Пингвины жители антарктиды конспект занятия в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.

Образовательные задачи:

1) дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;

2) формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.

Развивающие задачи:

1) развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

2) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;

3) развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);

4) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.

Воспитательные задачи:

1) воспитывать бережное отношение к природе;

2) воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Коррекционно-профилактические задачи:

1) формировать потребность в двигательной активности;

2) развивать мимические мышцы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- разучивание стихотворения Н.А. Рыжовой.

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус;

- макет Антарктического материка;

- удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках;

- панно с перечнем морских обитателей;

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо.

Домик круглый, домик белый,

И на вид вполне он целый.

Когда же треснул, наконец,

На волю выскочил птенец!

(яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,

И похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а какие еще животные откладывают яйца?

Дети:

1) Яйца откладывают птицы.

2) Змея и черепаха.

3) Еще яйца откладывают ящерица и крокодил.

Воспитатель: Итак, крокодил и черепаха, ящерица и змея, птицы – все они могут из яйца появиться!

Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.

Дети:

1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.

2. У них есть туловище, покрытое перьями.

3. На туловище расположены крылья.

4. У птиц две ноги, один хвост.

5. Все птицы откладывают яйца.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.

Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?

Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.

Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?

Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.

Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту)

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,

И вмиг все скорлупки свои растеряло.

Если скорлупки в яйцо соберем,

Место узнаем и карту прочтем.

Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то на обратной стороне получиться карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте?

Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида.

Ребенок:

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.

Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Воспитатель: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте на стулья и давайте посмотрим видеофрагмент, какая же Антарктида на самом деле.

Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу.

Дети:

- Необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути.

- Надеть специальную одежду, которая спасет нас от холода

Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль.

Воспитатель: По какому же океану мы плывем? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать разных рыб с буквами и выложить их на панно так, чтобы получилось название океана.

Воспитатель: Ребята, смотрите в океане расставлены сети, в которые попали разные его обитатели. Вам необходимо их освободить и отпустить обратно в океан, при этом нужно назвать этого жителя. (Дети по очереди берут картинку с изображением жителя океана, называют его, например, это морской конек – он живет в океане и т.д. и отпускают в океан (кладут на пол))

Воспитатель: А теперь, послушайте небольшое четверостишие:

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Об айсбергах.

Воспитатель: Почему айсберги плывут?

Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.

Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?

Дети:

- У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.

- Поэтому они очень опасны для кораблей.

Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?

Дети: Они начинают подтаивать.

(Ребенок смотрит в подзорную трубу)

Ребенок:

Вот видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Малый ход! Машина стоп!

Вместе: Здравствуй, Антарктида!

(Дети выходят с корабля. Звучит фрагмент ветра)

Мед. сестра:

Как же холодно в Антарктиде!

Мы с вами идем вперед,

Слева – лед, и справа – лед,

Даже перед нами лед.

Где же он кончается?

Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:

Пингвин наклоны делать рад,

Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Влево, вправо, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.

Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда.

Здесь птицы не поют никогда.

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по берегу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

И кто у пингвина друг?

Обо всем об этом мы узнаем, посмотрев на экран.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у пингвина друзья?

Дети: Друзья пингвина – другие пингвины.

Воспитатель: Все, как один.

Дети: Дружно прыгают в воду,

. - никогда не летают,

. - в море страха не знают,

. - в море быстро плывут,

. - стаей дружно живут.

. - Фраки черные носят,

. - лучшей жизни не просят,

. - любят снежные льдины.

Воспитатель: Как называются птицы?

Дети: Пингвины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из вода сухими?

Дети:

- Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.

- Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод.

Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.

Воспитатель: Антарктида является самой холодной областью в мире. И пингвины в таком суровом климате высиживают яйца. Давайте посмотрим об этом сюжет.

(Беседа с детьми после просмотра)

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Цель: Познакомить с материком Антарктида и его жителями – пингвинами.

• Формировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания;

• Развивать познавательную активность, активизировать и расширять словарь: ледник, айсберг, материк, Антарктида;

• Воспитать интерес к животным;

• Учить выполнять поделку пингвина техникой оригами.

• Формировать навыки коллективной работы.

Ребята, отгадайте загадку:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Что такое глобус? Почему земля – голубая планета

Давайте рассмотрим Антарктиду на глобусе.

Каким цветом окрашен этот материк? Как вы думаете, почему?

«Антарктида, Антарктида

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Действительно этот материк покрыт снегом и льдами.

А на поверхности воды мы видим плавающие ледяные горы. Это айсберги. (слайд айсберги).

В Антарктиде снег и лёд, гололёд и иней,

Не смотря на то, живет, там народ пингвиний.

Сегодня у нас в гостях пингвиненок Пинг. Он рассказал много интересного из жизни пингвинов. Ребята, а как вы думаете пингвины это кто? Птицы или животные?

Пингвины – это морские птицы. Что это значит?

Они хорошо ныряют и плавают, то есть это водоплавающие птицы. Это единственная птица, которая может плавать, но не может летать и единственная птица, ходящая стоя.

Но у них есть свои секреты:

Это строение лап, они похожи на ласты.

Оперение. Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие, они покрыты слоем жира, поэтому не дает намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Ребята, Пинг принес с собой фильм, давайте его посмотрим.

Познавательное видео (просмотр фильма о пингвинах, сопровождающий объяснением воспитателя).

Антарктида – белый край,

Ты за мною повторяй,

Руки вверх, шире, ниже,

А теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах

О холодных белых льдинах

О тюленях и китах

О суровых холодах.

Как у пингвинов появляются птенцы? Кто заботится об яйце до появления пингвиненка? Какие опасные хищники подстерегают в море пингвинов? Где воспитываются пингвинята?

Антарктида хоть и самая холодная земля, но только здесь обитают эти замечательные птицы. В фильме мы увидели, что пингвины не живут в одиночку, они живут большими колониями. И нашему гостью скучно одному я предлагаю сделать ему друзей. Согласны?

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Самый маленький малышка,

Вместе пальчик – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Наши пальцы мастера,

За работу им пора.

Выполнение оригами по схеме.

Молодцы ребята, теперь нашему пингвиненку не будет скучно, так как у него появилось много друзей!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Петроградского района Санкт Петербурга

Цель: Ознакомление детей с особенностями жизни пингвинов.

Изготовление пингвина из пластилина с использованием природного материала – желудя.

Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о животных севера. Познакомить с фактами из жизни пингвинов. Учить лепить пингвина конструктивным или комбинированным способом. Закрепить приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание).

Развивающие: Развивать воображение. Формировать умение планировать работу по реализации замысла. Учить создавать коллективную работу.

Воспитательные: Воспитывать радость от хорошо выполненной работы. Учить работать в команде с общими целями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовительная работа: Изучение вместе с детьми глобуса, нахождение на нем полюсов Южного и Северного. Изготовление синей поверхности и приклеивание к ней пенопластовых льдин (можно вечером вместе с детьми)

Материалы: Картинки с изображением Пингвина, колонии пингвинов, пингвинов в воде, передвигающихся на животе, стаи пингвинов с пингвинятами, морского котика, морского льва, касатки, поморника. Фотографии полярных исследователей с пингвинами.

Желудь на каждого ребенка. Цветной пластилин: черный, белый.

У воспитателя подготовлено синяя поверхность океана с приклеенными из пенопласта льдинами. Игрушки пингвинов, касатки, морских котиков и львов.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на самый холодный континент нашей земли - Антарктиду. Где она находиться?

Дети: На Южном полюсе.

В: Что вы мне можете рассказать о климате, о животных, которые там обитают (ответы детей). А белые медведи там живут? (Нет). Правильно, а где они живут?

Дети: на Северном полюсе.

В: Сегодня мы с вами узнаем что-то новое о жителях Антарктиды – Пингвинах. ФОТО

В: Пингвины – это птицы, которые очень хорошо плавают. А как вы думаете, что они едят?

(Ответы детей) Правильно – рыбу а еще молюсков. А летать они умеют? (Нет). Посмотрите, как они передвигаются, когда им надо быстро: ложатся на живот и отталкиваются конечностями. ФОТО

В: А врагов у пингвинов много? Кого вы знаете? (Ответы детей). Это и морской котик ФОТО, морской лев ФОТО, и Касатка ФОТО и даже чайки опасны пингвинам, они съедают яйца ФОТО.

В: А что вы знаете про то, как пингвины высиживают яйца? (Они кладут яйцо на лапы и греют теплом своего тела. )

В: А живут пингвины по одному?

Дети: нет, они живут стаями.

В: А еще пингвины очень любопытные и с удовольствием общаются с людьми. ФОТО

Ходят важные пингвины Ходят друг за другом по кругу

Неспеша по белым льдинам.

Могут крыльями махать, Махи руками

Не умеют лишь летать.

Зато плавают отлично Гребля руками

Ловить рыбу им привычно.

А еще хотят дружить : Хлопки в ладоши

Вместе, дружно легче жить!

В: Ребята, мы с вами вчера сделали заготовку к нашей работе – океан и льдины. У меня есть всего 3 пингвиненка. Давайте сделаем целую колонию пингвинов из желудей. Посмотрите на ФОТО пингвина, он как-будто одет в черный фрак. Сначала мы из черного пластилина его и сделаем методом растирания и приглаживания. Затем мы вылепим хвост и крылья из небольших кусочков пластилина. Еще нам надо вытянуть у

клюв методом прищипывания. Из двух небольших лепешек делаем лапы (можно их вырезать при помощи стеки). Теперь остались только глаза из двух маленьких шариков.

По мере изготовления детьми пингвинов, они расставляют их на льдинах.

В океан и на льдины помещаются другие жители Антарктиды.

В: Ребята, давайте посмотрим какая замечательная Антарктида у нас получилась.

Что вам понравилось на занятии? Какие новые подробности жизни пингвинов вы узнали? Как вы думаете, теперь пингвины будут довольны, что их так много? Хорошо, что у нас в группе так много дружных ребят и мы все вмести создали это композицию!

hello_html_52e960ad.jpg

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали, добиваясь целостности композиции.
Расширить и уточнить знания детей о пингвинах (внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания).
Словарь: пингвинья стая, Антарктида.
Развивать любознательность, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги.

Оборудование:

Картинки с изображением пингвина, пингвиньей стаи, кальмара, криля; глобус; мячи по количеству детей; заготовки и оборудование для конструирования из бумаги.

Пингвин фото, работа детей

Пингвин и льдина, заготовки

Пингвин фото, работа детей

Пингвин на льдине, работа детей средней группы

Ход занятия:

Загадка про пингвина

В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда .
(пингвин)

Пингвины летать не умеют, бедняги.
Сегодня мы сделаем их из бумаги.
Возьмите заготовку – вырезанный из картона силуэт пингвина.

Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого.
Найдите деталь белого цвета и наклейте ее на черный силуэт пингвина. К передней части головы приклейте глаза и клюв. Глаза помогают пингвинам рассмотреть рыбу под водой, а клюв – схватить эту рыбу.
Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания.
Приклейте два крыла пингвину.

Есть у пингвина и хвост в нижней части спины.
Найдите вырезанный из бумаги хвост и приклейте его в нужное место. Пусть край хвоста выступает за пределы туловища. Приклеим и загнем его вот так (показ), и хвост получится как настоящий.

Чего не хватает нашему пингвину? Лап. Лапы у пингвинов с перепонками. Как вы думаете, зачем пингвину такие лапы, похожие на ласты? (Ответы детей). У каких знакомых вам птиц такие же лапы? (Ответы детей). У гусей и уток.
Лапы с перепонками помогают пингвину при плавании грести, и плыть быстро. Это на суше пингвины неуклюжие и неповоротливые, а в воде они быстрые и ловкие – ведь иначе рыбку не поймать.
Давайте приклеим лапы пингвину. Намажьте клеем только верхнюю часть лап, нижняя часть пусть, как и хвост, выступает за пределы туловища. Лапы мы тоже загнем вперед, вот так. (Показ выполнения работы).

Пока подсыхает клей послушаем стихотворение и поиграем в пингвинов.

Послушайте стихотворение про пингвинов.

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
(Имитация передвижения пингвина)

Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)

Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин.
Он в Антарктиде не один.

Действительно, пингвины живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку. (Показ картинки)
Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.

Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка
Он питается рыбёшкой.

Так и есть, основная пища пингвинов – рыба. А еще кальмары и криль. Вот они, взгляните. (Показ картинок). Мелкую добычу пингвины едят прямо в воде, а с крупной расправляются на поверхности.

Взгляните на глобус – модель нашей планеты земля. Вот здесь находится Антарктида. (Показ Антарктиды на глобусе).
В Антарктиде земля почти всегда покрыта снегом и льдом.

А теперь можно взять готового пингвина, немного развести в стороны нижние края поделки и поставить ее на льдину. Вам понравилась поделка, которую вы изготовили? (Ответы детей). Тогда можете поиграть со своими пингвинами в пингвинью стаю. Вечером заберите домой и расскажите родителям все, что вы узнали сегодня про пингвинов. А что вы узнали, вам напомнит игра.

Вопросы к занятию:

1. Где живут пингвины?
2. Чем питаются пингвины?
3. Как пингвины появляются на свет?
4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
7. Умеют ли пингвины летать?
8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: