Сооружение временного жилища добывание и использование огня конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: Формирование у учащихся представлений об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.

Задачи урока:

Определить вместе с учащимися правила выбора мест сооружения временного жилища и укрытия;

Познакомить учащихся с основными видами летних и зимних временных жилищ и укрытий;

Закрепить умение ориентироваться в разнообразии форм временных жилищ и укрытий;

Сформировать у учащихся навыки построения летних и зимних временных жилищ и укрытий;

Развивать у учащихся аналитическое мышление.

Оборудование: Учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ключевые понятия Временное жилище, требования к временному жилищу, виды костров, порядок разведения костров, способы добывания и сохранения огня.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Когда человек остается один на один с природой на неопределенное время, как вы думаете, что прежде всего ему нужно решить?

(Ответы детей: создать себе временное укрытие).

Учитель: Действительно, если человек оказался в экстремальной ситуации, вдали от населенных пунктов, он должен позаботиться о временном жилище или укрытии. А для этого он должен знать, где разбить лагерь, как построить жилище из подручных материалов. Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Учитель: Что же такое временное жилище?

Запись в тетрадь. Временное жилище – это…….

Учитель: Перед началом строительства временного жилища, необходимо выбрать место.

Выбрать из предложенных вариантов места, где можно и нельзя строить временные жилища.

Места, пригодные для строительства временного жилища

Места, непригодные для строительства временного жилища

Располагаться на ровной и возвышенной площадке.

Иметь источник питьевой воды.

Вокруг должно быть достаточно сухого топлива для костра.

Находиться на продуваемом от мошкары месте.

Иметь возможность для применения сигналов бедствия.

В лесу, среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.

Места, расположенные слишком близко к воде

Вблизи одиночных, отдельно стоящих деревьев.

Вблизи гнезд пчел и шершней.

Учитель: После того, как выбрано место, следует приступить к строительству временного жилища. Оно будет зависеть от многих условий: времени года, особенностей местности, окружающей растительности, состояния погоды, от наличия подручных средств. Что можно использовать в качестве поручных средств?

(Ответы учащихся: проволока, веревка, брезент, палатки, куртки, жерди, лапник, ветки и др.)


(Учащиеся сами сначала пробуют назвать виды летних и зимних временных укрытий).

Учитель: Рассмотрим несколько вариантов временных укрытий, которые можно быстро построить, и которые смогут защитить человека как летом, так и зимой.

Начнем с летних и с самых распространенных.

(Учащиеся делают зарисовку в тетрадь).

3. Закрепление нового материала.

Учитель: А теперь давайте выполним задание для закрепления материала.

- Дайте название временным укрытиям.
- Перечислите виды временных жилищ и укрытий.
- Какие подручные материалы можно использовать пори строительстве укрытия?

4. Домашнее задание. Сделать макет любого временного укрытия. Изучить содержание темы, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради.

Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?

Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке.

Давайте обсудим ваши ответы.

Какие оценки вы заработали на уроке? Поднимите руки те, у кого предполагаемая оценка совпала с реальной?

Поднимите руки те, у кого оценки не совпали? Почему? Что сделать, чтобы эта ситуация не повторилась в следующий раз?

С каким настроением работали на уроке?

Раздаточный материал. Вариант 2. Задания для закрепления материала.

1) прочитать текст, вставить необходимые слова ( правильное выполнение – 2 балла);

2) подобрать прилагательные, подходящие по смыслу, с помощью которых вы можете описать данный вид костра (не менее трех слов – 1 балл);

3) построить макет данного костра (должен походить на рисунок, аккуратно выполнен - 1 балл).

Группа ребят отдыхает на природе. Целый день шел дождь, но вскипятить воду для чая и сварить картошку все- таки надо. Ребята собрали дрова, но часть из них немного промокла. Какой костер вы посоветуете развести ребятам?

Вставьте пропущенные слова:

Раздаточный материал. Вариант 1. Задания для закрепления материала.

1) прочитать текст, вставить необходимые слова ( правильное выполнение – 2 балла);

2) подобрать прилагательные, подходящие по смыслу, с помощью которых вы можете описать данный вид костра

(не менее трех слов – 1 балл);

3) построить макет данного костра (должен походить на рисунок, аккуратно выполнен - 1 балл).

Жарким летним днем, Андрей и Коля отправились на берег реки отдохнуть, позагорать и покупаться. После купания ребята решили развести небольшой костер и вскипятить воду для чая. Какой костер вы можете посоветовать ребятам?

Вставьте пропущенные слова:

Учащиеся должны иметь представление об основных видах временных жилищ и способах их возведения; научиться выбирать место для костра, добывать огонь и разводить костёр, соблюдая правила пожарной безопасности.

1. Объяснить основные требования к месту возведения временного жилища и способы их возведения.

2. Научить учащихся правильно разводить костёр.

    Лекция, беседа, выполнение интерактивных заданий, просмотр слайд-шоу.
    Временное жилище, требования к временному жилищу, виды костров, порядок разведения костров, способы добывания и сохранения огня.

1. Как вы думаете, о чём этот фрагмент?

2. Попадали ли вы в такие ситуации? Если да, то, как вы действовали?

Изучение нового материала учитель начинает с лекции про сооружение временного жилища, сопровождая свои слова иллюстративным рядом.

Выполнение задания для усвоения изученного материала.

Выберите из предложенных вариантов верные утверждения.

Учащиеся выполняют задания с целью проверки уровня усвоения учебного материала.

1. Выбрать из предложенных вариантов необходимые материалы для строительства навеса.

2. Вставьте в предложения пропущенные слова.

3. Выбрать верные утверждения.

Учитель переходит к объяснению темы «Добывание и использование огня, демонстрируя слайд-шоу.

  • Место для костра
  • Разведение костра
  • Виды костров
  • Добывание и сохранение огня

1. Расположите в правильном порядке действия по выбору места для сооружения временного жилища.

Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе.

ВложениеРазмер
sposoby_dobyvaniya_ognya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

урока основ безопасности жизнедеятельности,

проведённого учителем ОБЖ

Александрович Екатериной Владимировной

Колпинского района Санкт-Петербурга 17.11.2010 года

ОБЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: научить учащихся добывать огонь и разводить костёр.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

- познакомить учащихся с функциями огня;

- дать понятие о способах получения огня при его отсутствии;

- развивать умение грамотно и безопасно разводить костёр;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.

Развивающие: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетенций:

  1. Коммуникативной: психологически настраиваться на эмоциональный тон партнёра по общению, обосновывать выводы, суждения; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
  2. Информационной: рационально использовать источники информации в соответствии с поставленной задачей; способствовать формированию умения создавать презентации.
  3. Технологической: работать по алгоритму; работать с раздаточным материалом.
  4. Проектной: рассматривать возможности добычи огня при его отсутствии.
  5. Учебно-исследовательской: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для выживания в ситуации вынужденной автономии.
  6. Социальной: развивать качества личности безопасного типа, как необходимое условие успешной социальной адаптации.
  7. Рефлексивной: осмысление собственной познавательной деятельности, мотивов работы на уроке, развивать способность к самооценке и самоанализу.
  1. воспитывать уверенность в своих силах;
  2. воспитывать бережное отношение к природе;
  3. воспитывать способность противостоять отрицательному влиянию природы при попадании человека в ситуацию вынужденной автономии.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, репродуктивный, творческая деятельность в процессе обучения, метод личной аналогии, тестирование.

С.П.Данченко Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие, СПб, 2006 год;

Палочки для составления различных видов костров.

СЛОВАРЬ: разжигание, густолесье, полинезийский, нодья, выскабливание, костровище.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного) (7 минут).
  3. Постановка цели обучения перед учащимися (1 минута).
  4. Мотивация обучения (2 минуты).
  5. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков (17 минут).
  6. Закрепление знаний, умений и навыков (8 минут).
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты).
  8. Подведение итогов (2 минуты).

Предварительная организация класса.

Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, посмотрите на слайд, назовите виды временного жилища.

- Выполним тест по этой теме:

1. Выберите из предложенных вариантов требований к сооружению временного жилища правильные:

а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;

б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке;

в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;

г) возле площадки должны находиться источник воды и достаточно топлива.

2. Для строительства иглу снег должен быть:

3. Отверстие в крыше иглу или снежной пещеры:

а) делать не обязательно;

б) служит для проникновения солнечного света;

в) необходимо для вентиляции.

4. Ветки ели на крышу шалаша надо начинать укладывать:

в) не имеет значения.

5. Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:

а) шалаш из еловых веток и жердей;

б) наломаю лапника и сделаю из него постель под елью;

г) снежную пещеру или берлогу.

- Что ещё необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

- Сегодня мы будем учиться добывать огонь и разводить костёр.

- Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете, почему у мальчика такое довольное лицо?

- Правильно! Потому, что ему тепло, он смог развести костёр.

- Это важное умение?

  1. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

- Запишите тему урока.

- Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Функции костра.

2. Выбор места для костра.

3. Разжигание костра.

4. Поддержание костра.

6. Способы добычи огня.

1 вопрос: функции костра.

- Человек давно приручил огонь. Он и друг наш, и враг. Но всё - таки в ситуации вынужденной автономии без огня трудно обойтись.

- Для чего нужен огонь?

1. Приготовление пищи.

4. Подача сигналов.

5. Отпугивание хищников.

- Перед тем, как разводить костёр, нужно выбрать место.

2 вопрос: выбор места для костра.

- Всякое ли место подойдёт?

- Рекомендации при выборе места для костра:

1. Небольшая поляна в окружении густолесья.

2. Место выбирается в 5-8 метрах от палаток.

3. Над костром не должны нависать ветки деревьев.

4. Нельзя разводить костёр вблизи сухой травы, мха, хвои, созревших хлебов, смолистых корней или пней хвойных деревьев, торфяников.

5. Очистить место от сухой травы, листвы, неглубокого снега.

6. Обложить место камнями.

7. На неглубоком снегу, болоте сделать настил.

8. При сильном ветре, снегопаде, дожде костровище по возможности лучше защитить, растянув кусок плёнки или ткани.

9. По возможности разводить костёр на старом костровище.

- Запишите три рекомендации по вашему выбору.

3 вопрос: разжигание костра.

- Место выбрано. Что дальше? Как правильно начать разжигать костёр?

2. Поджечь двумя-тремя спичками.

3. Сверху положить более толстые дрова.

4. Главная заповедь при разведении костра – постепенность.

4 вопрос: поддержание костра.

- Как помочь костру не потухнуть раньше времени?

1. Иметь запас дров.

2. Оставлять дежурного.

3. Сделать факел.

4. Отсыревшие спички сушить на голове.

5. Тлеющие угли засыпать золой, утром раздуть.

6. Ёмкости для хранения углей.

- Ребята, вспомним, что мы бывалые туристы и не боимся трудностей. Отправимся в небольшой турпоход.

Динамическая пауза: идём по лесной тропинке; поднимаемся в гору; плывём на лодке, работая вёслами; спускаемся по верёвке с обрыва. Молодцы!

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.

  • Определить вместе с учащимися правила выбора мест сооружения временного жилища и укрытия;
  • Познакомить учащихся с основными видами летних и зимних временных жилищ и укрытий;
  • Закрепить умение ориентироваться в разнообразии форм временных жилищ и укрытий;
  • Сформировать у учащихся навыки построения летних и зимних временных жилищ и укрытий;
  • Развивать у учащихся аналитическое мышление.

Оборудование: Учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоения новых знаний.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Когда человек остается один на один с природой на неопределенное время, как вы думаете, что прежде всего ему нужно решить?

(Ответы детей: создать себе временное укрытие).

Учитель: Действительно, если человек оказался в экстремальной ситуации, вдали от населенных пунктов, он должен позаботиться о временном жилище или укрытии. А для этого он должен знать, где разбить лагерь, как построить жилище из подручных материалов. Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Учитель: Что же такое временное жилище?

Запись в тетрадь. Временное жилище – это…….

Учитель: Перед началом строительства временного жилища, необходимо выбрать место.

Выбрать из предложенных вариантов места, где можно и нельзя строить временные жилища.

  1. Располагаться на ровной и возвышенной площадке.
  2. Иметь источник питьевой воды.
  3. Вокруг должно быть достаточно сухого топлива для костра.
  4. Находиться на продуваемом от мошкары месте.
  5. Иметь возможность для применения сигналов бедствия.
  1. В лесу, среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
  2. Места, расположенные слишком близко к воде
  3. Вблизи одиночных, отдельно стоящих деревьев.
  4. Вблизи гнезд пчел и шершней.

Учитель: После того, как выбрано место, следует приступить к строительству временного жилища. Оно будет зависеть от многих условий: времени года, особенностей местности, окружающей растительности, состояния погоды, от наличия подручных средств. Что можно использовать в качестве поручных средств?

(Ответы учащихся: проволока, веревка, брезент, палатки, куртки, жерди, лапник, ветки и др.)

(Учащиеся сами сначала пробуют назвать виды летних и зимних временных укрытий).

Учитель: Рассмотрим несколько вариантов временных укрытий, которые можно быстро построить, и которые смогут защитить человека как летом, так и зимой.

Начнем с летних и с самых распространенных.

(Слайдовая презентация, дополняемая объяснением учителя).

(Учащиеся делают зарисовку в тетрадь).

3. Закрепление нового материала.

Учитель: А теперь давайте выполним задание для закрепления материала.

- Дайте название временным укрытиям.
- Перечислите виды временных жилищ и укрытий.
- Какие подручные материалы можно использовать пори строительстве укрытия?

Читайте также: