Диалог с текстом конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом? Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

План урока:

Что такое диалог

Смысловое чтение текста 1

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

- Мамочка, поможешь мне решить пример?

- Ты должна разобраться во всем сама.

- Тогда объясни, как это делать.

- Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

- У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

- Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

- Все верно, отличная работа!

- Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

  1. При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.

- Мы приняли решение о введении нового закона.

- Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

  1. Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.

- Маша, твоя кофта слишком яркая!

- Зато она красивая!

- Такой цвет не подходит для школы.

- Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

- Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

- Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

  1. Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.

- О, ты также красива как и умна?

- Ах, вы мне правду ль говорите?

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

Исторические факты

Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.

А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.

На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.

Диалог и стили речи

Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.

Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.

В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:

  • разговорные – свободное общение;
  • научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
  • официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
  • публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
  • художественные – язык книг.

Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.

Например

- Ты винду переустановил?

- Не, программа глючить перестала.

- Смени антивирусник и все будет окей!

Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.

В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.

Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.

О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.

Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?

- Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?

- Неа, я в игре классную играл, не успел…

- И что теперь делать будем?

- А давай у нашей Машки попросим?

- Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.

- Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!

- С двойкой сидеть и думать о своем поведении!

- И ты мне не дашь списать?

- Не, я за то, чтобы девочек не обижать!

Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.

Диалог и монолог

Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?

Ребята, внимательно прочите текст!

Текст

Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.

Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).

Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?

Монолог – это речь одного человека.

Задание

Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.

Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!

Как оформить диалог на письме?

Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.

В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.

  1. Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
  2. Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.

Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!

В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:

  • точка в повествовании,
  • восклицательный знак при выражении чувств,
  • вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.

Иногда можно поставить многоточие - знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.

Задание

Расставь знаки препинания в конце этих реплик.

- Ты сделал домашку

- Дай списать скорее

- Что ты, не дам, делай сам

В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.

  1. 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
  2. Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
  3. Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)

Выводы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Диалог с текстом.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мальчику задали в школе написать сочинение на тему: «Что ты увидел самое кр.

Мальчику задали в школе написать сочинение на тему: «Что ты увидел самое кра.

Толкование слова Нива (женск. род) – поле, возделанное для посева. Пример: тр.

Толкование слова Нива (женск. род) – поле, возделанное для посева. Пример: трудился на ниве.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Из этого следует острая необходимость формирования умения у учеников работы с текстом, развития навыков смыслового чтения.

К сожалению, до сих пор в своей работе учителя встречаются с частичным отсутствием данных умений, что не миновало и меня.

В диагностике, проводившейся с целью уточнения степени формирования познавательных УУД, на уроках истории выяснилось, что примерно у 60% учащихся не сформированы познавательные умения на классификацию, построение логической цепочки; 55 % не выполняют задание на конкретизацию; а 70 % затрудняются с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда.

В связи с полученными результатами, были определены новые приоритетные задачи, направленные на формирование познавательных УУД путем более тщательной работы с текстом на уроках.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Овладение теоретическими и практическими умениями данной методики;

• фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

• концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Для реализации представленной методики подходят, как гуманитарные, так и естественнонаучные учебные дисциплины, что определяет ее комплексный характер.

Возрастная аудитория определяется как 11 – 12 лет, но ориентируясь на собственный опыт, могу утверждать, что верхние рамки могут быть раздвинуты до 15 лет.

Работая по данной методике, учитель может использовать, как индивидуальную форму работу, так и групповую, в зависимости от поставленных задач.

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;

П — проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал, отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы - задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение, чтобы он не имели возможности заранее узнать продолжение. Также можно пользоваться презентацией для трансляции текста по кусочкам, но здесь может быть потеряна возможность отображения уже прочитанного фрагмента целиком для лучшего понимания следующих фрагментов.

После выполнения заданий, указанных в самом тексте, работа с ним не оканчивается, необходимо оформить результат, который укажет степень понимания полученной информации учащимися. Есть несколько вариантов:

1. Озаглавить текст (должно использоваться в совокупности с другими)

2. Составить план текста

3. Оформить результат в любой из следующих видов таблицы:

Ключевые моменты текста

Что привлекло внимание?

Почему именно это?

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

(Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций)

Данная методика позволяет и развивать у учащихся умение задавать вопросы. Казалось бы, что сложного в том, чтобы задать вопрос к тексту, но и здесь возникают трудности. Правильность в постановке вопроса напрямую зависит не только от понимания текста учащимися (что решается в процессе овладения методикой «Диалога с текстом), но и от того, какую проблему необходимо решить, ответив на него.

Различают шесть видов вопросов: простые, оценочные, практические, творческие, интерпретационные, уточняющие

С ними мы подробно познакомимся немного позже на практике.

1. 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В

2. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. З

Теперь у нас появилась возможность проверить верность наших предположений и определить факторы, которые повлияли на восприятие текста в определенном ключе.

4. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием… О

Возвращаемся к поставленным вопросам по первому фрагменту и пытаемся найти ответ на них в четвертом. Исход из ответа смотрим, получилось ли нам отразить основной смысл в вопросах и, что было упущено.

Здесь необходимо сформулировать интерпретационный и творческий вопросы, ответы на которые ищем в шестом фрагменте:

После прочтения всего текста предлагаю задать оценочный и практический вопрос.

В завершение необходимо заполнить таблицу:

Спасибо за внимание!

Приложение 1

1. 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В

2. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. З

4. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием… О

Приложение 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о диалогической речи; совершенствовать навыки построения и использования диалога.

Планируемые результаты: умение строить диалог и оформлять реплики; владение элементами анализа текста; умение работать в парах и группах.

Тип урока: урок развития речи.

Самое ценное, что есть у людей – это общение.

А. де Сент-Экзюпери

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

На доске записаны слова: диалог, диагональ, диспут, дискуссия.

Являются ли записанные слова однокоренными?

Что обозначает греческий корень –диа- ?

Как вы считаете, какое слово из записанных станет ключевым словом нашего урока?

Что вы знаете о диалоге?

На доске написан эпиграф. Прочтите его, подумайте, подходит ли он к содержанию нашего урока?

Может ли человек прожить без обучения?

Объясните, как вы понимаете тему урока?

К какому выводу вам предстоит прийти сегодня?

Мотивация учебной деятельности.

Для передачи чужой речи особенно часто используется диалог, то есть сцепления реплик двух или нескольких лиц.

На ваших партах текст стихотворения. Прочитайте его.

- Эй, растрёпа, птица сойка!

Вот расчёска, причешись!

- Перьев потеряла столько…

Вечно в драках! Что за жизнь!

- С кем дерёшься, непоседа?

Кто взлохматил твой хохол?

- Влезла я в гнездо соседа.

На меня теперь он зол.

- Без хозяев в дом не входят –

Приглашенья б дождалась.

- Не зовут меня, обходят.

Вот разбойничаю всласть.

- Говорит в лесу сорока,

Что житья ей не даёшь.

- Вечно ей со мной морока!

Против правды не попрёшь!

- Так не лезь в гнездо чужое!

Будешь с птицами дружить.

- У меня своё большое,

Но без драк мне грустно жить.

Можно ли считать прочитанное текстом?

Сколько героев в этом тексте?

Из чего состоит диалог?

Что такое реплика?

Как на письме оформлен диалог?

Изменилось ли ваше представление о диалоге?

Что нового вы узнали из таблицы?

Какие возникли вопросы у вас?

Работа с учебником Русский язык. Авторы Л.М. Рыбченкова и другие.

Откройте учебник на странице 7, упр. 9.

Прочитайте текст. Выполните задание 2 устно.

Самостоятельная работа: 1 и 2 ряд работают в парах, 3-й ряд – две группы по четыре человека.

Чтение диалогов по ролям.

Оценочная группа (3 человека, с каждого ряда по одному) выставляет отметки согласно критериям.

Чем отличались диалоги 1и 2 ряда от диалогов 3 ряда? (У первого и второго ряда в диалоге участвовали два человека, в третьем ряду собеседников было по четыре человека. А это уже не диалог, наверное).

Задание: прочитать текст таблицы с карандашом в руках, используя метод кластер. Затем обсудите прочитанное в парах. Задайте вопросы учителю, если они у вас появятся.

Назовите тему урока.

Удалось ли вам на уроке понять и усвоить тему?

Что для вас было интересным?

Был ли урок для вас комфортным и творческим?

По прочитанному образцу диалогов запишите их дома по памяти, либо составьте свои диалоги.

Для ребят, которые затрудняются выполнить первое задание, я даю готовый текст. Задача: списать текст и оформить его в виде диалога.

Читайте также: