Конспект занятия по пескографии в старшей группе

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Расширение знаний детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать представления детей о свойствах песка и навыки экспериментирования с ним;
- Закрепить и расширить представления детей о диком животном - еже;
- Активизировать словарь детей новыми словами: сухой, теплый, рассыпается, сыпется, сыпучий, струится, окрашивается.

Развивающие задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные задачи:
- Воспитывать аккуратность, способность сопереживать, сочувствовать.

Ход занятия

Кто же, ребята сворачивается в клубок от любого шороха? (Звук шуршания)
Ой, кто это шуршит? (ответы детей)
Вот свернулся Он в клубок
Может, Он, совсем продрог? (рука в кулочёк)
Солнца луч его коснулся -
Он так сладко потянулся!

Ребята, посмотрите кто к нам пришел (ёжик)! Но что же с ним случилось? Почему он такой грустный и бесцветный? Давайте узнаем у него. (Голос ежа)
Ребята поможем ёжику? (ответы детей)
Хорошо. А помогать ему мы будем необычным способом. А каким, сейчас узнаете из загадки. Послушайте внимательно.

Сухой - я рыхлый и сыпучий,
Сырой, уж если дождь помочит с тучи.
Я желтый, даже золотой.
Узнали, ребята, кто же я такой?

Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его
Сразу слепишь хоть чего. (Песок)

- Правильно, ребята, это песок! И сегодня с помощью песка мы поможем ёжику. А прежде, давайте узнаем какими свойствами обладает песок.
Как вы думаете какими свойствами он обладает? (Ответы детей)

- Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке). Верно!
- Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)
- Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний. Время зависит от того, сколько песка в этих часах)

Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок. Песок – кусочки камней и морских ракушек.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Почему? (Ответы детей)

Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.

- О том, каким бывает песок, мы узнаем в нашей лаборатории. И проведем несколько экспериментов.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)
- Давайте и мы наш песок сделаем мокрым. Как мы это можем сделать? (налить воды)

Вывод: Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
- Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Так же песок может быть разноцветным.
Итак, вот такими свойствами обладает песок. И сегодня именно с помощью песка мы поможем нашему ёжику.
А теперь пройдем к столам и приступим к работе.
Практическая часть

Выставка работ
Ну вот, ребята, мы сегодня смогли помочь лесному жителю ёжику. И он хочет вас отблагодарить.
Ежик благодарит за помощь.

Цель: создать условия для развития личности ребенка, через применение математического материала в различных действиях.

• Закреплять знания детей о геометрических фигурах, плоских и объёмных.

• Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

• Воспитывать интерес к различным видам деятельности.

Материалы и оборудование: световой стол, песок, пластмассовые геометрические фигуры, счетные палочки, строительный материал.

Ход деятельности:

Воспитатель: здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами вспомним о геометрических фигурах.

1) Какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник и т. д)

2) Как называется квадратная объёмная фигура? (куб)

3) Какая фигура похожа на растянутый круг? (овал)

4) Если соединить два треугольника, какая фигура получится? (ромб)

5) Какая объёмная фигура похожа на подзорную трубу? (цилиндр)

Молодцы! А теперь немного отдохнем и послушаем сказку про геометрические фигуры.

В одном геометрическом городе, жили геометрические фигуры и в один из дней они завели такой спор.

-Я самый главный-сказал квадрат, у меня есть четыре стороны и четыре угла.

-Нет я-сказал круг, у меня нет углов, и я умею катиться.

-Нет мы, нет мы-сказали треугольники, у нас 3 угла и 3 стороны

-Нет, мы, нет мы сказали овал и прямоугольник.

-В их спор вмешался ромб и сказал: не важно, кто главный, важно то, что мы все приносим пользу. Мы все нужны людям.

И фигурам стало очень стыдно, что они спорили.

1) Какие геометрические фигуры устроили спор, назовите их?

2) Кто из них самый главный?

3) Какая фигура оказалась самой миролюбивой?

Мы работали не зря

Отдохнуть пора друзья.

Проведем мы все зарядку.

Становись-ка по порядку.

Вы ребята не зевайте.

И за мною повторяйте

Квадрат-руки в сторону

А теперь я предлагаю пройти к песочному столу. И предлагаю вам поиграть в игру.

Выполняют последовательность из геометрических фигур (треугольник, круг, ромб)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по песочной терапии в средней группе

-развивать воображение, любознательность, творчество;

- расширять словарный запас;

- развивать мелкую моторику;

-умение решать творческие задачи;

-воспитывать умение рисовать на песке;

Материал: Песочный планшет, сухой песок, искусственные цветы, разноцветные камешки, кукла Машенька

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дети! Я снова очень рада видеть вас здесь. Давайте мы с вами друг с другом поздороваемся и скажем добрые слова

Дети здороваются друг с другом по кругу

Педагог: Вы наши маленькие волшебники, а знаете, почему вас так называют? Потому, что каждую нашу встречу, вы создаете сказку, добрую, светлую. Мы путешествуем с вами в Песочную страну. Вам нравится наша Волшебная Песочная страна и то, чем мы с вами в ней занимаемся?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Сегодня мы с вами вновь отправимся в Песочную страну

Дети закрывают глаза, протягивают ладони в круг и произносят заклинание.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Звучит музыка. Педагог берет в руки куклу Машеньку

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это Машенька из песочной страны. Я ее сегодня встретила по дороге в детский сад.

Педагог: Ребята, Маша мне рассказала свою историю. У нее заболела мама, никакое лекарство ей не помогает. Маша отправилась на поиски волшебного цветка, который исполняет все желания. Маша хочет загадать желание, чтоб ее мама поправилась. Мы сможем помочь Маше? Мы с вами ведь настоящие волшебники, правда?

Педагог: А как вы думаете, как выглядит волшебный цветок?

Педагог: Краше он неба ясного, ярче солнца красного, он пышный, воздушный, с нежными лепестками и дивным ароматом. Темной ночью как огонь горит, светлым днем как бриллиант блестит. Силой волшебной лучится каждый лепесток, цветок этот может любое желание исполнять.

Педагог сажает Машу на стул.

Педагог: Есть у нас Машенька, волшебный планшет, а в нем волшебный песок. Чтобы наши детки не нарисовали на этом песке, все превращается в волшебство. Ведь, правда, дети?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Ребята, а давайте мы сейчас с вами постараемся нарисовать волшебные цветы для Маши. Но прежде, повторим правила поведения в Песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня?

Итак, для начала очищаем наши столы от песка. Собираем песок в кучку в центре стола. Работаем обеими руками. Молодцы.

Сейчас давайте разгладим песок по всей поверхности, чтобы можно было рисовать.

А вы знаете, что все цветы были, когда то маленькими. Сейчас мы с вами нарисуем, как маленькое семечко превращается в красивый цветок. Сначала маленькое семечко мы посадим в землю. Кулачком на песке мы нарисуем круг.

Солнышко пригревает, дождик поливает (барабанит подушечками пальцев по песку, дети подражают) кап-кап-кап. И вот семечко начало прорастать, появляется маленький росток (указательным пальцем рисуем (прямую, извилистую) линию вверх). Солнышко пригревает, дождик поливает, и тоненький росток становится толще (дети дублируют линию), появляются листочки (указательным пальцем рисуют листочки), и распускается сам цветок. Указательным пальцем рисуем лепестки. А теперь давайте украсим наши волшебные цветы красивыми камушками.

Наш цветочек растет на полянке вместе с травкой. (дети с помощью расчески рисуют травку)

Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Дети рисуют цветы. Затем по желанию украшают их цветными камушками.

Педагог: волшебный цветок обязательно исполнит твоё желание, Машенька.

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём , (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Мы дарим тебе, Маша, наш волшебный цветок, возьми его (дети протягивают искусственный цветок).

Педагог: Чем мы помогли сегодня Маше?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: А если бы вы нашли чудесный цветок желаний, что попросили бы вы у него, какое бы желание загадали для себя, своих близких, своих друзей, всех добрых людей?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: У меня сейчас очень хорошее настроение! Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Вам понравилось быть волшебниками и творить добрые дела?

Дети: (ответы детей).

Педагог: Мы с вами обязательно еще вернемся в песочную страну, чтоб творить чудеса, правда? А сейчас нам надо немного отдохнуть и набраться сил.

-развить фантазию и образное мышление, тактильную чувствительность.

Оборудование: световые столы с песком, трубочки для коктейля, кисточки, аудиозаписи со спокойной музыкой, мелкие предметы (стеклянные камешки, игрушки из киндер-сюрприза, пластмассовые фигурки), влажные салфетки для рук, цветной песок, прозрачная ваза, одноразовые ложки.

Звучит спокойная музыка. Световые столы накрыты тканью.



Дети берут кисточки и по кругу, здороваются друг с другом.

Дети, с помощью одноразовых ложек насыпают цветной песок, в вазу.

После того, как дети насыпали песок. Педагог говорит, что нужно заклинание. Все вместе его произносят.

Дети, произнося слова, закрывают глаза (в это время ткань со столов снимается).

Дети с помощью трубочек для коктейля не сильно дуют на песок, имитируя – песчаные волны.



А еще в его стране есть водопад. Давайте сделаем водопад!

Дети из одной руки пересыпают песок, на открытую ладонь другой руки.

Педагог-психолог: - Мы же помним, что злодей-ветер, наложил свои чары на страну: все разрушил, и наслал сильную засуху- цветы и деревья высохли, а жители мучились жаждой! Наш храбрый песочный человечек хотел помочь своим друзьям. Он взял лопатку и стал копать. Вот так! Давайте поможем нашему другу.

(Во время того, как дети выполняют действия, педагог спрашивает их, что такое жажда и когда она бывает).

Дети копают ямки на песке с помощью одноразовых ложек.


Педагог-психолог: - Он копал и копал, целую неделю трудился, а местные жители ему помогали. И о, чудо появился родник! Дети, а вы знаете, что такое родник? (Дети отвечают). И вода потекла по дорожкам и улочкам страны.

Дети ребром ладони рисуют ручеек.

Педагог-психолог: - Жители вдоволь напились воды, но оглянулись - и опечалились, вокруг все –так же не было ни одной постройки. Давайте потрогаем песок, какой он?.

Педагог- психолог: - «А из сухого песка можно что-то построить?! «.

Из пульверизаторов поливают песок.



Дети рисуют нос, рот, глаза, на мокром песке.


Дети создают с помощью фигурок, камешек, и другого природного материала - страну!



Дети прощаются с песком и песочным человечком.

Рефлексия занятия (педагог задает вопросы).

- Понравилось вам, сегодняшнее путешествие?

- А что больше всего понравилось делать?

-А что труднее всего было выполнить?

-Как вы думаете, нам все удалось?

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Рисование песком – уникальный вид искусства, объединяющий и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!

Рисуя песком, ребенок погружается в свой мир фантазий. Он начинает придумывать совершенно иной мир, где существуют замки, драконы, принцы и принцессы. Он становится фантастом в буквальном смысле этого слова.

Такой вид творчества доступен детям самого разного возраста. Совсем маленькие могут создать простые рисунки. При этом, чтобы изменить рисунок или нарисовать новый, не нужно дополнительных предметов таких как ластик или точилка, достаточно просто провести ладошкой или пальцем по песку.

Во время подобных занятий, песок как-бы впитывает в себя всю негативную энергию малыша, тем самым создавая гармонию между ним и окружающим миром. Занятия рисования с песком способствуют улучшению психического самочувствия ребенка, избавляют от фобии и страха перед неизвестным.

Вы увидите, как на небольшом экране за несколько мгновений рождаются песочные картины. Изображения как будто перетекают друг из друга под музыкальное сопровождение.

Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Для детского развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Обязательно попробуйте этот способ рисования. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок. Песок для стола можно приобрести в магазине. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Цель:

Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

  1. Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
  2. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развития творчества, фантазии у ребенка, умения пальчиками изображать задуманное на песке.

Технические приёмы рисования песком:

  1. Рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.
  2. Несколькими пальцами одновременно.
  3. Симметрично двумя руками.
  4. Насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего.
  5. Скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения.
  6. Выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро.
  7. Создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Отгадайте загадки и узнаете, чем мы будем сегодня рисовать.

Загадки:

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то- речной.

Отгадайте, кто такой?

(Дети песок).

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

(Дети песок).

Воспитатель:

Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю вам, дети,
Рисунок создать песком.

Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.

Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.

Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.

Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.

Я рассказала вам лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам стать художниками и нарисовать свой рисунок. Но давайте сначала вспомним правила обращения с песком.
1. Рисовать песком можно только на стекле, нельзя рассыпать песок на пол;
2. Нельзя вытирать руки об одежду;
3. Нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие песчинки могут попасть в глаза;
4. Отряхивать руки надо над столом;
5. После работы нужно помыть руки с мылом.

Воспитатель:

Насыпаем на центральную часть стекла несколько горстей песка и начинаем рисовать цветок. Для этого проводим пальцами по песку, создавая линии, свободные от песка – это части цветка, которые должны быть светлого оттенка (например, средняя часть каждого лепестка). Далее формируем стебель цветка, очерчивая его контур прямыми линиями. В результате стебель и часть самого цветка будут светлого цвета, так как стекло в этих местах будет без песка. Остальные участки будут покрыты песком – это окрашенные части цветка.

Насыпаем на поверхности из стекла песок тонким слоем. Затем кулачком выполняем вращательное движение, слегка вдавливая кисть в песок. Получаем изображение солнечного диска. Затем пальчиками рисуем лучи солнца. Рядом можно нарисовать тучки путем создания замкнутых волнистых линий с помощью пальцев рук.

Воспитатель:

Читайте также: