеточной стенки;

• слизь — полисахаридная субстанция, секретируемая некоторыми бактериями и предохраняющая их от воздействия антибиотиков и иммунной системы хозяина;

• споры — метаболически неактивные формы бактерий, образующиеся в неблагоприятных условиях и позволяющие микроорганизмам долгое время выдерживать воздействие механических, температурных и химических факторов окружающей среды (до наступления благоприятных условий).

строение бактерий

Бактерий относят к прокариотам, так как они не имеют ядра и содержат только одну хромосому. Процессы спирализации и суперспирализации ДНК микроорганизмов катализирует ДНК-гираза, что позволяет хранить большой объём хромосомного материала.

Рибосомы микроорганизмов отличаются от рибосом эукариотов, что делает их мишенями для антибактериальных препаратов. Более того, бактерии имеют дополнительную ДНК, содержащуюся в плазмидах. Кроме того, в них часто заключена генетическая информация о факторах патогенности.

Видео строение бактериальной клетки - анатомия бактерии

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями; показать особенности строения и распространения бактерий; познакомить со значением бактерий в природе и жизни человека;

Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые

Предметные:

-знать строение и жизнедеятельность бактерий; размножение бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека;

- уметь описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты; устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основныепонятия

Прокариоты, бактерии, микробиология

Оборудование

Технологии

Информационные технологии, системно- деятельностный подход, технология разноуровневого обучения

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые

1.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

2. Проверка домашнего задания

- Какой состав клетки?

- Приведите примеры органических и неорганических веществ?

- Какова роль белков, жиров, углеводов и жиров в клетке?

- Приведите примеры растений богатых углеводами, белками, жирами?

- Почему живые организмы не могут обходиться без воды?

- Какие общие черты есть в строении клеток всех живых организмов? (показать на слайде 1-2)

- Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных?

Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,

Отвечают на вопросы

работа с карточками

(приложение 1)

2.Работа с классом

тренажером Л.Н. Сухорукова,

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

- Все что нас окружает удивительно устроено, это помог нам обнаружить микроскоп и лупа, говорят многие ученые.

- Вспомните какой ученый усовершенствовал микроскоп в 270 раз? (слайд 3)

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

-Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Участвуют в беседе.

Ответы на вопросы

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формулировка темы урока, постановка целей

- Какова тема нашего урока? (слайд 4)

- Что бы вы хотели узнать по данной теме.

Почему они могут жить в сложнейших условия?

- Чтобы ответить на этот вопрос, что нам необходимо изучить по теме бактерии (слайд 5)

Сформулируйте цель урока

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какую имеют форму?

-Приносят пользу или вред?

Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

Конкретизируют цель урока

Почему они могут жить в сложнейших условия?

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Позновательные УУД:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск;

5.Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы:

- Бактерии – это одноклеточные микроскопические организмы. Они разнообразны по форме (слайд 7)

- Рассмотрите рисунок 2.8 формы бактерий. Назовите какие формы? (слайд 8)

Запишите в тетрадь

- Мы изучили форму и размеры бактерий. Переходим изучать строение бактерии.

- Давайте проверим. Чем покрыта бактериальная клетка? Что расположено с внешней стороны мембраны? Какие функции она выполняет? Что может быть еще поверх оболочки? С помощью чего бактерии передвигаются? Что находится в центре клетки? Как называется внутреннее содержимое? (слайд 9)

- Давайте вспомним как называют бактерии, если нет оформленного ядра?

Чтобы ответить на вопрос: Почему они могут жить в сложнейших условия? Нам необходимо еще изучить как размножаются бактерии? Бактерии – враги или друзья для человека? Мы поработаем в парах (слайд 10)

Делаем вывод: о вреде и пользе бактерий

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (слайд 16)

Отвечают на вопросы учителя

Работают с материалом учебника, определяют основные черты строения бактериальной клетки, подписывают строение в тетради

Отвечают на вопросы.

Высказывание своих предположений на проблемный вопрос

- Где и как узнать!

1. Учебник – с.44-46

2. Информационные листы

3. Рисунки учебника

Работа с учебником с.44-45, подпишите части бактериальной клетки

(приложение 2)

Работа с учебником с. 45 и информационные листы

1 ряд – выясняют друзья ли бактерии для человека (приложение 3)

2 ряд – бактерии враги для человека (приложение 4)

(приложение 5)

Задания для одаренных детей (приложение 6), (слайды 12-14)

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Почему их так много?

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит? (слайд 15)

Предметные:

-знать строение и жизнедеятельность бактерий; размножение бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека;

- уметь описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты; устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации

6.Физминутка

физминутка для глаз (слайд 11)

7.Закрепление нового материала

Задание .Вставьте пропущенные слова (приложение 7), (слайды 17-18)

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Знания о бактериях важны, потому что…

Эти знания я могу использовать в ….

Отвечают и оценивают свою работу.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Домашнее задание

1.проработать §16, с.45, №1-3 (устно)

2.Творческое задание (по выбору)

С.45 провести мое биологическое исследование

Записывают, просматривают содержание заданий.

Приложение 1

Вставьте пропущенные слова:

1.В состав клеток входят ___________________________и _______________________вещества.

2. Какое вещество используют для определения содержания крахмала____________

3.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса_________

4.Общее название солей, содержащихся в клетке_________________________

5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии____________________

6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли

7.Вещество содержание, которого в клетке 70% -_______________________________________

8. Много крахмала в________________________________________________________________

10. Эукариоты – это_________________________________________________________________

Приложение 2

Используя материал учебника с.44-45 и рисунок, подпишите строение бактериальной клетки








Приложение 3

Дополнительная информация

Бактерии являются друзьями человека? Можно ли на Земле обойтись без бактерий?


Изучите дополнительную информацию и с. 45 учебника о бактериях и определить роль бактерий, подкрепляя примерами:

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выде­ления живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии.Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы. Участвуют в образовании почвы.


Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии произво­дят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.


Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.


Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют вредные бактерии.

Приложение 4

Дополнительная информация

Бактерии – это враги человека?

Изучите дополнительную информацию и с. 45 учебника о бактериях и определить роль бактерий, подкрепляя примерами:


Существуют бактерии, которые причиняют вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают и консервируют. При консервировании продукты, которые помещены в банки, нагревают. От высокой температуры погибают не только бактерии, которые попали в продукты, но и их споры. Во время нагревания консервные банки плотно закрывают, чтобы внутрь не проходил воздух. Приготовленные таким способом консервы полностью защищены от бактерий, и потому сохраняются долгое время.


Но если бы вред, который причиняют бактерии, ограничивался одной только порчей продуктов! Есть бактерии, которые портят, например, рыболовные сети. Есть бактерии, которые могут испортить редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Чтобы уберечь книги от порчи, их окуривают сернистым газом.
бактерии могут портить сено, которое сложено в стога, если оно недостаточно хорошо высушено. Некоторые бактерии проникают в организм человека вместе с пищей, водой и воздухом, поселяются там и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называют БОЛЕЗНЕТВОРНЫМИ.

Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

В древних рукописях описывается, как от страшных болезней погибали целые города. Эпидемии распространялись очень быстро, и с ними не умели бороться. Таким страшным бедствием для людей была, например, чума. Причиной этого ужасного заболевания является микроскопическая бактерия. А переносится эта бактерия блохами, которые живут на мышах и крысах.


Приложение 5

Дополнительная информация

Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.


Для борьбы с ними применяют антибиотики, прививки, организуют работу по ликвидации очагов заражения. Для профилактики заболеваний необходимо закаливать организм, соблюдать правила санитарии и гигиены.Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств. Необходимо правильно хранить и приготавливать продукты питания.

Читайте также: