Экологическая культура конспект по экологии

Обновлено: 04.07.2024

Жабровский Иван Евгеньевич
Заведующий кафедрой инновационного развития агропромышленного комплекса Института повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса учреждения образования "Белорусский государственный аграрный технический университет",
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

Иконникова Наталья Валерьевна,
доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета,
кандидат биологических наук.


Писарик, В.М.
Экологическая культура: Учебное пособие / В.М.Писарик. – Минск, 2018.

В учебном пособии рассматриваются базовые положения экологии, исторические основы появления первичных понятий экологической культуры, механизмы формирования связей общества с природой, процессы эволюции экологической культуры, причины нарушения гармоничности отношений человека и природы, принципы экологического гуманизма, а также основные составляющие культуры здоровья.
Материалы, собранные в данном учебном пособии, предназначены для студентов гуманитарного и психолого-педагогического направления. Кроме того, учебное пособие может быть интересно широкому кругу читателей.

Часть 1. Теоретические материалы………………………………….…………………………… 6

Тема 1. Система экологического знания…………………………………. ……………………. 10
1.1. Основные понятия экологии…………………………………………………………………. 10
1.2. Экология особей (аутэкология)……………………………………………………………… 10
1.3. Экология популяций и сообществ…………………………………………………………… 13
1.4. Глобальная экология…………………………………….……………………………………. 20
1.5. Экология человека…………………….………. ……………………………………………. 21
1.6. Социальная экология…………………………………………………………………………. 23
1.7. Исторические этапы развития экологического мировоззрения. …………………………. 23
Вопросы и задания по теме 25

Тема 2. Концептуальные основы социальной экологии………………………………………. 25
2.1. Понятия биогеоценоз и экосистема…………………………………………………………. 25
2.2. Экологические факторы……………………………………………………………………… 26
2.3. Характеристики экосистем, развитие и саморегуляция……………………………………. 27
2.4. Системный подход и моделирование в экологии…………………………………………. 29
2.5. Биосферные функции человечества…………………………………. …………………….. 32
2.6. Космо-био-психо-социальный характер человека…………………………………………. 33
2.7. Антропогенез………………………………………………………………………………….. 34
2.8. Переход биосферы в ноосферу………………………………………………………………. 35
2.9. Экологический мониторинг………………………………………………………………….. 36
Вопросы и задания по теме 2……………………………………………………………………. 39

Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природы в историческом плане..………… 39
3.1. Сущность и истоки технического освоения природы……………………………………… 39
3.2. Развитие естествознания и техники в древнем мире……………………………………….. 41
3.3. Научный стиль мышления…………………………………………………………………… 44
3.4. Развитие техники на Востоке, странах древних цивилизаций…………………………….. 46
3.5. Своеобразие развития техники на Западе…………………………………………………… 46
3.6. Футуристические перспективы технического развития…………………………………… 49
3.7. Концепция устойчивого развития как ориентир на развитие мировой культуры………. 52
Вопросы и задания по теме 3……………………………………………………………………. 53

Тема 6. Экологическая культура в общечеловеческой культуре…..…………………………. 66
6.1.Экологическая культура как способ гармонизации взаимодействия общества и природы 66
6.2. Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы.…………. 67
6.3. Коадаптивный механизм человека и природы……………………………………………… 70
Вопросы и задания по теме 6……………………………………………………………………. 72

Тема 7. Экономические причины экологического кризиса…………………………………. 73
7.1. Кризисные явления во взаимодействии общества и природы…………………………. 73
7.2. Рациональное природопользование…………………………………………………………. 75
7.3. Беларусь в контексте глобальных экологических проблем………………………………. 77
7.4. Перспективы устойчивого развития природы и общества………………………………… 78
Вопросы и задания по теме 7……………………………………………………………………. 81

Тема 8. Мировые религии в контексте отношения человека к природе………………………. 81
8.1. Природа в иудео-христианской традиции…………………………………………………. 81
8.2. Представление о природе в Коране………………………………………………………….. 82
8.3. Конфуцианство о гармоничном содружестве человека с природой………………………. 83
8.4. Японская религия Синто……………………………………………………………………. 83
8.5. Даосизм о природе……………………………………………………………………………. 84
8.6. Философия древних индийцев……………………………………………………………. 85
Вопросы и задания по теме 8……………………………………………………………………. 86

Тема 9. Экологическое сознание…………………………………………………………………. 86
9.1. Основные виды экологического сознания…………………………………………………. 86
9.2. Основы концепции пассионарности Л.Н. Гумилёва……………………………………. 88
9.3. Ландшафтный фактор формирования этногенеза………………………………………. 89
9.4. Концепции права, морали, этики в экологическом сознании…………………………….. 90
9.5. Антропометричность сознания: пассеизм, футуризм, актуализм, статизм……………. 92
Вопросы и задания по теме 9……………………………………………………………………. 93

Тема 10. Формирование экологической культуры……………………………………………… 93
10.1. Противопоставление человека и природы………………………………………………… 93
10.2. Воздействие природы на 94
10.3. Воздействие культуры (техногенной цивилизации) на природу……. 95
10.4. Эстетическая составляющая экологической культуры…………………………………… 96
10.5. Экологическое поведение как форма взаимодействия человека с внешней средой…… 97
10.6. Сохранение целостности экосистем………………………………………………………. 97
Вопросы и задания по теме 10……………………………………………………………………. 99

Тема 11. Экологическая этика и экологический гуманизм…..………………………………… 99
11.1. Альтернативный тип цивилизации. Самоограничение потребностей………………….. 99
11.2. Экологическая и глобальная этика…………………………………………………………. 100
11.3. Эволюция гуманизма и экологическая культура………………………………………….. 101
11.4. Экологическое 102
Вопросы и задания по теме 11……………………………………………………………………. 105

Тема 12. Культура здоровья как составляющая экологической культуры……………………. 105
12.1. Факторы, влияющие на здоровье человека………………………………………………. 105
12.2. Общественное и индивидуальное здоровье……………………………………………. 107
12.3. Культурно-генетические социальные группы…………………………………………. 110
12.4. Компоненты культуры здоровья. Качество жизни………………………………………. 110
Вопросы и задания по теме 12……………………………………………………………………. 112


;
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Абиотический компонент Биотический компонент


Природный компонент
Социально-экономический компонент


Биотическая составляющая: Абиотическая составляющая: Антропогенная составляющая: Хозяйственная составляющая:
растительный и животный мир поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, почва, полезные ископаемые и т.п. население промышленные, транспортные, энергетические, сельско-хозяйственные, бытовые и другие техногенные объекты

Вопросы и задания по теме 4:
1. Что изучает социоэкология?
2. Дайте определение социоэкосистемы.
3. Приведите примеры региональных и локальных социоэкосистем.
4. Опишите виды воздействий человека на биосферу.
5. Как осуществляется прогноз состояния окружающей среды?
6. Назовите законы социальной экологии.
7. Сформулируйте и объясните законы Баррри Коммонера.

Тематика семинарских занятий
1. Экологическая культура общества. История возникновения термина. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры.
2. Система социальных отношений общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы. Гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Целостный адаптивный механизм человека и природы.
3. Формирование экологической культуры личности. Экологическое мировоззрение. Рациональное природопользование. осознанное выполнение экологических правил, требований. Экономические механизмы регуляции формирования экокультуры. Нормативно-правовая база.
4. Основы экологического воспитания в системе образования. Экологическое просвещение.
5. Экологическая культура общества как фактор культуры здоровья: увеличение продолжительности жизни, уменьшение числа заболеваний и патологий, улучшение нравственно-этических показателей.

Основная литература для подготовки к зачету (экзамену)
1. Андреева, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д.Андреева // Успехи современного естествознания – 2009.- №7.-С.143-145.
2. Гирусов, С.Н. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / С.Н.Гирусов // Библиотечное дело- 2010.- №3.- С.21-29.
3. Горелов, А.А. Экология: учебное пособие / А.А.Горелов.- Москва: Юрайт-М, 2002.-312с.
4. Гришаева, Ю.М.. К вопросу сущности эко-гуманитарной образовательной парадигмы / Ю.М.Гришаева // Альма-матер.- 2011.- №1.- С.45-48.

Экологическая культура — это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде [3] . Она дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности человека и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды.

Научная дискуссия

В философской литературе, посвященной проблемам экологии, существуют различные определения экологической культуры: процесс сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходисвский); деятельность человека в природе, практическое отношение к ней (Н. Г. Васильев); способ регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев); характер взаимодействия общества с природной и социально-исторической средой (Э. С. Маркаряп) [4] .

По мысли И. И. Петровой, воспитание экологической культуры обеспечивается специально созданным образовательным пространством как целостной пространственно-предметной, социальной, педагогической средой, где организована образовательно-вое питательная система, обеспечивающая присвоение детям совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразпое поведение и деятельность.

Таким образом, несмотря на разнообразие рассмотренных подходов к определению сущности экологической культуры, большинство исследователей включают в нее ряд совпадающих категорий: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру (рис. 8.1).

Структура экологической культуры

Рис. 8.1. Структура экологической культуры

Вариативными компонентами экологической культуры выступают экологическое миропонимание (соответствующее современной картине мира); идеал взаимоотношений человека и природы, а также представления о стратегических путях приближения к нему; экологическое самосознание.

Фундаментальную основу экологической культуры образуют экологические убеждения и мировоззрение. Система экологических ценностей (человек — органическая часть природы; уникальность жизни; универсальная ценность природы; согласование потребностей человека с экологическими требованиями) в эпоху глобальной экологической опасности формирует экологические запреты: недопущение войн, силового разрешения противоречий; губительность разрушения обмена между океаном и атмосферой, нарушения условий жизни в любом обитаемом участке биосферы.

Человеку необходима энергия для индивидуальной и социальной жизни, при этом используется лишь около 10% естественно возобновляемой энергии (гидравлической, ветровой, солнечной), а развитие топливной и атомной энергетики приводит к нарушению экологического равновесия и загрязнению среды. Для природы единственным источником энергии служит Солнце. Биосфера поддерживает себя бесшумно, безотходно, безвредно, в высшей степени экономно. Наконец, трудовая деятельность человека, строго говоря, лишь преобразующая, а не созидательная (созидает во многом сама природа).

Очевидно, что противопоставление общества природе, отношение к ней только как к ресурсу приводит к отрицательным последствиям и для природы, и для человека. Чтобы избежать этого, в рамках экологической культуры выдвинут ряд стратегий, учитывающих необходимость экологического равновесия.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Экологическая культура личности"

Экологическая культура личности

Экологическая ориентация материальных и духовных ценностей возможна при переходе общества на путь такого развития, которое направлено на достижение гармонии между людьми, обществом и природой.

В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

По-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда американскими учеными была обнаружена прямая зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от деятельности человека.

Истоки экологической культуры нужно искать в периоде перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы жизни.

Экологическую культуру можно рассматривать как способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.

Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой.

Поскольку человек представляет собой одновременно природное и общественное явление, ему свойственны как природные, так и культурные формы поведения.

С возрастанием роли социализации в воспитании человека культура начинает занимать все более ведущую позицию, определяя и направляя природу. Во всех самых естественных проявлениях человека видна степень овладения культурой.

Гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, а, напротив, развивает ее.

В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете.

Экологическое образование представляет собой уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации (В.А. Сластенин)

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде на основе нового мышления (экоцентрического), что предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Экологическое образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие таких качеств личности ребенка, как ответственность за сохранность природы и человека в ней и активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

1.непосредственное познание природы;

2.школьное экологическое воспитание;

3.средства массовой информации.

Процесс развития современной цивилизации незаслуженно обходит стороной многие знания, умения и навыки, приобретенные в ходе исторического развития человечества. Нередко из процесса духовного развития мира выпадают целые пласты знаний и ценностей, а также традиционные культурные системы. Увы, исчезают и сами народы как носители уникальной культуры. А в борьбе за сохранение и возрождение народных традиций проявляется степень культурности людей.

Таким образом, у личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Основные принципы экологического образования

Принцип природосообразности. Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувство, сознание, поведение человека. Согласно этому принципу, воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов. Результатом экологического образования должна стать сформированность у детей ответственность за развитие собственной личности, за экологические последствия своих действий. Человеку важно следовать своей внутренней природе, в противном случае он не достигнет согласия с внешним миром и не захочет обеспечить экологическую сохранность внешней среды. Иными словами, внутренняя гармония в самом человеке – предпосылка внешней гармонизации.

Принцип непрерывности. Развитие личности ребенка представляет собой непрерывный процесс. Педагогу важно четко представлять, какую линию формирования экологической культуры избрать на данном возрастном этапе личностного развития ребенка. Перспективным направлением экологического образования является интеграция естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций детей, которые соответствуют их природным наклонностям и потребностям и меняются в зависимости от возраста ребенка.

Формирование экологической культуры в системе экологического образования

Фундаментом культуры являются накопленные народом ценности в духовной (вера, обычаи, язык, литература и др.) и материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.) областях.

В аспекте определения сущности экологической культуры также выделяют две стороны: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

Человек всегда может выбрать, каким образом поступить по отношению к природной среде, другому человеку, самому себе. Выбор его действий определяется, исходя из уровня ответственности, которая развивается на основе свободы человека в результате его взаимодействия с социальным окружением. В отношении человека к экологическим проблемам ответственность (экологическая) предполагает самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.

Компоненты экологической культуры

Экологическое образование должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

Экологическая культура представляет собой взаимосвязь компонентов: экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и краеведению, то есть:

-знать определение и характеристику терминов и понятий современной экологии;

-знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии;

-знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью;

-знать природу своего родного края (местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, растения, животных, климат и т.д.);

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения, содержательно обогащая экологические знания.

Экологическое поведение личности включает эмоциональность или рациональность, обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Оно должно быть экологически оправданным и целесообразным как в процессе производственной деятельности, так и на отдыхе.

Отношение экологически культурной личности к природе формируется, переживается и проявляется при познании природного мира и общении с ним через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.), которые аккумулируются вокруг любви к природе и стремлении сохранить ее.

Чувство любви к природе формируется через эстетическое восприятие и познание природного мира, эмоциональную и деятельную отзывчивость на экологические проблемы, эстетическое освоение природы и практическое взаимодействие с окружающим миром флоры и фауны.

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны друг с другом.

В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку.

Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе.

Через культуру проявляется отношение каждого члена общества к современному миру. Экологическая культура играет особенную роль во взаимоотношениях человека и природы. С философской точки зрения, экологическая культура есть особый деятельный способ освоения человеком природы. Основой эколого-культурной деятельности выступают отношения человека к окружающему природному миру как объекту. Вместе с тем экологическая культура невозможна без культуры общения и взаимодействия людей, без обмена экокультурными ценностями.

Однако сегодня социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой.

Ориентация на гуманистические ценности и необходимость преодоления экологических проблем требуют от современного человека во всех формах своего поведения в природе и социуме совершить переход от отчуждения и борьбы к стилю сотрудничества и взаимодействия с природой и другими людьми, к природосообразному мышлению и деятельности, к диалогу культур.

Интенсивность общения человека с природой необыкновенно высока, что отражено в фольклоре, в литературе. Постоянное общение человека с природой, неразрывная связь народа с землей – воспроизводятся и осмысливаются в науке.

Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности.

Цель. Формирование экологической культуры дошкольников. Развитие познавательной и речевой активности.

(вторая младшая группа)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, чувство коллективизма.

Развивающие задачи: фантазию, воображение, представление об окружающем мире, развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать речь, обогащать словарный запас.

Образовательные задачи: формировать умение работать по схеме, выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия.

Интегрированные образовательные области: Социализация, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, труд.

Методы и приемы: методы: игровые, сравнительно-поисковые, метод анализа, работа со словом (словотворчество).

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, схемы, поощрения.

Наглядные средства обучения: 4 мягкие игрушки, развивающая книга, разрезная картинка с изображением зайчика, тропинка со следами, макет дерева и кустарника, схема для сравнения дерева и кустарника на каждого ребенка.

Словарная работа: активизация словаря: дерево, куст, стол.

Обогащение словаря: прищепочное, конфетное, пуговичное, денежное, монетное.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес.

- А вы хотите узнать, кто нас пригласил в лес? Составьте разрезную картинку, и вы узнаете, кто это (дети собирают из деталей целую картинку).

- Правильно это зайчик.

- Ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался нам нужно его найти по описанию. Посмотрите сколько здесь зайчиков. Пойдемте его поищем: он мягкий, пушистый, у него голубые глаза на шее завязан красивый шарфик, а в лапках у него большая книга.

- У этого зайчика, какие глаза?

- А этот зайчик, какую книгу держит в лапках?

- Что у зайчика на голове?

- Вот нашли мы нашего зайчика, а вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее! (На картине выбирают диких животных).

- Ребята, кого вы видите на этой странице?

- Да, это животные. А какие животные живут в лесу?

- Здесь есть и домашние животные, мы их сейчас уберем, так как они здесь лишние.

- Ой, ребята, посмотрите на эту страницу.

- Что вы видите? Какие это деревья?

- Пуговицы растут на деревьях? Какое это дерево? (пуговичное).

- Какие еще деревья здесь есть? Конфетное, прищепочное, денежное или монетное.

- Такие деревья растут в лесу? А где такие деревья могут расти? (в сказке).

- Что вы видите? (Разные деревья: береза, клен, елочки).

- Посмотрите на дерево, какое оно?

- Что есть у дерева?

- Где спрятался зайчик?

- Где сидит птичка?

- Где спит медведь?

- Ну вот, мы всю книгу просмотрели, и со всеми заданиями справились. Вы устали? Давайте отдохнем.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается:

Кто – то по лесу крадется.

Зайка путает следы,

Убегает от беды

- Ой, посмотрите перед нами тропинка со следами. Мы должны пройти точно по следам, они нас приведут в лес. А в лесу мы будем сравнивать деревья и кустарники.

- Что есть у дерева?

- Что есть у куста?

- Что нужно для того, чтобы дерево и куст выросли большими и сильными?

Работа по схемам.

- Ребята, зайчик приготовил для вас игру, посмотрите, сколько здесь много пустых клеточек. Мы эти клеточки будем заполнять фишками.

- Посмотрите это ствол, у чего есть ствол? У дерева, ставим конус возле дерева.

- Это веточки, у чего есть веточки? У дерева и куста, кладем палочки в нужные клеточки.

- Что выше, что ниже? Дерево выше кладем в клеточку прямоугольник. Куст ниже кладем в клеточку квадратик

- На чем растут дерево и куст? Значит, клеточки мы закрашиваем черным карандашом.

- Что необходимо для того чтобы росло дерево и куст? В клеточку с солнцем мы кладем желтый кружок, а в клеточку с дождиком мы кладем капельки.

- Молодцы ребята! С заданием все справились

(Высказывания детей. Поощрение педагога).

- Почему на дереве и кустике нет листочков?

- Правильно! Сейчас зима, а вот когда наступит весна, снег растает, солнце станет пригревать, все оживет на деревьях и кустах появятся зеленые листочки.

Автор: Шахназарян Жанна Гамлетовна

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Обогащение словаря: вода бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Материал и оборудование: музыкальный диск "Песенка про Тучку и дождик"; стаканчики с водой (по количеству детей, пустые стаканчики, стакан с водой и стакан с молоком, разноцветные камешки, две чашки с холодной и тёплой водой; ватман (на нём нарисовано солнце, тучка и травка, оттиск печатки из картофеля, краска гуашь синего цвета, влажные салфетки.

Под музыку подающих капель заходит воспитатель в костюме воды. Загадка о воде.

-Здравствуйте мои друзья!

В гости к вам спешила я,

Все на свете я полю,

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня,

Ни туда и ни сюда

Угадайте, кто же я?

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (вода).

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой.

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Для чего нужно вода, как мы ее используем?

Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она течёт и течёт, не кончается.

В кране — вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил в трубы.

-А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Игра " Вода хорошо — вода плохо".

-Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза:

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём,

Моем уши, моем шею,

на глазах мы хорошеем.

-Вот какие мы чистые и красивые.

-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.

"Полотенцем моют руки"

«Зубной щёткой намыливают тело"

-Ой ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

-полотенцем (что делают).

-Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

А ещё он даёт вам советы:

"Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею".

"Мойте руки и ноги перед сном каждый день".

"Мойте руки после игр, прогулки, туалета".

-Будете выполнять советы Мойдодыра?. Хорошо.

Надо, надо умываться

по утрам и вечерам,

а нечистым трубочистам

стыд и срам, стыд и срам!

-Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоят стаканчики с водой. Подойдите к столу.

А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую — стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (ответы детей).

- Правильно он тяжёлый, а пустой лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Ребята, давайте попробуем воду на вкус! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? (ответы детей)

-Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

-Ребята у меня есть два стакана в одном молоко а в другом вода, отгадайте в каком стакане молоко, а в каком вода? (ответы детей). Почему ты так думаешь? (ответы детей).

-Какого цвета молоко? (белого).

-Можно ли сказать, что вода белого цвета? (ответы детей).

-Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете. где камушки я спрятала, а где не получилось. (ответы детей). Вода бесцветная, прозрачная.

Воспитатель говорит, что вода может быть тёплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в тёплую и холодную воду. В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие — в холодной. Если бы вы были рыбками, какую воду вы бы выбрали?

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Я буду мама Тучка, а вы — Капельки.

Звучит музыка "Песенка про тучку и дождик". Капельки прыгают. разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Молодцы, капельки, хорошо потанцевали, весёлый дождик у нас прошёл! А теперь мы с вами нарисуем наш портрет (капельки). Посмотрите, какая тучка накрыла солнышко, а травка внизу ждёт, когда же начнётся дождик. Нарисуем дождик?

Дети выходят к мольберту и на ватмане штампами печатают капельки.

-Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!

-Что нового вы узнали сегодня, ребята? Что было трудно? А что было для вас легко? Что было самым интересным? Что вы сегодня расскажите мамам и папам?

Формирование экологической культуры дошкольников.

Развитие познавательной и речевой активности.

— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.

— Закрепить правила поведения в лесу.

— Закрепить навык подлезания под дугу.

— Развивать внимание, память.

— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Контуры изображений птиц

Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению

Паутина, плетенная из ниток

Дуга для подлезания

Дерево с дуплом

Гнездо с 3-мя птичьими яйцами

Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки

Тарелочки на каждого ребенка

Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)

Воспитатель. В лесу нельзя:

-нельзя отставать друг от друга

-нельзя ломать ветки

-нельзя разорять муравейники

-нельзя рвать цветы

-нельзя громко кричать и т.д.

Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:

Воспитатель. А вот и лес.

Перед детьми контуры изображений птиц.

Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)

— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.

Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?

— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)

Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)

— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)

— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)

Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.

Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)

Воспитатель. Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.

Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)

— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка)

— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого)

— Что лежит в дупле? (яйца) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица)

Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.

Крепче стали длинный нос,

Съест вредителей в коре

И в мороз, и при жаре!

Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.

Воспитатель. Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.

Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла) До-мой по-ра! До-мой по-ра!

Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:

Воспитатель. Мы снова в детском саду.

— Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да)

— Кому вы помогли в лесу? (птицам)

— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.

Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.

Воспитатель. Какую деталь ты докрашивал?

— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.

Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.

Воспитатель. Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!

Читайте также: