Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе на тему птицы осенью

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 51

Подготовила:

I квалификационной категории

Проводила воспитатель Трусова Ю.А.

Цель занятия: формировать умение рисовать синичку нетрадиционным способом при помощи трафарета.

- сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения;

- развивать чувство коллективизма;

- продолжать учить детей отгадывать загадки про птиц;

- формировать умение рисовать нетрадиционным способом.

Предшествующая работа:

- знакомство с зимующими птицами (рассматривание картинок, иллюстраций);

- беседа об особенностях внешнего вида, условиях обитания;

- чтение стихов и загадывание загадок о птицах.

Материалы:кисточки, одноразовые салфеточки, баночки для рисования (непроливайки), картинка синичка; гуашь черного и желтого цвета, трафареты.

Ход занятия

Воспитатель. Наступила осень. На улице стало холодно, листочки пожелтели и стали опадать, мы стали одеваться теплее. А как вы думаете, как сейчас живется птицам? Что они едят? Тяжело ли им достать еду? Как мы можем им помочь? А чем? (Ответы детей)

Ребята, к нам в гости сегодня прилетела птичка! Давайте отгадаем, как она называется.

Кто в окошко к нам стучит –
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка,
Разноцветная игрушка.
Нас нисколько не боится
И на форточку садится.
Очень миленькая птичка.
А зовут её . (Синица)

Е. Шушковская

Посмотрите какая у нее нарядная внешность, у нее желтая грудка, разделенная черной полосой как галстуком, черная шапочка на голове, белые щечки и острый короткий клювик, серые крылья и хвост. Она очень любит крупу и сало. А как вы думаете, ребята, почему синиц так назвали? Потому, что они поют: "синь- синь- синь". И синичка предлагает нам поиграть с ней, согласны?

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Воспитатель. Молодцы, поиграли. Садимся на стульчики. Ой, а наша птичка загрустила. Ей стало одиноко одной. Давайте нарисуем ей подружек.

Сегодня мы с вами нарисуем синичек, используя трафарет.

Показываю рисунки, нарисованный с помощью трафарета и способ рисования.

Давайте возьмём в руки трафарет с синичкой и приложим его к листику. Теперь возьмём кисточку и окунём ее в черную краску. Придерживая трафарет рукой аккуратно закрашиваем головку, спинку и хвостик птичке.

Теперь промываем кисточку, вытираем ее тряпочкой и берем желтую краску и раскрашиваем грудку.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает, напоминая детям, что трафарет нужно обязательно придерживать другой рукой. (Рисование выполняли подгруппам по четыре человека)

Подведение итогов занятия

Воспитатель. Вам понравилось? Что мы сейчас делали? Какую птичку рисовали? Как мы можем помочь птицам? Да, пойти с мамой и папой гулять и покормить птиц.

Вы все очень внимательно слушали и прекрасно играли, а также правильно, красиво и аккуратно нарисовали синичек при помощи трафаретов. Всем большое спасибо!

Цель занятия : Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего края.

  1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
  2. Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, повадках, питании и приспособлении их к среде обитания.
  3. Учить находить признаки сходства и различия.
  4. Активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры.
  5. Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисование ватными палочками).

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в наших краях, и мы их видим каждый день.

Скажите, за какими птицами мы может наблюдать с вами на прогулке в детском саду?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

- А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

И спасаясь от кошки

Подбирает быстро крошки

Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

- А теперь послушайте еще одну загадку:

Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)

- А вот ещё одна загадка:

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим ягод поскорей
Для красавцев - …(Снегирей)

- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её. (синичка).

Воспитатель: Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать?

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Все ли птицы одинаковые?

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Размером, цветом.

Воспитатель: А чем похожи птицы?

Дети: Они умеют летать, у них есть крылья, хвост, клюв.

Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?

Воспитатель: Ребята, а что умеют делать птицы?

Дети: Летать, клевать, петь.

- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

- Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов, когда птицы не могут самостоятельно найти корм, они прилетают к жилью человека, надеясь, что люди их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

Давайте, у мы покормим птиц.

Ребята, посмотрите, к нам прилетели воробьи. Наверно, они голодны и хотят есть. Чем мы можем им помочь? Давайте приготовим для них еды. Нарисуем для них семечки и зернышки. Зернышки у нас желтые по – этому мы их будем рисовать желтой краской, а семечки черные их мы будем рисовать черной краской. Мы будем делать отпечатки ватной палочкой.

Но прежде чем рисовать, мы немного поиграем.

Все летали, все летали крыльями махали.

Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.

Вот так и вот так, чтобы были чище!

Прыг-скок, прыг-скок Прыгаем по веткам.

Ребята, как много корма вы нарисовали, его хватит для всех птиц. Вы, молодцы.

Цель: Познакомить детей с зимующей птицей – снегирь.

Задачи:

Образовательные: Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида птицы.

Развивающие: Развивать навыки в рисовании, работая в разных техниках, совмещая традиционное рисование кистью с нетрадиционным пальчиковым рисованием. Развивать интерес к живой природе при знакомстве со снегирем.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и инициативу в творческом процессе. Создавать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

Предварительная работа: беседы и рассматривание иллюстраций о снегирях, наблюдения на прогулке, раскрашивание силуэтов снегирей цветными карандашами и восковыми мелками, пальчиковое рисование, чтение стихов.

Раздаточный материал: листа размером А4 с нарисованной заранее восковым мелком веткой дерева, цветная гуашь, кисти, влажные салфетки, непроливайки с водой.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня в гости кто – то прилетел. Хотите познакомиться? (Ответы детей) Тогда смотрите (включаю видеосюжет с пением снегиря).

- Вам нравится эта птичка? (Ответы детей)

- А как ее зовут? Конечно же, это – снегирь. Но вы видите, к сожалению, наш снегирь один и, видимо, ему скучно. Ребята, давайте поможем снегирю. Нарисуем ему друзей.

- Но сначала, я предлагаю немножко поиграть. (проводится физкультминутка)

Сел на ветку снегирёк (ладошки хлопают по плечам)

Снег пошёл и он промок. (нежно трясем кистями рук перед собой)

Ветерок подул слегка, (качаем руками наверху)

Обсушил нам снегирька (машем руками, как крылышками)

Встрепенулся снегирёк (весело машем руками, как крылышками)

Вверх по веточкам прыг – скок! (прыгаем на двух ногах и машем крылышками)

К солнышку взлетел, (поднимаем руки выше и летаем)

Песенку запел. (изображаем поющих снегирей)

Дети присаживаются на свои места.

Воспитатель: - Посмотрите, у вас на столах лежит листочек, на котором изображены пустые веточки для снегирей. (Показ слайда с изображением снегиря).

- Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш снегирь.

- Что у него есть? (голова, туловище, крылья, лапки).

- Где расположена голова? (Ответы детей)

-Что есть на голове? (Ответы детей)

- А где находятся лапки? (Ответы детей)

- А какая часть самая большая? (Ответы детей)

- А что еще есть у нашей птички? (Ответы детей)

- А теперь, скажите, какого же она цвета? (Дети выделяют характерные особенности птицы)

Воспитатель показывает и объясняет, как можно нарисовать птичку, какие приемы будут использованы.

Этапы работы кистью: рисование овального туловища красным цветом; круглой головы, крыльев, лапок, хвостика черным цветом.

Самостоятельная деятельность детей, воспитатель контролирует работу и помогает.

Воспитатель: - Посмотрите, какая веселая компания получилась. Теперь наш снегирь не будет скучать. Сколько веселых подружек прилетело.

Подведение итога занятия:

- Ребята, с кем мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

- Чем мы занимались? (Ответы детей)

- Из каких геометрических фигур вы рисовали снегиря? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы все постарались сегодня. Давайте наши рисунки разместим на выставку наших работ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия : Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего края.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, повадках, питании и приспособлении их к среде обитания.

Учить находить признаки сходства и различия.

Активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры.

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисование ватными палочками).

В.: - Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в наших краях, и мы их видим каждый день.

Скажите, за какими птицами мы может наблюдать с вами на прогулке в детском саду?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

В.: - А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

И спасаясь от кошки

Подбирает быстро крошки

Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

В.: - А теперь послушайте еще одну загадку:

Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)

В.: - А вот ещё одна загадка:

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

В.: - Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим ягод поскорей
Для красавцев - …(Снегирей)

В.: - А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её. (синичка).

В.: - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать?

В.: - Посмотрите внимательно. Все ли птицы одинаковые?

В.: - Чем они отличаются?

Дети: - Размером, цветом.

В.: - А чем похожи птицы?

Дети: - Они умеют летать, у них есть крылья, хвост, клюв.

В.: - Чем покрыто тело птиц?

В.: - Ребята, а что умеют делать птицы?

Дети: - Летать, клевать, петь.

В.: - А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу?

Дети слушают звукозапись.

В.: - Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов, когда птицы не могут самостоятельно найти корм, они прилетают к жилью человека, надеясь, что люди их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

В.: - Давайте, у мы покормим птиц.

Ребята, посмотрите, к нам прилетели воробьи. Наверно, они голодны и хотят есть. Чем мы можем им помочь? Давайте приготовим для них еды. Нарисуем для них семечки и зернышки. Зернышки у нас желтые по – этому мы их будем рисовать желтой краской, а семечки черные их мы будем рисовать черной краской. Мы будем делать отпечатки ватной палочкой.

Но прежде чем рисовать, мы немного поиграем.

Вот летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали крыльями махали.

На дорожку сели, зернышек поели.

Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так и вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыгаем по веткам.

Ребята, как много корма вы нарисовали, его хватит для всех птиц. Вы, молодцы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих птицах.

- Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

- Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

- Развивать зрительное внимание, память.

- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

- Вызвать желание соблюдать элементарные правила в совместной игре.

- Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

Приложение 4

- Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих птицах.

- Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

- Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

- Развивать зрительное внимание, память.

- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

- Вызвать желание соблюдать элементарные правила в совместной игре.

- Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

Материал и оборудование: игрушка Медвежонок, сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, -маски птиц (по количеству детей), изображения птичьих гнезд, карточки с моделями, мнемотаблица, краски, фломастеры, бумага, мисочки с водой, клеенка.

I.Организационный момент.

Воспитатель: дети, послушайте, чьи голоса вы слышите?

Дети: Птички поют.

II.Основная часть.

Воспитатель: Правильно. Здесь очень много птиц и все они одновременно поют. Давайте попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю. После каждой правильно отгаданной загадки из сундучка будет вылетать птичка.

Я весь день ловлю жучков,

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

(Воспитатель вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (дятел)

Целый день без перерыва -

- кричит сварливо… (ворон)

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

Воспитатель: Как мы назовём этих птиц одним словом?

Воспитатель: Правильно, а почему? Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, ребята, а этих птичек мы зимой видим?

Воспитатель: Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, зимующие. Ой, а кто это к нам пришел?

(Появляется игрушка Медвежонок)

Воспитатель: Давайте поможем Медвежонку разобраться.

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц есть две лапки. (модель)

- Тело покрыто перьями. (модель)

- Голова и туловище. (модель)

Воспитатель: Медвежонок, ты согласен? А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных?

Дети: - Лапы у них совсем другие, и их всего две, а не четыре.

- Вместо носа – клюв.

- Вместо лап – крылья.

- Вместо шерсти – перья.

- И хвост другой – веером.

Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
- Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)

- Зачем птицам клюв? (есть, пить)

Воспитатель: Медвежонок, вы совсем разные. Теперь ты понимаешь, почему ты не можешь летать как птица. Но не расстраивайся, сейчас мы поиграем в птичек.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно разойтись по группе, найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Одевают их и становятся в круг.

Воспитатель: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),

И быстро в птичку превратись!

Воспитатель: Прилетели птицы:

Даже совы - сплюшки,

Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

И быстро улетали.

Воспитатель: Птички должны улететь в свои гнёзда.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наш Медвежонок не загрустил, давайте разучим стихотворение про птичек, а помогу нам его запомнить вот эта волшебные рисунки.

Разучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

«Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы видели у нас в городе?

Воспитатель: Птицы прилетают в город, потому что в лесу очень голодно зимой. Как люди им помогают?

Дети: Развешивают кормушки.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

Воспитатель: О чем это стихотворение?

Дети: О птицах, их надо кормить.

Воспитатель: А давайте, мы с вами нарисуем много птичек, которых накормим потом зернышками?

(Дети проходят за столы, на которых подготовлена краска светлых оттенков, разлитая в неглубокие блюдца, бумага. Столы накрыты клеёнкой, в мисках вода для мытья рук).

Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, я отвожу большой палец руки, остальные пальцы прижимаю друг к другу (показ). Потом опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге. Посмотрите, какой отпечаток получился.

После того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу. Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает детям дорисовать птичку при помощи фломастеров.

Воспитатель: Теперь дорисуйте глаз и клюв на голове птички и лапки. Вот и получилась настоящая птичка. По желанию дети могут дорисовать своей птичке зернышки.

III.Итоговая часть.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Смотри, Медвежонок, какие красивые у ребят получились птички.

Читайте также: