Труд в современной экономике 8 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность. Почему необходим труд. Значимость труда.
Вложение | Размер |
---|---|
trud.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Труд и трудовая деятельность .
Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность. Почему необходим труд. Значимость труда.
1. Опрос домашнего задания.
Что такое труд, и трудовая деятельность? Можно использовать пословицы.
Труд - творческая должность человека направленная на развитие общества.
-Пословицы о труде:
-Труд создал человека.
-Терпение труд, всё перетрут.
-Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
Высказывание о труде:
-Труд это главная ценность и смысл жизни человека.
-Трудовой навык не даётся человеку от природы, а воспитывается всей жизнью, и особенно в молодости.
-Трудовое воспитание не возможно вне условия производства
-Человек без труда проводит бессмысленную жизнь. Человек без труда прозевает
-Человеку труд нужен как воздух, как молитва.
2. Изучения новой темы
Проблема урока: Труд это творческая деятельность или способ заработать деньги.
Творческая деятельность человека .
Способ заработать деньги
Построить ради других поколений (дом, дорога)
Что бы прокормить себя.
Счастье в труде (песни, фильмы).
Спекулировать на бирже
Сводки рабочего дня.
Счастье в деньгах
Заполняя данную таблицу, ученики приводят свои доказательства. (В табличке примерные ответы школьников.) В данной работе можно использовать приемы ТРКМ.
Учитель делает общий вывод : Чтобы понять хорошо или плохо это нужно сравнить. Предлагает сравнить советский и современный труд.
В Конституции 1977г. Право на труд.
В Конституции 1993г. Свобода труда.
Романтизация и героизация труда.
Романтизируется успех, случай.
3. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.
Камю А. Миф о Сизифе.
Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезной и безнадёжный труд. Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Правда, согласно другому источнику, что он промышлял, разбоём. Я не вижу здесь противоречия. Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали, прежде чем всего за легкомысленные отношения к богам. Он разглашал их секреты. Эгипа, дочь Асона, была похищена Юпитером. Отец удивился этому исчезновению и пожаловался Сизифу. Тот, зная о похищении, предложил Асопу помощь при условии, что Асоп даст воду цитадели Коринфа. Небесным молниям он предпочёл благословение Земновых вод. Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы смерть. Плутон не мог вынести зрелище своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть, из рук его победителя.
Говорят также, что, умирая. Сизиф решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона, разрешение вернутся на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и море, как у него пропало желание возращатся в мир теней. Напоминания, предупреждение и гнев богов были напрасные. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов. Явился Меркурий, схватив Сизифа за шиворот, и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень.
4. Итог урока завершается словами В.А. Сухомлинского. Методика воспитания коллектива.
1. 3адание Прослушав текст, ученики самостоятельно записывают главную мысль в тетрадь.
Интеллектуальная жизнь становиться воспитательной силой, когда в школе господствует дух труда. Трудовая жизнь в годы детства, отрочества и ранней юности – это одно из важных условий формирования гармоничного человека. Речь идёт не о выполнении определённой нормы труда, а о трудовой жизни коллектива и личности. Единство интеллектуальных чувств, мировоззрения, убеждений, деятельности коллектива можно создать лишь при условии, если с детства маленький человек живёт в труде и трудом, с детства ощущает потребность другом человеке именно для общей работы творчества воспитания идейных единомышленников коллективистов немыслимо если уже в детстве человек не ощущал себя в такой же мере тружеником творцом и хранителем материальных и духовных благ как и в том, что бы человек уже в детские годы на собственном опыте познал истину труда. И только работа создаёт честь, достоинства, личности именно трудом человека выражает себя в коллективе. Труд даёт моральное право судить о других людях. Труд должен стать смыслом жизни, источником вдохновения и радости коллектива и личности. Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством—это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое чувства, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувства, потребности в сближении с другим человеком в отдаче ему своих духовных сил, в переживаний ответственности за другого человека, это чувства потребности в другом человеке которое порождается коллективным трудом и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива.
Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
По определению А. Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.
Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.
Предмет труда включает:
• сырьевые материалы;
• средства труда;
• затраты живого труда.
Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.
Роль труда в обществе
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.
В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.
Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.
Особенности современного труда:
• Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;
• Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
• Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было:
Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс?
Девушка ему ответила:
Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -…
После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева.
Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!
Данную разработку урока обществознания в 8 классе по теме Труд можно использовать при изучении нового материала: а так же можно использовать при изучении тем "Заработная плата и ее виды" и "Безработица"
Тип урока: урок открытия новых знаний.
-уметь использовать ранее полученную информацию;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- развивать творческую деятельность учащихся путём решения учебных проблем через групповую и индивидуальную работу
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
- уважение к труду, людям труда
- развивать логическое мышление, через решение задач и построение умозаключений
1. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:
1) Центральным банком РФ; 3) Федеральным Собранием РФ;
2) Правительством РФ; 4) референдумом.
2. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Государственный бюджет пополняется только за счет налогов с юридических лиц.
Б. Часть бюджетных средств направляется на укрепление обороноспособности страны.
1) Верно только А; 3) Верны оба суждения;
2) Верно только Б; 4) Оба суждения неверны.
3. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.
1) имеет юридическую силу;
2) содержит статьи расходов на социальные нужды;
3) состоит из доходной и расходной частей;
4) включает оплату управленческого аппарата ;
5) пополняется за счет налогов с населения.
4.Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
В3. Установите соответствие между видом государственного бюджета и соотношением доходов и расходов
ВИД БЮДЖЕТА СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
А) Профицит бюджета. 1) Доходы равны расходам.
Б) Сбалансированный бюджет. 2) Доходы меньше расходов.
В) Дефицит бюджета. 3) Доходы больше расходов.
1 Орг.момент. Жизнь человека устроена таким образом , чтобы выжить он должен удовлетворять свои потребности. Вспомните какие это потребности? Называют потребности : физиологические , социальные духовные и т.д
-Как вы думаете какова тема нашего урока? Цели нашего урока: (вставить пропущенные слова)
4. Сформулировать значение и последствия ………………………………………для ……………………
Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный. Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями? Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор
-Приведите примеры профессий ,характерных для каждой категории труда.
-Как вы считаете, какой труд более важен и значим для человека?. Высказывают предположения
--Какое вознаграждение ожидает человек ,когда выполняет определенную работу?
Коля ,который стирает свои носки-?
Маляр Иванов, который делает ремонт по договору подряда?
Валентина Ивановна ,готовящая обед для родственников и знакомых- ?
А сейчас ответьте: Верны ли следующие суждения о заработной плате?
Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда– это безработица.
-Почему люди теряют работу?
-Кого можно считать безработным?
-Работая с учебником, определите причины безработицы и запишите их в тетрадь.
Закрепление: 1. Определите , к какому труду-производственному или непроизводственному относятся следующие профессии:
2. Определите вид заработной платы:
1.Между бригадой строителей и работодателем был подписан трудовой договор по которому работодатель выплатит зарплату только по завершению всего объёма работ и сдачи объекта.
2. Бригада строителей подписала трудовой договор,по которому обязалась сдавать каждый срубленный венец бани за 4 дня.В случае выполнения договора и сдачи работы именно в этот срок,работодатель заплатит им по 10 000 руб за венец, (т.е. полностью выполненной работы).
3. Работодателю надо расчистить территорию под строительство.Он нанял технику и рабочих для этих целей.Час работы бульдозера стоит 5 000 руб.,час работы экскаватора стоит-10000руб.Час работы рабочик стоит 500 руб.Какую форму выплаты з.п. использует работодатель.
Подводится итоги и выставляются оценки за урок.
Рефлексия: по 5 – бальной шкале
1.Мое отношение к теме:
Она меня лично волнует
Она безразлична мне
Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
Считаю ее не актуальной, не важной для человечества
2.Мое понимание учебного материала урока:
Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
Материал был доступный, хорошо воспринимался
Материал был насыщенным, отличался новизной
Материал был сухим, скучным, ничего нового
разъяснить сущность такого явления, как безработица и ее влияние на жизнь людей.
продолжить формирование умений:
- сравнивать основные категории труда;
- находить информацию об уровне безработицы и профессиях, востребованных в Белоярском районе;
- раскрывать причинно-следственные связи на основе информации видеофильма и анализа статистических данных и текста учебника;
- анализировать рисунки и составлять схемы;
- выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;
- оценивать изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.
- стимулировать развитие познавательного интереса;
- воспитание уважения к труду.
- сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.
Цели для учащихся
- что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде;
- какие виды вознаграждений могут быть за выполнение определенной работы;
- причины и сущность безработицы;
- распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: труд, работа, безработица.
- полученные знания в повседневной жизни и при выборе профессии
Тип урока – комбинированный урок
Методы – проблемный, объяснительно-иллюстративный, программированный, частично-поисковый.
Модуль учебного процесса
2. Мотивация и формулировка интегрирующей цели.
1) знания основных понятий по теме;
2) умения: сравнивать, анализировать, определять причинно-следственные связи.
А также аргументируют свою точку зрения.
Метод постановки задач
Предлагает ответить на вопросы:
1. Что такое бюджет?
2. Какие вы знаете уровни бюджета?
3. Назовите основные фазы составления бюджета.
Отвечают на вопросы учителя.
Финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.
Государственный, семейный, бюджет фирмы (организации), личный.
Постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов.
Проблемный метод
После просмотра обсудить проблему: Следует ли знакомить детей подросткового возраста с состоянием семейного бюджета и вместе с ними его планировать?
Какова ваша точка зрения по предложенной проблеме?
Знакомятся с информацией и синтезируют материал.
Приводят аргументы своей точки зрения
3. Изучение нового материала
Мотивация и целеполагание.
Ставит задачу: определить, что лежит в основе любого бюджета.
Формулируют цель деятельности
Записывают тему урока в тетради.
Метод постановки задач
Акцентирует внимание учащихся на эпиграфе к уроку. Эпиграфом нашего урока могут быть слова французского писателя, философа Ф. Вольтера:
Высказать свое суждение по эпиграфу предлагается в конце урока. В начале урока учащиеся должны определить основные задачи урока.
Проблемный метод
Программированный метод
Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный.
Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями?
Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания.
Какой синоним слову труд вы можете подобрать?
Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске).
- на базовом уровне:
§16 в. 2,4; понятия по теме; задание в рабочей тетради № 3 стр.55.
Объя снительно-иллюстративный метод
Вознаграждение за работу может быть материальным и нематериальным. За натуральную плату трудился крестьянин до революции и в 90-ые годы XX века на многих предприятиях России расплачи-вались с персоналом продуктами производства. Но основным видом вознаграждения является заработная плата, выдаваемая деньгами.
Предлагает посмотреть иллюстрацию в учебнике на с.106 и определить: какой вид заработной платы изображен на рис?
Заработная плата классифицируется по формам оплаты, по системам и видам.
Акцентирует внимание учащихся на формах оплаты труда по схеме на доске.
В Российской Конституции говорится о
праве свободно распоряжаться своими
способностями к труду, о запрещении принудительного труда. Рыночная система диктует свои условия
трудоустройства. Предлагает посмотреть видеофильм и ответить на вопросы.
Определяют вид заработной платы по рисунку учебника.
Составляют схему в тетради и 1 ученик у доски
Программированный метод
1. Что такое трудовой договор?
2. Как называют участников трудового соглашения?
3. О какой особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними рассказывается в фильме?
Смотрят видеофильм и отвечают на поставленные вопросы
Физ.минутка
Отмечает, что учащиеся хорошо потрудились, и предлагает немного отдохнуть.
Как называется время, свободное от труда?
Досуг – это зеркало работы. Исследования показали, что стиль досуга тесно связан с характером труда. Занятые однообразно повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах, а творческой – в уединенных местах, где меньше шумы и суеты. В досуге человек переключается на другие социальные роли: спортсмен, актер и т.д.
Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга – это безработица.
Программированный метод
Частично–поисковый метод
Учащиеся работают с текстом учебника и рабочей тетрадью.
Анализируют полученные данные и делают выводы
Программированный метод
Предлагает учащимся посмотреть диаграммы на слайдах и сделать выводы
Определите причины безработицы, характерные для Белоярского района?
Карьера, которую вы сделаете, и работа, которую вы получите, будет прямым результатом ваших усилий в учебе.
Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована избранная вами специальность, насколько трудно или легко будет ее добиться Вам.
В классе проведено анкетирование. Предлагает посмотреть небольшое творческое задание.
Акцентирует внимание учащихся на правильном подходе к выбору профессии.
Предлагает домашнее задание:
1. придумать рекламу строительных специальностей для СМИ
2. задание в рабочей тетради № 3 стр.55
Называют причины: закрытие предприятий, свертывание производства в традиционных отраслях, несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям
4. Закрепление изученного материала.
В завершение урока ученики определяют значение понятий: труд, работа, безработица.
По своему желанию выбирают задания:
1. Задание в рабочей тетради № 5.
2. Заполнение пропусков в схеме.
3. Задания в тестовой форме.
Выполняют задания в тестовой форме.
Заполняют пропуски в схеме.
5. Подведение итогов.
Предлагает высказать суждение по эпиграфу урока, и оценить результат своей деятельности, предложенными карточками (3 цвета карточек).
Читайте также: