Антонимы 5 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 07.07.2024

Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Контекстные антонимы – слова, которые противоположны друг другу только в рамках одного текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. – СПб – М.: Рипол – Норин., 2000. – 1536 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отношения между словами одного языка могут быть разными. Некоторые слова внешне выглядят по-разному, но внутри, своим значением, очень похожи! Такие слова мы называем синонимами. Например: большой и огромный.

Есть слова, которые выглядят совершенно одинаково, но вот внутри – ничего похожего! Совершенно разные значения! Такие слова мы называем омонимами. Например: кран (строительный) и кран (водопроводный).

Но есть слова, чьи значения не просто различны, а противоположны! Такие слова мы назовём антонимами. Например: большой – маленький.

У всех ли слов есть антонимы? Конечно, нет. Подумайте. Разве есть что-то, противоположное яблоку? Или Австралии? Или телевизору. Нет. У существительный редко бывают антонимы, так как существительные обозначают предмет или явление, другой предмет может от него отличаться, но почти никогда не будет его противоположностью. Редко встречаются антонимы и среди глаголов. Возьмём глагол стоять. Какое слово будет его антонимом? Идти? Бежать? Лежать? Все эти глаголы обозначают разные действия и их трудно противопоставить друг другу. Но если вы подумаете о глаголе открыть, то сразу назовёте его антоним: закрыть. Одно действие противоположно другому.

Но больше всего антонимов среди прилагательных.

Но будьте внимательны! Иногда нам кажется, что признаки противоположны друг другу, как, например, чёрный и белый, но на самом деле предмет может быть не чёрным, не белым, а красным или зелёным.

Как и в случае с синонимами, существуют контекстные антонимы, то есть слова, которые будут противоположны в рамках одного текста. Бездомные кошки и собаки населяли этот двор. Собаки ходили стаями, а кошки жили поодиночке, собаки хотели найти хозяина, кошкам нравилась их вольная жизнь.

Кошки и собаки противопоставлены в данном тексте, а значит, здесь они будут антонимами, но вне этих предложений такого противопоставления нет.

Для того чтобы проверить, есть ли у слова антонимы и какие именно, следует воспользоваться специальным словарём антонимов.

Использование антонимов в речи при описании противоположных предметов, явлений помогает ярче показать контраст между ними.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите из списка слова, противоположные по смыслу слову весёлый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Сначала нужно определить лексическое значение слова весёлый. Весёлый означает испытывающий веселье, радостный. Значит, противоположным ему будет слово, обозначающее того, кто испытывает грусть. Такими словами будут грустный, печальный, мрачный. Слово смутный означает неясный, то есть не является противоположностью слова весёлый. Слово ликующим будет синонимом для слова весёлый, а не антонимом.

Правильный ответ:

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите пары антонимов.

Группа 1: крупный, везение, живой.

Группа 2: неудача, мёртвый, мелкий.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Нужно подобрать к каждому слову то, которое будет противоположностью его лексического значения. Для слова крупный, то есть большой по размеру. Антонимом будет мелкий. Для слова везение, то есть удача, антонимом будет слово неудача. Противоположность слова живой – мёртвый.

Правильный ответ:

Крупный мелкий, везение неудача, живой мёртвый.

-Предметные: совершенствовать умение опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов; определять роль антонимов в речи.

-Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, слушать учителя и друг друга , решать проблемные задачи, связывать лингвистический материал с фактами других наук.

-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

Методы и приемы : диалог, работа в паре, пропедевтическая беседа.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал,. рабочая тетрадь, словарь, портрет.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Организационная структура урока.

Конкретные виды деятельности

(учителя и ученика)

I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия.

материал, изученный на предыдущем уроке, проверка Д/З

Цель: усилить мотивацию, повысить интерес к изучаемому материалу.

Определение учебной задачи. Этап мотивации и целеполагания. (Слайд 2,3)

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим на смайлики. Чем они отличаются? (Один грустный, другой – веселый.) Подберите синонимы к каждому из этих определений? (Грустный, печальный, расстроенный; веселый, радостный, счастливый.)

Что же такое синонимы? Какие синонимические ряды вы подобрали к словам Родина (Отечество, Отчизна), дорога( путь, трасса,магистраль)?

Ребята, смайлики побывали на уроках у других ребят. Как вы думаете, почему один из них пришел к нам грустный, а другой – веселый? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Давайте поработаем на уроке так, чтобы смайлик перестал грустить. Сравните по значению прилагательные грустный и веселый и догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.

Объявление темы урока, постановка цели. (Слайд 4)

II. Организация и самоорганиза-ция учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

уметь опознавать антонимы,

устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов,

определять роль антонимов в речи.

Домашнее задание.

Цель: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

Цель: развивать связную речь учащихся, повторить члены предложения,

учиться работать со словарями.

Работа с учебником.

Цель: дать понятие о видах антонимов, учиться пользо-ваться дополни-тельным материалом.

Цель: закрепить полученные знания.

Цель: определять роль антонимов в речи, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.

Работа с учебником, со схемой.

Цель: формировать представление о

силе слова, пробудить бережное отношение к нему; повторить

Цель: развивать связную речь учащихся и творческие навыки.

Работа в группах.

Цель: учиться работать в группе, совершенство-вать умение опознавать антонимы.

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.)

(Запись словарной статьи в тетрадь)

-Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.

-Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный) .

Закрепление материала.

2) Отгадайте загадку.

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

-Почему дятла можно назвать другом деревьев? А что должны делать мы с вами, чтобы тоже быть друзьями деревьев?

-Найдите в тексте антонимы. Почему эти слова можно назвать антонимами?

-Давайте при помощи мимики и жестов покажем нашему смайлику, что можно быть не только грустным, но и огорчённым, удивлённым, испуганным, сердитым, но лучше, конечно, быть весёлым и счастливым.

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы смайлик стал весёлым? ( Хорошо поработать в оставшееся время на уроке)

3)-Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Подберите антонимы .(слайд 7)

Свежий хлеб – … хлеб (чёрствый)
Свежий журнал – … журнал (старый)
Свежий ветер – … ветер (тёплый)
Легкий труд – … труд (тяжёлый)
Легкий путь – … путь (трудный)
Легкий ветер – … ветер (сильный)

4) Выполнение упражнения 190. Работа со схемой с. 87.

5) Прочитайте слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и найдите антонимы. ( Слайд 8)

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”.

-Какие слова пропущены?

- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? (Портрет.)

- Запишите высказывание в тетради.

-Найдите антонимы (соединить – разъединить; любовь- ненависть; мир-вражда). Определите их вид. ( Первая пара однокорневые, а остальные разнокорневые)

- Что заставляет слова с одним корнем иметь противоположные значения? (приставка). А какие морфемы вы ещё знаете?

Теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:…(Низко).

Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне:…(Близко).

Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей. (Нашел).

Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - …(Храбрец).

Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет,…(Конец).

- Какие антонимы вы запомнили?

Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Творческое задание.

- Вставьте пропущенные антонимы. (Слайд 9)

Сытый … не разумеет. Труд кормит, а лень … . Черная коровка дает … молочко. Вы по-вашему, а мы … .

Используя пословицы из упражнения 194, опишите ситуации, в которых можно их использовать.

7)-А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.

1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …(Злой враг)

Теплый день - …(Холодная ночь)

Хорошее начало - …(Плохой конец)

Полезный труд - …(Вредное безделье)

Утренний уход - …(Вечерний приход)

Последнее поражение - …(Первая победа)

2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В конспекте представлены разноуровневые задания, иллюстрации.

Урок русского языка

Составила учитель русского языка и литературы Дворченко И.А.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 классаЛ.М.Рыбченкова,О.М.Александрова.

Образовательные:познакомить учащихся со словами,

противоположными по лексическому значению,

Развивающие:подбирать антонимы к указанным словам,

группировать их по общему смысловому признаку,

пользоваться словарем антонимов,

использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку

Организационный момент.

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим словарем.

Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).

Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Как называются такие слова?





Чтобы узнать , правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:

К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока.

Открытие нового знания.

Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Работа с учебником. Читаем определение на стр .137

К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)

Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)

Подберите антонимы к словам:

Включение нового знания в систему. Проблемный вопрос. Как подобрать антоним к слову свежий в данных словосочетаниях:

Свежий хлеб черствый

Свежий журнал старый

Свежий воротничок грязный

Сделайте вывод.(У слова может быть несколько лексических значений).

Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.

7.Физкультминутка.

Самостоятельная работа. Выполнение упр.149

Орфографическая минутка. Словарный диктант.

Шорох, шепот, крыжовник, желтенький, шоколад, палач, ночь, дочка, удочка, тень, день, каменщик, сварщик, камешек, село, птенец, осень, снегопад,гололед, землеройка.

Творческая работа. Заменить выделенные слова антонимами.Продолжить текст.

Я отношось к тем людям, которые не любят осень.Осень грустное время года.Все вокруг хмурое и однотонное.

8. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?

Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.

Рефлексия.

1.Лексикология изучает словарный состав языка.

2. Все слова имеют лексическое значение.

3.Антонимы –это слова близкие по значению.

4.У слова есть только одно лексическое значение.

5.Вы знаете, что такое антонимы.

Домашнее задание.(Дифференцированное)

Упр. 150 (для слабых), написать сочинение - миниатюру о своем любимом питомце, используя антонимические пары (по желанию). Упр. 151 (для остальных).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Планируемые образовательные результаты:

-Предметные: совершенствовать умение опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов; определять роль антонимов в речи.

-Метапредметные : умение работать индивидуально и в группе, слушать учителя и друг друга, решать проблемные задачи, связывать лингвистический материал с фактами других наук.

-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

Методы и приемы: диалог, работа в паре, пропедевтическая беседа.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Организационная структура урока.

I. Актуализация знаний

1. Лексический диктант

Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.

Красная строка, отступ вправо в начале строки.

Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.

Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Раздел лингвистики, изучающей лексику.

Слова, имеющие одно лексическое значение.

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синонимы, однозначные, многозначные, омонимы.

2. Произведите полный синтаксический разбор.

Добрый человек в добре проживёт век . (Пословица)

- Дайте определение синонимов.

II . ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Слова-неприятели спорят весь день.

Найдите слова с противоположным значением.

Как называются такие слова?

Конечно, это антонимы (анти – против, онима – имя).

III . Определение темы и целей урока.

( уч-ся формулируют тему и цель урока . )

(роль антонимов в нашей речи, подбор антонимов к словам, нахождение их в тексте, правильное употребление в речи, работа со словарями.

I V . Объяснение новой темы.

(работа с учебником – чтение правила на с. 86)

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова . Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Итак, что же такое антонимы? (Делается вывод.)

V . Закрепление знания

1) Работа с упражнением 188 – парами (по заданию)

2) Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Чему служат антонимы в этих пословицах? ( Противопоставлению положительного отрицательному )

3) Самостоятельная работа: упр. 192

4) упр. 193 для тех, кто справится с работой раньше

V I . Контроль усвоения материала

1) Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая

2)Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

V II . ИТОГ УРОКА ( выставление оценок, комментирование работы уч-ся на уроке )

Читайте также: