Конспект занятия по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине зимние забавы

Обновлено: 03.07.2024

Развивать связную разговорную речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

Воспитывать интерес к занятию, любовь к природе, дружественные отношения в коллективе.

Материал:

Ход занятия:

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети встают в круг и берутся за руки. Давайте посмотрим и улыбнемся друг другу и скажем с добрым утром. Молодцы. А здороваться можно по-разному:

-как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки);

-как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа), и т.д.

Воспитатель. Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадайте, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Знаю, знаю наперед Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки Интересную загадку.

Загадка

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима).

Как вы, думаете, о чем эта загадка.

Молодцы отгадали загадку.

Дети, мы сегодня будем говорить о зиме.

Мы отправимся в зимний лес. Нас пригласила тетушка Сова, в свою лесную школу. А, отправимся мы в лес на ковре-самолете. Присаживаемся поудобнее. Пока мы будем лететь, чтобы нам не было страшно, давайте вспомним:

-Какое сейчас время года?

-Назовите признаки зимы.

(солнышко опустилось ниже над землей; стало хуже греть; день стал короче, ночь длиннее; мороз; снегопад; покрылись льдом реки, озера,

-Назовите зимующих птиц. Чем мы можем помочь птичкам зимой?

-Дети, кто знает стихи о зиме?

-снежинка (белая, ажурная, легкая, пушистая, ледяная. )

-сугробы ( белые, большие, холодные. )

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы).

Мы во двор пошли гулять (шагающие движения указательным и безымянным пальцами по коленям).

Бабу снежную лепили (ладонями показываем как мы лепим комочек). Птичек крошками кормили (крошащие движения пальцами).

С горки мы потом катались (двумя пальцами проводим по ладони другой руки).

А еще в снегу валялись (ладошками хлопаем по коленям лицевой и тыльной стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем снег с одежды).

Съели суп и спать легли (движение имитирующее, еды ложкой, руки по голову). Молодцы.

Дети, вот мы и добрались в зимний лес. Давайте выйдем на полянку, (деревья, птицы, снег, ширма)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в зимнем лесу

В дупле появляется Сова.

Сорока-Белобока: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Здравствуйте! Как красиво в вашем лесу.

Сова: Зимой очень красиво в нашем лесу. Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом, Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

Молодцы! Присаживайтесь поудобнее, рассмотрите картину. -Какое время года на картине? (зима)

-Как одеты дети и взрослые?

-Куда пошли дети?

-Чем они занимаются?

-Что-то вы загрустили, наверно замерзли, давайте погреемся.

Физминутка:

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

Увы! - и нет снеговика.

(пожимают плечами, разводят руками)

Сорока-Белобока: Согрелись. Хорошо. А, вы умеете составлять рассказы по картине?

Воспитатель:

-Ребята, а помогут нам маленькие картинки - они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Воспитатель дает образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок.

Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее - мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Зимой много развлечений. Дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Лепят снеговика, играют в снежки. Детям очень весело зимой!

(на те слова, которые подчеркнуты, выставляются предметные картинки).Воспитатель: - ну, что, ребята, расскажем? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки. Молодцы.

- Дети, теперь вы расскажите свои рассказы. Вам помогут маленькие картинки. (2-3 ребенка составляют рассказы). Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки. Молодцы.

ВложениеРазмер
nod_zimnie_zabavy.docx 19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сценарный план НОД по речевому развитию

для воспитанников средней группы

Мануйлова Едена Дмитриевна,

Цель: формирование представлений детей о зиме. зимних забавах.

Задачи: продолжать формировать умение отвечать на вопросы и давать полный ответ на заданный вопрос.

- уточнить знания детей о зимних природных явлениях, признаках зимы;

- закрепить знания детей о свойствах снега;

- способствовать углублению и обобщению знаний детей о зимних забавах;

- учить отгадывать загадки;

- обогащать активный словарь детей.

- развивать память, воображение; умение анализировать, делать выводы; - развивать умение слушать друг друга

- воспитывать активность инициативность, способность развитию психических процессов.

Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины; активизация ласкательных существительных.

Материал и оборудование:

- Снеговичок из снега.

- Аудиозаписи скрипа снега и голоса, играющих детей во дворе.

Словарная работа: зимние забавы, кормушка, снеговичок, рукавички, шарфик (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

В группе разложены следы (доносится скрипа снега)

Воспитатель: Что это? Интересно, куда это следы ведут? Как это узнать?

Дети предлагают пойти по следу, угадать, к кому приведут следы.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится снега и тепла.

Следы приводят к Снеговику, слепленного из снега.

Воспитатель: Расскажите, какой Снеговик?

Снеговичок маленький? У Снеговика шарф, а у Снеговичка – шарфик. У Снеговика – ведро, а у Снеговичка – ведёрко (морковь – морковка; глаза – глазки)

- А где можно встретить такого Снеговика? А вы знаете, кто его мог слепить?

(Включается запись смеха детей)

Воспитатель : Что за шум? А где они? Пойдём их искать?

Воспитатель зовёт детей и подводит к картине.

Воспитатель: Где дети гуляют? Какое настроение у ребят?

Давайте вместе похихикаем.

Хи-хи-хи, да ха- ха – ха (громко)

Хи-хи-хи, да ха- ха – ха (тихо)

Воспитатель: В какое время года вышли дети на прогулку?

Как вы догадались? Как вы думаете, дети замёрзли на улице? Почему?

Представьте, что пошёл снег. Смотрите у меня снежинка. Сейчас она закружится, и куда опустится, тот предмет на картине и нужно назвать.

Затем снежинка падает на рукавичку (кормушку, санки, снегиря…)

Воспитатель: А во что еще можно поиграть на улице зимой? (ответы детей)

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий

Три - уроним
И ….сломаем

Воспитатель: Что делает на картине мальчик в жёлтой, вязаной шапочке?

Что принесла девочка в тёплой, зимней куртке? (ответы детей)

Про всех ребят рассказали, а про кого же мы забыли! (про Снеговичка)

А если бы забыли вернуться к Снеговичку, что бы с ним могло произойти? (ответы детей)

Снеговичок: Слышал я, как вы рассказывали про зимние забавы. Запомнили, чем можно заняться зимой на улице? А за это я вам ведёрко с детской забавой подарю.

Материал: Серия картин по теме “Зимние развлечения”.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание зимних иллюстраций в вечернее время.

Ход занятия

Организационный момент - пальчиковая гимнастика “Зима”

1 часть. Дидактическая игра. Беседа по теме:

- Какое сейчас время года?

- Как можно назвать эту серию картин? (“Зимние развлечения”)

- Какая погода стояла в тот зимний день? (солнечный, теплый, безветренный), воспитатель побуждает по-разному называть какой день изображен на картине.

- Как вы определили, что день теплый и солнечный?

- Давайте рассмотрим картину повнимательнее.

- Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.

- Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?

- Что происходит на горке? Девочка в желтой шапке катается с горки на санках. Давайте дадим ей имя. (Маша)

- Что делает мальчик в синих штанишках? Как мы его назовем? ( Миша)

- Что делают дети на катке?

Кто кормит птиц крошками и зерном? (Мальчик в синей куртке). Дадим ему имя (Саша)

2. Игра на внимание “Кто самый внимательный?”

  • Сколько мальчиков изображено на картине?
  • Какие птицы изображены на картине?
  • Сколько детей катается на катке?
  • Что у Снеговика вместо рук?
  • В какой куртке вышел гулять Саша?

3. Физ.минутка.

Игра с мячом “Что можно делать зимой? (дети стоят по кругу, воспитатель каждому по очереди кидает мяч с вопросом “Что можно делать зимой?”. Дети отвечают: кататься на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу и т.д.)

4. Дидактическое упражнение “Составь рассказ по картине”.

Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы, а теперь будем учиться составлять рассказ по картине. Дома маме расскажите про то, как можно играть на улице зимой. Ей будет интересно послушать. Я буду вам помогать.

- В теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Маша катается с горки на санках. Рядом с горкой Миша лепит снеговика, вместо рук он ему приделал веточку. Девочки на льду катаются на коньках. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях: крошек хлебных принесли и зернышек. “Не бойтесь, птички, мы вас не обидим!”, - говорит птицам Саша, протягивая зернышки на ладошке. Хорошее время года – зима!

(Воспитатель задает схему рассказа так, что она наталкивает ребенка на описание и повествование. Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, побуждая их не повторять ответы друг друга).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Составление описательного рассказа по картине

Программное содержание:

Развивать связную разговорную речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

Воспитывать интерес к занятию, любовь к природе, дружественные отношения в коллективе.

Ход занятия:

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети встают в круг и берутся за руки. Давайте посмотрим и улыбнемся друг другу и скажем с добрым утром. Молодцы. А здороваться можно по-разному:

-как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки);

-как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа), и т.д.

Воспитатель. Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадайте, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Знаю, знаю наперед Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки Интересную загадку.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Как вы, думаете, о чем эта загадка.

Молодцы отгадали загадку.

Дети, мы сегодня будем говорить о зиме.

Мы отправимся в зимний лес. Нас пригласила тетушка Сова, в свою лесную школу. А, отправимся мы в лес на ковре-самолете. Присаживаемся поудобнее. Пока мы будем лететь, чтобы нам не было страшно, давайте вспомним:

-Какое сейчас время года?

-Назовите признаки зимы.

(солнышко опустилось ниже над землей; стало хуже греть; день стал короче, ночь длиннее; мороз; снегопад; покрылись льдом реки, озера,

-Назовите зимующих птиц. Чем мы можем помочь птичкам зимой?

-Дети, кто знает стихи о зиме?

-снежинка (белая, ажурная, легкая, пушистая, ледяная. )

-сугробы ( белые, большие, холодные. )

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы).

Мы во двор пошли гулять (шагающие движения указательным и безымянным пальцами по коленям).

Бабу снежную лепили (ладонями показываем как мы лепим комочек). Птичек крошками кормили (крошащие движения пальцами).

С горки мы потом катались (двумя пальцами проводим по ладони другой руки).

А еще в снегу валялись (ладошками хлопаем по коленям лицевой и тыльной стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем снег с одежды).

Съели суп и спать легли (движение имитирующее, еды ложкой, руки по голову). Молодцы.

Дети, вот мы и добрались в зимний лес. Давайте выйдем на полянку, (деревья, птицы, снег, ширма)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в зимнем лесу

В дупле появляется Сова.

Сорока-Белобока: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Здравствуйте! Как красиво в вашем лесу.

Сова: Зимой очень красиво в нашем лесу. Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом, Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

Молодцы! Присаживайтесь поудобнее, рассмотрите картину. -Какое время года на картине? (зима)

-Как одеты дети и взрослые?

-Куда пошли дети?

-Чем они занимаются?

-Что-то вы загрустили, наверно замерзли, давайте погреемся.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

Увы! - и нет снеговика.

(пожимают плечами, разводят руками)

Сорока-Белобока: Согрелись. Хорошо. А, вы умеете составлять рассказы по картине?

Воспитатель:

-Ребята, а помогут нам маленькие картинки - они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Воспитатель дает образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок.

Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее - мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Зимой много развлечений. Дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Лепят снеговика, играют в снежки. Детям очень весело зимой!

(на те слова, которые подчеркнуты, выставляются предметные картинки). Воспитатель: - ну, что, ребята, расскажем? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки. Молодцы.

- Дети, теперь вы расскажите свои рассказы. Вам помогут маленькие картинки. (2-3 ребенка составляют рассказы). Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки. Молодцы.

Читайте также: