Конспект занятия потребности человека

Обновлено: 02.07.2024

Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Научатся: различать виды потребностей; классифицировать, раскрывать основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека.
  • Получат возможность научиться:работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.

Метапредметные УУД

  • Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
  • Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
  • Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
  • Личностные УУД:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, реальные и мнимые потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I. Мотивация

Здравствуйте. Я предлагаю вам обернуться, так чтобы зафиксировать взглядом самую дальнюю точку. А теперь повернитесь ко мне и снова обернитесь. Теперь зафиксируйте ещё более дальнюю точку.

У кого получилось расширить свою диагональ?

Так вот дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности. У вас была одна точка и вы смогли расширить свою диагональ, а это значит, что вы сейчас смогли добиться ещё большего результата. В сможете расширить свои возможности, расширить свои знания о человеке.

Учитель: И так вы сейчас, вчера и в будущем постоянно выполняете различные упражнения, выполняете работу, приобретаете знания. Каким понятием можно объединить все это

Ученик: Деятельностью.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Мы изменили свои возможности. Выполняли специальное упражнение. Занимались деятельностью.

Учитель: Так что такое деятельность?

Ученик: Это изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Учитель: Слайд №1. Ради чего человек занимается деятельностью?

Ученик: Удовлетворить свои потребности.

Учитель: Слайд №1. Вот мы и открыли тему сегодняшнего урока. Потребности человека. (Обращение к эпиграфу урока)

Учитель: Слайд №2. Прием "Градусник". Узнать мнение ребят, согласных или несогласных с этой точкой зрения.

Подойдите к той части класса где на градуснике красный цвет, те кто считает, что нам всегда всего мало. Остальные, те кто считает, что мы можем окончательно удовлетворить свои потребности, подойдите к той части класса, где на градуснике белый цвет.

Учитель: Хорошо. Спасибо. Я узнала ваше мнение.

Учитель: Слайд №3. "Нам всё равно всего мало".

Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?

II. Изучение нового материала

Записать тему урока в тетради. Озвучить цель урока.

Учитель: Когда я говорю о потребностях, какие ассоциации она у вас вызывает?

Ученик: Нужда, желание, необходимость, голод, нехватка, нужность, надо, зависимость итд.

2. Работа над понятийным аппаратом. Слайд №5.

Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Учитель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Учитель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой. Собственник ищет свой нужный ему предмет. ( Например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.) Басня "Лебедь, рак и щука - воз", басня "Ворона и лисица" - кусочек сыра, Басня "Мартышка и очки"- очки

Воспитатель задает вопросы:

– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)

– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?

Давайте назовем особенность потребности. (индивидуальные)

–– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)

– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)

- Значит ещё какую особенность имеют потребности? Общие.

– Объясните свой ответ.

– От чего зависят наши потребности? (от того, каким видом деятельности человек занимается)

- Какое значение имеют потребности? (удовлетворяют желания человека и выступают в качестве мотива деятельности).

- Среди всех перечисленных, какие особые потребности вы увидели, услышали? (особые потребности для людей с ограниченными способностями).

Вывод: Слайд №6. Записать в тетрадь.

1. Потребности индивидуальны.

2. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека.

3. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

4. Слайд № 7. Работа в группах. "Строители дома".

У вас на партах карточки с потребностями. Распределите потребности по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке, начиная с рождения ребенка на газете. Объясните, почему вы их так распределили?

5. Слайд №8. Работа с текстом.

Работая с текстом учебника на стр.34, выделите виды потребностей и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу. Разделить на 3 группы. У каждой группы распечатано название одного вида потребностей. Нужно правильно сопоставить потребности на фото с видом потребности.

Характеристика

1. Биологические или физиологические, или материальные. (Все то, что необходимо для существования человека)

Воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых.

2. Социальные (определяют принадлежность человека к обществу, к какой-либо группе)

Потребность в общении, семье, труде.

3. Духовные (все то, что необходимо для духовного развития)

Познание окружающего мира, получение знаний умений, достижение гармонии и красоты.

Можно ли перешагнуть через какую-нибудь из ступеней этой пирамиды?

Вывод: Слайд №9, 10. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.

6. Работа с раздаточным материалом.

Конверты. Разложите картинки в два конверта и подпишите название каждого конверта пообъединяющему признаку. Как мы их подпишем? Объясните, почему вы так поступили!?

Слайд №11. Потребности бывают реальные и мнимые (неразумные).

Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.

Мнимые потребности на самом деле не являются для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.

В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.

Вывод: Слайд №12. Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.

7. Слайд № 13. Игра "Восстанови историю".

Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.

  • первобытное общество
  • древность (княгиня Ольга из Повести временных лет- горящая птица, Владимир - красное солнышко - меч.)
  • средние века
  • современность ("Человек хвастун" - ларчик )

Вывод: Слайд № 14. Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

III. Рефлексия

Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик:

- Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

- Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

- Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности

IV. Итог урока. Сделать вывод

- Потребности индивидуальны и общие.

- Потребности выступают в качестве мотива деятельности, заставляя человека планировать.

- Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

- Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

- Потребности иерархичны, расширяются по мере развития человека в обществе.

Учитель: Что нам мало и почему. Потребностей, так человек в обществе живет, общается и развивается, приобретает знания, меняется его роль а значит и меняется его потребности.

Учитель: Скажите, чтобы бы уважали, считались с мнением этого человека, чтобы пополняли свои знания умения навыки в обществе какой вид потребности важнее всего? Духовные самые высшие потребности к которым мы должны стремиться.

Д.З. -& 4, стр. 33-35, задачи 4-5. Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.

Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности).

Задачи:

2. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь. Активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься; развивать желание помогать друг другу.

Оборудование: ИКТ- музыкальная запись щебетания птиц; волшебная шапка

ХОД

Дети с воспитателем входят в группу по щебетание птиц.

Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваются: "Доброе утро"

Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лица.

И каждый становится добрым, доверчивым пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать на занятие? (ОД)

- Мне сегодня подняло настроение встреча с вами, а вам что поднимает настроение? (ОД: веселая музыка, встреча с другом, улыбка мамы, вкусная конфета, звук капели, щебетание птиц, яркое солнышко)

- Смотрите, я вам принесла волшебную шапку, которая исполняет желание. Её мы будет передавать из рук в руки, и каждый сможет высказаться о том, что вам больше всего хочется. Давайте начнём с меня: я хочу, чтобы все дети и взрослые никогда не болели, и чтобы не было войны. А ты что хочешь, Костя? (ОД)

- Какие интересные и разнообразные у вас желания! Как можно назвать одним словом, все ваши желания, которые высказали вы? (ОР)

- Правильно - это потребности, что означает это слово? (ОР: потребность – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь)

- Сегодня мы ещё раз поговорим о человеческих потребностях и постараемся рассказать нашим гостям, какие бывают потребности, узнаете на какие группы делятся потребности, от чего они зависят. Готовы? (Да)

- У каждого человека есть свое любимое дело, интересно, а что нравится делать вам? На свое место сядут девочки, которые любят рисовать; сядут мальчики, которые любят лепить; сядут те, кто из вас любят делать поделки своими руками; проходите на свои места, кто любит петь и танцевать; кто любит гулять.

Работа за столом

- Интересно, а есть ли общие потребности у людей? У вас на столах лежит листок с заданием, положите его пере собой, возьмите зеленый карандаш. Подумайте и обведите свои потребности, то без чего вы не сможете жить. Кто хочет выполнить задание у доски, помочь мне. Выходи, Миша. (выкладывает карточки на доску)

- Давайте расскажем нашем гостям, какие потребности вы обвели и почему?

- Начнет отвечать Вова по цепочки. Помните: отвечаем полным предложением, слушаем внимательно не повторяемся (ОР: воздух, потому что человек, не может жить без воздуха)

- Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами можем не дышать? Зажимаем свой нос - раз, два, три не дыши. Долго мы можем не дышать? (ОД: Нет)

Правильно Вова, ты заметил, мы с ребятами, полностью с тобой согласны.

- Продолжает Алиса (ОР: человеку нужна вода, без воды он может прожить не более двух суток).

- Алиса, кому ещё нужна вода для существования? (ОР: животным, растениям)

- Да правильно, продолжай Люба (ОР: солнце, потому что человеку, нужно тепло, если ему будет холодно он может замёрзнуть)

- Молодец, что ты обвела Эсмира? (ОР: у человека есть потребность в одежде)

- А вы знаете, для чего существует одежда? (ОР: она защищает человека от холода, от жары)

- Да, интересно, а животные испытывают потребность в одежде? (ОД: Нет)

- А что их защищает от холода, от жары? (ОД: Шерсть, шкура, мех.)

- Хорошо, а что обвел Алеша? (ОР: человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет)

- Молодец! Ещё ребята, человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. У нас ещё осталась картинки, о какой потребности мы ещё не вспомнили, Андрей? (ОР: о сне)

- Давайте вспомним и подведем итог: пища, вода, сон, солнце, воздух, дом, одежда - это физиологические потребности, без которых человек обойтись не может!

- Подумайте, что произойдет, если человек не будет спать, есть, будет дышать загрязненным воздухом, испытывать недостаток воды или пить загрязненную воду? (ОР: он заболеет)

- Все люди хотят быть здоровыми, значит какие еще потребности человека можем назвать? (ОР: сохранение здоровья, безопасность жизни)

- Как вы понимаете, что такое безопасность? (ОД: это когда человеку в окружающем пространстве ничего не угрожает)

- Расскажите, нам ребята, что делают люди для безопасности жизни и сохранения здоровья? (ОД: выбирают качественную, разнообразную пищу; водопроводную воду очищают; на заводах - ставят фильтры для того чтобы очищать воздух; мед. работники следят за здоровьем, проводят профосмотры; нужно соблюдать правила гигиены, правила безопасного поведения в д/саду, на улицах и дорогах, поведения в природе).

- А как надо вести себя дома, чтобы обеспечить свою безопасность? (ОД: нельзя открывать двери человеку, которого не знаешь, т. е. чужому; не включать электроприборы; не брать спички)

- Вторым домом, для вас является детский сад. Значит, в детском саду, вы должны чувствовать себя тоже в безопасности, для этого нужно соблюдать правила. Какие это правила? (ОД: в д/с нельзя кататься по перилам лестницы, нельзя драться, прыгать с высоких поверхностей).

Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, значит, защитим себя от беды.

– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогают людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, полиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. (ОД: 01 – пожарная помощь, 02 – полиция, 03 – скорая помощь)

- Глеб, если ты вызываешь помощь по телефону, то что нужно сказать? (ОР: представится, рассказать, что случилось и назвать свой домашний адрес)

Работа у мольберта

- Давайте подведем итог: Миша, в скорую помощь нужно звонить если …….;

- Лера, в полицию нужно звонить если……;

- Кирилл, пожарную службу нужно вызвать если……

- Помните! Звонить в эти службы, нужно только, если Вам нужна помощь!

- Сохранение здоровья, безопасность жизни - это вторая группа потребностей человека. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтоб всем было удобно.

- Какую потребность вы испытывали, Ангелина? (ОР: потребность в общении)

- Человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей. А какие качества и умения нужны, чтобы было много друзей? (ОД: доброта, умение общаться, умение понимать и поддерживать друг друга, вежливых слов…)

- Потребность в общении, дружбе, любви необходима каждому человеку. Вы в детском саду общаетесь, учитесь дружить, узнаете много нового, интересного. Для чего человеку нужны знания? (ОД: чтобы хорошо учиться в школе, получить хорошую профессию)

- Человек всегда учится чему-то, то есть испытывает потребность в образовании.

- Сядет за сто тот ребенок, который назовет, где люди получают образование? (ОД: д\с, школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете).

Работа за столом в парах

- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? (ОР: потребности зависят от возраста)

- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? (ОР: потребности зависят от пола)

- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? (ОР: потребности зависят от времени года)

- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? (ОР: потребности зависят от профессии)

- Подведем итог: потребности зависят от пола, возраста, от времени года и от выбранной профессии, то есть потребности являются постоянными или они меняются? (ОД: они растут, меняются, на смену одним приходят другие).

Заключительная часть.

- О чем мы с вами говорили? (ОД: что у людей есть потребности, желания)

- Помните, что не всегда потребности совпадают с возможностями, например,

Я хочу бегать по группе, но не могу. Почему? (ОР: потому что….)

- Молодцы дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждого из нас есть свои потребности в пище, воде, тепле, потребности в общении. Но ещё каждому человеку необходимо внимание друзей. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся, чтобы у вас весь день было хорошее настроение. Наше занятие подошло концу, желаю вам быть добрыми и внимательными к себе и окружающим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Какие бывают потребности

Тип урока: комбинированный урок;

Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации

Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные

потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

закрепления вопроса о видах потребностей.

План урока:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Закрепление изученного материала.

Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

(на экране – слайд №1 с темой урока).

Что нужно человеку?

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

Что же такое потребность? → нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

Какие бывают потребности?

(слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека? (ребята называют)

Учитель обобщает ответы: вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма? (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности - _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

(слайд № 4. Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Материальные потребности - __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности.) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Социальные потребности - ________________________________________________

Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6. – Духовные потребности.)

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) →

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Духовные потребности - __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) - духовные

4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

Сделать хотел грозу,

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V . Потребности и возможности. (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

(слайд № 9 – Труд как потребность).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение; если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

На слайде:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Вопросы для повторения:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?

Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?

Без чего человек может прожить?

Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО: Исмаилов Реван Камалудинович

Должность: Учитель технологии.

Предмет: Технология

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Работа на уроке организована и индивидуально, и в группах.

Цель: Знакомство с многообразием потребностей человека. Разъяснить учащимся сущность потребностей, познакомить с их разнообразием.

- узнать, какие бывают потребности;

- узнать причины их возникновения;

- развивать умение анализировать иллюстрации.

- развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.

- развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.

- способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.

- стимулировать развитие познавательного интереса.

-Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, толковые словари.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием презентации. (45 мин)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

Познавательные: работа с информацией, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

Регулятивные: управление своей деятельностью, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

4. Закрепление изложенного материала. Практическая часть.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

Познавательные: работа с информацией, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

Регулятивные: управление своей деятельностью, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Название этапа урока

Содержание этапа

Организационный момент

Опрос пройденной темы

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Рефлексия настроения

Изучение нового материала

Постановка задач урока

Этап мотивации.
А каким термином можно назвать ваши желания иметь что-либо?
Верно, потребности. (регулятивные УУД- целеполагание)

Формулирование темы урока

И, я думаю, вы можете назвать нашу тему урока? Правильно, сегодня мы будем говорить о потребностях человека и его семьи. Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Постановка задач урока.

- А каковы же задачи нашего урока?

Вы знаете, что такое потребность? (нет)…

Значит, первая задача – это узнать, что такое потребность;

- Они возникают просто так? (нет, есть причины)

Значит, следующая задача – выяснить названия и причины их возникновения;

- А у вас есть потребности? (да)

И еще одна задача – определить свои потребности;

Как вы думаете, стоит ли вам изучать этот вопрос? Что вам это даст? Конечно, мы будем знать смысл и цель нашего существования

Актуализация знаний. И так, что же такое потребность?

С целью актуализации знаний

(слайд 1) Потребности семьи. (слайд 2,3)

Потребность- это осознанная необходимость иметь что – либо, материальное или духовное. Потребность — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

На прошлом уроке мы уже немного затронули эту тему, сегодня мы её продолжим. Поговорим о потребностях, об их видах. А в конце урока вы выполните небольшую самостоятельную работу.- Надеюсь, что нам с вами сегодня будет приятно работать на уроке. Потребность- это осознанная необходимость иметь что – либо, материальное или духовное. Потребность — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития науки, производства, хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов.

ы с вами не досмотрели видиоурок. Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебниками и закончите изучение нашей темы. Прочитали параграф.

Находим ответы на вопросы: (слайд 4,5,6)

Как классифицируют рациональные вещевые потребности?

(Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений ). Ответы учащихся: необходимые, желательные, престижные. если он неустанно стремится над собой возвыситься.

Жюль Лашелье( на слайде)

Как вы понимаете суть этого высказывания?( человеку нужно становиться лучше, самосовершенствоваться).

Как самосовершенствуетесь вы?

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей, ведущее к счастливой и успешной жизни. Например, кто-то реализует себя как актёр, кто-то как художник…)

А вы кем бы хотели стать? Почему?


Что

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Две нижние ступени – Биологическая реализация индивида;

следующие две ступени по восходящей – Социальная реализация личности;

три верхние ступени – Духовная реализация индивидуальности.

Рассмотрите внимательно Пирамиды потребностей (рисунок 1 и 2), они вам помогут сделать тест.


Во время урока учащиеся узнают о том, что такое потребности, и о том, что ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда, поскольку потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для собственного удовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Потребности человека"

Давайте представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои потребности.

Не верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы захотели увидеть это кино. Но что вы будете делать?

Вы можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Обычно принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и духовные.


Биологические потребности человека также называют естественными, врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти человека.


К числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.


Примером реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание материальных благ и благоустройство быта.

Прежде всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация социальных потребностей связана с жизнью человека в обществе. К ним принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так далее.

Смысл духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий мир, что ему нужны мудрость, а не деньги. Жители Милета смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности. Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни в городе.

По его прогнозу должен был быть не­обычайно большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати, некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или компьютерных игр.

Ложные потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как правило, нелегко.

Согласно идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.


Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10 % людей.

Группы потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет удовлетворять голод чем попало.

Например, мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист – говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати, по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на время оставаться неудовлетворённым.

Любые потребности человека индивидуальны.

И потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут люди, и изменяются со временем.

Внимательно посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор, компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом, находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании электроэнергии.

Но постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему более необходимыми.

Потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.

Читайте также: