Конспект занятия по запуску речи у детей 3 4 лет

Обновлено: 01.07.2024

Я подготовила задания для неговоряшек. Задания подходят для детей от 1,8 года.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Целью артикуляционной гимнастики является укрепление мыщц речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Артикуляционная гимнастика в первую очередь нужна детям с диспраксией, дизартрией, тонусом мышц артикуляционного аппарата, при постановке звуков.

При некоторых речевых нарушениях артикуляционная гимнастика не является первостепенной задачей.

Ребенок следит за жучком (или другой игрушкой) и выполняет движения языком:

  • Жучок летит вверх – язычок поднимаем вверх;
  • Жучок летит вниз – язычок наклоняется вниз;
  • Жучок летит вправо – язык перемещается вправо;
  • Жучок летит влево – язык перемещается влево;
  • Жучок летит по кругу – язык двигается по кругу;
  • Жучок летит вперед – язык тянется вперед, жучок летит назад – язык прячется в рот.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Оборудование: жучок.

Дыхательная гимнастика

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Задание "Перчатка"

Взрослый на одноразовый стакан надевает медицинскую перчатку. В нижней части стакана делаем дырку и вставляем в неё трубочку. В этом задании мы отрабатываем сильную воздушную струю, надувая перчатку через трубочку.

Дополнительно можно отрабатывать слова:

Оборудование: медицинская перчатка, одноразовый бумажный стакан, трубочка.

Нейропсихологическая игра

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека и его поведение.

В нейропсихологии проводится нейрокоррекция. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.

Задание "Плед"

На полу растилаем плед. В него заворачиваем ребёнка. Заворачивая ребёнка, он будет произносить один звук. Разворачивается ребенок сам и произносит другой звук.

Гласные звуки для произношения:

В этом задании мы так же можем:

  • Произносить слоги;
  • Произносить слова;
  • Произносить фразы;
  • Автоматизировать звуки.

Оборудование: плед.

Повторение слогов

Отличной тренировкой речи для ребенка будет произношение изолированных слогов. Детям с задержкой речевого развития рекомендуется произносить слоговые цепочки со звуками раннего онтогенеза: К, Н, Г, Х, Ф, В, П, Д, М, Т, Б и их мягкие варианты. После такой тренировки ребенку будет легче произносить эти слоги в свободной речи.

Задание "Червячки"

Из туалетной бумаги или салфетки делаем червячков, как показано на видео. На червячков наливаем воду из пипетки. Ребенку говорим, что червячки поют песенку.

Слоги для песенки червяков:

Оборудование: 6 кусочков туалетной бумаги, карандаш, пипетка, вода.

Понимание речи

Понимание речи — сложный процесс декодирования воспринятой речевой информации. Этот процесс начинается с восприятия речи (устной или письменной), затем восприятие переходит в понимание общего значение высказывания, наконец, в понимание смысла и подтекста этого высказывания.

Что входит в "понимание речи":

  • понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, вы просите ребенка принести банан, и он его приносит);
  • понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива; ребенок знает это и не путает этих животных);
  • понимание грамматических значений;
  • понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?
  • понимание предлогов.

Задание "Имитация"

Взрослый говорит ребёнку секретные слова: "Копай, звени, режь".

  • Если ребёнок слышит слово "Копай", то он имитирует копание.
  • Если слышит слово "Звени", то он показывает, как звенит колокольчик.
  • Если слышит слово "Режь", то имитирует резку ножом.

Взрослый говорит сначала одно действие. Как только ребёнок хорошо справится с одноступенчатой инструкцией, то взрослый может добавить второе действие, затем третье действие. Ребенок показывает движения в той последовательности, в которой сказал взрослый.

Оборудование: нет.

Исключающая инструкция

Исключающая инструкция направлена на развитие логического мышления ребенка и понимания обращенной речи.

Задание "Сыщик"

Взрослый кладет три предмета в одной стороне комнаты. Например, можно взять игрушки: киса, вата, ляля. Ребенок и взрослый находятся в другой стороне комнаты. Взрослый на ухо шепчет инструкцию: "Принеси не вату", "Принеси не кису и не лялю."

Сначала ребенок исключает один предмет. Если хорошо справляется с одноступенчатой инструкцией, то взрослый в инструкцию добавляет второй предмет.

15.05.2019 | Анна Новик 19 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Comments

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по вызыванию (активизации) речи

у ребёнка раннего возраста.

Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.

Задачи: продолжать вызывать интерес у ребёнка раннего возраста к совместным играм со взрослым, активизация речи, развитие артикуляционной моторики (учить повторять движения языком по подражанию), развитие общей и мелкой моторики (учить выполнять движения по подражанию и слову), умения сопоставлять предмет(игрушку) и его плоскостное изображение(картинку), глазомер (уметь приклеить картинку-наклейку на лист).

Кошка и котята.

Логопед: Кто это? Кто так говорит? (привлечь внимание ребёнка)

Пойдём, найдём (идут на звук – находят кошку-игрушку).

Да это же кошка, киса . Посмотри (рассматривают игрушку).

Это киса к нам пришла. Мяу, мяу , киса . Давай с ней поздороваемся (стараться вызвать отклик ребёнка, повтор им звукоподражаний).

Рассматривание игрушки и называние частей тела.

Где у кисы глазки ? Вот глазки у кисы. А где у (имя ребёнка) глазки? (всё сопровождается показом) – далее рассматривают все части тела кошки, ребёнка, мамы, логопеда(тёти).

Давай поиграем с кисой.

По желанию ребёнка можно поиграть 1-2 раза.

Как же киса говорит?

Артикуляционные упражнения.

Киса пьёт(лакает) язычком молочко (лакательные движения широким язычком; ну или как получится у малыша. Взрослый все движения выполняет вместе с ребёнком.)

Массаж, самомассаж лица.

Киса поела и стала умываться, мыться. Давай и мы умоемся, как киса.

Маша (имя ребёнка) моет лобик, щёчки, носик…..(поглаживание частей лица; если логопед или родитель владеет навыками массажа, то можно сделать логопедический массаж лица).

Опять раздаётся мяуканье.

Кто же? Где мяукают? Да вот же они! Это маленькие котятки (достать котят-игрушки).

Котята и мама-кошка очень любят прятаться.

Давай с ними поиграем! Кошка с котятами будут прятаться, а мы их звать. Помогай!

Игра повторяется несколько раз-по желанию ребёнка.

Тебе понравилось играть с киской и котятками? Им тоже очень понравилось с тобой играть.

Работа с наклейками.

У киски есть портрет. Вот он (показать картинку)

hello_html_m228bf7f5.jpg

Рекомендуется рассмотреть с ребёнком рисунок кошки, части тела кошки, всё озвучить.

У мамы кошки есть котятки. Вот они. Давай их приклеим.

hello_html_7909e49f.jpg

Ребёнок с помощью взрослого приклеивает наклейку (или вырезанную картинку с помощью клея-карандаша).

Цель: Развивать речь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи.

Задачи:

  • Формировать умение детей правильно отвечать на вопрос воспитателя, внимательно слушать;
  • Стимулировать активную речь, побуждать детей к повторению за воспитателем отдельных фраз, словосочетаний;
  • Формировать представления детей о роли солнца в жизни человека, растений, животных.
  • Развивать артикуляционный аппарат детей, используя упражнение на речевое дыхание: умение постепенно, медленно выдыхать воздух через рот;
  • Развивать зрительное восприятие пространства;
  • Развивать умение узнавать и называть цвет (желтый, оранжевый, красный), форму (круглый), величину (большой - маленький).
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • Эмоциональную отзывчивость;
  • Создавать радостное настроение;
  • Удовлетворение от результатов работы;
  • Вовлекать детей в игровое взаимодействие, способствовать проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей и воспитателя.

Словарная работа: солнце, туча, лучи, ласковое, яркое, лучистое, золотое, освещает, светит, согревает.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за небом, рассматривание картинок с изображением солнышка;
  • Чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, закличек, отгадывание загадок.

Методические приёмы:

  • Организационный момент перед занятием.
  • Проблемная ситуация.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстраций).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы).
  • Поощрение, анализ занятия.

Материал и оборудование: Счетные палочки, круги -красные, желтые, оранжевые большие и маленькие, разрезные сюжетные картинки, зонтик

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!

2. Основная часть

Педагог: Сегодня особенный день! Почему, как вы думаете?

Ответы детей: (тепло на улице, мама купила игрушку…).

Педагог: Замечательно, но особый он еще и потому, что сегодня первый день весны! Вы заметили весну на улице?

Ответы детей: Да! Снег тает, сосульки висят…

Педагог: Верно, а к нам солнышко заглянуло. Протянем ему ручки, погреемся от солнышка. Скажите, солнышко какое?

Ответы детей: теплое, желтое, круглое, ласковое, нежное, доброе…

Педагог: Где живет солнышко?

Ответы детей: На небе.

Педагог: У всех есть дом и у солнышко тоже.

Дети стоят в кругу или врассыпную. Педагог показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Педагог: Что есть у солнышка?

Дети: Лучики.

Педагог: Сколько солнышек на небе?

Дети: Одно.

Педагог: Давайте сделаем солнышку друзей.

Дети выбирают материал и выкладывают солнышко, общаясь при этом и поясняя свои действия. Педагог стимулирует, активизирует их деятельность.

Педагог: Вот сколько друзей у солнышка. Молодцы! Назовите свое солнышко ласково.

Дети: золотце, любимое, красивое…

Педагог: Поиграем с лучиками.

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной! (моргают глазами).
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись! (делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца там найду. (отводят глаза влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик, я найду! (смотрят взгляд вправо)

Педагог: Солнышко подарило нам картинки, но они рассыпались. Что же делать?

Дети: Собрать!

Дети собирают картинку. Педагог с каждым индивидуально беседует по содержанию. Можно предложить детям более опытным рассказать друг другу.

Педагог: Молодцы! И солнышко слушало ваши рассказы и мне очень понравилось. Замечательно! Ребята, а что будет, если солнышко спрячется?

Дети: станет темно, грустно, холодно…

Педагог: С солнышком веселее.

Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.

Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

3. Итог занятия

Улыбнитесь, если занятие вам было интересным. Что понравилось Саши больше всего? Оли?

Читайте также: