Конспект урока средняя сибирь 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

выявить и назвать особенности природно­го района; определить черты природы характерные для района;.

оценить специфику деятельнос­ти человека в пределах природного района; чи­тать и ана­лизировать тематические карты; опи­сать гео­графическое положение района, вли­яние природных условий на хозяй­ственную деятельность; дать ха­рактеристику природно­го района; описать взаимное влияние компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначить на контурной карте гео­графические объекты по теме урока

Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи, устанавливать причинно-следственные связи ФГП района и особенностей его природы. находить достоверные сведения в источ­никах географической инфор­мации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выво­ды; определять термины и поня­тия; строить логически обосно­ванные рассуждения . трансфор­мировать информацию из одного вида представления в другой; составлять характеристику явле­ния или объекта;

Смогут вести диалог, вырабатывая общее решение, работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

Выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, высказывать свое отношение к изучаемому объекту

понимание и осознание особен­ностей природных районов России; ис­пользование

знаний о природных районах России в

повседневной жизни для со­

хранения жизни и здоровья;

понимание и принятие

правил по­ведения на уроке

Решаемые учебные проблемы

Почему почти все месторождения полезных ископаемых Средней Сибири находятся на берегу рек?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. ЭТАП 1 Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

2. Побуждающий диалог

1Что называется плоскогорьем?

2. Какая часть платформы называется щитом?

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы.

1.История геологического развития.

5. Природные зоны

6. Природа и человек

II. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: Почему почти все месторождения полезных ископаемых Средней Сибири находятся на берегу рек? (Слайд № 2)

Беседа: отвечают на вопрос, выдвигают гипотезы

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о природе Средней Сибири.

III. ЭТАП Целеполагание

Обучающиеся формулируют цель урока – изучение истории хозяйственного освоения, экономико-географического положения и природных условий Европейского Северо-Запада. Изучим… особенности ФГП района. Узнаем… историю геологического развития Средней Сибири Повторим … природные условия района. Проверим… как географическое положение и природные условия влияют на хозяйственную специализацию.

IV ЭТАП. "Открытие" нового знании.

1. История геологического развития

Задание 1. Пользуясь атласом, назовите границы Средней Сибири (Слайд № 3)

Задание 2. Пользуясь текстом учебника на стр.277 назовите главное отличие территории Средней Сибири от других крупных природных районов России.

Вопрос 1 . Какие полезные ископаемые связаны с кимберлитовыми трубками?

Назовите щиты Сибирской платформы

2. Современный рельеф.

Вопрос 2. Высотные отметки территории Средней Сибири почти такие же как на Урале. Можно ли на этом основании считать Среднюю Сибирь среднегорным районом?

Вопрос 3. С месторождением каких полезных ископаемых связано строительство города Норильска?

Задание 3. Используя схему «Причины и черты резко-континентального климата Средней Сибири выявите причины суровости природы Средней Сибири.

Пользуясь атласом, называют и показывают субъекты,

ограничившие Среднюю Сибирь

1.На севере - Карское море и море Лаптевых

2. На востоке - Верхоянский хребет

3. На юге – пояс гор Южной Сибири

4. На западе – река Енисей

Наносят объекты на контурную карту

Читают текст учебника на стр. 277, отвечают на вопросы, систематизируют материал, заполняя таблицу.

Отвечая на вопрос, делают вывод:.

Работа с картой атласа (стр.63).

Опираясь на план, фотографии слайд-шоу и карты атласа характеризуют рельеф района:

1Плато Путорана. 2Енисейский кряж; 3.Анабарское плато

4. Приленское плато 5. Тунгусское плато.

Практ. работа. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.

Характеризуют природные условия, пользуясь картами атласа и опорными словами.

V ЭТАП. Применение нового знания.

Задание 6. Охарактеризуйте природные условия района, пользуясь картами атласа и опорными словами:

1. Район имеет приморское положение – омывается …; .

2. Через систему каналов имеет выход в … и Белое море; .

3. Соседи района – Северный и … районы;

4. Выходит на государственную границу с …

5. Через территорию района проходят … и автомобильные дороги.

Вопрос: в чем сходство и различие ЭГП Европейского Севера и Северо-Запада? ЭГП какого района более выгодно?

Записывают слова тетрадь:

Проверяют правильность записей друг друга

Работа в контурной карте с помощью карты атласа, подписывают изученные на уроке объекты

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают наиболее активных учащихся.

Почему почти все месторождения полезных ископаемых Средней Сибири находятся на берегу рек?

VII ЭТАП. Домашнее задание

1. Выучить §44, на контурной карте подписать реки и озёра Средней Сибири, нанести полезные ископаемые.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Белякова Светлана Ивановна

учитель географии

высшая квалификационная категория

Тема: Средняя Сибирь. Климат, внутренние воды и природные зоны.

Цель урока : формирование знаний о природе Средней Сибири, особенностях её равнинных территорий.

Образовательные : выявить факторы, влияющие на формирование природы этого крупного района.

Развивающие : развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географических знаний, создавать образ территории, развивать речь, географическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, коммуникативные качества.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе России и её богатствам.

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский.

Технологии : технология развития критического мышления, проектная технология

Оборудование: физическая карта России, атлас для 8 класса, технологическая карта учащихся (приложение 1), дополнительный материал, мультимедийная презентация.

Урок разработан с использованием УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский – география 8 класс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Урок № 51 §44 .

Средняя Сибирь.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Учащиеся смогут : дать оп­ределения терминов, понятий по темати­ке урока;

выявить и назвать особенности природно­го района ; определить черты природы характерные для района;.

оценить специфику деятельнос­ти человека в пределах природного района; чи­тать и ана­лизировать тематические карты; опи­сать гео­графическое положение района, вли­яние природных условий на хозяй­ственную деятельность ; дать ха­рактеристику природно­го района ; описать взаимное влияние компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначить на контурной карте гео­графические объекты по теме урока

Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи, устанавливать причинно-следственные связи ФГП района и особенностей его природы. находить достоверные сведения в источ­никах географической инфор­мации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выво­ды; определять термины и поня­тия; строить логически обосно­ванные рассуждения . трансфор­мировать информацию из одного вида представления в другой; составлять характеристику явле­ния или объекта;

Смогут вести диалог, вырабатывая общее решение, работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

Выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, высказывать свое отношение к изучаемому объекту

понимание и осознание особен­ностей природных районов России; ис­пользование

знаний о природных районах России в

повседневной жизни для со­

хранения жизни и здоровья;

понимание и принятие

правил по­ведения на уроке

Решаемые учебные проблемы

П очему почти все месторождения полезных ископаемых Средней Сибири находятся на берегу рек?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I . ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя →

1.Проверка домашнего задания

2. Побуждающий диалог

1Что называется плоскогорьем?

2. Какая часть платформы называется щитом?

Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы.

1.История геологического развития.

5. Природные зоны

6. Природа и человек

II . ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

Проблемный вопрос: Почему почти все месторождения полезных ископаемых Средней Сибири находятся на берегу рек? (Слайд № 2)

Деятельность учащихся

Беседа: отвечают на вопрос, выдвигают гипотезы

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о природе Средней Сибири.

III . ЭТАП Целеполагание

Обучающиеся формулируют цель урока – изучение истории хозяйственного освоения, экономико-географического положения и природных условий Европейского Северо-Запада. Изучим… особенности ФГП района. Узнаем… историю геологического развития Средней Сибири Повторим … природные условия района. Проверим… как географическое положение и природные условия влияют на хозяйственную специализацию.

IV ЭТАП. "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

1. История геологического развития

Задание 1. Пользуясь атласом, назовите границы Средней Сибири (Слайд № 3)

Задание 2. Пользуясь текстом учебника на стр.277 назовите главное отличие территории Средней Сибири от других крупных природных районов России.

Вопрос 1 . Какие полезные ископаемые связаны с кимберлитовыми трубками?

Назовите щиты Сибирской платформы

2. Современный рельеф.

Вопрос 2. Высотные отметки территории Средней Сибири почти такие же как на Урале. Можно ли на этом основании считать Среднюю Сибирь среднегорным районом?

Вопрос 3 . С месторождением каких полезных ископаемых связано строительство города Норильска?

Задание 3. Используя схему «Причины и черты резко-континентального климата Средней Сибири выявите причины суровости природы Средней Сибири.

4.Внутренние воды

Деятельность учащихся

Пользуясь атласом, называют и показывают субъекты,

ограничившие Среднюю Сибирь

1.На севере - Карское море и море Лаптевых

2. На востоке - Верхоянский хребет

3. На юге – пояс гор Южной Сибири

4. На западе – река Енисей

Наносят объекты на контурную карту

Читают текст учебника на стр. 277, отвечают на вопросы, систематизируют материал, заполняя таблицу.

Отвечая на вопрос, делают вывод: .

Работа с картой атласа (стр.63).

Опираясь на план, фотографии слайд-шоу и карты атласа характеризуют рельеф района:

1Плато Путорана. 2Енисейский кряж; 3.Анабарское плато

4. Приленское плато 5. Тунгусское плато .

Практ. работа . Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.

Характеризуют природные условия, пользуясь картами атласа и опорными словами.

V ЭТАП. Применение нового знания .

Задание 6 . Охарактеризуйте природные условия района, пользуясь картами атласа и опорными словами:

Тест-подстановка

1. Район имеет приморское положение – омывается …; .

2. Через систему каналов имеет выход в … и Белое море; .

3. Соседи района – Северный и … районы;

4. Выходит на государственную границу с …

5. Через территорию района проходят … и автомобильные дороги.

Вопрос: в чем сходство и различие ЭГП Европейского Севера и Северо-Запада ? ЭГП какого района более выгодно ?


формирование знаний о природе Средней Сибири, особенностях её равнинных территорий.

Задачи урока:

Образовательные: выявить факторы, влияющие на формирование природы этого крупного района.

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географических знаний, создавать образ территории, развивать речь, географическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, коммуникативные качества.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе России и её богатствам.

Ход урока.

І. Орг. момент.

Цель: организовать детей на активную работу; создание благоприятной атмосферы в классе.

ІІ. Проверка домашнего задания.

А) фронтальный опрос.

1. С каким природным районом мы начали знакомство на прошлом уроке?

2. Какие формы рельефа расположены на данной территории?

3. Почему Сренесибирское плоскогорье, находясь на Сибирской платформе, такой же древней, как Русская, имеет высоты более 500м.?

- (Сибирская платформа поднималась более активно, чем Русская.)

- Среднесибирское плоскогорье имеет еще одну особенность: здесь находятся разливы магматических излившихся пород. Образовался ступенчатый рельеф - траппы.

- Анабарское плато и Алданское нагорье связаны с выступами фундамента платформы.

Разработка урока по географии Средняя Сибирь. Климат, внутренние воды и природные зоны

- Вспомните, как называются выходы кристаллических пород фундамента платформы на поверхность? (Щиты: их 2 Анабарский и Алданский.)

4. О каких природных богатствах района можно сказать строчками А. В. Твардовского.

Край, где несметный клад заложен.

Под слоем - слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

Б) тест в технологической карте учащихся (приложение 1)

ІІІ. Изучение нового материала.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, частично-поисковые.

УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Формы: групповая, коллективная, фронтальная.

- Как вы думаете, мы закончили изучение района?

Тема нашего урока: Средняя Сибирь. Климат, внутренние воды, природные зоны.

Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой?

- Перед тем как мы приступим к изучению нового материала,

Заполните 1 и 2 столбик таблицы в технологической карте.

Сегодня изучением особенностей природы Средней Сибири займутся группы учёных- исследователей:

(группы учащихся получают карточки-задания, Приложение №2)

Дополнительные вопросы группам

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Белякова Светлана Ивановна

учитель географии

высшая квалификационная категория

Тема: Средняя Сибирь. Климат, внутренние воды и природные зоны.

Цель урока: формирование знаний о природе Средней Сибири, особенностях её равнинных территорий.

Образовательные: выявить факторы, влияющие на формирование природы этого крупного района.

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географических знаний, создавать образ территории, развивать речь, географическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, коммуникативные качества.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе России и её богатствам.

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский.

Технологии: технология развития критического мышления, проектная технология

Оборудование: физическая карта России, атлас для 8 класса, технологическая карта учащихся (приложение 1), дополнительный материал, мультимедийная презентация.

Урок разработан с использованием УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский – география 8 класс

Цель урока: изучить особенности состава, географического положения и природных компонентов. Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири. Воспитание чувства ответственности за коллективную работу.

Оборудование: Карты России: физическая, климатическая, тектоническая, презентация.

  1. Организационный момент. Рефлексия цветом.
  2. Изучение новой темы –10–12 минут (презентация).
  3. Источники знаний: учебник стр. 229-235, атласы, географические карты.

Работа в группах:

1. В какой части России расположен природный район “Восточная Сибирь”?

2. Какие составные части выделяют в Восточной Сибири?

3. Установить границы района, какие из них проходят по природным объектам?

4. Определите протяженность с севера на юг по 110* меридиану?

5. Определите протяженность с запада на восток по северному полярному кругу?

6. Определить площадь района.

7. Показать на карте Восточную Сибирь и ее границы.

1. Определите главные формы рельефа в Восточной Сибири: хребты, равнины, низменности и их высоту?

2. Почему рельеф разнообразен?

3. По геологической карте определите, отложения, какого возраста выходят на поверхность на Среднесибирском плоскогорье и наиболее широко распространены в Северо-Восточной Сибири?

4. Где фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность?

5. Что такое Трапп?

6. Показать на карте формы рельефа.

1. В каких климатических поясах расположена Восточная Сибирь?

2. Какие факторы сформировали резко-континентальный климат?

3. Определите по климатической карте средние температуры января и июля, годовое количество осадков на полуострове Таймыр, в Якутии, на юге Иркутской области?

4. В каком направлении изменяются эти показатели. Почему?

5. Почему “ полюс холода” расположен в поселках Верхоянск и Оймякон? Показать их на карте.

1. Какие крупные реки и озера расположены в Восточной Сибири?

2. Назовите несколько характерных особенностей рек Восточной Сибири.

3. Почему в районе широко распространена многолетняя мерзлота?

4. Какие своеобразные формы рельефа связаны с многолетней мерзлотой?

(Булгунняхи – ледяные бугры, тарыны – наледи, отуряхи – травяные реки, термокарстовые озера.)

5. Показать на карте основные реки и озера.

1. Какие природные зоны протянулись по Восточной Сибири?

2. Какие типы лесов и на каких почвах представлены в таежной зоне?

3. Как приспособились растения и животные к суровости климата?

4. Как проявляется высотная поясность в горах Восточной Сибири?

Отчет группы – 2–4 минуты. (20 мин.) Параллельно показывается презентация.

Выступление групп оценивает класс. Оценки каждому ученику выставляет группа в листке состава команды.

Главные черты природы ученики записывают в тетрадь.

Домашнее задание: на контурные карты нанести границы Средней и Северо-Восточной Сибири, рельеф, реки, Верхоянск и Оймякон.

Творческое задание: презентации о п-ве Таймыр, р. Лене, плато Путорана, Якутии.

Читайте также: