Устная публицистическая речь конспект

Обновлено: 04.07.2024

Звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный и прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание.

Звучит ораторская речь.

Каковы ее основные особенности?

(Дети называют, учитель крепит магнитами к доске карточки с признаками ораторской речи.)

  • Устная
  • Монологическая
  • Публичная
  • Публицистическая
  • Эмоциональная

Мы продолжаем изучать жанры публицистического стиля речи. Вы догадались, наверное, что тема урока “Устное выступление как жанр публицистического стиля речи”. Сегодня вы узнаете, как сделать вашу речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; проявите свои творческие способности; выступите сами и оцените выступления одноклассников.

Итак, запишем число, тему урока.

“Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать…” - писал в I веке до н.э. римский политический деятель, адвокат, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон.

Эпиграфом к уроку предлагаю взять другие слова Цицерона: “Поэтами рождаются, ораторами делаются” (запись в тетрадях).

3. Проверка домашнего задания.

Сегодня вы будете делаться ораторами. А что поможет вам в этом? Зачитайте советы, которые вы выписали из учебника ( д/з – стр. 260-261).

Я думаю, вы поняли, что удачным станет выступление продуманное, изложенное на бумаге, опирающееся на факты, цитирующее первоисточники. Следовательно, нам необходимо вспомнить правила передачи чужой речи. Запишите эпиграф как прямую и косвенную речь.

4. Работа с цитатой.

Цицерон писал: “Поэтами рождаются, ораторами делаются”. А: “П”. “П”,- а.

Цицерон писал, что “поэтами рождаются, ораторами делаются”.

Опытный выступающий всегда обращается не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Его речь, с одной стороны, должна быть ясной, точной, логичной, а с другой стороны, - яркой, образной, выразительной. Поэтому в устном выступлении можно найти черты и двух других стилей.

Каких? (научный, художественный)

Вспомним основные художественно-изобразительные средства языка, употребляемые в речи (сравнение, метафора, эпитет).

5. Работа с раздаточным материалом.

Что такое сравнение?

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, имеющих общий признак. При помощи сравнения создается художественный образ. Сравнение позволяет лучше понять изображаемое явление. Не случайно говорят, что вещи познаются в сравнении (примеры).

Прочитайте, как В.Г.Белинский характеризует стихотворный язык А.С.Пушкина.

Как вы понимаете сравнения, которые употребил критик?

…Всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

Что такое метафора?

Метафора – основной прием образной речи, употребление слова в переносном значении. В основе метафоры лежит скрытое сравнение (примеры).

Прочитайте высказывание. Найдите в нём метафору.

На чём она основана? Как вы её понимаете?

Классики, серьёзная литература всегда предупреждают: человек по природе сложен. Надо совершенствовать свою душу, развивать совестливое, искреннее и вытравлять из себя дурное, бесчеловечное, противное здоровому нравственному чувству, уметь очищать себя от “шлаков”, которые могут неизлечимо отравить душу. (В.Кондратьев.)

Что такое эпитет?

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность (примеры).

Прочитайте рассуждение Л.Н.Толстого о неудачном употреблении определений, которые можно ошибочно принять за эпитеты.

О чём предупреждает Л.Н.Толстой?

Бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, коралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо и т. д. встречаются часто. Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подобное? Капли воды при лунном свете, падающие в море, горят лучше жемчужин, падающих в таз, и ни капли не похожи на жемчужины, ни таз – на море. Я не мешаю сравнивать с драгоценными камнями, но нужно, чтобы сравнение было верно, ценность же предмета не заставит меня вообразить сравниваемый предмет ни лучше, ни яснее… Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие.

6. Творческая работа по вариантам.

Вспомните, как вы решали задачу повышенной сложности. Вначале работа не ладилась, вы раздражались, сердились. Потом дело пошло. Задание выполнено. Вы испытали чувство удовлетворения.

Опишите ваше настроение, как вы справились с трудностями, используя для наглядности сравнения.

Вам нередко приходилось решать какие-то проблемы, размышлять, сомневаться, искать выход из сложной ситуации.

Опишите ваши размышления, используя метафоры (скрытые сравнения). Например: “Мысли текут, скачут…”

(по 2 выступления, комментарии)

7. Работа с раздаточным материалом.

Яркость, образность, картинность, эмоциональность речи придают и выразительные средства, основанные на различных приемах организации текста и использовании в нем тех или иных синтаксических построений.

Задание: Определите, какие приемы использованы в данных текстах.

А). Хранительницей красоты в доме была мать…

Во всём она умела видеть красоту: и в обложных дождях, и в белых сугробах, и в цветении сада, и в отбеливании холстов, и в молотьбе цепами снопов, и в трёпке мягкого льна. (И.Васильев “Матери наши крестьянки”.)

Какова роль повтора союзов?

Повтор союзов – усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи и обращает внимание слушателей на перечисляемые предметы, явления, признаки.

Б). У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?

Вопросы-громады и вопросы-карлики.

Вопросы-океаны и вопросы-капли. (Р. Рождественский.)

Какой прием использован в построении данного текста?

Антитеза - противопоставление делает текст выразительным, контрастным, часто используются антонимы (найти в тексте).

В). “Государство – это мы!”

Этот лозунг станет действенным и убедительным, если внутри него будет жить и не гаснуть вера каждого человека в то, что “государство – это еще и я!” Обязательно – я. Лично! (Р.Рождественский.)

Чем достигается эмоциональное напряжение текста?

Восклицательные предложения – делают текст эмоциональным.

8. Письменная работа по пунктуации и орфографии.

Г). Спишите текст, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Грибоедов человек громаднейшего ума и осл..пительных сп..собностей. Грибоедов музыкант математик дипломат писатель (стилист) психолог. Он представляет собой единственное ..вление. Может быть рядом с ним нельзя никого поставить. Грибоедов коло(с, сс)альная фигура. (А.В.Луначарский.)

С какой целью используется повтор слов или однотипных предложений?

Повтор слов или однотипных предложений – подчеркивает мысли и усиливает эмоциональное воздействие на слушателей.

Какие еще приемы можно использовать в ораторской речи? (обращения, вопросительные предложения, риторические вопросы)

9. Выводы по теме урока.

Для устного выступления можно использовать художественно-изобразительные средства: эпитет, метафору, сравнение и различные приемы организации текста и синтаксических построений: повтор слов, союзов, однотипных предложений, антитезу, восклицательные и вопросительные предложения, риторические вопросы, обращения.

10. Чтение готового текста.

Можно научиться произносить, читать готовый текст, имитируя живую речь. Так происходит, когда актеры озвучивают текст драматического произведения. Произнесите начало речи Д.С.Лихачева с имитацией под живую речь (комментарии).

Обязательно учитывайте паузы, смысловые ударения, изменение громкости речи,убыстрение или замедление темпа речи.

Речь на I съезде народных депутатов СССР

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты “строек века” и т.д.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. (Аплодисменты.) (1989 г.)

11. Домашнее задание.

Какая проблема обозначена в выступлении академика Лихачева?

(отсутствие в нашем обществе культуры)

Изменилось ли с 1989 года состояние культуры в нашей стране? В чём?

Напишите текст устного выступления, используя речь академика Д.С.Лихачёва.

Готовя выступление, уточните:

  • где и перед кем вы будете выступать;
  • что именно вы хотите сказать, чем заинтересовать слушателей, в чём убедить их;
  • сколько времени планируется на ваше выступление;
  • не используйте в своей речи слова-пустышки (на доске слова-пустышки)

(выступление 2 учеников, комментарии)

Сегодня вы узнали, как сделать вашу речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; проявили свои творческие способности; выступали сами и оценивали выступления одноклассников.

По мнению поэта Н.Рыленкова, речь человека бывает убедительной и выразительной только тогда, когда

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Публицистический стиль речи

Цели урока: Углубление знаний учащихся о публицистическом стиле речи, его назначении, основных жанрах публицистического стиля, совершенствование навыков публичного выступления. Знакомство с языковыми особенностями публицистического стиля речи. Развитие навыка анализа текста публицистического стиля речи.

I .Проверка домашнего задания

II . Изучение новой темы. Публицистический стиль речи.

Объяснение темы. Запись конспекта.

Публицистический стиль – это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Это речь, рассчитанная на множество слушателей.

Сфера употребления – экономика, политика, наука, культура, спорт, криминал, быт. П.с. представлен в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, публичных выступлений.

Задачи речи - информационная и воздействующая. Обращение к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым, философским).

Отличие от других стилей речи – оценочность, анализ, исследование проблем.

Основные свойства : стандартность и образность, логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость и лаконичность.

В отличие от научного и официально-делового стиля, для которых характерна некая отстраненность автора, в текстах п.с. всегда присутствует автор, речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице.

- неполные, без глаголов, предложения.

- риторические вопросы (что делать? кто виноват?)

- обращения (дорогой читатель).

- вопросительные, восклицательные предложения.

- инверсия (законы нужно уважать).

- членения предложения (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).

Жанры : заметка, репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия и др.

В заметке каком-либо интересном факте или явлении, а также событии общественной жизни. Основная черта заметки – информативность, изложение факта, но не анализ, не рассуждение по этому поводу.

В репортаже повествование соединяется с описанием. В репортаже главное отобрать наиболее характерные детали, использовать изобразительно-выразительные средства язык. В репортаже дается оценка, обобщение автора, его размышления.

Цель статьи – воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор отбирает самые яркие факты. Основные черты – строгая логичность, образность, эмоциональность.

Рецензия (отзыв) помогает обозначить собственную точку зрения по тому или иному вопросу.

2 ) Стилистический анализ текста.

Небывалые холода обрушились в нынешнем мае на Москву. Такой минусовой температуры столица не знала уже сто лет. Власти города решили включить отопление в учебных и просветительских учреждениях.

О том, что это текст публицистического стиля, говорит следующее:

Заголовок, который характерен для языка газет;

Сочетание стандарта и экспрессии:

а) стандартные обороты: власти города, учебные и просветительские учреждения ;

б) эмоционально окрашенные языковые средства:

- слова, употребленные в переносном значении: обрушиться – стремительно напасть; столица – в значении жители столицы;

-разговорное слово нынешний ;

- усилительная частица уже;

- местоимение такой для усиления степени признака;

- формы множественного числа морозы и холода , которые подчеркивают интенсивность природных явлений.

3) Анализ языковых средств

1.Как создается выразительность следующих газетных заголовков?

Время старта изменить нельзя.

С миру по строчке.

Все может магия.

Ученье – свет. Но за свет платить нечем.

Эфир все стерпит?

Есть только мы между прошлым и будущим.

В Кремле объявлен перекур.

Выразительность заголовков определяется тем, что основой их создания послужили фразеологизмы, названия популярных песен, известных кинофильмов

III . Закрепление. Проверка умения выявлять лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля речи.

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Образец выполнения творческого задания:

остроту поднятой в тексте проблемы.

Морфологические средства, подтверждающие принадлежность текста к публицистическому стилю, заключаются в использовании отвлеченных имен существительных ( различие, стремление, явление), наречий со значением меры и степени (совершенно ложными, явно неудачных строек), указательных местоимений (такое явление, как).

Синтаксические особенности текста: используются однотипные (параллельные) конструкции (Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной…). Неполные предложения помогают почувствовать уверенность автора в точности высказываемых им предположений. В тексте часто используются вводные конструкции, оформленные с помощью скобок. Они используются с целью уточнения мысли автора.

Все это убеждает нас в том, что данный текст действительно относится к публицистическому стилю речи.

IV . Подведение итогов

- Что общего у научно – популярного и публицистического стиля речи?

(Информативность, общие жанры (статья, выступление) раскрытие проблемы в форме рассуждения, логичность, достоверность, использование общественно –

- Чем они различаются?

( Публицистическому стилю, в отличие от научно – популярного стиля , свойственна образность, эмоциональность, оценочность).

- Какие особенности публицистического стиля вы знаете?

-Что вы считаете наиболее важным в публицистическом стиле речи?

V . Домашнее задание

Напишите устное выступление, выбрав интересную для вас тему:

Определяет ли деньги жизнь человека?

Что определяет успех в жизни: трудолюбие, талант или случай?

Легко ли быть молодым?

Надо ли стремиться к славе?

К чему надо больше стремиться – к славе или богатству?

Чтобы успешно выступать, очень важно овладеть различными способами подготовки. Прежде всего необходимо сформулировать цель своего выступления, определить, что и как придется говорить. После этого составляется краткий план или рабочие материалы. Записать фактические данные, основные положения выступления. Полезно также прорепетировать свою речь.

Выступающий должен прибегать к определенным ораторским приемам и средствам, помогающим донести до слушателей основное, главное, убедить их в чем-то, воздействовать на чувства. К таким приемам относится оригинальное начало, чёткое определение вопроса и задачи высказывания, выделение голосом главного, основной мысли высказывания, привлечение ярких примеров и цитат для подтверждения основных положений высказывания, использование сравнений, противопоставлений, аналогий и др.

Раздаточный материал

Публицистический стиль – это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Это речь, рассчитанная на множество слушателей.

Сфера употребления – экономика, политика, наука, культура, спорт, криминал, быт. П.с . представлен в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, публичных выступлений.

Задачи речи - информационная и воздействующая. Обращение к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым, философским).

Основные свойства : стандартность и образность, логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость и лаконичность.

- риторические вопросы (что делать? кто виноват?)

- обращения (дорогой читатель).

- вопросительные, восклицательные предложения.

- инверсия (законы нужно уважать).

- членения предложения (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).

Жанры : заметка, репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия и др.

В заметке каком-либо интересном факте или явлении, а также событии общественной жизни. Основная черта заметки – информативность, изложение факта, но не анализ, не рассуждение по этому поводу.

В репортаже повествование соединяется с описанием. В репортаже главное отобрать наиболее характерные детали, использовать изобразительно-выразительные средства язык. В репортаже дается оценка, обобщение автора, его размышления.

Цель статьи – воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор отбирает самые яркие факты. Основные черты – строгая логичность, образность, эмоциональность.

Рецензия (отзыв) помогает обозначить собственную точку зрения по тому или иному вопросу.


На этом уроке мы поговорим о публицистическом устном выступлении. Попытаемся вывести формулу успеха для выступления. И рассмотрим все этапы подготовки к устному выступлению.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Устное выступление"

· Поговорим об устном публицистическом выступлении.

· Узнаем, как подготовиться к устному публицистическому выступлению.

· Поразмышляем о том, как сделать своё выступление успешным.

Совсем недавно мы говорили о публицистическом стиле речи. Это стиль средств массовой информации. С его помощью не только информируют людей, но и воздействуют на них. Мы привыкли видеть публицистический стиль в статьях, очерках, фельетонах, репортажах, интервью…

Однако этот стиль встречается и в устной речи!

И тогда мы говорим уже об устном публицистическом выступлении. Это и выступления на собраниях, речи и лекции, доклады на общественно-политические или нравственные темы.

При этом оратор общается с публикой напрямую, и ему приходится не только давать информацию, но и убеждать людей в своём мнении.

Овладеть мастерством устного выступления очень важно. Зачем это может понадобиться? Например, чтобы убедительно отстоять своё мнение на собрании жильцов дома или на собрании учеников. Можно стать адвокатом или прокурором и успешно выступать в суде.

Возможно, придётся столкнуться с докладами и речами в университете. Да и вообще, человек, который умеет хорошо выступать, легко организует людей и призовёт их к нужным действиям.

Но давайте возьмём самый простой вариант. Учитель даёт вам задание: подготовить речь на тему травли в школе.

Что же нужно, чтобы стать успешным оратором?

Успех речи зависит от нескольких вещей.

Первая – то, насколько мы правильно оценили аудиторию.

Вторая – то, насколько хорошо подготовились.

Очень важна выразительность текста, который мы составили.

И, конечно, важно то, как мы этот текст преподнесли аудитории.

Начнём с первого этапа и присмотримся к аудитории. Оратору желательно знать, перед кем он выступает.

Многочисленна ли эта аудитория? Люди какого возраста и пола будут нас слушать? Какое у них образование, интересы?

Наконец – как они относятся к той проблеме, о которой будет наша речь?

Представьте, что в нашей аудитории – те, кого травят в школе. А теперь представьте, что там те, кто сам травит других учеников. Подход к речи будет совершенно разным!

Аргументы оратора сильно зависят от того, какая у него аудитория.

Посчитаем, что вы выступаете только перед своим классом. На выступление придёт двадцать человек или чуть больше. Они одного возраста с оратором, есть юноши и девушки. Образование, конечно, такое же, как у оратора.

Отношение к проблеме обозначим так: все знают, что травить других людей – это ненормально, но многие делают вид, что проблемы не существует. А кто-то этим и занимается.

Наконец, представим самое сложное: в классе есть и жертвы травли, и заводилы травли.

На этом мы будем строить нашу речь.

Теперь перейдём ко второму этапу – подготовка. Для речи необходим план.

В первый раз план составляется ещё до начала работы над речью. Мы можем выбрать – простой план составить, сложный или тезисный. Составим план в виде вопросов.

Что такое травля в школе?

Почему одни люди начинают травить других?

К каким последствиям может привести травля в школе?

Как можно остановить травлю одних учеников другими?

После отбора информации мы можем дополнить план. Но нужно учитывать и объём речи. Если мы хотим уложиться, например, в пятнадцать минут, не нужно стремиться рассмотреть слишком много вопросов.

Ещё нужно определить тезис, к которому мы поведём нашу аудиторию. В этом тезисе оратор должен быть уверен.

Если вы сами не можете определиться – проблема травля или нет, то ваша речь прозвучит неубедительно. А вот если вы горите уверенностью в том, что любые виды школьной травли нужно тут же прекращать – вы постараетесь и слушателя убедить в этом.

И теперь самое время собирать информацию. На начальном этапе обычно собирается намного больше информации, чем может понадобиться. Мы просто отыскиваем всё, что можно найти по этой проблеме. И примерно сортируем информацию – отделяем основные факты, что-то интересное и что-то дополнительное, что может и не понадобиться.

К информации, которая будет в нашей речи, мы предъявляем два основных требования.

Первое – это достоверность. Факты должны быть правдивыми, цифры – конкретными. А статистика – опираться на проверенные данные.

Второе требование – интересность информации. Нужно стараться отбирать неизвестные, интересные, поразительные факты. Оперировать крупными числами, приводить удивляющую статистику.

Этот факт кажется веским доказательством? Если он достоверный, берём его. Информация поразила? Её тоже берём.

И помните самое требование: оратор должен хорошо владеть информацией!

И теперь самое время вернуться к нашему плану.

И дополнить каждый пункт в соответствии с ответом на вопрос – что я могу и хочу сказать в этом пункте?

Например, в первом пункте мы дадим определение травли. Отметим, что это не только избиения и отъём денег, но и издевательства. Расскажем, какой бывает травля и скажем пару слов о травле в иностранных школах.

В следующем пункте мы поговорим о тяжёлых последствиях для тех, кого травят – физических и психических. Заметим, что человек даже может покончить с собой из-за издевательств в школе. А может в состоянии крайнего стресса убить кого-нибудь из своих мучителей или устроить теракт. Проанализируем, по какой дорожке идут те, кто травит людей в школе и отметим, что они слишком часто становятся неустроенными, презираемыми в обществе людьми, потратившими жизнь впустую.

В последнем пункте нам нужно рассказать, как можно бороться с травлей. Отметить, насколько важны сплочённость и взаимовыручка в классе. Как должен работать родительский комитет и как обращаться к директору или в соответствующие органы по поводу травли в школе. Наконец, можно рассмотреть – как иногда ученики справлялись с травлей в классе, например, при помощи бойкотирования зачинщиков.

Теперь мы записываем все тезисы – главные мысли, которые у нас получились. Выстраиваем их и иллюстрируем аргументами, фактами, статистикой. В итоге у нас должна получиться первая версия нашего выступления.

И теперь нужно проследить за выразительностью выступления.

Это наш следующий этап. На нем речь обретает дополнительные краски. Выразительности речи можно достичь разными методами. Мы обращаем внимание на особенности композиции, на силу аргументов и, конечно, на речевые средства тоже.

Что нужно знать о композиции речи?

Что начало и конец не должны быть затянутыми. Они вместе не должны превышать одной третьей части от всей речи.

Этим частям уделяется особенное внимание при написании речи.

Ведь сильное начало – это наилучший способ заинтересовать аудиторию.

Мы можем начать нашу речь с поразительного факта. Напомнить историю, которая произошла недавно и у всех на слуху. Смоделировать какую-то историю и вовлечь в неё слушателей: представьте, что вы самый обычный ученик, и одноклассники начинают вас обзывать, портить ваши вещи и так далее. Можно даже рассказать какую-то историю, которую вы видели лично или в которой участвовали.

Но при составлении речи нужно обращать внимание и на её лаконичность. Речь не должна быть затянутой и перегруженной. Оратор, который всё бесконечно разжёвывает и всё приводит и приводит доказательства каждой своей мысли – плохой оратор, потому что внимание слушателей теряется после двух-трёх аргументов.

Кроме того, речь нельзя перегружать цифрами и статистикой, иначе внимание слушателей тоже потеряется.

В речи очень важна эмоциональность. Мы должны затронуть эмоции слушателей. Если мы говорим о школьной травле, то мы хотим вызвать у слушателей жалость и сострадание к тем, кто становится объектом травли. Страх за себя и своих близких. Негодование и отвращение к тем, кто начинает травить других людей. А из этого уже следует желание что-то изменить.

Эмоции нельзя вызвать сухими цифрами и формулировками. Зато можно – трогательными историями, ужасными фактами и рассказом о сломанных судьбах других людей, например.

Кроме того, оратор должен показать слушателям, что проблема, о которой он говорит, может коснуться их или их близких в любой момент. Оратор должен вовлечь слушателей в свою речь, заставить переживать вместе с собой.

С эмоциональностью тесно связан язык нашей речи. Речь, которую мы произносим, должна быть похожей на разговорную.

Представьте, что вы слушаете речь с вот такими формулировками:

Таким образом так называемая школьная травля является возмутительным и порицаемым обществом явлением, что подтверждается рядом исследований…

Кто-то просто потеряет нить повествования и ничего не поймёт. А для кого-то такая речь будет пыткой. Оратор не достигнет цели.

Чем ближе язык к обычной речи, тем легче он воспринимается. Особенно нужно избегать научного стиля и канцеляризмов.

Лучше переписать речь своими словами, так, как вы бы рассказали всё это другу или хорошему знакомому.

Язык нашей речи должен быть ещё и образным. Мы можем добавить в него фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, насытить его особыми риторическими фигурами, о которых мы говорили.

И теперь дело за последним этапом – нашим умением преподнести речь. Ведь восприятие речи часто зависит от стараний оратора.

Даже отличную интересную речь можно испортить, если пробубнить её на одной ноте. Или забыть о паузах.

Так что говорить нужно не слишком быстро и не слишком медленно.

Речь нужно произносить с выражением, обращать внимание на интонацию.

Нужно следить и за громкостью речи.

Кроме того, громкость и темп речи нужно изменять в зависимости от важности информации – мы можем ещё и повышать или понижать тон.

Ещё оратор должен располагать аудиторию себе. Если мы относимся к речи как к каторжной работе, которую нужно через силу выполнить – аудитория нам точно не поверит.

А вот если вы искренне хотите поделиться своими мыслями и наработками – аудитория это непременно почувствует.

Конечно, многое зависит от личной харизмы оратора. Есть люди, которым просто нравится общаться, и они могут убедить кого угодно в чем угодно. А есть те, кому не нравятся публичные выступления. И им приходится прилагать больше усилий, чтобы выглядеть уверенным на публике.

Тут главное – тренировки.

И ещё нельзя постоянно извиняться и заискивать перед публикой: слушатели сразу услышат вашу неуверенность.

Разумеется, нужно работать над дикцией и манерой речи – диктор, который мычит и говорит невнятно, обречён на неуспех. Внимание нужно обращать на паузы. Избавляться от слов-паразитов.

Речь должна быть внятной.

Нельзя забывать и о жестах и мимике.

Речь лучше репетировать перед зеркалом. Жесты и мимика должны быть естественными. Неподвижный оратор с каменным выражением лица и чересчур активный оратор – одинаково неверно.

При произнесении речи вы можете пользоваться опорным конспектом, куда запишете план, нужные цифры, имена, даты.

Публицистический стиль речи

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Критерии отбора новостей

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Last updated on 27.11.2021

Post navigation

Previous Post

Анализ инаугурационной речи Джона Ф. Кеннеди, краткая биография президента и факты об инаугурации

Next Post

Жанры, отличительные черты и признаки художественного стиля речи (описание и примеры)

Читайте также: