Конспект урока наследники рюрика

Обновлено: 07.07.2024

Рюрик, Синеус (род), Трувор (войско) – три брата – викинги (норманны).

Рюрик – внук Гостомысла – новгородский князь.

Ладога – первая столица Руси.

862-879 гг. – правление Рюрика.

Аскольд и Дир – военачальники Рюрика.

868 г. – завоевали Киев.

Рим (Roma) – основатель Ромул.

Киев – в честь основателя Кия.

Существует 2 теории образования государства.

1-я теория – Норманнская: До прихода Рюрика государства не было.

2-я теория – Антинорманнская (М. В. Ломоносов): В 882 г. Олег Вещий (Мудрый), родственник Рюрика, объединил Новгород и Киев, создав Древнерусское государство – Киевскую Русь.

Образование Древнерусского государства

Образовано (предположительно) в первой половине IX века.

Два центра – Киев и Новгород одновременно.

Лидера нет.

Призвание варягов произошло в 862 году. Власть принадлежит Рюрику, который правит в Новгороде.

Поход Олега на Киев – 882 год.

Объединение Новгорода и Киева.

Восстание древлян – 945 год. Причина недовольства – повторный сбор дани (налога).

Полюдье – сбор дани киевским князем с подвластных племён.


Правитель Северо-Западной Руси, основоположник династии Рюриковичей.

Внутренняя политика. Даты.

Утверждение Рюрика в Новгороде (ильменские племена), Синеус – в Белозере (чудь и весь), Трувор – в Изборске (кривичи).

Братья приглашены племенами племенами чуди, словен, кривичей, мери, возможно, в веси.

862—879 — княжение Рюрика, сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.

Перенёс столицу в Новгород (из Ладоги).

Укрепление власти.

864 – основание Рюриком Новгорода, подавление восстания Вадима Храброго, в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж.

Присоединение Рюриком земель братьев к своим и установление единовластия.

Присоединение и некоторые финских племен.

Внешняя политика.

Защита от претензий хазар на выплату дани. Наместники Рюрика Аскольд и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам.

860 – неудачный поход Аскольда и Дира на Византию.

  • Положил начало русской государственности.
  • Был первым в правящей династии Рюриковичей.
  • Объединил под своей властью все северо-западные восточнославянские племена.
  • Границы государства при Рюрике простирались на севере от Новгороде, на западе — до кривичей (Полоцк), на востоке до мери ( Ростов) и муромов (Муром).

ТЕРМИНЫ.

Вече – народное собрание, где обсуждали и решали важные для всего племени вопросы.

Военная демократия – переходный период от соседской общины к государству. (Появилась на Руси в 8 веке).

  • Князь – руководитель племени; власть пока не передаётся по наследству.
  • Воевода – предводитель племенного войска (народное ополчение).
  • Дружина – воины, лично преданные князю, для которых война является профессиональной деятельностью.
  • Свободные (люди, смерды)
  • Мужи – главы больших патриархальных семей.
  • Вои – имели право участвовать в войске и вече;
  • Челядь – женщины, дети, слуги, сироты,
  • Холопы – не имеющие родственных связей

Рабы

Рабство не получило широкого распространения на Руси.

ЛИЧНОСТИ.

Синеус – правил в Белоозере

Трувор – правил Изборске

Гостомысл – легендарный старейшина ильменских племён. С его именем связана легенда о призвании варягов.

Аcкольд и Дир – из окружения Рюрика, возможно, дружинники. Недовольные князем, они отправились из Новгорода в Киев и стали княжить там.

Ефанада – одна из жён Рюрика (он был язычником, поэтому жён было несколько), норвежская княжна, она родила сына Игоря – будущего князя Руси.

Олег – военачальник, возможно. родственник Рюрика. Под его опекой оставляет Рюрик своего сына Игоря. Рюрик погиб на войне в Карелии.

Исторические деятели мировой истории.

С именем Фотия связывают два события из истории Руси.

Первое – это отпор дружинникам Аскольда и Дира (860 г.). По легенде, император Михаил и Фотий опустили в Чёрное море мафорий Богоматери (это её верхняя одежда, длинное женское покрывало с головы до ног. Эта одежа хранилась 474 года в храме Константинополя – Влахернской церкви). После этого разразилась буря, корабли русов разметало, и они отступили

Это интересно.

Версии о происхождении Рюрика.

Первая версия.

Родился в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

  • Рюрик – представитель княжеского рода славянского племени ободритов.
  • Существует точка зрения, что Рюрик — вымышленная фигура и искать его происхождение бессмысленно.

ФРАЗА.

Рюрик в искусстве.



Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. 1986.

И.С. Глазунов (1930-2017).



Памятник на Аллее правителей в Москве, открытой в 2017 г. Скульптор бюста – Зураб Церетели.


Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия, Ленинградская область), открыт в сентябре 2015 год. Скульптор – Олег Шоров.


Монета Банка России, 50 рублей, золото, (2011)

КАРТА.

Карта расcеления восточных славян в IX веке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по истории

Тип урока: урок изучения нового материала

1. Охарактеризовать положение Древнерусского государства в X веке.

2. Формировать чувство уважения к истории своей страны, способность давать моральную оценку поступкам исторических деятелей.

3. Развивать умения анализировать информацию, работать с историческим источником, работать с исторической картой, составлять описание по иллюстрациям.

Планируемые ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

1. характеризовать положение Древнерусского государства в Х в

2. проанализировать правление первых киевских князей, отметить общее и различия в их правлении

3. создавать рассказ по картине

4. давать моральную оценку действий исторических персонажей

5. называть термин по описанию явления

Основные понятия урока : уроки, погосты

Проблемный вопрос урока: В чем больше преуспели первые князья – в военных походах и захватах новых земель или в обустройстве Древнерусского государства?

1. Правление князя Игоря

2. Мудрая княгиня Ольга

3. Походы князя-воина Святослава на Волгу

4. Войны на Балканах

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный и мотивационный этапы

Вводное слово : на прошлом занятии мы с вами говорили о том, как появилось государство на Руси. Давайте вспомним, что послужило причиной создания государства и кто является первым князем Руси.

Далее учитель предлагает учащимся прочитать эпиграф и ответить на вопрос: в чем упрекали киевляне Святослава? (слайд 1)

Далее учитель предлагает прочитать проблемный вопрос урока и задает вопросы: Можем ли мы ответить на данный вопрос? Что для этого нам нужно сделать?

Перечисляют причины появления государства на Руси, называют первого Древнерусского князя – Рюрика.

Учащиеся читают эпиграф и отвечают на вопрос: в военных походах, в том, что он не заботится о защите своей земли

Учащиеся читают вопрос урока и отвечают на поставленные вопросы: Нет. Узнать о деятельности первых русских князей

Актуализация знаний учащихся

Учитель задает вопросы (слайд 2):

1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега?

2. Что такое полюдье? Какую роль оно играло в укреплении государственности у восточных славян?

3. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, работают с исторической картой

Изучение нового материала

1. Правление князя Игоря

Учитель предлагает учащимся прочитать текст параграфа, посвященного правлению князя Игоря.

Далее идет работа с иллюстративным материалом (слайд 3). Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение и ответить на вопросы:

1. Какие личности изображены на картинке? Как вы это определили?

2. Как вы думаете, какое событие изображено на картинке?

3. Составьте диалог между вождем древлян и князем Игорем. Как вы думаете, о чем они могли разговаривать?

Далее учитель предлагает проверить правильность их диалога посредством работы с историческим источником, предлагая учащимся прочитать текст (слайд 4) и ответить на вопросы к нему.

2. Мудрая княгиня Ольга

Далее учитель рассказывает о мести Ольги древлянам и внутренней политике после данного события.

Далее проводится работа с историческими понятиями: уроки, погосты путем описания явления с последующим закреплением. Учитель просит проговорить учащихся вслух определения этих терминов

Учитель обращает внимание учащихся на то, что именно при Ольге сформировалась налоговая система Древнерусского государства (слайд 5).

Далее учитель предлагает учащимся продолжить заполнение таблицы

3. Походы князя на Волгу.

4. Войны на Балканах .

Далее идет рассказ о личности Святослава, его взаимоотношениях с матерью (слайд 6). Учителю необходимо обратить внимание на то, что Святослав огромное внимание уделял внешней политике.

Учитель предлагает учащимся разделится на 2 группы для выполнения самостоятельной работы, направленной на изучение внешней политики Святослава. Учитель предлагает учащимся поработать с исторической картой (слайд 7) и текстом учебника.

Учащиеся читают параграф

Учащиеся рассматривают картинку, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Основные понятия: цивилизация, государство, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погост, печенеги.

Важнейшие даты:

862 г. – призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород,

882 г. – объединение Древнерусского государства великим князем Олегом.

Оборудование урока: учебник А.А Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин “История России с древнейших времен до начала XVI века”, карта “Древнерусское государство”, карточки с заданиями по группам, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята, начинаем урок.

- Вспомните, какой период истории нашего государства вы изучаете? (середина I тысячелетия н.э. - время расселение восточнославянских племен)

- Сегодня вы продолжите изучение истории восточных славян после образования у них больших союзов племен. Я надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.

- Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- С чего начнете работу? (С повторения.)

Повторение проводится фронтально. В процессе работы на доске фиксируются необходимые эталоны: карта расселения восточных славян; краткие данные о варягах и торговом пути “из варяг в греки”; виды земледелия; языческие боги славян; схема управления славянским племенем и признаки цивилизации.

1.JPG (16429 bytes)

- Вспомните, какую территорию заселили восточнославянские племена?

- Кто такие варяги?

- Что такое путь “из варяг в греки”?

- Как развивалось земледельческое хозяйство восточных славян?

- В каких богов и духов верили славяне?

- Что такое племя? Какие племена восточных славян вы можете назвать? Как происходило управление славянским племенем?

- Что вы сейчас повторили?

- Какое следующее задание я вам предложу выполнить? (Пробное задание.)

- С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

- Вам надо ответить на следующий вопрос: какой существенный признак цивилизации присутствует в схеме “Управление славянским племенем”? (Разделение людей на общественные слои)


- Какие еще признаки цивилизации существуют? (Возникновение городов, изобретение письменности и создание государства).

- Можно ли говорить о возникновении условий для перехода от первобытного общества к цивилизации у восточных славян?

Вопрос записывается на доске до урока:

Сложились ли к IX веку у восточных славян условия для перехода от первобытного общества к цивилизации?

- У кого нет ответа на вопрос? (Я не могу ответить на вопросы: были ли города, письменность и государство у восточных славян)

- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, существовало ли государство у восточных славян)


3. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Сложились ли в IX веке у восточных славян условия для перехода от первобытного общества к цивилизации?)

- Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, при каких обстоятельствах возникло государство у восточных славян и кто являлся его создателем).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- К началу IX века союзы племен восточных славян подчинялись более могущественным соседям: на юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану, на севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов.

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, сумеют ли союзы племен восточных славян объединиться для отпора внешнему врагу.)

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (“Образование Древнерусского государства”.)

Тема фиксируется на доске. Учащиеся записывают тему в тетрадь.

- Какими способами вы будете достигать цель урока? (Открывать для себя новые знания).

- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник.)

- На уроке мы будем говорить об образовании Древнерусского государства.

- Вспомните, какие изменения происходят в обществе, когда возникает государство? (Появляется аппарат управления, законы, службы защиты порядка, армия, производится сбор налогов).

- Работать вы будете в группах. Обсудив совместно задания, ответы записывайте в тетради. На выполнение каждого задания дается 3 минуты.

Каждой группе раздаются задания (задания одинаковые).


Задание № 1.

Охарактеризуйте изменения, произошедшие в обществе славян в IX веке. О чем говорят перечисленные изменения? Сравните их с признаками государства и заполните таблицу:

Изменения в обществе Признаки государства
Аппарат управления
Армия для защиты границ и интересов государства
Сбор налогов
Система законов

Какие новые слои общества появились в результате разрушения родовых общин?

Как появлялись города у славян и почему они создавались на берегах рек?

Задание № 2.

- У восточных славян сложились предпосылки для образования государства. Теперь необходимо выяснить:

1. Кто являлся создателем Древнерусского государства: варяги или славяне? (по документам в конце параграфа)

2. Какой год является датой образования государства?

3. Какие племена восточных славян и их ближайших соседей оказались в составе Древнерусского государства? (по карте в учебнике)

Задание № 3.

1. Какой князь является основателем Древнерусского государства: Рюрик или Олег?

2. Какой город стал столицей государства?

3. Почему Олег получил в истории имя “Вещий”?

- Дело Олега продолжили его преемники, которых принято называть в истории Рюриковичи. С их деятельностью вам необходимо познакомиться и заполнить рабочий лист.

Каждая группа получает рабочий лист:

Рабочий лист 1.
Князь Игорь

Годы правления
Характеристика личности
Действия, укрепившие Древнерусское государство
Значение понятия: полюдье

Рабочий лист 2.
Княгиня Ольга

Годы правления
Характеристика личности
Действия, укрепившие Древнерусское государство
Значение понятий: уроки, погост

Рабочий лист 3.
Князь Святослав

Годы правления
Характеристика личности
Действия, укрепившие Древнерусское государство
Значение понятия: печенеги

5. Реализация построенного проекта.

Класс работает самостоятельно, каждой группе предлагается работать с определенными страницами учебника: читают учебник, обсуждают и выполняют задания в группах, заполняют рабочие листы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На доске зафиксированы имена князей:

Каждая группа фронтально озвучивает выполнение задания. Происходит обсуждение выполненных заданий. Учащиеся характеризуют правление первых русских князей, их внутреннюю и внешнюю политику, проверяют и записывают понятия в рабочий лист, на доске фиксируются понятия в виде определений).

- Вы достигли поставленной цели?

- Вы справились с затруднением?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. У каждого из вас карточка, в которой перечислены даты и события, происходившие в правлении одного из князей. Вам необходимо правильно соотнести даты и события с правителем.


Дата Правитель Событие
882 Рюрик Восстание древлян, замена полюдья регулярным сбором дани
945 Олег Объединение Древнерусского государства
972 Игорь Призвание на княжение в Новгород
862 Ольга Бой с печенегами на днепровских порогах
944 Святослав Поход на Византию

Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который отображается на доске.

Дата Правитель Событие
862 Рюрик Призвание на княжение в Новгород
882 Олег Объединение Древнерусского государства
944 Игорь Поход на Византию
945 Ольга Восстание древлян, замена полюдья регулярным сбором дани
972 Святослав Бой с печенегами на днепровских порогах
  1. В чем заключалось задание?
  2. Удалось получить результат?
  3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
  4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (учебник, тетрадь, одноклассник)?
  5. Какую сам выставляешь себе отметку?

Учащиеся в тетради на полях ставят себе отметку.

После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.

- Сделайте вывод: в IX веке произошло образование Древнерусского государства?

(В 882 году Древнерусское государство объединило земли восточных славян и их ближайших соседей)

- Все ли признаки государства сложились при первых русских князьях?

(Мы охарактеризовали следующие признаки государства: аппарат управления, армия для защиты границ и интересов государства, сбор налогов, но ничего не говорили о законах, значит это нам предстоит изучить на последующих уроках.)

8. Включение в систему знаний и повторение.


- Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знаний?

- Предлагаю вам начать составление родословной русских князей династии Рюриковичей. ? Какой год будет являться началом этой династии? Какой это век?

- Какие имена князей уже можно внести в родословную?

- На каких учебных предметах вы сможете воспользоваться полученными на уроке знаниями?

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Вы достигли поставленной цели?

- Как вы достигали цель?

- Как вы открывали новые знания?

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

- Как вы выходили из затруднений?

- Как вы справились с самостоятельной работой? Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, значит, на уроке вы были внимательны.

- Что необходимо сделать тем, кто допустил ошибки в работе?

- Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу на “отлично”, не допустив ни одной ошибки? Зачем?

- Запишите домашнее задание. До свидания.


Параграф 4, устно ответить на вопросы 1,3,5 стр. 56, письменно выполнить задания № 3 в рабочей тетради на стр. 16.

Опережающее домашнее задание: подготовить план проекта “Родословная династии Рюриковичей”.

Читайте также: