Конспект занятия по знакомству с хохломой

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Сказ о "Хохломе"

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от увиденного.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе

Автор работы: Тырлова Оксана Владимировна

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.


Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные. Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_a31e78b0f65e39c4e44eb8b27920c606.jpg.jpg

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками.

Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись , для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают и попробуем её нарисовать.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком…

- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

Блещут краски так ярко

Что в лучах ее теплых

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_76a3ebdbe2701b388340338616e7317c.jpg.jpg

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

-Ну вот мы и мастера и мастерицы.

Давайте ребята сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы

Для этого нам понадобятся:
- карандаши жёлтый и красный;
- чёрная гуашь;
- широкая кисть №5 или №6.
1.Сначала жёлтым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_6c6f8e846d0323f0009035e58a8e7621.jpg.jpg

2.Красным карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_8f25f033280c89db6cc273bc29a59389.jpg.jpg

3.Между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_a6d2a5c5f53f570ec5636aca3ed1eb94.jpg.jpg

4.Между нижними листиками рисуем завитки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_f647ba640fac0550a09619514727088e.jpg.jpg

5.Добавляем мелкие цветы и завитки наверху.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_8e6dd5573efd04b882c0671721054d08.jpg.jpg

6. Закрашиваем всю тарелочку чёрной гуашью.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_d7cd74f97fe4420211f28b5839f49752.jpg.jpg

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные тарелки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

- Выберите и покажите самую красивую тарелку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта тарелка лучше других.

Содержимое публикации

Подготовил и провел

Воспитатель: Курносова Е.В.

1. Дать детям представление о предметах хохломской росписи (ковш, поднос, ладья, братина и т. д.) и их значение.

2. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.)

1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров .

2. Обогатить словарь детей словами по теме занятия : братина, ендова, ковш.

1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству .

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству .

- рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях

- чтение художественной литературы

- использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения.

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий

- ощупывание изделий руками

Материал к занятию

Выставка хохломских изделий . Иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства .

Вопросы к детям.

Воспитатель : - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью . Посмотрите на эти изделия и скажите : Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Воспитатель : - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома . Хохлома – это название старинного торгового села , куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды .

И стали другие мастера изготовлять.

Воспитатель : - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы) .

Воспитатель читает стихотворение :

И чего здесь только нету :

Хохлома , хохлома !

Весь народ с ума свела !

Яркая, лучистая, узоры золотистые !

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель : - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий : братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда :

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота . Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе . (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений) :

Вот ладья : цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома ,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые ,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В нём алых ягод россыпь,

Золотой листвы .

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика .

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит , как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.


Первый этап.
Вопросы к детям:Всегда ли была посуда из которой мы кушаем? Как вы думаете всегда ли посуда была такой?
Рассказ воспитателя:
Древним людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева.




Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня. Потом люди научились делать посуду из глины.



В дальнейшем люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки - это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.






В настоящее время люди используют деревянную и глиняную посуду для украшения интерьера. Посмотрите, какая красивая деревянная посуда стоит на нашем столе. Какие узоры на ней изображены? Это красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и веточки.


1-ый день: Рисуем по образцу простейшие узоры цветными карандашами (красный, жёлтый, зеленый, коричневый, черный) в тетради в линейку.


2-ой день: Рисуем по образцу простейшие узоры цветными карандашами на желтых полосках тонированной бумаги.





Третий этап.
Роспись тарелочек, ложек, бочонков гуашевыми красками. Для этого понадобились заготовки овальных тарелочек из картона, ложек, бочонков с черным и желтым фоном.Каждый ребенок выбирает, что будет расписывать.








С помощью ватной палочки изображают кругленькие ягодки, тонкой кисточкой рисуют веточки и листочки – завитушки. Ягодки могут быть не только красные, но и желтые с красной серединкой, а листочки могут быть желтыми, красными и коричневыми. Главное, чтобы цвет ягод и цвет листочков был разный.

Детям очень понравилось рисовать хохломские узоры. Подготовительный (обучающий этап) очень важен для детей. Чем лучше у них получается, тем с большим удовольствием они рисуют узоры. После освоения данной росписи планируем расписывать объемные деревянные ложки и бочонки.

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Читайте также: