Конспект урока по русскому языку 5 класс повторение по теме имя прилагательное
Обновлено: 05.07.2024
Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки;
образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой на шипящий;
развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие
способности, повышать интерес к предмету;
воспитывать уважение к русскому языку, чувство доброжелательности, целеустремлённости, сплочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию , учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, р аботать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД)
Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; индивидуальная; групповая, парная, фронтальная.
Оборудование; наглядно-демонстративный материал
Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока
Основные понятия
Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности
II . Определение темы и задач урока.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
-Здравствуйте, ребята ! … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые , любознательные ребята! Улыбнитесь мне, гостям, и садитесь по местам.
-Скажите, какое приветствие вам понравилось больше?
-Почему? ( Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные)
- Скажите, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? ( О прилагательном)
-Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи.
(повторить морфологические признаки прилагательного, подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки, краткую форму прилагательных
грамотно писать прилагательные с основой на шипящий)
-Сегодня вы будете работать не в тетрадях , а в оценочных листах. Каждый свой шаг, каждое выполненное задание вы будете оценивать сами. Если задание выполнено без ошибок, ставите +,если с ошибками – и+,если не справились -. В конце урока мы посмотрим, кто каких результатов достиг. Оценивайте себя справедливо.
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Эпиграф к уроку:
Я слово замечательное,- Сказало прилагательное,- Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет – Об этом знает целый свет. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь.
Ход урока
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Здравствуйте, ребята, у меня сегодня хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Сегодня будем художниками, только совсем необычными. А так как на улице зима и скоро новый год, наш урок будет непосредственно связан с этим временем года и замечательным приближающимся праздником.
- Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
- Какая картина в нём описана?
- Какие части речи использует автор для изображения зимнего пейзажа?
- Итак, чтобы побыстрее приблизиться к интересной части речи, вспомним изученный в 5-ом классе материал о прилагательном.
2) Беседа по вопросам:
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- В каких двух формах могут быть прилагательные?
- Чем отличается краткая форма прилагательного от полной?
- На какие вопросы отвечают прилагательные в полной форме, а на какие в краткой?
- Какими членами предложения являются прилагательные?
- Как называются образные определения, выраженные именами прилагательными?
3)Синтаксический разбор предложений
Над глубок… свеж… снегами небо огромн… и удивительно нежн. Такие ярк. радостн. краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж. снегом и зелён. бором. (И. Бунин)
Как проверить безударные падежные окончания прилагательных?
Слова из упражнения написаны на отдельных карточках.
1 2 3 4 5
сущ. сущ. сущ. краткое глагол
м. р. ж. р. ж. р. прилаг.
им. п. им. п. род. п.
Поднимайся, 6 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок – первый, вот – второй,
Снежок – три, снежок – четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок – пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
6) Работа с текстами.
1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой. Сравни тексты по выразительности.
Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет.
Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
-Какой текст больше понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
Чтение эпиграфа.
Я слово замечательное,- Сказало прилагательное,- Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет – Об этом знает целый свет. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь.
Работа со 2 текстом.
- Найдите среди прилагательных эпитеты.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем маме «милая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
При – ла – га – тель – ны – е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Вставьте вместо… подходящие по смыслу имена прилагательные.
(тексты отпечатаны на карточках)
Я росла в лесу… (дремучем),
Поднималась к … (синим) тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили.
…, … (Колкую, зелёную) срубили топором.
…, … (Колкую, зелёную) принесли к нам в дом.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями… (яркими),
На … (новый) год я… (главная)!
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются?
(Делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна).
А сейчас расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками чародейки зимы, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как скрипит под ногами снег, звонко отдаётся каждый звук. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу! Вдохните глубоко этот свежий морозный воздух! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения.
9) Творческая работа (под музыку)
Хорошо в лесу. Деревья стоят в инее. Все засыпано снегом. Особенно хороши ели в уборе. В воздухе звонко отдается каждый звук. Вечером еще лучше. Деревья освещены светом заходящего солнца. На небе зажглись звездочки.
Слова для справок: зимний, серебристый, стройный, морозный, пушистый, яркий, синий, желтоватый.
V. Итоги урока.
VI. Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке больше всего?
-Кто вам помогал?
- А что вам мешало?
- Какие трудности вы испытывали на уроке?
Если вы довольны своей работой на уроке, повесьте на ёлку красный шар. Если хорошо работали, но могли и лучше, то – синий. Время потрачено напрасно – белый шар.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
развивать умения распознавать прилагательные среди других частей речи, определять значение и морфологические признаки имен прилагательных, комментировать изменение форм прилагательных, различать полную и краткую формы имени прилагательного; формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных и определять синтаксическую роль прилагательных в тексте ;
воспитывать внимательное отношение к культуре родного языка.
Тип урока : повторительно-обобщающий урок.
Организационный момент.
Доброе утро! Садитесь, пожалуйста.
Актуализация знаний. Определение к деятельности.
- Начнем мы наш сегодняшний урок с небольшой разминки в виде словарного диктанта.
Словарный диктант. Двое учащихся выходят к доске, закрываются половинками досок, остальные работают в тетрадях.
Безвкусный, фиолетовый, огромный, брошюра , восклицательный, ароматный, громадный, лиловый, сбить , необъятный, неохватный, бирюзовый.
- Итак, ребята, почему лишними оказались слова БРОШЮРА и СБИТЬ? (Остальные слова являются прилагательными).
- Давайте еще раз вспомним, что же такое имя прилагательное. На какие вопросы отвечает?
- Какими морфологическими признаками обладает? Какая часть речи помогает нам определить признаки прилагательного в предложении?
- Что общего между полными и краткими прилагательными и чем они отличаются?
- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий?
- Чем могут являться прилагательные в предложениях? Какова их синтаксическая роль? Молодцы!
Работа по теме урока.
- Итак, мы с вами вспомнили, что признаками имени существительного являются род (в ед.ч.), число и падеж.
Задание на исправление ошибок. Перед учащимися лежат листы с заданиями (Приложение 1, задание 1), те же задания вынесены на слайд. Ученики работают по цепочке.
В древнем городе (ж.р., ед.ч., П.п.);
чайной розой (ж.р., ед.ч., Т.п.);
белая ромашка (ж.р., ед.ч., В.п.);
по широкому полю (м.р., ед.ч., Д.п.);
на царском троне (м.р., ед.ч., Т.п.);
в хрустальной вазе (мн.ч., П.п.);
ароматным пирогом (м.р., ед.ч., Т.п.);
грамотная речь (ж.р., ед.ч., И.п.);
солнечным зайчиком (м.р., ед.ч., П.п.);
у синего моря (м.р., ед.ч., Р.п.).
После (короткий) дождя выглянуло (яркий) солнышко. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. Теперь воздух (чистый) и (свежий). В (густой) кустах защебетали (весёлый) птички.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. Правильный вариант текста вынесен на слайд.
- А теперь немного отдохнем, но с пользой. Проверим, можете ли вы отличать полные прилагательные от кратких. Я буду читать слова, а вы должны вытянуть вверх руки, если услышите полное прилагательное, или хлопнуть, если услышите кратное. Давайте попробуем: дремуч (хлопнули), синие (вытянули руки).
Красивое, недобр, высокая, низок, зол, богатая, светла, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткое, красив.
Продолжение работы по теме урока.
А кругом р_са ж_мчужная
Отл_вала блес(?)ки алые
И (над)оз_ром серебряным
Камыши, склонясь, ш_пталися.
Закрепление полученных знаний.
Маленькое дело лучше большого безделья . (Задание выполняется в тетрадях по вариантам, у доски два человека с последующим комментированием и проверкой).
Маленькое - прил. Дело (какое?) маленькое.
Н.Ф. - маленький, в полной форме, ед.ч., ср.р., им.п.
Дело (какое?) маленькое – опред.
Большого – прил. Безделья (какого?) большого.
Н.Ф. – большой, в полной форме, в ед.ч., ср.р., р.п.
Безделья (какого?) большого – опред.
Подведение итогов. Выставление отметок.
- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы сегодня на уроке себе поставили? Смогли ли мы ее достичь, как вы думаете? Почему?
- Что осталось неясным после сегодняшнего урока?
- Какое задание было наиболее трудным для вас?
Объяснение домашнего задания.
- Повторить пар. 101-105, ответить на вопросы на с. 96 1-5 устно. Написать сочинение-миниатюру “Весна в моем дворе” (5-7 предложений). Указать синтаксическую роль прилагательных полных и кратких. При желании проиллюстрировать сочинение на отдельном листе. Спасибо за работу, все свободны. До свидания!
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русс кому языку.
Посмотрите, пожалуйста, на слайде перед вами стихотворение, с проп у щенным словом.
Вставьте нужное слово и вы узнаете из какой страны к нам сегодня приеду т гости .(слайд
Имя ______________________________________________________!
умения использовать знания при создании творче ских проектов и выполнении заданий
творческого характера. Сегодня я бу ду учиться у вас работать в группах и буду
Итак, как вы поняли, сегодня на у роке мы б у дем беседовать о прилагательных . Запишите
Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить в процессе общения с гостями из
(цель урока – повторить , что такое имя прилагательное, уточнить, как изменяется имя
прилагательное, с чем оно согласуется, какова его роль в предложении,
научиться отличать его от других частей речи) слайд 4
3. Актуализация и обобщение знаний у чащихся о грамматических признаках имени
Петрушка: Привет! Я Петрушка! Сколько вас здесь собралось! Вы, наверное, все
Учитель: Ребята постараются ответить на все твои вопросы правильно и быстро.
Учитель: О какой части речи говорится в загадке? (отгадывают загадку)
Петрушка: А вот если бы я был профессором, то смог бы рассказать вам все - все о
Учитель: Ребята и сами могут расска зать тебе о прилагате льном. Что такое
Учащиеся составляют лингвистический текст о прилагательном.
Петрушка . Сейчас появится мой друг, он настоящий професс ор . ( Слай д 8)
Прилагательное. Здравствуйте, многоуважаемая публика! Я хотел бы рассказать вам
сказку, в создании которой принимали участие жители страны Прилагательное. Но, к
сожалению, их напугал злой великан из другой сказки и они разбежались.
Давайте вернем их на свои места . (слайд 9) (Тексты на партах перед у чащимися) ( сл айд
Жил - был на свете ____________________ слон. Жил он в своей _______ избушке на
окраине леса. Вот как он выглядел: уши у него были ________________________, а глаза -
________________________, а хобот - ______ ___________________________, а ноги -
__________________________ . Слон дружил с ______________________ зайцем. У зайца
была_____________________________ шерстка и _________________ глаза, а хвостик у
него был _____________________________. Зайчик жил в
_______________________________ избушке на дру гой стороне леса. ________________
слон никогда не обижал своего __________________________ друга. Они ходили друг к
Учитель: Что же получилось? Теперь мы видим, что без прилагательных обойтись нам
никак нельзя, хотя они и не несу т основной информации
Учитель: Чтобы правильно писать прилагательные при составлении т екста, н ужно знать
Прилагательное: Перед вами предложения . Ваша задача определить, какое окончание
нужно написать в прилагательных . (слайд 11). (дети называют окончания и дают
объяснения почему, а я прикрепляю к прилагательному окончание). (Слайд 12)
Читайте также: