Конспект урока по самопознанию 1 класс жить в ладу с собой

Обновлено: 07.07.2024

выявить общечеловеческую ценность Внутренний по­кой через осознание важности жить в ладу с собой.

Развить стремление поступать по совести

поступать по совести, вежливость, дисциплина.

Запланированная деятельность на уроке

Покажите движениями и мимикой, что вы чувствовали в своем сердце, когда вас ласкало солнышко? А когда вас намочил дождик?

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, кото­рая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

При обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока.

Андрюша - хороший и любознательный мальчик. Он уже школьник. Мальчик радуется этому. А еще и тому, что совсем недавно родители начали доверять ему в семейных делах.

Андрюша гордится, что родители ему доверяют. Он старается вежливо выполнять их просьбы. Так, когда отец собирается в командировку (а отец у Андрюши журналист), он твердо обещает быть заботливым помощником маме.

Мама заболела совсем неожиданно. Поздно вечером, возвращаясь с работы, она попала под холодный ливень. Пока дошла домой, промокла насквозь. Она очень замерзла. А еще устала.

Андрюша уже спал. Чтобы не разбудить сына, мама решила не беспокоиться о себе. Не включая свет в комнате, обтерла полотенцем промокшие волосы и легла в кровать. Правда, перед этим бережно подвинула одеяльце, заботливо укрывая Андрюшу.

Ночью мама кашляла. Сквозь сон Андрюша слышал ее сухой и приглушенный кашель. Но ему так хотелось спать! Мальчик недовольно крутился в кровати. Мама слышала это. Она сдерживала в себе кашель, ощущая, как горячая волна накрывает ее с ног до головы. Всю ночь тело горело адским огнем. Но мамочка не имела сил встать, чтобы принять лекарство от простуды. И не хотела будить сына. На утро тяжелая болезнь крепко сковала ее.

- Мама, а где мой завтрак?! - собираясь в школу, мальчик тормошил ее, пробуждая от тяжелого забвения.

- Я сейчас, - мама попробовала встать с кровати и изнеможенно упала на подушку. Болезнь поборола ее целиком.

- Мама, что с тобой?! - напуганный Андрюша не знал, что и делать.

- Я. заболела, сынок, - едва прошептала обессиленно. В ее тихом голосе была слышна вина.

- Но мне же надо в школу! - рассердился Андрюша. "Это ж надо было маме так несвоевременно заболеть!"

- Извини. что. не могу. приготовить тебе. завтрак. Возьми. в кошельке. деньги. что-то купи. себе.

- Хорошо! - Андрюша схватил ранец, взял в руки промокший мамин кошелек. И вдруг молнией отразился у него в душе голос отца: "Будь заботливым, сын. Береги маму".

Андрюша вобрал голову в плечи. Он мгновенно вспомнил ночной мамин кашель. Стыд и совесть пробудились в его душе: "И как я мог спокойно спать, когда мама плохо чувствовала себя? И как могу оставить ее дома саму? Когда болею я, мамочка не знает покоя, просиживая возле моей кроватки все ночи подряд, до тех пор, пока полностью не выздоровею".

- Мама, - мальчик отложил портфель, - сейчас я заварю чай и вызову врача. В школу сегодня не пойду. Не волнуйся, - мальчик потрогал горячий мамин лоб, - я позабочусь о тебе, и ты в скором времени выздоровеешь.

- Спасибо. сынок, - на маминых глазах выступили слезы.

- Как вы думаете, что заставило Андрюшу вернуться?

5. Творческая деятельность, групповая работа

Первое задание учебника предполагает индивидуальную работу каждого учащегося. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображенных ситуаций. Учащиеся могут представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свой выход из ситуации. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному выходу из предложенных ситуаций.

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?

Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести.

Артём пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм. Но у Армана не оказалось денег на билет. У Артёма были деньги, и он подумал, как поступить: заплатить за друга или отказаться от похода в кино.

Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, что с радостью поможет. Но после школы, заигравшись, совсем забыла о своём обещании. Диана очень расстроилась.

Работа в тетради нарисовать в тетради, то что приносит радость с.13

6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

С.31 выучить песню

С. 28 прочитать опережающее задание

Жить в ладу с собой - значит жить в ладу со своим вну­тренним голосом, голосом совести.

Поступать по совести - поступать правильно и честно,как подсказывает вам сердце.

Совесть - это голос сердца. Для каждого человека важна чи­стота его сердца.

7. От сердца к сердцу

Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Заключительная минута урока

А теперь, сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, о чем мы говорили сегодня, вспомните всех своих друзей, пожелайте им добра и счастья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 5 урок

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

ЖИТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ!

выявить общечеловеческую ценность Внутренний по­кой через осознание важности жить в ладу с собой.

Развить стремление поступать по совести

Воспитать вежливость, дисциплину.

поступать по совести, вежливость, дисциплина.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Орг анизационный момент.

Позитивный настрой.

Психологический настрой Для начала нам необходимо сосредоточиться. Сядем удобно, выпрямим спинку и закроем глаза. Теперь послушаем музыку и представим то, о чем я буду вам рассказывать. (Звучит музыка. Медитация на свет).

Представьте ясный летний день. Солнышко ласкает вас (пауза). Запомните свои чувства. А сейчас пошел дождь, веселый и теплый… (пауза). Запомните свои чувства. Нашли ответ на трудный вопрос? (Пауза). Запомните свои чувства. Красивая бабочка села на вашу ладонь, и ее крылышки подрагивают (пауза). Запомните свои чувства. Вы пришли в свою родную школу (пауза). Запомните свои чувства. И через некоторое время можно открыть глазки.

Покажите движениями и мимикой, что вы чувствовали в своем сердце, когда вас ласкало солнышко? А когда вас намочил дождик?

Покажите движениями и мимикой что вы чувствовали, когда ответили на трудный вопрос? А когда Бабочка присела на ладонь? (Ответы детей).

Проверка домашнего задания

Позитивное высказывание (цитата)

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, кото­рая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

При обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока.

Рассказывание истории (беседа)

Андрюша – хороший и любознательный мальчик. Он уже школьник. Мальчик радуется этому. А еще и тому, что совсем недавно родители начали доверять ему в семейных делах.
Андрюша гордится, что родители ему доверяют. Он старается вежливо выполнять их просьбы. Так, когда отец собирается в командировку (а отец у Андрюши журналист), он твердо обещает быть заботливым помощником маме.
Мама заболела совсем неожиданно. Поздно вечером, возвращаясь с работы, она попала под холодный ливень. Пока дошла домой, промокла насквозь. Она очень замерзла. А еще устала.
Андрюша уже спал. Чтобы не разбудить сына, мама решила не беспокоиться о себе. Не включая свет в комнате, обтерла полотенцем промокшие волосы и легла в кровать. Правда, перед этим бережно подвинула одеяльце, заботливо укрывая Андрюшу.
Ночью мама кашляла. Сквозь сон Андрюша слышал ее сухой и приглушенный кашель. Но ему так хотелось спать! Мальчик недовольно крутился в кровати. Мама слышала это. Она сдерживала в себе кашель, ощущая, как горячая волна накрывает ее с ног до головы. Всю ночь тело горело адским огнем. Но мамочка не имела сил встать, чтобы принять лекарство от простуды. И не хотела будить сына. На утро тяжелая болезнь крепко сковала ее.
- Мама, а где мой завтрак?! – собираясь в школу, мальчик тормошил ее, пробуждая от тяжелого забвения.
- Я сейчас, – мама попробовала встать с кровати и изнеможенно упала на подушку. Болезнь поборола ее целиком.
- Мама, что с тобой?! – напуганный Андрюша не знал, что и делать.
- Я. заболела, сынок, – едва прошептала обессиленно. В ее тихом голосе была слышна вина.
- Но мне же надо в школу! – рассердился Андрюша. "Это ж надо было маме так несвоевременно заболеть!"
- Извини. что. не могу. приготовить тебе. завтрак. Возьми. в кошельке. деньги. что-то купи. себе.
- Хорошо! – Андрюша схватил ранец, взял в руки промокший мамин кошелек. И вдруг молнией отразился у него в душе голос отца: "Будь заботливым, сын. Береги маму".
Андрюша вобрал голову в плечи. Он мгновенно вспомнил ночной мамин кашель. Стыд и совесть пробудились в его душе: "И как я мог спокойно спать, когда мама плохо чувствовала себя? И как могу оставить ее дома саму? Когда болею я, мамочка не знает покоя, просиживая возле моей кроватки все ночи подряд, до тех пор, пока полностью не выздоровею".
- Мама, – мальчик отложил портфель, – сейчас я заварю чай и вызову врача. В школу сегодня не пойду. Не волнуйся, – мальчик потрогал горячий мамин лоб, – я позабочусь о тебе, и ты в скором времени выздоровеешь.
- Спасибо. сынок, – на маминых глазах выступили слезы.

- Как вы думаете, что заставило Андрюшу вернуться?

5. Творческая деятельность, групповая работа

Первое задание учебника предполагает индивидуальную работу каждого учащегося. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображенных ситуаций. Учащиеся могут представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свой выход из ситуации. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному выходу из предложенных ситуаций.

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?

Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести.

Артём пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм. Но у Армана не оказалось денег на билет. У Артёма были деньги, и он подумал, как поступить: заплатить за друга или отказаться от похода в кино.

Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, что с радостью поможет. Но после школы, заигравшись, совсем забыла о своём обещании. Диана очень расстроилась.

Работа в тетради нарисовать в тетради, то что приносит радость с.13

6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

С.31 выучить песню

С. 28 прочитать опережающее задание

Новая информация

Жить в ладу с собой - значит жить в ладу со своим вну­тренним голосом, голосом совести.

Поступать по совести - поступать правильно и честно,как подсказывает вам сердце.

Совесть - это голос сердца. Для каждого человека важна чи­стота его сердца.

7 . От сердца к сердцу

Групповое пение

Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Заключительная минута урока

А теперь, сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, о чем мы говорили сегодня, вспомните всех своих друзей, пожелайте им добра и счастья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:. Выявить общечеловеческую ценность Внутренний покой через осознание важности жить в ладу с собой.

Развить стремление поступать по совести.

Воспитать вежливость, дисциплину.

мелодия для релаксации

1. Позитивный настрой ( Концентрация на Свет)

Анализ хода урока:

1. Как вы думаете, в каждом ли человеке живет совесть? Почему?

2. Как проявляется совесть в поступках человека?

3. Что вам помогает жить в согласии с совестью?

( учитель проговаривает, затем уч-ся хором)

5.Творческая работа

1. В тетради нарисовать что вас радует.

6 Подарок учителя Совесть. Притча

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ — молчание. Спустился он в погреб: туда, сюда — нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Тема № 5: Жить в ладу с собой!

Ценность: Внутренний покой

Качества: Поступать по совести, вежливость, дисциплина.

Цель: выявить общечеловеческую ценность. Внутренний покой через осознание важности жить в ладу с собой.

2. Развивать стремление поступать по совести.

3. Воспитывать вежливость, дисциплину.

(материалы, источники)

1. Ход урока :

Орг. Момент. Позитивный настрой.

Путешествие в подводное царство

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляется в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте, прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко о отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой,когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь в глубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда….это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая и полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте и поблагодарите его за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуете сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

2. Проверка домашнего задания

1. Как вы думаете в каждом человеке живет совесть? Почему?

2. Как проявляется совесть в поступках человека?

3. Что вам помогает жить в согласии с совестью? Анализ урока

3. Позитивное высказывание (цитата).

Счастлив тот,у кого совесть спокойна.

(Народная мудрость)

Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Прочитать хором 2 раза.

1 раз мальчики Запись в тетрадь

4. Рассказывание истории, беседа (подарок учителя)

Как Андрейка перевез Нину

Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода. Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет?

Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:

– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем

– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.

– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.

1. Что чувствует человек, когда помогает другим?

2. Для чего человеку важно выполнять свой долг?

3. Почему важно выполнять свой долг?

Ребята отвечают как бы они поступили на месте этих ребят

5. Творческая деятельность. Групповая работа

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?

Задание 2. Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести

Артем пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм. Но у Армана не оказалось денег на билет. У Артема были деньги, и он подумал, как поступить: заплатить за друга или отказаться от похода в кино.

Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, сто с радостью поможет. Но после школы заигравшись, совсем забыла о своем обещании. Диана очень расстроилась.

Работа с тетрадями.

6. От сердца к сердцу. Групповое пение

Музыка Б. Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

7. Домашнее задание

8. Заключительная минута урока.

- А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки.

Ребята, в завершение урока давайте мысленно скажем спасибо всем и поместим нашу любовь, внутренний покой в свое сердце, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли…

- Помогай всегда, не вреди никогда, работай в команде, не обижай других, проявляй заботу о ближних.

Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.

Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми? Часть 2 Совет № 7: Знание нескольких психологических приемов помогает легче переносить болезнь ребенка. От нашего состояния зависит очень многое.

Читайте также: