Внутреннее строение листа конспект 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

Содержимое разработки

Учитель биологии

Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений

Воспитывающая: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы, развивать чувство прекрасного

Развивающая: развивать умения наблюдать, выделять главное, делать сравнительный анализ, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником,

Обучающая: формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию знаний в вопросе о внешнем и внутреннем строении листьев, развивать способность распознавать листья по внешним признакам, научить пользоваться гербарным материалом для сравнения.

Продолжить формировать УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, различать виды листьев, выработать умения пользоваться гербарными материалами, сформировать умение различать части листа ( черешок, лист.пластинка, идр.)

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные : готовность к самообразованию самовоспитанию.

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с эор-анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

- формировать умение высказывать свою мысль, работать в паре

Оборудование:

Компьютерный класс, интерактивная доска, доступ к сети Интернет; интерактивные рисунки, учебник, раздаточный материал

Образовательные ресурсы:

Технологическая карта учителя

Технология проведения урока (этапы)

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

Мотивация к учебной деятельности

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Спасибо ребята, за бодрое начало урока, основные правила урока мы проговорили.

Итак, мы на прошлом уроке познакомились со строением побега и уже знаем, что он состоит из стебля и расположенными на нем листьями и почками. Давайте с помощью небольшого теста вспомним строение почки.

На работу в тесте Вам даётся 2 минуты.

Проверка теста у доски. 2 учащихся подписывают строение почки.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Фотосинтез — процесс, при котором зелёные растения, используя солнечный свет, из неорганических веществ производят органические вещества.

Изучение микроскопического строения листовой пластинки позволит понять механизм фотосинтеза и функции зелёных листьев.

shutterstock_1672652050.jpg

Если рассмотреть поперечный срез листовой пластинки под микроскопом, то можно заметить, что сверху и снизу он покрыт тонкой бесцветной кожицей, а внутри находятся зелёные клетки. Хорошо видна жилка, или проводящий пучок.

На верхней и нижней поверхностях листа находится кожица ( эпидермис , эпидерма ). Это разновидность покровной ткани, которая защищает клетки от механических повреждений и от высыхания, а также обеспечивает газообмен и испарение воды.

На поверхности кожицы находится кутикула — восковой слой (восковой налёт), который предотвращает потерю воды. Растения с толстой кутикулой испаряют меньше воды, чем растения с тонкой кутикулой.

В клетках мякоти имеются хлоропласты , в которых происходит фотосинтез . В мякоти присутствуют две разновидности основной ткани: столбчатая и губчатая. Столбчатая ткань находится под верхним эпидермисом. Она состоит из нескольких слоёв продолговатых клеток, содержащих большое количество хлоропластов.


Под столбчатой тканью расположены клетки губчатой ткани. Эти клетки округлые и расположены рыхло. Между ними много межклетников , заполненных воздухом. В клетках губчатой ткани меньше хлоропластов по сравнению со столбчатой тканью.

На поперечном срезе листовой пластинки под микроскопом хорошо видны жилки (проводящие пучки). Они образованы сосудами, ситовидными трубками и волокнами.

2_3.jpg

Волокна имеют толстые стенки. Они выполняют опорную функцию. Сосуды обеспечивают поступление к клеткам листа воды и минеральных солей, а ситовидные трубки — отток образовавшихся в ходе фотосинтеза органических веществ к другим органам растения.

Выставляет оценки за урок, комментирует выставленные оценки.

Анализируют, делают выводы

Образовательная: Изучить внешнее и внутреннее строение листа;

Развивающая: Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, жизни растений.

1. Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, с типами жилкования;

2. Научить распознавать простые и сложные листья;

3.Продолжить формирование навыков работы с микроскопом, готовыми микропрепаратами; раздаточными материалами, гербариями;

Ι. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

  • Фронтальный опрос учащихся.
  1. Что такое побег?
  2. Что такое почка?
  3. Какие виды расположения почек на побеге вы знаете?
  4. Какие различают почки?
  5. Какое строение имеют вегетативные и генеративные почки?
  6. Чем они отличаются друг от друга?
  7. Что такое почечные чешуи? Какова их функция?

Рассмотрите рисунки побегов. Под каждым из них подпишите тип листорасположения.

Дайте определения понятиям: узел и междоузлие.

1.__________ 2. ______________ 3. ________________

Рассмотрите рисунок. Подпишите виды почек. Запишите, чем они отличаются друг от друга.

  1. __________________ 2. _________________
  • Работа с гербарием (1 человек).

Из выданных растений гербария выберите растения с очередным
и супротивным листорасположением. Что такое узел, междоузлие, пазуха листа?

У: Листья растений очень разнообразны — от многометровых сложных конструкций у тропических пальм, до крошечных листочков клюквы. Но в их строении есть много общего.

Сегодня мы познакомимся с внешним и внутренним строением листа, с простыми и сложными листьями, а также научимся распознавать листья по виду жилкования.

Знать особенности внешнего и внутреннего строения листа, жилкование.

Уметь: Распознавать сетчатое, параллельное, дуговое жилкование. Определять простые, сложные листья.

ΙV. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя с элементами беседы)

Лист — один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. У преобладающего числа высших растений лист имеет плоскую форму.

Лист состоит из листовой пластинки и черешка. С помощью черешка они прикрепляются к стеблю. Такие листья называют черешковыми (у яблони, берёзы). Листья без черешков называют сидячими (у льна, агавы).

1 – листовая пластинка;

4 – основание листа;

У: Рассмотрите, пожалуйста, на выданных растениях гербария их листья. Все ли они одинаковы? Чем они различаются?

О: формой, окраской, размером.

У: Ребята, как бы листья не различались, у них есть и много общего. Рассмотрите гербарии и выясните, что общего у всех листьев?

О: зеленые, состоят из листовой пластинки, черешка, имеют жилки.

У: Зарисуйте в тетрадь строение листа.

У: Приходилось ли вам весной среди прошлогодней листвы находить
листья, состоящие из одних жилок?

Жилки можно увидеть и на живом листе. На нижней стороне пластинки они заметны лучше, чем на верхней.

Задание: Рассмотрите листья выданных вам растений, выясните, одинаково ли располагаются жилки на листьях у дуба, березы, ясеня, злаковых и ландыша? В чем различие? Объясните.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны жилками, которые представляют собой сосудисто-волокнистые пучки и придают листу прочность, связывая его со стеблем. Пучки образуются из проводящих тканей. По способу разветвления жилок различают следующие типы жилкования листьев. (Запись схемы).

(пшеница, рожь) (липа, береза, дуб)

(у двудольных растений)

(у однодольных растений)

У: Растения с параллельным и дуговым жилкованием листьев относят к классу однодольных. Растения с сетчатым жилкованием листьев относят к классу двудольных.

Вывод: Каково же значение жилкования?

О: Жилки – это сосуды, по которым передвигаются минеральные и органические вещества.

(Беседа с использованием гербарных экземпляров):

У: Рассмотрите листья березы, сирени, яблони.

У: Теперь рассмотрите листья клевера, рябины, шиповника. Чем отличаются эти листья между собой? (листья яблони и шиповника). Запись схемы. Это листья простые и сложные.

на черешке одна листовая пластина на черешке несколько листовых пластинок

Вывод: Чем простые листья отличаются от сложных?

  1. Внутреннее строение листа.
  • Беседа с учащимися:

У: Из чего состоит лист?

У: Какие виды растительных тканей вам известны?

О: Покровные, механические, основные, образовательные, проводящие

У: Как вы думаете, какая ткань расположена на поверхности листа?

У: Какую функцию выполняет покровная ткань?

О: Защищает от повреждений и высыхания, осуществляет обмен с окружающей средой.

А) Строение кожицы листа

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей . Кожица – один из видов покровной ткани. Некоторые растения могут иметь еще и кутикулу – это защитная пленка из воскообразного жироподобного вещества кутина. Кутикула предохраняет листья от солнечных ожогов и сильного испарения.

Лист выполняет функции – фотосинтеза, обмена газов и транспирацию. Транспирация – процесс испарения воды.

Лист покрыт кожицей.

У: Как вы думаете, а как он может испарить воду?

Для этого у листьев есть устьица. Устьица состоят из 2 замыкающих клеток, между которыми есть устьичная щель. Через нее в лист проникает воздух и испаряется вода. У большинства растений устьица располагаются на нижней стороне листа, но у некоторых (например, капусты) они находятся на обеих сторонах листа. У растений с плавающими на воде листьями (кубышки, кувшинки) устьица сформировались только на верхней стороне листа, обращённой к воздушной среде.

У: Посмотрите на рис 49 с. 67.

Б) Строение мякоти листа.

У: Что находится под кожицей листа?

У: Мякоть листа образована клетками основной ткани. Найдите клетки мякоти на рисунке. В чем особенность их строения?

О: Содержат хлоропласты, форма столбика.

У: Это столбчатая ткань.

У: Какова функция столбчатой ткани?

У: Под столбчатой тканью находятся клетки губчатой ткани. Они неправильной формы, содержат мало хлоропластов.

У: Какова функция губчатой ткани?

V. Первичная проверка понимания. Коррекция знаний.

- Назовите основные части листа.

- Чем черешковый лист отличается от сидячего?

- Чем простой лист отличается от сложного?

- Какое жилкование листьев характерно для двудольных и однодольных растений?


Данный видеоурок способствует формированию знаний об особенностях внутреннего строения листа в связи с выполняемыми им функциями. В ходе урока рассматривается строение устьиц и их функции. Рассказывается, как располагаются устьица у различных видов растений.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Клеточное строение листа"

Для того чтобы лучше понять значение зелёных листьев в жизни растений, познакомимся с внутренним строением листовой пластинки.

Листовая пластинка состоит из огромного количества клеток, которые отличаются по форме, размерам и выполняемым функциям.

С верхней и нижней стороны лист покрыт плотно прилегающими друг к другу клетками. Это клетки кожицы, которая покрывает лист и защищает его от высыхания и повреждений. Кожица – это разновидность покровной ткани. Клетки кожицы бесцветные и прозрачные. Снаружи кожица часто покрыта слоем воскоподобных веществ, которые образуют кутикулу. Кутикула придает листу дополнительную прочность.


Среди клеток кожицы расположены устьица. Они состоят из расположенных парами зелёных замыкающих клеток. В их цитоплазме содержатся зелёные пластиды – хлоропласты. Между ними находится устьичная щель.


Через устьичную щель в лист проникает углекислый газ и выделяются в атмосферу кислород и вода. При освещении листа в хлоропластах замыкающих клеток образуются углеводы, возрастает осмотическое давление и тургор. Стенки клеток растягиваются, увеличивается просвет устьичной щели. При усиленном испарении воды в жаркий день и отсутствии фотосинтеза, тургор уменьшается и устьичная щель закрывается. Устьица также закрыты в тёмное время суток.


У растений, обитающих на суше, устьица находятся на нижней стороне листа или с обеих его сторон. У водных растений с листьями, плавающими на воде, устьица располагаются только на верхней стороне листа.

Под кожицей находятся клетки мякоти листа. Мякоть листа состоит из основной ткани, или паренхимы, которая располагается в несколько слоёв. Один из слоёв примыкает к верхней кожице. Его клетки содержат много хлоропластов, плотно прилегают друг к другу и напоминают столбики. Поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой паренхимой. Ниже лежат более округлые и неправильной формы клетки. Это губчатая паренхима. Её клетки неплотно прилегают друг к другу. В них находится меньше хлоропластов, чем в клетках столбчатой паренхимы. Пространства между клетками называют межклетниками. Они заполнены воздухом.

В листовой пластинке хорошо видны жилки. Жилки – это проводящие пучки листа. Наиболее рельефны они на нижней стороне листа. Они состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон. Сосуды проводят минеральные вещества в ткани листа. Ситовидные трубки в отличие от сосудов образованы живыми длинными клетками. По ситовидным трубкам из листьев передвига­ются растворы органических веществ. Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками — во­локна — придают листу прочность.

Читайте также: