Золотой век русской литературы 9 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева. Золотой век — первый период расцвета русской литературы. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму.Данную презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении литературных направлений.Эффективно обеспечить работу "механизма" понимания текста и получить при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала к конспекту добавляю "опорный сигнал" - презентацию.

Похожие презентации

2 Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева.

3 "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений. Его роман в стихах "Евгений Онегин" был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

6 Повести, романы: "Бедные люди" (1846, роман), "Двойник" (1846, повесть), "Прохарчин" (1846, повесть), "Слабое сердце" (1848, повесть), "Чужая жена" (1848, повесть), "Роман в 9 письмах" (1847, повесть), "Хозяйка" (1847, повесть), "Ревнивый муж" (1848, повесть), "Честный вор", (1848, повесть вышла под заглавием "Рассказы бывалого человека"), "Елка и Свадьба" (1848, повесть), "Белые ночи" (1848, повесть), "Неточка Незванова" (1849, повесть), "Дядюшкин сон" (1859, повесть), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859, повесть), "Униженные и оскорбленные" (1861, роман), "Записки из Мертвого дома" ( ), "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866, роман), "Идиот" (1868, роман), "Бесы" ( , роман), "Подросток" (1875, роман), "Дневник писателя" (1877), "Братья Карамазовы" ( , роман), "Мальчик у Христа на елке", "Кроткая", "Сон смешного человека".

9 Русский писатель, публицист Псевдонимы:М. Стебницкий Житие одной бабы (1863), Леди Макбет Мценского уезда (1865), Воительница (1866), Котин доилец и Платонида (1867). Романы Обойденные (1865), На ножах (1872), хроника Соборяне (1872). Повести Запечатленный ангел и Очарованный странник

16 Русский поэт, издатель, друг и одноклассник А.С. Пушкина.А.С. Пушкина А. С. ПУШКИНУ (Любовь летит лови, лови. ) Анахорет по принужденью. В альбом А. Н. Вульф В АЛЬБОМ Б. (Давно бы несколько стихов. ) ВДОХНОВЕНИЕ (В друзьях обман, в любви разуверенье. ) ДВЕ ЗВЕЗДОЧКИ (Со мною мать прощался. ) ДИФИРАМБ (И болтливую любовь. ) Друзья За что, за что ты отравила. К А. С. Пушкину К Амуру К ДИОНУ. (Для наслаждений любви. ) К ДРУЗЬЯМ (Я редко пел, но весело, друзья. ) К ЛИЛЕТЕ (В объятиях неясных любви. ) Луна ЛЮБОВЬ (Что есть любовь. ) Малороссийская песня Моя хижина На смерть Державина Первая встреча ПЕСНЯ. (Мы тебя любили. ) Песня (Наяву и в сладком сне. ) Пушкину А. С. ПУШКИНУ (Любовь летит лови, лови. ) Анахорет по принужденью. В альбом А. Н. Вульф В АЛЬБОМ Б. (Давно бы несколько стихов. ) ВДОХНОВЕНИЕ (В друзьях обман, в любви разуверенье. ) ДВЕ ЗВЕЗДОЧКИ (Со мною мать прощался. ) ДИФИРАМБ (И болтливую любовь. ) Друзья За что, за что ты отравила. К А. С. Пушкину К Амуру К ДИОНУ. (Для наслаждений любви. ) К ДРУЗЬЯМ (Я редко пел, но весело, друзья. ) К ЛИЛЕТЕ (В объятиях неясных любви. ) Луна ЛЮБОВЬ (Что есть любовь. ) Малороссийская песня Моя хижина На смерть Державина Первая встреча ПЕСНЯ. (Мы тебя любили. ) Песня (Наяву и в сладком сне. ) Пушкину

РОМАНТИЗМ – течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII – 1-й половины XIX века.

В XVIII веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

Основные представители литературы европейского романтизма:

  • Дж. Байрон, В.Скотт (Англия).
  • В.Гюго, (Франция).
  • Э.Гофман, Я. и В.Гримм (Германия).

Основная идея романтизма

Борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла.

Романтиков интересуют взаимоотношения:

– между человеком и обществом;

– между человеком и искусством;

– внутренний мир человека.

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.

Романтический герой

  • показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
  • противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма);
  • как правило, одинок;
  • часто находится в пути;
  • это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
  • р.г. показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
  • может быть и положительным, и отрицательным.

Черты романтизма:

  • Недостижимость идеального мира.
  • Идея двоемирия: чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком разладе.
  • Самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.
  • Исключительный герой романтизма помещён в особые, исключительные обстоятельства.

Основные жанры

  • роман (эпический жанр).
  • поэма (лиро-эпический жанр).
  • драма (драматический жанр).

Особенности русского романтизма:

  • Исторический оптимизм.
  • Внимание к прошлому своей страны.

Идеальный герой: гражданин-патриот или гуманный человек, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе в 9 классе

Цель: ввести общие сведения о литературе России 19 века, выявить характерные черты её развития в данный период.

Образовательные:

- сопоставить романтизм и реализм как литературные направления, выявив основные черты.

Развивающие:

- развивать видение межпредметной связи между историей и литературой;

- формировать аналитические способности в плане сравнения литературных направлений;

- расширять познавательную сферу учеников (определённая эпоха связана с историческими событиями, которые часто находят отражение в литературном творчестве);

Воспитательные:

- воспитывать осмысление русской литературы и её значения в мире; чувство патриотизма, гордости за великих поэтов и писателей, родившихся и творивших на земле российской.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Проследить, какие события в истории наиболее ярко отразились в народе? Понять, как реагирует русская литература 19 века на окружающие события? Решать данные вопросы мы будем в течение урока.

III .Словарная работа (документ-камера).

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Само 19 столетие, как и литературу соответствующего периода, можно поделить на 2 части-периода: первая половина века и вторая половина века.

Изучение любого литературного произведения надо начинать со знакомства с историческими предпосылками, поскольку без этого невозможно выяснить мотивы, причины появления того или иного творения. Поэтому знание истории поможет нам установить логику зарождения идей в умах поэтов и писателей.

Работа с презентацией. Сегодня мы с вами будем работать с таблицей, состоящей из трёх колонок. В первой колонки будет отражаться название периода, во второй – важнейшие исторические события, повлиявшие на развитие литературы, в третьей колонке – общие черты, характерные для этапа.

1 колонку мы легко можем заполнить, поскольку уже поделили весь век на две части.

Реализация домашнего задания.

Учитель и подготовленные ученики рассказывают, учащиеся попутно заполняют 3 колонку таблицы.

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811) - Байбакова. Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе - Бикмеева.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение - Аптикаева.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций - Габдуллина. Революции в Европе (1848—1849), их подавление – Васильева.

Освоение европейского культурного наследия – Сайфутдинов. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

II половина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855) - Гареева.

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия - Журавлёва.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований - Измалков.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций – Камалов.

Пропаганда идей марксизма - Султанова.

Материал для учителя к лекции: сначала выступление ученика об освоении европейского культурного наследия. Фольклор продолжал жить и в 19 столетии.

Пока не отменили крепостное право, в творчестве народа в основном звучал призыв к отмене гнёта крестьян. Простой народ боролся против феодального строя с оружием в руках, не забывая отражать свой настрой и в творчестве.

(О закате классицизма и сентиментализма, напоминание основных черт).

Ко времени месту возникновения такого литературного направления, как романтизм, можно отнести Европу конца 18 века. В это время и в России, и во всей Европе люди переживают сильнейшие преобразования, которые глубоко отражались в душе каждого человека. Начать стоит с Французской революции, которая длилась с 1789 по 1814 годы. Под влиянием данного события, которое было наполнено шоком переворотов, переворот произошёл и в литературе, что кардинально изменило самосознание широких слоёв населения. Основные особенности: внимание к внутреннему миру героя, отказ от культа разума, под образом героя часто прячется образ самого автора с его истинными жизненными перипетиями судьбы, он всегда окружён ореолом таинственности, загадочности, но многим не удаётся его понять, поэтому он противостоит обыденному миру, ищет идеала и свободы для своих возвышенных устремлений.

В 19 веке по сравнению с 18 столетием увеличилось число людей, обращающих свой взор к литературе, ведь раньше это было прерогативой узкого круга образованных людей. С появлением образованного общества появляется возможность серьёзно читать и анализировать стихотворения и прозаические произведения соотечественников. Дворяне начали ставить литературу в один ряд с театром и музыкой, конечно, развитие больше происходило пока только в Санкт-Петербурге и Москве. Литературы и общественные деятели установили традицию собираться в литературные общества и кружки, многие из которых являлись подпольными, запретными в виду их пропагандистской деятельности.

В противовес деспотичному Павлу 1 взошедший на престол Александр 1 был настроен более демократично, поэтому общественная жизнь с 1801 года немного оживает. Пресса и литература получают второе дыхание, на слуху всё больше либеральные идеи. Журналы и альманахи, которые появляются в это время, чётко делятся на два противостоящих лагеря: либерально-демократические и консервативно-монархические. Кто-то считал, что народ готов к переменам в политическом строе, а кто-то говорил о том, что народ тёмен, не образован, и рано говорить о свободе, поскольку это не приведёт ни к чему, кроме анархии и произвола.

Основные приоритеты русских романтиков: искусство должно быть современным, оно не должно брать свои истоки из-за границы, а должно основываться на наших традициях и устремляться к воспитанию настоящих граждан. Очень рьяно пытались следовать этим канонам молодые писатели-декабристы – Пушкин и Лермонтов. Уже тогда характерно настроение разочарованности в культе разума, в движущей силе просвещения.

Павел 1 в цензуре ориентировался на екатерининские идеи, а, следовательно, следующий правитель – Александр 1 считал их устаревшими и непригодными для эпохи своего правления. Ведь при Екатерине было гарантировано процветание науки и литературы. Поэтому 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:

Народничество — политика интеллигенции со второй половины 19 века, которая призывала сблизиться с простым народом, найти свои истоки и место в жизни. Интеллигенты чувствовали, что потеряли свою связь с народной правдой и мудростью. Первым этапом становления народничества можно считать дворян, марксистов.

Скульптор Александр Михайлович Опекушин создал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который был установлен 6 июня 1880 года . Бронзовый памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (теперь Пушкинская ). Только в 20 веке его переместили на другую сторону площади.

Развивались светские СМИ. В Петербурге выходило 47 изданий, в Москве – 84, в глубинке – 3. Многие из них существовали не более 2 лет. Самым долговечным оказался “Вестник Европы”, который издавался практически 30 лет. В этот период больше писали о моде, светских приёмах, сплетни из жизни знатных особ.

Тогда же процветает работа поэтов чистого искусства, таких как А. Фет, Ф. Тютчев. Их поэзия была наполнена намёками, догадками, недосказанностью. Здесь больше отражаются не мысли и чувства, а поток сознания поэта. По мнению представителей данного направления – искусство и жизнь два параллельных полюса, которые не должны иметь ничего общего.

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Итак, 19 век в русской литературе – это господство двух литературных направлений – романтизма и реализма. В чём их идеи и как они проявлялись? В чём их принципиальные различия? Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к учебнику на страницах 105-113.

Заполнение таблицы посредством установления соответствий на электронной доске:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

V .Итог урока

Богатый опыт духовного наследия человечества перерабатывается литературой 19 века. Здесь ставятся вопросы нравственности, социума, пропагандируются любовь к человеку, лучшие проявления, выражается ненависть к насилию, угнетению, классовым предрассудкам, здесь же говорится о великой силе души. Обращение к лучшим традициям древнерусской литературы и устному народному творчеству, понимание менталитета русского народа позволила сохранить поэтам и писателям самобытность русского прозы и поэзии в золотой век литературы, при этом умело был использован и опыт Запада.

VI . Домашнее задание

Индивидуальное задание

Использованная литература:

2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Вступительное слово учителя.

В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия.

Классик – 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием.

Классический – 1) являющийся классиком (в первом значении); 2) типичный, характерный; 3) античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с изучением античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма.

Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с XIX в. – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.

II. Защита литературных газет.

2. Учитель, оценив работу ребят, дает понятие лирики.

Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

Да, начало XIX в. в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

Обратимся вновь к словарю. (Учащиеся конспектируют.)

Романтизм – 1) направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 2) направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

Романтик – 1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек, склонный к романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями.

Романтизм в России.

Это и особый вид мировоззрения, и художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его основе – разочарование в идеях просвещения.

В центре художественной системы романтизма – личность.

Основной конфликт – между личностью и обществом.

Романтическая личность – страстная личность.

Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.


В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.

Романтики широко используют символику.

Представители романтизма: Англия – Байрон, Саути, В. Скотт; Франция – де Сталь, Шатобриан, Гюго, Жорж Санд; Россия – Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Тютчев.

IV. Домашнее задание: читать, с. 106–113, вопросы на с. 112, знать содержание лекции.

Читайте также: