Грамматическое значение словосочетаний 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Алексеева Т.Н. Строени е и значение слов осочетаний. Урок ру сского языка, 8 класс.

Цель: показать учащимся строение словосоче т аний, научить выделять словосоче тания в

тексте, конструировать их, определять грамматическое значение.

Чтобы успешно усвоить материал этого у рок а, необходимо знать, чем сочинительные

союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое

Словосочетание - это сочетание дву х (и б олее) самостоятельных слов, связанных

между собой по смыслу и грам матически. По характеру связи между словами

словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных

словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Сочинительная связь объединяет равноправные слова , и основны м средством связи

здесь будут являться с очи нительные союзы ( И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные

словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении

сочинительные словосочетания образу ют ряды однородных членов предложения. В

сочинительных словосочетаниях от одного слова к др угому нельзя з адать вопрос.

Подчинительные словосочетания могу т состоять из слов разных частей речи,

являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинит ельном

словосочетании будет главным, дру гое - зависимым. Узнать, какое слово является

главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому

задать вопрос. Слово, от которого задан вопрос, вс егда б у дет главны м, а слово, к

Попробуйте, выполняя у п ражнение, распределить сочинительные и подчинительные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Макушева Елена Геннадьевна

Предмет: русский язык и литература

Карасуский район

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Использованная технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо; критериальное оценивание; коллаборативное обучение.

I. Организационный момент .
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

- Что изучает синтаксис?

- Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение)
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль)

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать и образовать круг, взять за руку, держать крепко, крепкое рукопожатие.

Теперь каждый по очереди произнесите каждое слово из предложения отдельно.

Вот таким образом у нас получилось 4 группы. Рассаживаемся все на свои места.

Вспоминаем правила работы в группе.

Распределите роли самостоятельно: лидер, оценщик, тайм-аут и художник.

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся

Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица, Астана, Байтерек и т.д.)

Оформление тетрадей: - Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

Работа в парах:

1 . Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…)

-Что вы составили? (Словосочетания)

V . Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.


Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

I. Лингвистическая разминка

Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

(И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии.)

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Начнем со словосочетаний — синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке. Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова organon — орудие, инструмент. Слово о́рган имеет несколько значений:

1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии.

Орга́н — духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову о́рганорганизация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм, организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т. д.

К слову орга́норганист, органистка, органчик, органный.

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (Словосочетание — два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 60 — устно.

3. Признаки словосочетания.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие).

IV. Закрепление изученного

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 — разобрать устно.

2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть письменно в тетрадях.

3. Конструирование словосочетаний. Упр. 63 устно.

V. Словарная работа

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

Урок+презентация по теме "Строение и грамматическое значение словосочетаний", 8 кл.

Целевая аудитория: для 8 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: