Пособия и компенсационные выплаты конспект

Обновлено: 03.07.2024

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2020 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – МРОТ (12 130 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.)

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730)

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730) x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730) x 60%

Часть 1, ч 6 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Пособие по безработице

гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - августе 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2020 году составляет:

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации до 12 недель

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 137 566,13 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3 375,77 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6 751,54 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 27 984,66 руб.

Для матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в составе органов внутренних дел и ряда других органов, а также для уволенных в связи с ликвидацией организации и по аналогичным причинам максимальный размер пособия составляет 13 503,10 руб.

Если право на материнский капитал возникло до 31 декабря 2019 года - 466 617 руб.

Если в семье после 1 января 2020 г. родится (будет усыновлен) первый ребенок - 466 617 руб. Если же в дальнейшем в семье родится (будет усыновлен) второй ребенок, размер маткапитала увеличится на 150 000 руб. и будет составлять в общей сумме 616 617 руб.

Если первый ребенок родился (был усыновлен) до 1 января 2020 года, а второй - после, то размер маткапитала составит 616 617 руб.

Если третий ребенок (или последующие дети) родился/был усыновлен начиная с 1 января 2020 года и при условии, что раньше право на маткапитал не возникло - 616 617 руб. (в частности, имеется в виду ситуация, когда первый и второй ребенок родились до 2007 года - года, с которого заработала программа маткапитала, а третий - после 1 января 2020 года).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Также в 2020 году в целях социальной поддержки семей, имеющих детей, в период пандемии установлены дополнительные выплаты. Так, семьи, имеющие детей младше трех лет, вправе получить ежемесячные выплаты за апрель, май и июнь 2020 года в размере 5 000 руб. на каждого ребенка до трех лет. На детей от 3 до 16 лет выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 руб. на каждого ребенка такого возраста.

В ст. 39 Конституции РФ социальные пособия рассматривают­ся как часть системы социального обеспечения нетрудоспособ­ных граждан.

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют собой самостоятельный институт права социально­го обеспечения. Присущие только этим нормам правовые призна­ки и особенности позволяют отграничить их от других видов со­циального обеспечения.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или с целью оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источни­ков дохода.

Действующим законодательством предусмотрены:

- пособие по временной нетрудоспособности,

- пособие по беременности и родам,

- пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреж­дение в ранние сроки беременности,

- пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

- пособие на детей,

- пособие на погребение,

- пособие по безработице.
Классификация пособий:

1. По целевому назначению: компенсирующие заработок и
предоставляемые как дополнительная материальная помощь.

2. По продолжительности выплаты: единовременные, ежемесячные, периодические.

3. По источнику выплат: из внебюджетных фондов, из государственного бюджета (в том числе из федерального или субъек­тов федерации).

10. Правовые основы охраны здоровья и социального обеспечения

10.1. Правовые основы охраны здоровья и предоставления медицинской помощи гражданам РФ.

10.2. Источники права социального обеспечения.

10.3. Законодательство о социальном обслуживании. Реабилитационные услуги для инвалидов.

10.4. Социальные пособия. Компенсационные выплаты.


10.1. Правовые основы охраны здоровья и предоставления медицинской помои гражданам РФ

Элементы регулирования медицинской деятельности появились со времен зарождения медицины. Существовавшие на разных этапах развития человеческого общества правила и обычаи ни могли не затронуть взаимоотношений пациента и врача. Однако в нашей стране длительное время отсутствовало подробное правовое регулирование профессиональной деятельности медицинских работников. Если медицина и соприкасалась с правом, то в большинстве случаев с уголовным.

В последние десятилетия реформы социально-экономического уклада прогресс медицины, появление наряду с государственной и муниципальной частной системы здравоохранения вызвали необходимость радикальных изменений действующей системы правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью. В связи с этим значительно изменилась нормативная правовая база в сфере здравоохранения, вступили в силу новые федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Изменилась и правовая ситуация в здравоохранении - медицина стала более доступна для претензий и исков пациентов, поэтому сегодня каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности пациента при оказании ему медицинских услуг. Он должен знать основы юриспруденции, иметь представление о той ответственности, которая наступает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей. Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативной правовой базы.

Основным законом Российской Федерации, в соответствии с которым формируется вся нормативная правовая база здравоохранения, является принятая в 1993 г . Конституция Российской Федерации.

Во второй главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы:

• о праве на жизнь (ст. 20);

• об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

• о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);

• о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);

• о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41);

• о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42).

В соответствии с Конституцией РФ в 1993 г . приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы), которые стали правовой базой для развития законодательства в области здравоохранения (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000, 2003-2008 годах изменений).

В Основах впервые на законодательном уровне проблема здоровья населения стала рассматриваться как общегосударственная, и правовые нормы охватили широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В Основах определены основополагающие принципы охраны здоровья граждан:

• соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

• доступность медико-социальной помощи;

• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Также в Основах изложены основные задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медикосоциальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др.

В соответствии с Конституцией и Основами отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации только в том случае, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основании констатации необратимой гибели всего головного мозга.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно этим правилам, донорство крови и ее компонентов - это свободно выраженный добровольный акт. Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование. Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Согласно этому закону, ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами в соответствии с действующим законодательством. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции.

Медицинское освидетельствование граждан на наличие у них ВИЧ-инфекции в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Работники государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В законе зафиксированы гарантии государства в области оказания психиатрической помощи; права лиц, страдающих психическими расстройствами, и ограничения в правах; порядок осуществления принудительных мер медицинского характера в отношении таких лиц; права, обязанности и меры социальной защиты врачей-психиатров, иных специалистов и медицинского персонала, участвующих в оказании психиатрической помощи; порядок проведения психиатрического освидетельствования, оказания консультативно-лечебной помощи психиатрического профиля, диспансерного наблюдения, госпитализации (добровольной и недобровольной) лиц, страдающих психическими расстройствами, и помещения их в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в особый Перечень.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:

• государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

• приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

• лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В России запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи.

Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. В соответствии с разделом VII Основ она осуществляется путем искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации и искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.

Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в лицензированных учреждениях при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Также к системе законодательства об охране здоровья относятся такие законы, как:

Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Права граждан в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 20 Основ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Права пациента при получении медико-социальной помощи в обобщенном виде сформулированы в ст. 30 Основ.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет следующие права.

• На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Грубое, небрежное отношение к пациенту может служить основанием для привлечения медицинского работника к юридической ответственности.

• Выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Пациент может лечиться в медицинском учреждении не только по месту своей регистрации. Для этого необходимо письменно поставить в известность страховую компанию и выбранное лечебное учреждение при условии, что оно входит в систему оказания медицинской помощи по договорам обязательного или добровольного медицинского страхования.

• Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Санитарные нормы и правила регламентируют условия и порядок размещения людей в больничных палатах, противоэпидемический и санитарный режим в лечебных учреждениях.

• Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов.

• Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами. Недопустимо применение методов диагностики или лечения без необходимого обезболивания. За виновное причинение боли пациенту действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

• Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании пациента и его лечении. Пациенты имеют право на врачебную тайну, т.е. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при их обследовании и лечении. Эта информация без согласия пациента никому не может быть предоставлена, за исключением случаев, которые предусмотрены ст. 61 Основ. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания, следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в случае оказания помощи несовершеннолетнему больному наркоманией в возрасте старше 16 лет, иным несовершеннолетним в возрасте старше 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы.

• Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Это необходимое предварительное условие медицинского вмешательства. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

• Отказ от медицинского вмешательства. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

• Получение информации о правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

• Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

• Возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

• Допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.

• Допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2020 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – МРОТ (12 130 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.)

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730)

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730) x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730) x 60%

Часть 1, ч 6 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Пособие по безработице

гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - августе 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2020 году составляет:

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации до 12 недель

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 137 566,13 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3 375,77 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6 751,54 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 27 984,66 руб.

Для матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в составе органов внутренних дел и ряда других органов, а также для уволенных в связи с ликвидацией организации и по аналогичным причинам максимальный размер пособия составляет 13 503,10 руб.

Если право на материнский капитал возникло до 31 декабря 2019 года - 466 617 руб.

Если в семье после 1 января 2020 г. родится (будет усыновлен) первый ребенок - 466 617 руб. Если же в дальнейшем в семье родится (будет усыновлен) второй ребенок, размер маткапитала увеличится на 150 000 руб. и будет составлять в общей сумме 616 617 руб.

Если первый ребенок родился (был усыновлен) до 1 января 2020 года, а второй - после, то размер маткапитала составит 616 617 руб.

Если третий ребенок (или последующие дети) родился/был усыновлен начиная с 1 января 2020 года и при условии, что раньше право на маткапитал не возникло - 616 617 руб. (в частности, имеется в виду ситуация, когда первый и второй ребенок родились до 2007 года - года, с которого заработала программа маткапитала, а третий - после 1 января 2020 года).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Также в 2020 году в целях социальной поддержки семей, имеющих детей, в период пандемии установлены дополнительные выплаты. Так, семьи, имеющие детей младше трех лет, вправе получить ежемесячные выплаты за апрель, май и июнь 2020 года в размере 5 000 руб. на каждого ребенка до трех лет. На детей от 3 до 16 лет выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 руб. на каждого ребенка такого возраста.

Бусыгина Ю. О.

Разберем, как правильно платить компенсационную часть заработной платы. Не путайте с компенсациями, например, за использование личного транспорта в служебных целях. Формулировки похожи, но суть разная:

  • Компенсация — это возмещение затрат, которые работник понес в служебных целях — такие выплаты ни при каких условиях нельзя считать заработной платой.
  • Компенсационная часть заработной платы — это выплата работнику за труд, выполненный в определенных условиях. Далее речь пойдет о правилах для этого понятия.

Правило 1. Правильно определяйте состав компенсационных выплат

Заработная плата состоит из нескольких частей (ст. 129 ТК РФ). Это условное деление, чтобы лучше понять сущность заработной платы:

  1. Вознаграждение за выполненную работу, например окладная часть зарплаты, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  2. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Выплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.

Компенсационная часть заработной платы является переменной частью заработной платы, начисляется за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Включает в себя:

  • доплату за сверхурочную работу;
  • доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплату за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00);
  • доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • доплату при выполнении работником работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей).

Обратите внимание: районные коэффициенты и процентные надбавки не формируют состав компенсационной части зарплаты и не являются самостоятельной выплатой. В соответствии со ст. 316 ТК РФ, они применяются к начисленной заработной плате.

С составом выплат разобрались.

Правило 2. Доплаты и надбавки начисляйте в размерах, не менее установленных в ТК РФ

В Трудовом кодексе определены минимальные размеры:

  • доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, сверхурочные, ночные);
  • а также за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Пример: сверхурочную работу работодатель обязан оплатить работнику так: первые два часа не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере
(ст. 152 ТК РФ). При этом работодатель имеет право предусмотреть повышенные размеры доплат. Самое главное, прописать это в локальных нормативных актах организации.

Правило 3. Компенсационные выплаты облагают НДФЛ

Компенсационные выплаты — это доход работника, с начисленной суммы следует удержать налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ).

Правило 4. Компенсационные выплаты включают в расходы по налогу на прибыль

Компенсационные выплаты можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль (подп. 3 ст. 255 НК РФ). Обратите внимание, эти выплаты должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Правило 5. Компенсационные выплаты учитывают при расчете среднего заработка

Исходя из среднего заработка оплачивается:

  • время нахождения работника в отпуске, в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и в других случаях.

Для расчета среднего заработка учитываются:

  • все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922).

Правило 6. Компенсационные выплаты учитывают при расчете пособия по временной нетрудоспособности и детских пособий

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Так как компенсационные выплаты облагаются страховыми вносами, то их можно, не опасаясь нарушить действующее законодательство, включить в расчет указанных пособий.

Читайте также: