Поражающие факторы землетрясения и их последствия 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Землетрясением называются подземные толчки и волновые колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапного разрыва земной коры или верхней части мантии.

На Земле ежегодно регистрируется несколько миллионов очень слабых землетрясений, 150 тыс. слабых, 19 тыс. умеренных, почти 7 тыс. сильных, около 150 разрушительных. Последствия землетрясений связаны с многочисленными человеческими жертвами и огромными экономическими потерями. За последние 4000 лет землетрясения унесли жизни более 13 млн чел. На сейсмоопасных территориях, где возможны землетрясения силой 7 баллов и более, проживает половина населения Земли, расположено около 70% городов.

Почти 20% территории России сейсмически опасны, из них 5% подвержены чрезвычайно опасным землетрясениям. На сейсмоопасной территории проживает 1/10 населения нашей страны, расположено более 100 городов. Наиболее опасными сейсмическими районами в Российской Федерации являются: Северный Кавказ, Камчатка, район озера Байкал, Сахалин.

Землетрясения бывают природными и антропогенными. К природным относятся тектонические процессы в земной коре, извержения вулканов, сильные обвалы, оползни, обрушения карстовых пустот, падения на Землю больших метеоритов, столкновение Земли с большими космическими объектами.
Антропогенные возникают в результате деятельности человека: взрывы большой мощности, обрушение подземных инженерных сооружений, продавливание верхнего слоя земной поверхности при сооружении искусственных водоемов с большим объемом воды, возведение городов с высокой плотностью многоэтажных зданий, интенсивная добыча полезных ископаемых.

Область возникновения подземного удара называется очагом землетрясения. Чаще всего он находится на глубине 10 — 100 км. Размер очага землетрясения может составлять от десятков до сотен километров. Центр очага землетрясения называется гипоцентром. Его проекция на земной поверхности называется эпицентром. Эпицентр и прилегающая к нему территория называются плейстосейсмовой зоной. Эта зона характеризуется наибольшим воздействием сил землетрясения и самыми большими разрушениями. Землетрясение приводит к образованию сейсмических волн, которые расходятся в разные направления от очага со скоростью 2 — 8 км/с. Сейсмические волны являются главным поражающим фактором землетрясения, они регистрируются специальными приборами — сейсмографами. Энергию землетрясения измеряют по шкале Рихтера* (Шкала предложена в 1935г. американским сейсмологом Ч.Рихтером, теоретически обоснована совместно с Б. Гутенбергом в 1941-1945гг.) (табл. 3.1).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 7 КЛАССЕ.

Цель: Познакомить учащихся с поражающими факторами землетрясений и их последствиями.

Показать важность темы для сохранения жизни человека.

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты

- Смогут понять важность темы для сохранения жизни человека

- Познакомятся с поражающими факторами землетрясений и их последствиями;

- научатся использовать полученные знания в повседневной жизни.

Регулятивные УУД :

примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

примут участие в определении темы и цели урока.

Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Приветствие обучающихся, определение отсутствующих, организация внимания.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Включение учащихся в

Актуализация знаний

Мотивация к учебной деятельности

Организую работу по повторению изученного на прошлом уроке.

-Ребята, давайте вспомним что же мы проходили на прошлом уроке?

1. Какое природное явление называют землетрясением?

2. Что может стать причиной землетрясения? Какие типы землетрясений вы знаете?

3. Может ли деятельность человека стать причиной землетрясения?

4. В каких районах мира наиболее вероятны землетрясения? Назовите их. 5. Какие крупные землетрясения произошли в последние годы? Что сообщалось о них в средствах массовой информации? Приведите примеры.

6. Как измеряется сила землетрясений?

Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов. Что вам известно из истории землетрясений?

- А теперь давайте вспомним из курса географии о процессах происходящих в недрах земной коры.

- Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами. - При движении тектонических плит возможны следующие типы разломов: сдвиг, взброс и сброс.

- Как вы думаете, что происходит с земным рельефом?

- Смотрю, что у многих возникают разные точки зрения на этот вопрос. Давайте разбираться.

- Записываем тему нашего урока.- ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Целеполагание

и планирование

Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Цель урока: Познакомиться с поражающими факторами землетрясений и их последствиями.

Высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

Физкультминутка

Первичное усвоение новых знаний

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании

Последствия землетрясений чрезвычайно опасны. К первичным факторам поражения при землетрясениях относят резкие толчки и колебания земной поверхности. Вторичные факторы очень разнообразны и опасны. Их можно разделить на две группы. Последствиями землетрясений первой группы являются растяжение, течение и проседание грунта, широкие трещины в нём, обвалы, камнепады, большие оползни, снежные лавины, грязевые потоки, цунами и сели. Ко вторичным поражающим факторам относятся повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ на разрушенных объектах, транспортные аварии, выход из строя систем жизнеобеспечения. В результате прорыва гидротехнических и водопроводных сооружений возможны наводнения, в том числе катастрофические. Сильные землетрясения влекут за собой массовую гибель людей. Другими тяжёлыми последствиями сильных землетрясений являются травмы (ушибы, переломы, порезы, сдавливания). Кроме того, под влиянием пережитых опасностей, потери близких, жилья и имущества пострадавшие испытывают сильные психические потрясения. Следствием землетрясения является паника, многие не могут осмысленно принять меры к самоспасению и взаимопомощи. Травмирование и гибель людей происходят в основном за счёт поражения обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающими предметами, а также в результате нахождения в завалах из-за отсутствия своевременной помощи. Возможна гибель людей от вторичных факторов: цунами, пожаров, промышленных и транспортных аварий, повреждённых инженерных и энергетических сетей.

Меняю деятельность обучающихся, провожу игру.

-Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к землетрясениям, должны хлопнуть в ладоши. (Пожарный, шкала, оксид азота, пакет, гипоцентр, каска, сейсмографы, рукав, ноты, тектонические, спички, ядовитый, бинт.)

Повреждение зданий начинается при землетрясениях в 6—7 баллов. При 8 баллах мелкоблочные здания получают трещины в капитальных стенах, обвалы штукатурки; крупноблочные — широкие трещины по периметру блоков, трещины в блоках; панельные — трещины в стыках панелей, тонкие трещины в местах примыкания навесных панелей к каркасу, а также между этими панелями; во всех зданиях происходит повреждение перегородок. Пожары возникают вследствие разрушения печей, повреждений электрических сетей, хранилищ и коммуникаций топлива и газа, повреждения оборудования, на котором используются легковоспламеняющиеся вещества.

Выбросы радиоактивных, химически опасных и вредных веществ происходят из-за разрушения или повреждения их хранилищ, атомных станций, коммуникаций, технологического и исследовательского оборудования на объектах атомной энергетики, химической промышленности. Транспортные аварии и катастрофы происходят непосредственно в момент землетрясения. Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения, разрушение или повреждение объектов и коммуникаций канализации, тепло-, энерго- и водоснабжения, объектов материального снабжения и торговой сети, систем связи приводит сразу после землетрясения к кризису в обеспечении населения всем необходимым для жизни.

Организую работу обучающихся.

1. Перечислите возможные последствия землетрясений. Дайте краткую характеристику первичных и вторичных поражающих факторов.

Объясняю домашнее задание.

Побуждаю к высказыванию своего мнения.

-Подводя итог сегодняшнему занятию, хотелось бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали?

2.На уроке для меня было важно…

3.На уроке мне было сложно…

Слушают и записывают в тетрадь основные материалы урока.

Меняют вид деятельности, работают по предложенному плану. Выполняют задание, осуществляют контроль и оценку результатов своей деятельности.

Записывают в дневники

Высказывают свое мнение, оценку процесса и результативность своей деятельности.

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

ВложениеРазмер
obzh_7_klass_zemletryasenie.docx 178.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кивать

Тема: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Преподаватель - организатор ОБЖ

Аношкин Анатолий Федорович

ОБЖ 7 класс. Урок №4.

Тема: Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Образовательная: дать определения и сообщить основные характеристики землетрясения, сформулировать причины их возникновения, представление об эпицентре, очаге.

Развивающая: Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, использовать дополнительные источники информации, способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания и наблюдательности.

Воспитывающая: Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, чувство такта, вежливость, культуру умственного труда, аккуратности, добросовестности, чувства долга.

Оборудование: Учебник ОБЖ 7 класс, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников

1. Организационная часть. (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания. (14мин.)

3. Изучение новой темы. (20 мин.)

4. Физкультминутка. (2 мин.)

5. Закрепление. (4 мин.)

6. Домашнее задание. 1 мин.

7. Рефлексия. 1 мин.

8. Итоги урока.1 мин.

I. Организационная часть.

  • Проверка отсутствующих, организация класса к уроку.
  • Организация внимания.
  • Информация о плане работы на уроке.
  • Настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания.

Обобщение знаний по главе "Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

1. -это плоский восходящий вихрь с низким атмосферным давлением в центре.

а) антициклон; б) циклон; в) воздушные массы; г) ветер

2. - это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах от 1 до 1000км.

а) кометы; б) метеориты; в) метеоры; г) астероиды;

3. Опасные геологические явления и процессы:

а) землетрясение; б) сильный ветер; в) лесные пожары; г) смерч;

4. Опасные гидрологические явления и процессы:

а) гроза; б) наводнение; в) торфяные пожары; г) пыльные бури;

5. Опасные метеорологические явления:

а) оползень; б) извержение вулкана; в) тайфун; г) цунами;

6. Воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии, составляют:

а) атмосферу; б) гидросферу; в) литосферу; г) биосферу;

7. По данным МЧС России наиболее сейсмическими опасными остаются территории:

а) Восточно - Европейской равнины; б) Урала; в) Камчатки;

г) Западно - Сибирской равнины;

8. Массовые болезни растений:

а) эпифитотия; б) эпизоотия; г) эпидемия; г) свиной грипп;

9. - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

а) опасная ситуация; б) стихийные бедствия; в) чрезвычайная ситуация;

10. К стихийным бедствиям относятся:

а) наводнения; б) распространение насекомых вредителей; в) сели; г) все перечисленное;

После выполнения задания, ребята обмениваются работами с соседом по парте, проверяют, выставляя оценку.

Оценка выставляется по критерию:

"5" - все верно; "4" - 1-2 ошибки; "3" - 3-4 ошибки; "2" - больше 5 ошибок;

III. Изучение новой темы.

1.Землетрясения относятся к опасным геологическим природным явлениям. Они способны нанести большой материальный ущерб и вызвать гибель людей. Подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности называется - землетрясением.

Дать определения понятий внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происходит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные землетрясения зарождаются на глубине 40—60 км.

3. Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение. (Слайд 4.)

Обратить внимание учащихся на то, что толчок землетрясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясения (гипоцентра).

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

4. Шкале Рихтера . ( Слайд 5.)

5. Шкале Меркали , по которым измеряется сила землетрясения (Слайд 6.)

6. Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения. (Слайд 7.)

7. Сильные землетрясения:

Ташкентское 1966г., (Слайд 8)

Армения декабрь 1988г. (Слайд 9)

г. Нефтегорск 27 мая 1995г. (Слайд 10 )

целесообразно отметить, что землетрясения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в среднем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничтожающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год. (Слайд 11)

  • ребята выполняют двигательные упражнения на месте.

1. Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?

2. Что такое магнитуда землетрясения?

3. Как измеряется интенсивность землетрясения?

4. Какая существует взаимосвязь между магнитудой землетрясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясения.

Последствия землетрясений чрезвычайно опасны. Если к первичным факторам поражения при землетрясениях практически можно отнести только резкие толчки и колебания земной поверхности, то вторичные факторы очень разнообразны. Условно их можно разделить на природные и связанные с человеческой деятельностью.



Художник Карл Брюллов



Уничтожающее землетрясение в Мехико (Мексика, 19 сентября 1985 г.), 7000 жертв


Землетрясение на Тайване (21 сентября 1999 г.). Дом на боку


Землетрясение на Тайване (21 сентября 1999 г.)


Землетрясение в Ленинакане (Армения, декабрь 1988 г.)



Железная дорога, разрушенная в результате землетрясения

Землетрясения вызывают опасные геологические явления — растяжение, течение и проседание грунта, широкие трещины в нем, обвалы, камнепады, большие оползни, снежные лавины, грязевые потоки, цунами и сели.

К последствиям, связанным с человеческой деятельностью, можно отнести повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, транспортные аварии, выход из строя систем жизнеобеспечения. В результате прорыва гидротехнических и водопроводных сооружений возможны наводнения, в том числе катастрофические.

Оценивая степень воздействия землетрясений на человека, необходимо прежде всего сказать, что сильные землетрясения влекут за собой массовую гибель людей. Так, в результате землетрясения в г. Нефтегорске из примерно 2700 жителей погибло более 1800 человек. Другими тяжелыми последствиями сильных землетрясений являются травмы (ушибы, переломы, порезы, сдавливания). Кроме того, под влиянием пережитых опасностей, потери близких, жилья и имущества многие из пострадавших испытывают сильные психические потрясения и расстройства, не могут правильно (адекватно) реагировать на происходящие события, теряют работоспособность.

Зачастую непосредственным следствием землетрясения является паника, во время которой люди в страхе совершают нелепые и опасные для них и окружающих поступки и не могут осмысленно принять меры к самоспасению и взаимопомощи. Паника особенно опасна в местах скопления людей: на предприятиях, в лечебных, учебных и детских заведениях, общежитиях, местах общего пользования.

Травмирование и гибель людей происходят в основном за счет поражения обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающими предметами, а также в результате нахождения в завалах и из-за отсутствия своевременной помощи. Возможно также поражение при сопровождающих землетрясение опасных геологических явлениях и от вторичных факторов (цунами, пожаров, промышленных и транспортных аварий, поврежденных инженерных и энергетических сетей).

Повреждение зданий начинается при землетрясениях в 6—7 баллов. При 8 баллах мелкоблочные здания получают трещины в капитальных стенах, обвалы штукатурки; крупноблочные — широкие трещины по периметру блоков, трещины в блоках; панельные — трещины в стыках панелей, тонкие трещины в местах примыкания навесных панелей к каркасу, а также между этими панелями; во всех зданиях происходит повреждение перегородок.

Пожары возникают вследствие разрушения печей, повреждений электрических сетей, хранилищ и коммуникаций топлива и газа, повреждения технологического оборудования, на котором используются легковоспламеняющиеся вещества.

Выбросы радиоактивных, химически опасных и вредных веществ происходят из-за разрушения или повреждения их хранилищ, коммуникаций, технологического и исследовательского оборудования на объектах атомной энергетики, химической промышленности и других отраслей, в научных учреждениях и коммунальном хозяйстве.

Транспортные аварии и катастрофы происходят в результате непосредственного воздействия сейсмических волн на транспортные средства и разрушения элементов транспортных коммуникаций.

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения, разрушение или повреждение объектов и коммуникаций канализации, тепло-, энерго- и водоснабжения, объектов материального снабжения и торговой сети, систем связи приводит сразу после землетрясения к кризису в обеспечении населения и сохранившихся предприятий всем минимально необходимым для жизни и деятельности.

Напомним, что рекомендации по выживанию в условиях автономии, в том числе по строительству временных укрытий, очистке воды, питанию, даны в учебнике ОБЖ для 6 класса.

Причина землетрясений — атмосфера?

Причина землетрясений — атмосфера? Петербургский учёный-сейсмолог Виктор Боков, занимающийся краткосрочным прогнозированием землетрясений, сожалеет, что информация о возможных землетрясениях вовремя не доходит до сейсмически опасных районов. Ежедневно его расчёты

Где происходит большинство землетрясений?

Где происходит большинство землетрясений? Если посмотреть на карту земного шара с указанием районов с наиболее частыми землетрясениями, мы обнаружим широкую ленту, поднимающуюся вверх и опускающуюся вниз по всей поверхности Земли. В некоторых районах землетрясений нет

Последствия

Последствия Смещение фокуса внимания на последствия данного убеждения.Вопросы: Что будет потом? К чему это может привести? Утверждение: И тогда потом… Это

Последствия

Последствия Смещение фокуса внимания на последствия данного убеждения.Вопросы: Что будет потом? К чему это может привести? Утверждение: И тогда потом… Это

Последствия

Последствия Смещение фокуса внимания на последствия данного убеждения.Вопросы: Что будет потом? К чему это может привести? Утверждение: И тогда потом… Это

Последствия ножевого боя

Последствия ножевого боя Автор: Алексей Анушкин ака Реликт (Нарва, Эстония)Публикуется с разрешения автора.Сразу же попрошу серьёзно отнестись к фотографиям. Люди, запечатлённые на них — реальные персонажи, достаточно серьёзно пострадавшие на самом деле.Почему я

Причина землетрясений – атмосфера?

Причина землетрясений – атмосфера? Петербургский ученый-сейсмолог Виктор Боков, занимающийся краткосрочным прогнозированием землетрясений, сожалеет, что информация о возможных землетрясениях вовремя не доходит до сейсмически опасных районов. Ежедневно его расчеты

Предсказатели землетрясений

Предсказатели землетрясений Не так давно было установлено, что многие пресмыкающиеся способны чувствовать приближающиеся землетрясения. Например, распространенная на Кавказе скальная ящерица начинает проявлять беспокойство и ведет себя необычно уже за 12 часов до

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождения этой энергии, которую принято называть энергией

4.3. Основные характеристики землетрясений

4.3. Основные характеристики землетрясений Рассмотрим основные показатели измерения силы землетрясений.Магнитуда (условное число М) землетрясения является мерой общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в виде упругих волн. Эта относительная

4.5. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений

4.5. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений С абсолютной точностью предсказать место и время землетрясения пока не удается. Поэтому основными становятся заблаговременные меры — комплекс экономических, технических и организационных мероприятий, направленных

Последствия

Последствия FAQ: Вчера я пил непозитивно. Я усвоил урок и никогда больше не приду на вечеринку к этому человеку. Тем не менее, что-нибудь может мне помочь сейчас?Если вы соблюдали правила этой книги, то вам ничего из этого не потребуется. Тем не менее, в экстренных случаях вот

Читайте также: