Классный час о толерантности 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и сближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности. Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом.

Что же такое толерантность? Толерантность [лат. tolerantia - терпение] – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро – все положительное, хорошее, полезное, покаяние – признавать свою ошибку, как отречение от зла; милосердие - как милость в сердце, готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания; благодать - как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать ряд классных часов, посвященных этой теме. Один из них предлагаю вашему вниманию.

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов

В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий достижению задач мероприятия.

(звучат песни о дружбе)

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме.

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;

- потереться носами – Новая Зеландия;

- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;

- показать язык – Тибет;

- крепко обняться – Россия;

- помахать рукой нашим гостям.

Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?

(Дети рассаживаются в группы.)

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

  • Добрый
  • Умный
  • Смелый
  • Сильный
  • Улыбчивый
  • Преданный
  • Честный.

жить в мире и согласии

Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность ? (слайд )

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. (слайд )

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит,
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.

Учитель: Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Рассказ ученика (слайд)

Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
  • Какое из определений вы считаете вам наиболее важным?
  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • А что же объединяет эти определения?

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: "Инь" темной и "Ян" светлой. В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

"Акцент на лучшее"

Обратимся к образу монады.

Темное пятно - на светлом фоне и светлое - на темном фоне.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение "Жемчужина в раковине"

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим у всех людей есть свои достоинства как "Жемчужина в раковине" и недостатки как "Камушек в ботинке", и все мы желаем толерантного отношения к себе.

  • уважение мнения и прав других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
  • уважение человеческого достоинства
  • чуткость, милосердие
  • сострадание,
  • прощение,
  • принятие другого таким, каким он есть,
  • жестокость,
  • неуважение,
  • эгоизм,
  • нетерпимость,
  • пренебрежения, (слайд)
  • зависть, унижение,
  • равнодушие,
  • агрессивность, лживость, предательство

Учитель: Предлагаю вам посмотреть сценку по рассказу В.Осеевой “Кто всех глупее” и определить к какому лепестку цветка она подходит.

ав. Валентина Осеева

“Кто всех глупее”

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

- Чему учит рассказ?

- К какому лепестку цветка это проявление толерантности?

Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. (слайд)

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, категоричностью, эгоизмом, непониманием, выражением пренебрежения, равнодушием.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.

Послушаем отрывок из исследовательской работы и попробуем определить, о каких качествах толерантности идет речь ( рассказ о бездомных животных и помощи им) (слайд)

Отдохнем, станцуем танец “Вместе весело шагать” повторяем слова и движения:

Чуки на пшедо - руки вперед, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, перст на пшедо- живот вперед, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Учитель: Все мы смешно выглядим, а вам удобно было бы так передвигаться всю жизнь, да с насмешками за спиной? Есть люди на земле, которые вынуждены это испытывать.

Как необходимо к ним относится?

К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?

Термин "толерантность" объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Этому придерживался и Талейран Перигор. Он умело вел переговоры, применяя определенные правила общения. Еще Антуан де Сент Экзюпери говорил: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (слайд)

Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на листах.

Правила толерантного общения: (слайд)

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Соблюдая эти правила вы будете приятным собеседником, хорошим другом, и всегда в отличном настроении как у наших девочек в их зажигательном танце “Оранжевое солнце” 2

К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?

Учитель: Сегодня на классном часе мы пытались ответить на вопрос: “Что значит быть толерантным?”, подведем итог с помощью японской поэзии – составим синквейн” (слайд)

2. 2 прилагательных

4 .определение понятия из 4 слов

Каждая группа зачитывает синквейн

Учитель: Что значит быть толерантным? Значит быть каким?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)

Мы вместе – в этом наша сила!

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Друзей”

Большое всем спасибо за работу!

Литература

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ “Сфера”. - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

6. Морозова Л. П. Классные часы. 5 класс. – Волгоград: ИТД “Корифей”. - 2008.

7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: “Глобус”. - 2007.

10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

ВложениеРазмер
tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt 20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа для 4 класса о толерантности

Урок толерантности или учимся сочувствовать, 4 класс

Цели : дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование : мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:

- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я.

- Если я увижу больного престарелого человека, то.

- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я.

- Если бы я был волшебником, то.

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

2. Чувство юмора.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

I. Вступительное слово.

III. Упражнения на развитие толерантности.

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

- Кто из мальчиков прав? (Никто.)

- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

- Кто назовет другие черты толерантного человека?

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

III. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• играть в футбол;

(Остальные учащиеся аплодируют.)

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека.

ВложениеРазмер
moy_klassnyychas_tolerantnost.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: - дать определение толерантности;

-определить качества толерантного человека;

-продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;

-продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;


1. Организационный момент.

-Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. ( Звучит песня «Улыбка)

- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

-Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?

2. Введение в тему.

- Как вы его понимаете?

Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель
Сейчас мы поработаем в группах У каждой пары положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

16 ноября отмечается День Толерантности.

определение качеств толерантной личности;

Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

-Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать

-Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

Работа в группах

У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку

Конверт 1 : злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Формирование установок толерантного сознания учащихся.

- Развивать умения формулировать-Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Кирпиченко Любовь Николаевна – учитель начальных классов высшей категории.

Классный час: Толерантность – мир добра

- Формирование установок толерантного сознания учащихся.

- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

-Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Организация. Добрый день, ребята, поприветствуйте наших гостей

Введение, актуализация имеющихся знаний.

Наш классный час я бы хотела начать с одной притчи.

(Звучит музыка, рассказывается притча.)

- Жила-была одна семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Вы скажете: ну и что – мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была необычная: мир и лад царили в той семье, а следовательно во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров, ни, Боже упаси, драк. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. Решил он проверить: правду ли молвят люди. Прибыл он в село и возрадовалс: ругом чистота, красота, достаток и мир.Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать , как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи. Расскажи мол, как вы добиваетесь такого согласия и мира в вашей семье.Погладил седой старец свою бороду и сказал, чтобы все люди были счастливы, необходимо попасть в мир доброты, а чтобы в него попасть, нужно, чтобы в душе каждого человека расцвел цветок толерантности…

- Что же такое толерантность? Как добиться того, чтобы в душе людей расцветали цветы толерантности

В нашей школе учаться разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваимся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.(слайд № 3)

Задание: вставьте на слайде пропущенные слова

Быть толерантным - значит других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим

– Какое очень важное слово пропущено в этом высказывании. Какое очень важное качество личности должно быть у толерантного человека? (уважение)

Открываем первый лепесток цветка толерантности и делаем вывод: быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, независимо от цвета кожи и глаз.

- Действительно, ребята, какие мы разные. Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. Хорошо это или плохо? (рассуждения детей)

Все–все, все на свете,

На свете нужны,

И Мошки не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, – злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед. И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки не лучше делишки.

И если мы с кем–то не очень дружны,

Мы все–таки очень друг другу нужны!

А если нам кто–нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Идем дальше дорогою добра… (звучит музыка)

– Я предлагаю вспомнить вам произведение В.Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке?

- Что попросила Женя у последнего лепестка? (помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно) (слайд №4)

- Эта девочка проявила чувство сострадания и м … (милосердия)

- Давайте откроем следующий лепесток цветка толерантности.

- Доводилось ли вам встречать на своем жизненном пути людей, которым нужна чья – то помощь или поддержка?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды, которую вольно или невольно можем нанести мы своим словом или действием.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого зло родится.

Это дружба. Открываем следующий лепесток.

- Можно ли дружить девочке с мальчиком? (рассуждения детей0

Ведущий. Ребята, давайте поиграем.

Задание: заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:

- грубость (вежливость);

- ненависть (любовь);

- обман (доверие);

- злость (доброжелательность);

- унижение (уважение);

- равнодушие (внимательность).

Молодцы, справились с этим заданием.

- Хотите прямо сейчас, здесь сделать кому-нибудь приятное?

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека. (Ответы детей.)

- Вам понравилось это упражнение?

7. Послушайте, ребята,

Зелёный медведь

Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и он стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:

- Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме.

Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:

- Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости.

- Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности сестрёнки?

- Какого качества не хватало Люде?

Все–все, все на свете,

На свете нужны,

И Мошки не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, – злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед. И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки не лучше делишки.

И если мы с кем–то не очень дружны,

Мы все–таки очень друг другу нужны!

А если нам кто–нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Дети выбирают на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева те качества, которые характерны для толерантной личности .Прикрепляют их к заранее приготовленному макету дерева.

Уважение человеческого достоинства

Уважение прав других

Терпимость к чужому мнению

Сотрудничество

Сострадание

- Сегодня вы узнали о качествах человека как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, мы говорим – это толерантный человек.

- Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

(песня Дорогою добра)

Воспитатель: Давайте одним словом охарактеризуем, что такое

- Толерантность - это милосердие.

- Толерантность - это сострадание.

- Толерантность - это уважение.

- Толерантность - это доброта души.

- Толерантность - это терпение.

- Толерантность - это дружба.

-Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

-Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

-Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

-Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Чтение стихотворения учащимся:

Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать четверостишье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности ; сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Воспитательная:

Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.

Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Ход проведения.

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1 СЛАЙД)

- Здравствуйте. Я рада встрече с вами.

-Давайте возьмем друг друга за руки. Улыбнемся друг другу.

II . Введение в тему.

Вступительная беседа.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

- Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.

- Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

Демонстрация 3-х фрагментов сказки. (2-4 СЛАЙДЫ)

После 1-го фрагмента:

После показа – пауза.

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)

- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).

- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)

- А это важно иметь доброе сердце?

2) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные?(Да ).(5 СЛАЙД)

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

- Молодцы, вы все правильно поняли.

- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью. (7 СЛАЙД)

- Произнесите это слово.

- Кто знает, что значит быть толерантными?

III . История понятия толерантность. (8 СЛАЙД)

- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.

-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.

С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

( 9 СЛАЙД) Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.

- Это значит, быть внимательным к другим.

- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.

- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди? (Ответы детей)

-Как вы думаете, для нас с вами, проживающими в небольшом городке, в котором живут люди 76 разных национальностей, о чем важно помнить? ( Нужно быть толерантными к людям других национальностей)

1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);

- Так приветствуют друг друга в Японии.

2)Потереться носами (Новая Зеландия);

3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

-Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

- Как поступает терпимый человек? (Ответы детей)

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Толерантность начинается с семьи.

- Я хочу прочитать вам китайскую притчу.

2)Толерантность в семье.

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? ф "толерантность".

( В моей семье все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

успешные, независимые, счастливые.)

Толерантность в школе.

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

а)Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)

- Из - за чего разгораются конфликты?(Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)

- Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

( ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам.Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)

б)Анализ ситуаций. (СЛАЙД 13)

- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.

. (СЛАЙД 15) Ситуация 2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

. (СЛАЙД 16) Ситуация 3.Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

3) Определение качеств толерантной личности. ( 18 СЛАЙД)

- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?

- Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.

- Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

Ты его прощаешь

2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

Ты все-таки идешь с ними гулять.

Ты противишься и остаешься дома.

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.

ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4.Пожилая женщина медленно идет…

ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

ты обгоняешь её

5.На твоих глазах нападают на малыша…

ты пытаешься защитить его.

ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребенок – инвалид…

ты просто разговариваешь с ним.

ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

У тебя 6 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

4)Решение проблемной ситуации.

-Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как вы поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

(Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)

- Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность?

5)- Я хочу вам подарить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка ( 18 СЛАЙД)

1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

3.Имей терпение выслушать собеседника.

4.Спокойно объясни свою точку зрения.

5.Подумай, из- за чего возник спор.

б)Учитель: Быть толерантным, значит:

любить ближнего своего;

быть добрым, терпимым;

- "Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.

в) работа в группах.

- Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.

- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)

-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.

Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами(Дети читают)

( Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)

V . Итог.

- Вот и подошёл к концу классный час. - Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

VI .Рефлексия.

- Понравился ли им классный час?

- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что было самым запоминающимся?

Читайте также: