Основы выбора профессии 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

2 Кровельщик Фотокорреспондент Печник Каменщик Пиротехник Кутюрье Повар Кондитер Пекарь Кондуктор Портной Парашютист Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии: Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор. ) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе. ) Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. ) Самая волосатая (парикмахер. ) Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. ) Самая неприличная (венеролог, ассенизатор. ) Самая смешная (клоун, пародист. ) Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. ) Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог. ) 3. Слово учителя. 15минут Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных, для нашего региона, но востребованных в стране и мире. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию. Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор. Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас житейским. Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу? Востребованность на рынке труда. Доходность. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз). Нервно-эмоциональная напряженность (полицейский, учитель, МЧС, шахтер). Образованность (врач, учитель, психолог, ученый). Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной). Положительное влияние на семейную жизнь. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа). Возможность карьерного роста (важно или не важно). В нашем регионе большую роль играет пункт: востребованность на рынке труда.

3 Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии. Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем неоспоримыми. 4. Игровая разминка. 15минут А теперь давайте отдохнем и поиграем в Угадай профессию. Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя. Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют. Прилагаемый список профессий: Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д. 5. Профессиональные качества. Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске). ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ЮРИСТ ЭКОНОМИСТ Гуманность Любовь к детям Честность Терпение Тактичность Гуманность Порядочность Собранность Интуиция Образованность Эрудированност Информированность Ответственность Терпение Знание законов Коммуникабельность Точность Находчивость Непредвзятост Точность Собранность Самосовершенствовании Информированность Образованность Сила воли Эрудированность Тактичность Находчивость Информированность Интуиция Ответственность Тактичность Образованность Воспитанность Собранность Интуиция Жизнерадостность Информированность Коммуникабельность Ответственность Милосердие Коммуникабельность Интуиция Порядочность Ум Милосердие Умение оперировать цифрами А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию: Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию. Физическая подготовка Дисциплина Решительность Находчивость Самосовершенствование Собранность Физическая подготовка Смелость Знание психологии Находчивость Выдержка Самосовершенствование

4 Ответственность Отвага Патриотизм Знание техники и оружия (ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Собранность Решительность Воображение Артистичность (КЛОУН) Вывод: Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым. 6. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)15 минут Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование). 7. Подведение итогов урока:5 минут Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: Человек природа, Человек техника, Человек человек, Человек знаковые системы, Человек художественный образ ). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

5 Плотник жонглер доярка врач агроном парикмахер полицейский спасатель МЧС кондитер журналист пограничник пожарный пилот штукатур швея художник танцор учитель шахтер водолаз штукатур фотомодель фигурист фотограф

В документе представлена разработка профориентационного занятия в 9 классе, направленное на более детальное знакомство выпускников с миром профессий, формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Содержимое разработки

Конспект занятия по профориентации в 9 Б классе

Цели:

развитие умения работать самостоятельно и в группе

развитие умения планировать и оценивать свою деятельность

расширение знаний детей о мире профессий

развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему

обеспечение готовности выпускников к профессиональному самоопределению

Задачи:

создать условия для обогащения представлений воспитанников о мире профессий

создать условия для развития творческого потенциала и артистических способностей личности

создать условия для формирования мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению

способствовать формированию коммуникативной культуры и уважения к профессии.

Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

Оборудование:

карточки с названиями профессий

Ориентировочное время: 40-45 минут.

Ход занятия

Педагог: Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители и учителя, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

Целью нашего занятия сегодня будет осознать ответственность за СВОЙ выбор.

У вас у каждого на столе лежит пословица, попробуйте объяснить её смысл.

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень – портит,

Терпенье и труд - все перетрут,

Маленькое дело лучше большого безделья,

Какова пряха – такова на ней и рубаха,

Каков мастер, таково и дело,

Без топора не плотник, без иглы – не портной,

Не ленись за плужком - будешь с пирожком,

Одно дело делаешь – другое не порть,

Умей начать, умей и закончить,

Всякое дело мастера боится.

Подростки по очереди зачитывают пословицы и объясняют их.

Педагог: При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Первая игра: Даны буквы С, В, К, П, Д (столяр, врач, кузнец, повар, доярка и т.д.) Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы, зачитываем названия профессий 5 минут.

После того, как ребята закончили работать с бланками, мы перешли к обсуждению упражнения, рассмотрели какие профессии, подростки вспомнили на ту или иную букву.

3. Слово педагога.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

Востребованность на рынке труда.

Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

Положительное влияние на семейную жизнь.

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Возможность карьерного роста (важно или не важно)

Инструкция: на бланке в таблице №1 перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, в таблице №2 проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!

Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве

Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют

Основываю свой выбор на своих способностях

Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

Основываю свой выбор на своем интересе

Возможность учится, и работать с друзьями

Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами

При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соседу нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

5. Классификация профессий по предмету труда

У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

С классификацией вы сталкиваетесь начиная с 1-го класса - разно­видности частей речи, геометрических фигур, животных, растений.

Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

воспитание и обучение;

организация и управление;

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

«Человек - знаковая система

Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.

Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.

Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.

Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

Организаторские (режиссер, балетмейстер);

Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);

Исполнительские (кондитер, портной);

Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Следующее утверждение к системе Природа. Вам нравится выращивать растения и следить за этапами их созревания.

Следующее система Человек. Вам нравится разбирать конфликты, разъяснять суть проблемы.

Художественный образ – оформлять выставки, витрины.

Знаковая система – искать и исправлять ошибки в текстах, схемах.

Итак, время работы в группе подошло к концу. Ваша задача представить свои разработки. У каждой группы на защиту 3 минуты.

8. Подведение итогов

В кругу, передавая друг другу эту свечу, скажите, что дало вам сегодняшнее занятие, какие выводы вы можете сделать. И вот свеча вернулась ко мне.

Мы сегодня изучали богатый мир профессий, используя при этом разные виды информации. Мы познакомились с вами с профессиями, которые можно разделить по типам на пять групп:

Чтобы создать макет профсборника каждому из вас, необходимо, было определиться, что востребовано в обществе, что он хочет и что он может предложить в данной профессии. На следующих занятиях мы продолжим эту работу и познакомим друг друга с вашими выбранными профессиями. Ритуал прощания предлагаю провести в виде пожелания.

Я благодарю вас за участие в занятии, хочу пожелать вам успеха в вашем профессиональном самоопределении, используя полученную информацию. Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией. Напоследок я расскажу вам одну притчу.

Притча о бабочке.

Давным – давно в старые-старые времена. В высоких тибетских горах жил мудрец. Слава о его мудрости обошла весь свет. Со всех стран спешили к нему люди за советом, помощью, поделиться своими радостями и печалями.

Все в ваших руках: ваша судьба, ваша жизнь, ваш путь, ваш выбор. Вы открыли еще некоторые свои сильные стороны и знания. С вами интересно работать. Спасибо вам за занятие.

Планируемые результаты:

созданы условия для обогащения представлений воспитанников о мире профессий;

созданы условия для развития творческого потенциала и артистических способностей личности;

созданы условия для формирования мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению;

формирование уважения к профессиям.

Оценка результатов. Просмотр групповых работ (сборник профессий).

решению эт ой задачи должн а система ш кольной проф ориентации.

Урок разработан на основе традиционной классно - урочной системы с

использованием компьютерн ых методов обучения. Урок проходит с

элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: игровой

метод “ролевая проба”, диску ссия, моделир о вание ситуации, диагностические

методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве

информатора, то диагноста, то р авно п равного у частника, а в некоторы х

Эффективное преподавание предполагает п оддержку интереса и

активности учащихся, контр оль их деятельности , представление опыта

использования компьютер ных информац и онных технологий в различных

На данном уроке и спользу ется мультимедийное сопровожде ние в виде

презентации Power Point . При помощи презентиции рассматриваютс я мотивы

выбора профессии, способы выбора профессии, формула вы б ора професс и и и

требования, которым должна соответст вовать выбранная профессия.

Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных

Цель: Ознак омление с п ринципом обоснованног о выбора профессии,

разумного планировани я профессиональной карьеры с учетом потребносте й

личностного са моопределения в условия х реального р ынка тру да .

Задачи: Выявить у р овень сформированности личны х профессиональн ых

Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностн ых

особенностей и требован и й рынка тру д а. Которые позволят им строить ве рсии

о предрас положенн о сти к т ем и ли иным направлениям образовательной

деятельности в условиях п рофильного обучения; уметь ан ализироват ь

образовательн ые ситу ации, в котор ых создаются условия дл я выявлени я

основных огра н ичителей сво боды выб ора профиля о б учения.

Предоставить ин формацию о возмо жностях профессионального о бразования в

1) Приветствие. Организа ционная часть. Вводная часть.

2) Изучение нового материала: обсужде н ие основных понятий (профессия,

профориента ц ия, пр офессиональное сам оопределение.

3) Закрепл ение нового материала: проведение профориента ц ионног о

Материально - тех н ическое обес п ечение: Комп ьютер, п р оектор.

Использу ется мультимедийное с опровожден ие в виде презентац ии Power

Организационная часть урока: проверка оснащё нности рабочих мест;

Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят

С учениками необходимо обсудить, во - первых, основные правила выбо ра

профессии с у чёто м существенных факторов; во - вторых, акцентир о вать

внимание на необходимости осознанного подхода к ситу ац ии выбора, на

принятие ответств ен ности за результаты выбор а, в - третьих, показать

необходимость сам о познания, чт обы выбранная пр о фессия (спе циальность,

сфера деятельности) соответствова ла индивидуаль ны м особенностям

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами б удем говорить о профессиях.

Мир профессий огроме н , их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодн о

появляется ок оло пятисот новы х и столько же исч езает или видоизменяется.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" -

официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим

делом. Слово эт о , как, впрочем, и многие другие те р мины, многоз начно.

«В том, что касается будущего, я повторяю одно:

за что бы вы ни взялись, главное —

будьте преданны своему делу до конца.

Не обязательно достигать какого-то звездного успеха,

но быть честным перед самим собой

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

Цель: повышение интереса учащихся к профессиям и расширить их кругозор об основах профессионального самоопределения; активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1. Активизировать внутренние психологические ресурсы учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.

2. Осознать цели выбора будущей профессии.

3. Развить навыки конструктивного взаимодействия.

Занятия проводятся в форме группового консультирования с элементами тренинга возраст членов группы – 14-15 лет. Количество – 7-10 человек. Время проведения: 1,5 часа.

Этапы профориентационного тренинга :

• профориентационные игры;

• психодиагностические методики с последующим обсуждением результатов;

• игровые профессиональные упражнения;

• использование конструктивной обратной связи.

Ход тренинга.

1. Приветствие участников тренинга. Вступительное слово педагога о важности профессионального выбора в жизни человека.

а) Единая форма обращения друг к другу по имени.

Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу по имени. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

б) Говорить кратко, по очереди, не перебивать, внимательно слушать других.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. При завершении тренинга вся работы и информация о каждом участнике должна остаться в стенах, где проводился тренинг.

г) Каждая мысль имеет автора.

д) Искренность и позитив в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т. е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Ни кто, ни кого не оскорбляет, не сравнивает и не придумывает прозвище.

Цель: создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта.

Материалы: листы для записей, ручки.

Оптимальное количество участников: до 10 человек.

Оптимальное время: 40 минут.

Описание: раздайте участникам листы для записей и попросите представиться следующим образом: общее время презентации 3 минуты.

Самопредставление должно состоять из 3 частей:

2. Ключевые моменты биографии.

3. Основные черты характера.

Дайте группе 3 минуты на подготовку и приглашайте на импровизированную сцену для доклада.

• Кто вам запомнился больше всех?

• Чьё выступление было самым интересным?

• Что нового и интересного вы узнали о присутствующих людях?

• Как вы считаете, что надо, а что не нужно упоминать в самопрезентации?

Рекомендации: умение презентовать себя – очень важный навык, позволяющий его обладателю достойно представиться. Иногда ход всей дальнейшей беседы зависит от первого впечатления. Как говорится, встречают по одежке. Игра может быть использована как в качестве упражнения на знакомство, так и являться самостоятельным упражнением, направленным на тренировку навыка ораторского искусства и самопрезентации.

Цель: разнообразить знания о мире профессий.

Время проведения: 5 – 15 минут.

Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.

Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.

1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

Ведущему желательно больше 5 – 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о, постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).

2. При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом, тогда игра станет более наглядной и интересной.

У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

Данное упражнение направлено на повышение у участников осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге от 6—10. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность : профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т. п.).

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств.).

Цель: активизировать участников, создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта (каждый участник рассказывает о своих возможностях и способностях и приводит аргументы, почему именно он должен занять определенную должность).

Продолжительность: 15-20 минут.

Число участников: 10 человек.

Задание для команды: резюмировать содержание мини-лекции или темы тренинга.

Материалы: не требуется.

Описание: педагог просит каждого участника сформулировать несколькими предложениями главную идею той части тренинга, по которой проводится это упражнение.

Затем объединяет участников в микро-группы по 3-4 человека. Каждой микро-группе нужно ознакомиться с формулировками друг друга и выбрать лучшее резюме.

После этого один человек от каждой микро-группы озвучивает выбранную формулировку.

Можно делать упражнение в конце тренинга для того, чтобы повторить и собрать в единое целое все элементы. В этом случае микро-группам лучше дать разные темы для резюмирования — подтемы данного тренинга.

Цель: проверить знания о профессиях. Дать любой профессии необычную характеристику, которая в наибольшей степени подходит профессии. Задача остальных участников – проассоциировать профессию и угадать ее. (Приложение 1).

Цель: определить, что нового и интересного извлек из тренинга каждый ученик.

Цель: сплочение группы.

Рефлексия. После завершения упражнения задаются вопросы:

- Что было приятнее: дарить подарки, или получать;

Какие чувства вы испытывали, когда дарили подарки и получали их.

Мир профессий огромен.

Найти свое место в нём, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека: адекватной оценки собственных возможностей; знаний, как о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях; овладения культурой самопознания; готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.

Сегодняшнее время – это время людей компетентных, профессионалов, способных интегрировать знания, рождающих новый продукт собственной деятельности, ищущих и находящих варианты решения, казалось бы, неразрешимых проблем.

Поэтому важна подготовка не к труду вообще (как это было раньше, а к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране, а также способность к непрерывному профессиональному обучению.

1. Климов Е. А. Как выбирать профессию? //Библиография. - М., 2005, № 6.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. :Academia. 2007.

4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (5-9 классы). - Москва: Вако. 2005.

5. По материалам Интернет.

Цель: проверить знания о профессиях. Дать любой профессии необычную характеристику, которая в наибольшей степени подходит профессии. Задача остальных участников – проассоциировать профессию и угадать ее.

Методика предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводиться в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до 10-15. По времени упражнение занимает от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:

2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой, то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Далее называется следующая характеристика и т. д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Читайте также: