Актуальное членение предложения конспект

Обновлено: 05.07.2024

Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.

Актуальное членение предложения

o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.

o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.

o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.

Актуальная информация в предложении

В четверг я дам тебе книгу.

Книгу я дам тебе в четверг.

Книга будет дана в четверг

В четверг я дам книгу тебе.

В четверг книгу дам тебе я.

Книгу даст именно говорящий

В четверг книгу я тебе дам.

Передача книги состоится

Передача актуальной информации

Актуальная информация передается:

· с помощью последовательности элементов предложения,

· местом логического ударения,

· членением предложения на тему и рему.

Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.

…дам тебе в четверг.

Общие средства актуальной организации высказывания

· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.

· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.

· Нейтральная речь: Тема + рема:

В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.

· Экспрессивная речь: рема + тема:

Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы

1. обозначает границу между темой и ремой;

2. фразовым ударением отмечает центр ремы

Способы выделения темы

Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?

Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить

Способы выделения ремы

· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично

· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно

Деление на тему и рему не связано с грамматическим членением (на подлежащее и сказуемое)

Тема / рема – прямой порядок

- Собак (Т.) / прогнали дворники (Р.) – прямой порядок, что не связано с позицией сказуемое-подлежащее.

Рема / тема – инверсия.

- Дворники прогнали (Р.) / собак (Т.) – обратный порядок

Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений

· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.

- В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).

Нечленимые высказывания – те, которые не членятся на Тему и Рему

- Служил на Кавказе

- У попа была собака.

- В правительстве происходит

постепенная смена людей.

· Нейтральным порядком слов в нечленимых высказываниях считается последовательность: сказуемое – подлежащее.

· Обычно располагаются в начале текста и выполняют роль зачина

· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.

· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).

Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):

Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.

У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.

Паралельная связь (параллельный строй текста):

Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема

Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.

Способы реализации цепной связи

У меня есть подруга Вера. Вера – студентка.

У меня есть подруга Вера. Она студентка.

Вера любит помидоры. Томаты составляют основу ее рациона.

Замена перифразой (описательным наименованием)

Вера не пьет пиво. Янтарный напиток ей не по вкусу.

Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.

Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.

Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.

Способы реализации параллельной связи

Анафора (единоначатие 2-х соседних предложений)

Налево темнел лес. Направо чернел овраг.

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Маргарита Николаевна могла купить себе все, что угодно.

Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь - текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Пятно как средство выражения"

Методическая разработка по теме " Пятно как средство выражения".


Урок изобразительного искусства по теме "Пятно как средство выражения".

Учит ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, штрих, силуэт, тон).


доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка"

Доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка".


Презентация по ИЗО на тему "Пятно как средство выражения. Ритм пятен." (6 класс)

Темное и светлое образуют контрастКонтраст – это полярное противопоставлениеФактура Это свойство поверхности пятнаВ изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные пер.


Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина".

С формально-грамматической точки зрения в предложении могут быть выделены его структурные компоненты, т.е. члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство). Такое членение предложения называется синтаксическим. Навыки синтаксического разбора простого предложения необходимы для того, чтобы не допускать грамматических ошибок в построении предложения. Рассмотрим синтаксический разбор простого предложения. Например, в предложении Вчера Правительство РФ на своем заседании обсуждало ход налоговой реформы есть подлежащее, обозначающее предмет речи (то, о чем говорится в предложении), - Правительство; сказуемое, выражающее действие предмета речи, - обсуждало, определения (Правительство какое? РФ, реформы какой? налоговой), дополнение (обсуждало что? ход реформы), обстоятельства места и времени (обсуждало когда? вчера и обсуждало где? на своем заседании).

Большую роль в правильной организации предложения играет порядок расположения членов предложения. Порядок слов есть синтаксическая последовательность расположения компонентов простого предложения, т.е. членов предложения. Основная функция порядка слов - указывать на развертывание мысли от известного к неизвестному, от старого к новому. Поэтому для понимания сути порядка слов в предложении необходимо представление об актуальном членении предложения.

Рема - новое, неизвестное, то, ради чего строится предложение, т.е. ядро высказывания.

При этом в речи каждое предложение (высказывание) целенаправленно строится в соответствии с задачами коммуникации. Н.Н. Ивакина приводит такой пример. Высказывание с одним и тем же грамматическим составом может звучать как Дело Исаева сейчас у следователя и У следователя сейчас дело Исаева в зависимости от того, что мы хотим сообщить: где дело Исаева или чем занят следователь. Если задан вопрос где дело Исаева?, то известным (темой) здесь является дело Исаева, и говорящий ответит: Дело Исаева сейчас у следователя. Высказывание У следователя сейчас дело Исаева отвечает на вопрос чем сейчас занят следователь?,поэтому рема в данной конструкции - дело Исаева (см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. С. 230).

В большинстве предложений в русском языке тема предшествует реме, т.е. данное, известное предшествует новому, неизвестному, например Ломов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ. Однако есть предложения, в которых рема предшествует теме: Основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал, собранный по факту кражи имущества гр. Осовым. Отсюда можно сделать вывод, что коммуникативное членение предложения, т.е. его членение на тему и рему, не всегда соответствует грамматическому членению и неразрывно связано с порядком слов. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация. В литературном языке фразовое ударение обычно падает на конец предложения, в соответствиии с этим организуется и порядок следования словоформ в предложении, чтобы это ударение выделило тему.

С формально-грамматической точки зрения в предложении могут быть выделены его структурные компоненты, т.е. члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство). Такое членение предложения называется синтаксическим. Навыки синтаксического разбора простого предложения необходимы для того, чтобы не допускать грамматических ошибок в построении предложения. Рассмотрим синтаксический разбор простого предложения. Например, в предложении Вчера Правительство РФ на своем заседании обсуждало ход налоговой реформы есть подлежащее, обозначающее предмет речи (то, о чем говорится в предложении), - Правительство; сказуемое, выражающее действие предмета речи, - обсуждало, определения (Правительство какое? РФ, реформы какой? налоговой), дополнение (обсуждало что? ход реформы), обстоятельства места и времени (обсуждало когда? вчера и обсуждало где? на своем заседании).



Большую роль в правильной организации предложения играет порядок расположения членов предложения. Порядок слов есть синтаксическая последовательность расположения компонентов простого предложения, т.е. членов предложения. Основная функция порядка слов - указывать на развертывание мысли от известного к неизвестному, от старого к новому. Поэтому для понимания сути порядка слов в предложении необходимо представление об актуальном членении предложения.

Рема - новое, неизвестное, то, ради чего строится предложение, т.е. ядро высказывания.

При этом в речи каждое предложение (высказывание) целенаправленно строится в соответствии с задачами коммуникации. Н.Н. Ивакина приводит такой пример. Высказывание с одним и тем же грамматическим составом может звучать как Дело Исаева сейчас у следователя и У следователя сейчас дело Исаева в зависимости от того, что мы хотим сообщить: где дело Исаева или чем занят следователь. Если задан вопрос где дело Исаева?, то известным (темой) здесь является дело Исаева, и говорящий ответит: Дело Исаева сейчас у следователя. Высказывание У следователя сейчас дело Исаева отвечает на вопрос чем сейчас занят следователь?,поэтому рема в данной конструкции - дело Исаева (см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. С. 230).

В большинстве предложений в русском языке тема предшествует реме, т.е. данное, известное предшествует новому, неизвестному, например Ломов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ. Однако есть предложения, в которых рема предшествует теме: Основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал, собранный по факту кражи имущества гр. Осовым. Отсюда можно сделать вывод, что коммуникативное членение предложения, т.е. его членение на тему и рему, не всегда соответствует грамматическому членению и неразрывно связано с порядком слов. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация. В литературном языке фразовое ударение обычно падает на конец предложения, в соответствиии с этим организуется и порядок следования словоформ в предложении, чтобы это ударение выделило тему.

Актуальным членением предложения называется условное деление предложения на тему и рему.

Где тема- исходная, изначально данная составляющая или основная точка (то, что считается известным или может быть легко понято).

Рема- это новая, утверждаемая говорящим, составляющая (то, что сообщается об исходной точке высказывания).

Например: Студенты на первом курсе хорошие - выделяется тема, студенты на первом курсе и рема хорошие, т.е. о студентах первого курса сообщается, что они хорошие.

Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация (а именно - место фразового ударения). Они действуют совместно

Порядок слов как средство выражения актуального членения действует совместно с интонацией. При объективном расположении компонентов актуального членения высказывание имеет фразовое ударение (обычно ИК-1, т.е. понижение тона к концу высказывания). При субъективном расположении компонентов используется так называемое логическое ударение, подчеркнутое интонационное выделение ремы. Показателями актуального членения высказывания могут быть лексико-синтаксические значения знаменательных слов. Приведем наиболее яркие примеры:

б) Слова-предикаты, обозначающие отклонение от нормы (количество, интенсивность, размер). Например: темным-темно, полным-полно, бездна, пропасть, уйма, без счета (Книг в доме полным-полно, а читать некому).

Односоставные предложения как особый тип простого предложения. Предложения определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные. Понятия о номинативных предложениях. Разновидности номинативных предложений. Синтаксическая членимость номинативных предложений. Вокативные предложения.

Односоставные предложения - это особый семантико-структурный тип простого предложения. В отличие от двусоставных они имеют один главный член, который одновременно и называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, передает отношение к действительности, т.е. оформляет значение синтаксического времени и объективной модальности.

Этот главный член является единственным организующим центром предложения.

Отсутствие второго главного члена отнюдь не свидетельствует о неполноте предложения (ср. двусоставные неполные), это его семантико-структурная специфика. Ср.:Студенты склонились над тетрадями: пишут зачетную работу. - В газетах пишут о новых научных открытиях.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили, я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало. Было морозно и ясно.

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные)– это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица; номинативные указательные: Вон звездочка; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

Среди номинативных предложений выделяются следующие основные семантико-функциональные типы:

1) бытийные (собственно бытийные и предметно-бытийные);

Собственно бытийныепредложения выражают наличие называемого явления, мыслимого во временной протяженности:Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (П.); Изморось. Сумерки. Дорога в степь (Шол.).

Предметно-бытийныепредложения называют предметы, расположенные в пространстве, и передают идею их существования:Кустарник. Мох. Приземистые ели (Лис.).

Указательные предложения, кроме значения бытия, существования, содержат указание на имеющиеся предметы и явления. Структурным признаком таких предложений являются указательныечастицы вот (вот и), вон, а вот.Семантическая специфика их заключается в указании на появление, обнаружение предмета. Примеры:Вот ива. Были здесь ворота (П.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.); Вон солнце, голубое небо. Воздух какой чистый (Купр.); А вот вокзал. Бутылки с кипятком, резиновые, длинные минуты (Сим.); Вот и лес. Тень и тишина (Т.).

Оценочно-бытийные предложения объединяют предложения субстантивного типа, в которых значение бытийности сопровождается оценкой. Структурной особенностью этих предложений являютсяэмоционально-экспрессивные частицы: ну, то-то, тоже мне, а еще, да и, и же, что за, какой, ай да, прямо и др.

Примеры: Ну уж и болезнь! (Л. Т.); Ну уж ночка! Страх! (Л. Т.); И птица же! Кроха, а не птица (Г. Тр.); А еще и дворянин (Г.); И скука же, братец ты мой (Купр.); - Никак беспорядок, Ваше благородие. - говорит городовой (Ч.); А уж характер! (Фад.); Просто несчастье! Никак не найду себе подходящей квартиры! (Ч.).

Желательно-бытийные предложения отличаются особой функцией - они передают желательность называемого. Структурным признаком их являются частицы только, если, лишь в сочетании с частицей бы(показателем ирреального наклонения). Например: Только бы здоровье!; Лишь бы не смерть!; Если бы счастье!

Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными.

Нераспространенныеноминативные предложения состояттолько из главногочлена, в роли которого чаще всего употребляется имясуществительное:Окопы. Грязь. (Шол.); Полдень. За окнами душное лето (Сим.); Благодать. Теплынь. Наконец-то дождались его на севере - настоящего лета (Рек.); Ночь. Стужа (Снег.).

В роли главного члена может употребляться личное местоимение:-А вот и я. - Вот и она сама (Сим.);

числительное:- Двадцать три! - продолжает Гриша (Ч.); Двенадцать. Сейчас, наверное, прошел он через посты. Час. Сейчас он добрался к подножию высоты. Два. Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три. Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет (Сим.).

В роли главного члена количественно-именное сочетание: -Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.); Начало пятого, но мне не спится (Щип.); Десять часов. Двадцать минут одиннадцатого. Без десяти одиннадцать. Пятнадцать минут двенадцатого. Двадцать пять. Пролетело уже три часа, но я не заметил их (С. Бар.).

Распространенныеноминативные предложения состоят изглавного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).

Распространенное номинативное предложение с согласованным определением, выраженным прилагательным, причастием и местоимением:Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (Фет); Морозный день, конец декабря (Шол.); Двадцать снимков твоих. По годам я тебя разбираю (Сим.); Ясный зимний полдень. Мороз крепок (Ч.).

Согласованное определение может быть выражено причастным оборотом, как обособленным, так и необособленным:Серые сумерки и бледная луна над мглистыми болотами, крик дергачей, огромные пространства лесов, простоявших этой ночью и сотнями других ночей втуне (Пауст.).

Номинативное предложение с несогласованным определением:Дверных запоров треск мгновенный, шум раздвигаемых портьер, и в дверь, полуторасаженный, влезает, весь в снегу, курьер (Сим.); И вот полозьев мерзлый скрип - и по бокам пошли стелиться поля. (Сим.); Одиннадцать часов ночи. К станции подкатывает последний поезд из города (Паст.).

Согласованные и несогласованные определения могут сочетаться: А вот и порт, толпой судов заставленный, и рынок здешний, до небес прославленный, с его египетского хлопка кипами, со звоном денег, с криками и всхлипами, с его торговцев языками бешеными, как колокол, над городом подвешенными (Сим.).

Определения при главном члененоминативного предложения могут содержатьдополнительное объектное и даже обстоятельственное значение.

Так, объектные и пространственные отношенияусматриваются в следующих примерах:Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.); Волненье среди публики, скандал! Но как сознаться-то? (Сим.); Заезжий цирк. Пристрастье к лошадям, к соленым потным запахам арены (Сим.).

Вокативные предложения - это такие, которые по форме совпадают с обращениями. Но если обращения только называют лицо, к которому обращена речь, то структурным центром вокативных предложений является имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, которое не просто называет лицо (предмет), но и выражает призыв, просьбу, упрек, радость и др. оттенки: - Взять бы этого Канта да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

- Иван! - сконфузившись, шепнул Берлиоз (М. Булг. "Мастер и Маргарита"). Вокативное предложение Иван! не имеет значения обращения, а выражает укор и побуждение к прекращению действия.

32. Однородные члены предложения. Способы выражения однородности. Структура блока однородных членов. Семантика блока однородных членов. Союзы при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах и их синтаксические функции. Место предложений с однородными членами в системе типов предложений.

Однородные члены предложения – вид осложнения предложения группой членов предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию и о объединены одной синтаксической связью. Однородными могут быть главные и второстепенные члены.

Однородные члены предложения характеризуются рядом признаков:

1. Однородность - параллельное подчинение рядов чл. предложения одному господствующему или господство ряда чл. предложения над одним зависимым.

2. Сочинительные отношения между компонентами однородного ряда, т.е отношения равноправия.

3. Одна синтаксическая функция компонентов однородного ряда.

Средства выражения однородности:

а) интонация – универсальный признак выражения однородности: одинаковая высота тона при произношении каждого из компонентов, одинаковая сила ударения, одинаковая пауза между компонентами (в большинстве случаев)

б) формы слов – необязательное средство (То за окном, то над крышей, то в печке..)

Наличие общего значения однотипности сочиненного ряда и многочисленных оттенков, дополняющих и осложняющих общее значение.

1) отношения градации, при которой в семантическом плане актуализируется один или несколько однородных членов: А ты, младое вдохновенье. Не дай остыть душе поэта. Ожесточиться, очерстветь. И наконец окаменеть (А. Пушкин);

2) разделительные отношения, выражаемые разделительными союзами: возможность одного из нескольких явлений; чередование их; значение неопределенности с оттенком предположения; нечеткое восприятие чего-л. и т.п.: – Что я? Царь или дитя? – Говорит он не шутя (А. Пушкин);

3) противительные отношения, выражаемые противительными или другими союзами: уступительно-противительные значения, значения возмещения с противопоставлением и др.: С ней речь хотел он завести. И – и не смог (А. Пушкин);

4) причинно-следственные отношения в блоке сказуемых, определений, средством выражения которых являются местоимения-наречия потому, поэтому, отчего, вводное слово следовательно и др.: Наступила поздняя и потому особенно прекрасная осень;

5) временные отношения (одновременность и последовательность), способные дополнять и осложнять разные значения; они могут быть актуализированы семантическими конкретизаторами – обстоятельствами времени: Можно любить и ненавидеть одновременно (В. Брюсов).

Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:

Ключевые слова: актуальное членение предложения, тема, рема, средства выражения актуального членения предложения.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальное членение (тема-рематическое членение) предложения и средства его выражения. Выделяются дополнительные маркеры актуального членения предложения – союзы, однородные члены предложения, второстепенные члены предложения.

Вопрос об актуальном членении предложения появился в лингвистике сравнительно недавно. Данное понятие было разработано в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы. В качестве одного из первых исследователей актуального членения в истории лингвистики вошёл чешский учёный Вилем Матезиус. Однако ещё ранее отдельные аспекты этого явления затрагивались в работах французских грамматистов логического направления XVIII вв.: Ц. Дюмарсэ, Н. Бозе, Ш. Бато и др. В дальнейшем, через 100 лет, результаты их научного поиска подытожил А. Вейль. (Предыстория лингвистического изучения феномена актуального членения подробно рассматривается в работах В.П. Даниленко [4: 82-89]).

Идеи Матезиуса в области исследования актуального членения получили непосредственное развитие как в самой Пражской школе, так и в других лингвистических традициях. В чешской лингвистике теория В.Матезиуса была разработана в трудах Я.Фирбаса, Ф.Данеша, П.Адамца.

Проблема актуального членения предложения в русистике стала обсуждаться в работах К.Г. Крушельницкой, И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой, В.В. Бабайцевой и других.

Коммуникативному синтаксису посвящены также работы О.Б. Сиротининой, Г.А.Золотовой, О.А.Лаптевой, Т.М. Николаевой и ряда других лингвистов.

В русском языке актуальное членение в предложении может быть выражено различными средствами. Большинство лингвистов (И.П.Распопов, И.И.Ковтунова, Н.С.Валгина и др.) указывают на такие основные средства выражения тема-рематического членения как порядок слов (Ярмола вошёл в комнату (А.И. Куприн)) и интонация (Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой. Хороши и заметки на их полях. (И.А. Бунин)).

О.Б.Сиротинина обращает внимание на то, что в устной речи основным средством выражения актуального членения является интонация, а в письменной речи основное средство выражения тема-рематического членения – порядок слов [10, с. 24].

Г.А.Золотова же считает, что в первую очередь логическое ударение является выразителем актуального членения. Порядок слов лишь помогает выявлению логического ударения [5, с. 334].

Помимо основных средств выражения актуального членения – порядка слов и интонации – есть ещё и дополнительные (вспомогательные). Так К.Т.Крушельницкая, Г.А.Золотова, И.И.Ковтунова указывают на частицы ( Лишь на миг смежает небо огнедышащее око ( А.А. Фет)).

Тема, по словам И.И.Ковтуновой, обычно выделяется частицами а и же : А Чичиков от нечего делать занялся, находясь позади, рассматриванием всего просторного его оклада (Н.Гоголь); Она любила его спокойный, ласковый и гостеприимный тон в деревне. В городе же он постоянно казался беспокоен и настороже . (Л.Толстой). Рему выделяют частицы только, лишь и другие: Но это продолжалось лишь несколько секунд (Л.Толстой), В этот день врагом у солдат был только мороз (В.Песков).

Н.С. Валгина выделяет некоторые частицы, которые указывают либо на тему, либо на рему. В качестве примера приводит предложение, в котором частица ведь выделяет тему: Заброшенные усадьбы сразу зарастают крапивой, бурьяном и лебедой. Бурьян ведь символическое обозначение запустения и заброшенности (Сол.).

В.В. Бабайцева помимо логического ударения, порядка слов, частиц, рассматривает в качестве маркера актуального членения повтор слов : Славно пахнет берёзка, славно! ( В. Астафьев) [2, с. 195].

Таким образом, важнейшими средствами выражения актуального членения, по мнению большинства лингвистов, являются порядок слов и интонация, дополнительными (вспомогательными) – частицы, повтор слов.

Однако, помимо указанных средств выражения тема-рематического членения предложения, на наш взгляд, можно выделить ещё несколько, а именно:

однородные члены предложения;

второстепенные члены предложения.

В предложении В Мещёрском крае можно увидеть / лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. (Паустовский) тема-рематическое членение предложения выражено, наряду с порядком слов, также и рядом однородных членов. Предложение отвечает на вопрос: Что можно увидеть в Мещёрском крае? Можно увидеть – тема , однородные дополнения – озера, болота, избы, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды - рема высказывания .

Однородные члены предложения как маркер актуального членения важны в предложениях с неоднозначной квалификацией членов предложения. Так в предложениях типа Небо ясное вне контекста сложно однозначно сказать: односоставное или двусоставное предложение. В предложении Облака кудрявые, целые, дырявые, лёгкие, воздушные . ( С.В. Михалков) тема-рематическое членение предложения выражено порядком слов и рядом однородных членов, которые усиливают характеристику предмета речи. Предложение, содержащее ответ на вопрос Какие облака? , является двусоставным с семантикой характеризации. Облака – подлежащее, в котором выражена тема, кудрявые, целые, дырявые, лёгкие, воздушные – однородные сказуемые, в которых выражена рема.

В предложении, грамматическая основа которого включает инфинитив и слово на –о, однородные члены предложения также служат дополнительным средством выражения актуального членения: Мне / радостно и горестно смотреть , как этот мир легко преобразится: вчера готов на век был умереть, а нынче смог из праха возродиться. ( Б.Илюхин) . О днородные члены предложения перетягивают на себя логическое ударение, внимание читателя или слушателя акцентируется на состоянии субъекта. Мне – тема, радостно и горестно смотреть, как этот мир легко преобразится: вчера готов на век был умереть, а нынче смог из праха возродиться – рема данного предложения .

В выделенном предложении Я знаю, что он святой. Такие - угодники бывают. А лицо / розовое , как у херувима, от чистоты (И.С.Шмелев) говорящий сообщает нечто о лице , а именно – что оно розовое. Предложение содержит ответ на вопрос: Какое лицо? Актуальное членение предложения выражено наряду с порядком слов союзом а, который оформляет сопоставительно-уступительные отношения между самостоятельными предложениями. Выделенное предложение - двусоставное, между словами предикативные отношения. Лицо – подлежащее, в котором выражена тема, розовое – сказуемое, в котором выражена рема. См. также выделенное предложение Сестра у тебя - зверь злой. про мужа про ее - и сказать нечего: хуже всяких слов старик… и вся эта здешняя жизнь. Куда тебе идти? А парень /– крепкий (М.Горький). В нём средством выражения актуального членения выступает союз а, соединяющий предложения с сопоставительно-противительным значением.

В качестве маркеров тема-рематического членения предложения могут выступать и второстепенные члены. Так, например, в предложении Да, но провести еще две ночи в Коломбо мне очень трудно… .(И.Бунин. Братья) говорящий сообщает нечто проведении двух ночей в Коломбо, а именно то, что это ему было очень трудно. Подлежащее провести вместе с обстоятельствами ( еще две ночи в Коломбо) и дополнением ( мне ) выражает тему, а сказуемое трудно с обстоятельством очень – рему. См.также: Говорить ей всё же было трудно , она поневоле умолкла. (В.Распутин. Последний срок). Второстепенные члены в данном типе предложения выступают в роли средства выражения тема-рематического членения предложения, а также помогают определить двусоставную структуру предложения.

Таким образом, говорящий может ставить перед собой разные коммуникативные задачи в зависимости от конкретной ситуации общения. Поэтому актуальное членение предложения в разных вариантах предложения различно. Учитывать тема-рематическое членение предложения необходимо в первую очередь при решении вопросов культуры речи, а именно: выразительного чтения, сценической речи, ораторского искусства.

Бабайцева В.В. Отражение многоаспектности предложения в практике обучения русскому языку в школе. // Бабайцева В.В. Избранное1955-2005: сборник научных и научно-методических статей/ Под ред.профессора К.Э. Штайн. – М. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 520с.

Бабайцева В.В. О синтаксических единицах. // Бабайцева В.В. Избранное1955-2005: сборник научных и научно-методических статей/ Под ред.профессора К.Э. Штайн. – М. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 520с.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник
М.: Агар, 2000. 416 с.

Даниленко В.П. У истоков учения об актуальном членении предложения (период до Анри Вейля) // Филологические науки. - 1990, №5. - С.82-89

Золотова Г.А . Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

Ковтунова И.И . Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения: Учебное пособие.Изд.2-е, стереотипное.- М.: Едиториал УРСС, 2002. – 240с.

Крушельницкая К.Т. К вопросу о смысловом членении предложения Вопросы языкознания.-1956/ 5. - С. 55-67.

Матезиус В . О так называемом актуальном членении предложения// Матезиус.В. Избранные труды по языкознанию: Пер.с чеш.,англ./Закл.ст.Д.В.Сичинавы. Изд.2-е. – М.:Едиториал УРСС,2010. - 232с.

Распопов И.П . Актуальное членение предложения (На материале простого повествования преимущественно в монологиче6ской речи). - Уфа,1961. - 162 с.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. Изд.3 2006. 144 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. 3
1. Актуальное членение предложений. 4
2. Способы выделения темы и ремы. 7
2.1 Просодические способы выделения темы и ремы. 7
2.2 Синтаксические способы выделения темы и ремы. 11
2.3 Семантические способы выделения темы и ремы. 16
Заключение. 20
Список литературы. 21

Введение.
Актуальное членение предложений исследуется уже с 1930 года, с тех пор как это понятие было разработано в трудах Пражского лингвистического кружка. Основоположником этой теории считается В. Матезиус, он же ввел и основные понятия теории: тему и рему. В дальнейшем актуальное членение рассматривали сторонники логического, психологического и формального направлений, а так же такие известные лингвисты как: Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Г. Пауль, О. Есперсен и др.
Тема - рематическое членение речевых отрезков, несомненно, является актуальной темой и предоставляет широкий спектр для исследования. Несмотря на то, что данная тема исследуется уже более 70-и лет, так и не найдено действительно достоверных способов выделения темы и ремы.
Актуальность так же заключается в повседневном неосознанном использовании темы и ремы в речи, на письме, при выражении эмоций.
Целью работы является ознакомления с основами теории актуального деления предложения.
Задачи исследования: анализ понятий актуального членения, изучение отдельных аспектов теории актуального членения и способов выделения темы и ремы.


1. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Актуальное членение — это используемый в филологии принцип разделения текста и предложений на:

исходную, изначально данную составляющую (то, что является уже известным), называемую темой, исходной точкой или основой;

новую, утверждаемую автором составляющую, называемую ремой или ядром;

элементы перехода между темой и ремой.

2. СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ И РЕМЫ
Уже не раз было отмечено, что тема и рема выделяются чисто интуитивно теми, кто не углублялся в их изучение. Но определенно существуют критерии, благодаря которым мы можем четко определить, что тот или иной компонент относится к теме или реме. Далее будут отмечены три уровня, на основе которых может основываться тема-рематическое членение речевых отрезков. Это семантический, синтаксический и просодический уровни языка.

Читайте также: