Труд в современной экономике 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность. Почему необходим труд. Значимость труда.

ВложениеРазмер
trud.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Труд и трудовая деятельность .

Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность. Почему необходим труд. Значимость труда.

1. Опрос домашнего задания.

Что такое труд, и трудовая деятельность? Можно использовать пословицы.

Труд - творческая должность человека направленная на развитие общества.

-Пословицы о труде:

-Труд создал человека.

-Терпение труд, всё перетрут.

-Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

Высказывание о труде:

-Труд это главная ценность и смысл жизни человека.

-Трудовой навык не даётся человеку от природы, а воспитывается всей жизнью, и особенно в молодости.

-Трудовое воспитание не возможно вне условия производства

-Человек без труда проводит бессмысленную жизнь. Человек без труда прозевает

-Человеку труд нужен как воздух, как молитва.

2. Изучения новой темы

Проблема урока: Труд это творческая деятельность или способ заработать деньги.

Творческая деятельность человека .

Способ заработать деньги

Построить ради других поколений (дом, дорога)

Что бы прокормить себя.

Счастье в труде (песни, фильмы).

Спекулировать на бирже

Сводки рабочего дня.

Счастье в деньгах

Заполняя данную таблицу, ученики приводят свои доказательства. (В табличке примерные ответы школьников.) В данной работе можно использовать приемы ТРКМ.

Учитель делает общий вывод : Чтобы понять хорошо или плохо это нужно сравнить. Предлагает сравнить советский и современный труд.

В Конституции 1977г. Право на труд.

В Конституции 1993г. Свобода труда.

Романтизация и героизация труда.

Романтизируется успех, случай.

3. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

Камю А. Миф о Сизифе.

Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезной и безнадёжный труд. Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Правда, согласно другому источнику, что он промышлял, разбоём. Я не вижу здесь противоречия. Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали, прежде чем всего за легкомысленные отношения к богам. Он разглашал их секреты. Эгипа, дочь Асона, была похищена Юпитером. Отец удивился этому исчезновению и пожаловался Сизифу. Тот, зная о похищении, предложил Асопу помощь при условии, что Асоп даст воду цитадели Коринфа. Небесным молниям он предпочёл благословение Земновых вод. Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы смерть. Плутон не мог вынести зрелище своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть, из рук его победителя.

Говорят также, что, умирая. Сизиф решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона, разрешение вернутся на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и море, как у него пропало желание возращатся в мир теней. Напоминания, предупреждение и гнев богов были напрасные. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов. Явился Меркурий, схватив Сизифа за шиворот, и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень.

4. Итог урока завершается словами В.А. Сухомлинского. Методика воспитания коллектива.

1. 3адание Прослушав текст, ученики самостоятельно записывают главную мысль в тетрадь.

Интеллектуальная жизнь становиться воспитательной силой, когда в школе господствует дух труда. Трудовая жизнь в годы детства, отрочества и ранней юности – это одно из важных условий формирования гармоничного человека. Речь идёт не о выполнении определённой нормы труда, а о трудовой жизни коллектива и личности. Единство интеллектуальных чувств, мировоззрения, убеждений, деятельности коллектива можно создать лишь при условии, если с детства маленький человек живёт в труде и трудом, с детства ощущает потребность другом человеке именно для общей работы творчества воспитания идейных единомышленников коллективистов немыслимо если уже в детстве человек не ощущал себя в такой же мере тружеником творцом и хранителем материальных и духовных благ как и в том, что бы человек уже в детские годы на собственном опыте познал истину труда. И только работа создаёт честь, достоинства, личности именно трудом человека выражает себя в коллективе. Труд даёт моральное право судить о других людях. Труд должен стать смыслом жизни, источником вдохновения и радости коллектива и личности. Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством—это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое чувства, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувства, потребности в сближении с другим человеком в отдаче ему своих духовных сил, в переживаний ответственности за другого человека, это чувства потребности в другом человеке которое порождается коллективным трудом и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А. Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

• сырьевые материалы;
• средства труда;
• затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Роль труда в обществе

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.

Особенности современного труда:

• Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;
• Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
• Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было:
Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс?
Девушка ему ответила:
Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -…
После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева.
Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку урока обществознания в 8 классе по теме Труд можно использовать при изучении нового материала: а так же можно использовать при изучении тем "Заработная плата и ее виды" и "Безработица"

Тип урока: урок открытия новых знаний.

-уметь использовать ранее полученную информацию;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- развивать творческую деятельность учащихся путём решения учебных проблем через групповую и индивидуальную работу

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

- уважение к труду, людям труда

- развивать логическое мышление, через решение задач и построение умозаключений

1. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:

1) Центральным банком РФ; 3) Федеральным Собранием РФ;

2) Правительством РФ; 4) референдумом.

2. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет пополняется только за счет налогов с юридических лиц.

Б. Часть бюджетных средств направляется на укрепление обороноспособности страны.

1) Верно только А; 3) Верны оба суждения;

2) Верно только Б; 4) Оба суждения неверны.

3. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.

1) имеет юридическую силу;

2) содержит статьи расходов на социальные нужды;

3) состоит из доходной и расходной частей;

4) включает оплату управленческого аппарата ;

5) пополняется за счет налогов с населения.

4.Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства Черты отличия

В3. Установите соответствие между видом государственного бюджета и соотношением доходов и расходов

ВИД БЮДЖЕТА СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

А) Профицит бюджета. 1) Доходы равны расходам.

Б) Сбалансированный бюджет. 2) Доходы меньше расходов.

В) Дефицит бюджета. 3) Доходы больше расходов.

1 Орг.момент. Жизнь человека устроена таким образом , чтобы выжить он должен удовлетворять свои потребности. Вспомните какие это потребности? Называют потребности : физиологические , социальные духовные и т.д

-Как вы думаете какова тема нашего урока? Цели нашего урока: (вставить пропущенные слова)

4. Сформулировать значение и последствия ………………………………………для ……………………

Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный. Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями? Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор

-Приведите примеры профессий ,характерных для каждой категории труда.

-Как вы считаете, какой труд более важен и значим для человека?. Высказывают предположения

--Какое вознаграждение ожидает человек ,когда выполняет определенную работу?

Коля ,который стирает свои носки-?

Маляр Иванов, который делает ремонт по договору подряда?

Валентина Ивановна ,готовящая обед для родственников и знакомых- ?

А сейчас ответьте: Верны ли следующие суждения о заработной плате?

Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.

Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда– это безработица.

-Почему люди теряют работу?

-Кого можно считать безработным?

-Работая с учебником, определите причины безработицы и запишите их в тетрадь.

Закрепление: 1. Определите , к какому труду-производственному или непроизводственному относятся следующие профессии:

2. Определите вид заработной платы:

1.Между бригадой строителей и работодателем был подписан трудовой договор по которому работодатель выплатит зарплату только по завершению всего объёма работ и сдачи объекта.

2. Бригада строителей подписала трудовой договор,по которому обязалась сдавать каждый срубленный венец бани за 4 дня.В случае выполнения договора и сдачи работы именно в этот срок,работодатель заплатит им по 10 000 руб за венец, (т.е. полностью выполненной работы).

3. Работодателю надо расчистить территорию под строительство.Он нанял технику и рабочих для этих целей.Час работы бульдозера стоит 5 000 руб.,час работы экскаватора стоит-10000руб.Час работы рабочик стоит 500 руб.Какую форму выплаты з.п. использует работодатель.

Подводится итоги и выставляются оценки за урок.

Рефлексия: по 5 – бальной шкале

1.Мое отношение к теме:

Она меня лично волнует

Она безразлична мне

Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует

Считаю ее не актуальной, не важной для человечества

2.Мое понимание учебного материала урока:

Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания

Материал был доступный, хорошо воспринимался

Материал был насыщенным, отличался новизной

Материал был сухим, скучным, ничего нового

разъяснить сущность такого явления, как безработица и ее влияние на жизнь людей.

продолжить формирование умений:

  • сравнивать основные категории труда;
  • находить информацию об уровне безработицы и профессиях, востребованных в Белоярском районе;
  • раскрывать причинно-следственные связи на основе информации видеофильма и анализа статистических данных и текста учебника;
  • анализировать рисунки и составлять схемы;
  • выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;
  • оценивать изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.
  • стимулировать развитие познавательного интереса;
  • воспитание уважения к труду.
  • сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.

Цели для учащихся

  • что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде;
  • какие виды вознаграждений могут быть за выполнение определенной работы;
  • причины и сущность безработицы;
  • распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: труд, работа, безработица.
  • полученные знания в повседневной жизни и при выборе профессии

Тип урока – комбинированный урок

Методы – проблемный, объяснительно-иллюстративный, программированный, частично-поисковый.

Модуль учебного процесса

2. Мотивация и формулировка интегрирующей цели.

1) знания основных понятий по теме;

2) умения: сравнивать, анализировать, определять причинно-следственные связи.

А также аргументируют свою точку зрения.

Метод постановки задач

Предлагает ответить на вопросы:

1. Что такое бюджет?

2. Какие вы знаете уровни бюджета?

3. Назовите основные фазы составления бюджета.

Отвечают на вопросы учителя.

Финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.

Государственный, семейный, бюджет фирмы (организации), личный.

Постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов.

Проблемный метод

После просмотра обсудить проблему: Следует ли знакомить детей подросткового возраста с состоянием семейного бюджета и вместе с ними его планировать?

Какова ваша точка зрения по предложенной проблеме?

Знакомятся с информацией и синтезируют материал.

Приводят аргументы своей точки зрения

3. Изучение нового материала

Мотивация и целеполагание.

Ставит задачу: определить, что лежит в основе любого бюджета.

Формулируют цель деятельности

Записывают тему урока в тетради.

Метод постановки задач

Акцентирует внимание учащихся на эпиграфе к уроку. Эпиграфом нашего урока могут быть слова французского писателя, философа Ф. Вольтера:

Высказать свое суждение по эпиграфу предлагается в конце урока. В начале урока учащиеся должны определить основные задачи урока.

Проблемный метод

Программированный метод

Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный.

Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями?

Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания.

Какой синоним слову труд вы можете подобрать?

Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске).

- на базовом уровне:

§16 в. 2,4; понятия по теме; задание в рабочей тетради № 3 стр.55.

Объя снительно-иллюстративный метод

Вознаграждение за работу может быть материальным и нематериальным. За натуральную плату трудился крестьянин до революции и в 90-ые годы XX века на многих предприятиях России расплачи-вались с персоналом продуктами производства. Но основным видом вознаграждения является заработная плата, выдаваемая деньгами.

Предлагает посмотреть иллюстрацию в учебнике на с.106 и определить: какой вид заработной платы изображен на рис?

Заработная плата классифицируется по формам оплаты, по системам и видам.

Акцентирует внимание учащихся на формах оплаты труда по схеме на доске.

В Российской Конституции говорится о

праве свободно распоряжаться своими

способностями к труду, о запрещении принудительного труда. Рыночная система диктует свои условия

трудоустройства. Предлагает посмотреть видеофильм и ответить на вопросы.

Определяют вид заработной платы по рисунку учебника.

Составляют схему в тетради и 1 ученик у доски

Программированный метод

1. Что такое трудовой договор?

2. Как называют участников трудового соглашения?

3. О какой особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними рассказывается в фильме?

Смотрят видеофильм и отвечают на поставленные вопросы

Физ.минутка

Отмечает, что учащиеся хорошо потрудились, и предлагает немного отдохнуть.

Как называется время, свободное от труда?

Досуг – это зеркало работы. Исследования показали, что стиль досуга тесно связан с характером труда. Занятые однообразно повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах, а творческой – в уединенных местах, где меньше шумы и суеты. В досуге человек переключается на другие социальные роли: спортсмен, актер и т.д.

Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга – это безработица.

Программированный метод

Частично–поисковый метод

Учащиеся работают с текстом учебника и рабочей тетрадью.

Анализируют полученные данные и делают выводы

Программированный метод

Предлагает учащимся посмотреть диаграммы на слайдах и сделать выводы

Определите причины безработицы, характерные для Белоярского района?

Карьера, которую вы сделаете, и работа, которую вы получите, будет прямым результатом ваших усилий в учебе.

Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована избранная вами специальность, насколько трудно или легко будет ее добиться Вам.

В классе проведено анкетирование. Предлагает посмотреть небольшое творческое задание.

Акцентирует внимание учащихся на правильном подходе к выбору профессии.

Предлагает домашнее задание:

1. придумать рекламу строительных специальностей для СМИ

2. задание в рабочей тетради № 3 стр.55

Называют причины: закрытие предприятий, свертывание производства в традиционных отраслях, несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям

4. Закрепление изученного материала.

В завершение урока ученики определяют значение понятий: труд, работа, безработица.

По своему желанию выбирают задания:

1. Задание в рабочей тетради № 5.

2. Заполнение пропусков в схеме.

3. Задания в тестовой форме.

Выполняют задания в тестовой форме.

Заполняют пропуски в схеме.

5. Подведение итогов.

Предлагает высказать суждение по эпиграфу урока, и оценить результат своей деятельности, предложенными карточками (3 цвета карточек).

Читайте также: