Конспект занятия по математике в старшей группе на тему фрукты

Обновлено: 04.07.2024

Демонстрационный: задача в картинках про ежей, набор цифр, знаки +,-, яблоки 7 шт., картинка, на что похожа цифра 7, три квадрата, мяч.

Раздаточный: набор цифр 1-7, , знаки +,-, набор кружков, три квадрата на каждого ребенка, ножницы, карандаш, счетные палочки.

-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но нам предстоит не простой путь, и пройдут его только те ребята, которые очень много знают и дружат с математикой. Это мы сейчас и проверим.

(Дети сидят на стульчиках полукругом)

-Посчитайте от 1-10 и обратно, передавая мяч друг другу.

-Какое сейчас время суток?

-Сколько углов у треугольника?

-Какое сейчас время года?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

Теперь, я вижу, что вы готовы отправляться в путь. ( Дети становятся друг за другом)

-Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной, двигаемся дружно , не обгоняя друг друга.

«Зашагали ножки: топ-топ-топ.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

-Ну вот, мы и на лесной опушке, а встречают нас ежата.

-Ой, ребята, по–моему, они о чем-то спорят, не могут сосчитать яблоки, давайте им поможем, присаживайтесь за столы.

Еж спросил ежа соседа:

«Ты откуда, непоседа?

-Запасаюсь я к зиме

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Это много или нет?

-Дети, давайте поможем ежатам сосчитать все яблоки.

(Влад, иди, будешь помогать ежатам) - выкладывает у доски.

-Кто помнит, сколько яблок уже принес еж? (6)

-Положите у себя на столах столько же красных кружков, а ты Влад у доски.

-Ребята, как будем выкладывать? (Правой рукой слева направо)

-Сколько положили кружков? (6)

-Сколько яблок еще несет еж? (1)

-Что мы должны сделать? (Прибавить еще 1 кружок)

-Сосчитайте, сколько яблок получилось? (7)

-Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок, еж принес еще 1 яблоко, получилось 7)

Показываю цифру 7

-Кто мне составит задачу?

-Давайте запишем решение задачи с помощью цифр, лежащих у вас на столе.

-Кто прочтет решение? (6+1=7)

-Молодцы, ребята, вот мы и помогли ежатам сосчитать яблоки и отправляемся в путь дальше.

-Но перед нами река, на чем мы можем ее пересечь? (На корабле)

-Чтобы нам переплыть реку, нам нужно среди цифр, отыскать цифру 7 и обвести ее в кружок. Молодцы, справились с этим заданием. Задания были не легкие, мы немного устали, давайте отдохнем. Выходите на полянку.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Посмотрите, пока мы с вами отдыхали, шумели в лесу, на наш шум прибежали, зверята посмотреть, кто же пожаловал в лес.

-Посмотрите, сколько прибежало зверят, сосчитайте их? (6)

-Какая зверюшка, стоит на пятом месте?

-Какая на втором? И т.д.

-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.

-Отправляемся в путь дальше.

-Посмотрите, кого же мы встретили на своем пути, как вы думаете, кто это? (Квадрат)

-Он хочет с вами поиграть.

-На столах у вас лежат квадраты, возьмите один.

-Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте по линии сгиба.

-Что больше, квадрат или треугольник? ( Квадрат больше, чем треугольник)

-Возьмите другой квадрат, сложите его так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.

-Что больше квадрат, или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник)

-Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линии сгиба.

(Если дети затрудняются, покажите им заранее расчерченные квадраты)

-Из полученных геом. фигур выложите на столе предмет.

-Возьмите счетные палочки и выложите из них на столе прямоугольник.

-Молодцы, вы правильно справились с этим заданием.

-Квадрату очень понравилось играть с вами ребята, он видит, что вы очень много знаете, но ему пора прощаться с нами.

-Но вот и подошло к кону наше путешествие, нам пора возвращаться назад в детский сад, чтобы вернуться, надо вспомнить, что было интересного сегодня в нашем путешествии (Ответы детей)

-Итак, отправляемся назад, становитесь друг за другом:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

-Вот мы опять в детском саду, а на память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие сувениры. (Раздача сувениров)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

в старшей группе.

Задачи: закреплять навыки счета в пределах 5, тренировать в умении соотносить количество предметов с цифрой; закреплять умение сравнивать два множества предметов и уравнивать их двумя способами; совершенствовать понимание смысла пространственных отношений; отражать пространственное положение изображения в речи; развивать связную речь; развивать умение воспринимать информацию на слух, совершенствовать координацию руки и глаза; закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать словесно – логическое мышление.

Демонстрационный материал : мешочек с морковью, луком, грушей, сливой, горохом; корзинка и ваза для фруктов; дидактические картины сада и огорода с прорезями для картинок; картинки с изображением овощей и фруктов; наборное полотно.

Раздаточный материал: картинки с изображением корзинок, пронумерованных от 1 до 5, и набор из пяти карточек с изображением групп овощей от 1 до 5 для работы в парах; лист со схематичным изображением яблони, карандаш, ластик на каждого ребенка, свежевымытые овощи и фрукты.

(Дети по очереди описывают предметы в мешочке, воспринимаемые на ощупь, остальные отгадывают, описываемый предмет.) После того, как предмет назовут, овощи кладут в корзину, а фрукты — в вазу. В конце игры воспитатель уточняет, что лежит в корзинке (овощи), а что в вазе (фрукты).

(На доске дидактические картины с изображением сада и огорода.) Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и

фруктов: огурец, помидор, свекла, морковь, капуста, груша, слива, яблоко, абрикос)

Что это? Где растет?

(Дети по очереди прикрепляют картинки на картины с изображением сада или огорода и обосновывают свой ответ.)

Значит, фрукты растут в саду, а овощи на огороде.

Ребята, а сколько у нас с вами всего овощей. (Картинки с овощами выкладываются на наборном полотне) Давайте, вместе посчитаем.(пять) А теперь давайте сосчитаем фрукты. (Картинки с фруктами выставляются на наборном полотне) (четыре). У нас одинаковое количество овощей и фруктов? (Овощей больше, чем фруктов, а фруктов меньше, чем овощей). Как сделать, чтобы фруктов было столько же, сколько и овощей? (Нужно убрать один овощ или добавить один фрукт). А теперь приглашаю вас на огород.

Работа в парах

Ребята, самое время урожай собирать! Посмотрите, у вас на столах лежат корзинки с цифрами. Вам нужно собрать урожай овощей в эти корзины.

В каждой корзине должно быть столько овощей, сколько указано на корзинке.( Дети устанавливают соответствие количества овощей на картинках и цифр на корзинках от 1 до 5, кладут картинки с овощами к соответствующей корзинке)

Молодцы, замечательно справились с заданием! У нас такой чудесный урожай овощей!

Физкультминутка

В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

Индивидуальная работа.

Ребята, мы с вами совсем забыли про наш фруктовый сад. Давайте посмотрим, сколько у нас выросло на яблоне яблочек. ( На столах листы со схематичным изображением дерева)

На правой верхней ветке выросло два яблока, нарисуйте их. Под этой веткой растет еще одно яблоко. Напротив этого яблока, слева, растут два яблока. Какая ветка без яблок? Сколько яблок выросло на яблоне?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнила: воспитатель Рогова Н. Д.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.

Образовательные:

- познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9;

- учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки счёта;

- развивать умение сравнивать дорожки по длине;

- развивать глазомер и логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать доброту, взаимопомощь.

Оборудование: наборное полотно; цветные изображения 9 яблок и 9 груш; корзинка; коробка под фрукты; мягкая игрушка – кукла Маша.

Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками; подносы с цветными изображениями лимонов и апельсинов по 10 штук на каждого ребёнка.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Привлекаю внимание детей и обращаюсь к ним:

-Сегодня, ребята, к нам с минуты на минуту должен зайти гость.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: - Постойте минутку. Пойду, посмотрю, кто же к нам стучится? (Выхожу за дверь и заношу куклу Машу).

Воспитатель: - Не переживай, Маша! Наши дети умеют считать и они тебе помогут. Поможем, ребята, Маше продукты купить? Скажите, где продаются продукты? (ответы детей) Тогда давайте отправимся в магазин.

2.Основная часть.

Воспитатель: Вот мы пришли в магазин. Доставай, Маша, записку. Сколько и чего надо купить?

Воспитатель: - А нам нужно 9 яблок. Как же нам сделать так, чтобы было 9 яблок? Подумайте. (Добавить 1 яблоко) Выходи, Оксана, ты будешь продавцом. Где у нас фрукты лежат? Вот они. Бери и добавляй. Сколько нужно добавить, Арсений? (нужно добавить 1 яблоко).

Воспитатель: - Сколько стало яблок? Сколько добавили яблок? Как получилось 9 яблок? Молодцы!

Воспитатель обращается к Маше: А, ну-ка, Маша, давай посмотрим записку, что ещё нужно купить?

Воспитатель: - Мишка просил купить груши. А вот и ящик с грушами. Выходи, Оксана, выложи 8 груш. Выложи так, что бы каждая груша находилась под каждым яблоком. (Приглашаю ребёнка, который на наборном полотне выкладывает груши).

Воспитатель: - Сколько ты выложил груш? (ответ) Посмотри, пожалуйста, чего больше: яблок или груш? (ответ ребёнка) На сколько яблок больше, чем груш? (ответ ребёнка) Чего меньше: груш или яблок? (ответ ребёнка) На сколько груш меньше, чем яблок? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы яблок и груш было поровну? (ответ ребёнка) Но нам нужно, чтобы было 9 груш. Что будем делать, отнимать или прибавлять? (ответ ребёнка)

Добавляем грушу и спрашиваю: - Сколько стало груш? (ответ детей)

Маша: - Ой, надо запомнить, что к 8 прибавить 1 будет 9.

Воспитатель: - Молодцы! Давайте немного отдохнём, а потом будем дальше помогать Маше.

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши)

4. Работа с раздаточным материалом.

Маша: - Ой, играете вы хорошо. Помогите мне ещё и апельсины и лимоны купить.

Воспитатель: - Ну-ка, скорее поможем Маше.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, положите перед собой карточку. Проведите указательным пальцем правой руки по верхней полоске. А теперь проведите также по нижней полоске. (Дети выполняют).

Воспитатель: - Теперь слушайте задание: выложите на верхнюю полоску 8 апельсинов. (Дети кладут 8 апельсинов) Сколько, Оксана, поставила апельсинов на верхнюю полоску? (ответ ребёнка) Слушайте дальше: на нижнюю полоску поставьте 9 лимонов. Поставьте так, чтобы каждый лимон был под каждым апельсином. (Дети выполняют)

Воспитатель:- Сколько, Коля, положил лимонов на нижнюю полоску? (ответ ребёнка) Чего больше: апельсинов или лимонов? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы лимонов и апельсинов стало по 9? (ответ ребёнка)

Дети добавляют 1 апельсин.

Воспитатель: - Сколько стало апельсинов? (ответ детей) Что мы можем сказать про апельсины и лимоны? (ответ детей) Молодцы! (Обращается к Маше) Запомнила, Маша?

Маша: - Конечно! Спасибо, ребята! Теперь Мишка будет доволен. Я привезу с собой 9 яблок, 9 груш, 9 апельсинов и 9 лимонов. Теперь я знаю, как получается число 9. К 8 добавим 1, будет 9.

Воспитатель: - Вот, Маша, твоя корзинка с фруктами.

Дети выходят на ковёр. Перед ними 3 дорожки разной длины: самая короткая – длиннее – самая длинная. Воспитатель даёт первое задание:

- Коля, встань возле самой короткой дорожки.

- Оксана, встань возле самой длинной дорожки.

- Арсений, встань возле дорожки, которая короче самой длинной.

Воспитатель даёт задание всем детям.

Воспитатель: - Молодцы, подойдите ко мне и слушайте следующее задание: нужно посадить Машу на ту дорожку, которую я назову. (Воспитатель даёт детям задание, дети их выполняют)

Маша: - Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята. Понесу фрукты я Мишки домой. До свидания! Приходите к нам в гости.

6. Рефлексия.

- Интересное было занятие сегодня? Кто приходил к нам в гости? Сколько нужно прибавить к цифре 8, чтобы получилось 9?

Оценить 407 0

НОД 6. Тема: Числа от 1 до 10.

Демонстрационный материал: числа от 1 до 10,

Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет, какая по счёту карточка. Назовет её порядковый номер.

- Сегодня мы будем продолжать считать до 10 в прямом и обратном порядке.

3. Основная часть.

Дефектолог: Что мы выложили из цифр? (Числовой ряд.)

Работа с демонстрационным материалом.

Дефектолог: Что мы выложили из цифр? (Числовой ряд.)

- Какая цифра стоит в начале ряда? (Один.)

- Какое число стоит в конце ряда? (Десять.)

- Назовите числа, которые стоят в середине ряда. (Два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.)

- Назовите числа слева направо.

- Как называется счёт слева направо? (Это прямой счёт.)

- Назовите числа справа налево.

- Как называется счёт справа налево? (Это обратный счёт.)

Слуховой диктант. Дефектолог называет фрукты. Каждый ребенок выкладывает перед собой ряд предметов справа налево: 2 яблока, 3 груши, 2 грозди винограда, 3 банана.

Дефектолог: Как называются эти предметы? (Это фрукты.)

- Что вы выложили? (Фруктовый ряд.)

- Сколько фруктов составляют ряд? (Десять.)

- Назовите ряд фруктов по порядку слева направо, указывая цвет выложенных фруктов. (Показ каждым ребенком движением руки (2-3 ответа), уточняя цвет выложенных фигур.) (Зеленый банан, желтый банан, красная груша, зелёная груша, жёлтая груша, синий виноград, зеленый виноград, жёлтое яблоко, красное яблоко, зеленое яблоко.)

- Назовите ряд фруктов по порядку справа налево, указывая цвет фруктов. (Показ каждым ребенком движением руки (2-3 ответа).)

- Как называется фрукт, который лежит на третьем месте? (Красная груша.) Выдвиньте ее немного вверх.

- Как называется фрукт, который лежит на седьмом месте? (Синий виноград.) Выдвиньте его немного вверх. Назовите ряд фруктов по порядку слева направо, от третьего до седьмого, указывая цвет выложенных фруктов. (Показ каждым ребенком движением руки (2-3 ответа).)

- Назовите этот ряд фруктов по порядку справа налево, указывая цвет выложенных фруктов. (Показ каждым ребенком движением руки (2-3 ответа).)

Выдвинутые фрукты возвращаются на место.

Аналогичная работа по установлению последовательности чисел в прямом

и обратном порядке, начиная с любого числа.

5. Физкультминутка по ЛТ или по желанию детей.

6. Работа с раздаточным материалом.

Дефектолог: С которого по счёту фрукта начат счёт? (С седьмой.)

- До которой по счёту фрукта идёт счёт? (До пятого.)

- Какой это счёт: прямой или обратный? (Обратный.)

- Почему? (Счёт справа налево называют обратным.)

У каждого ребенка цифры от 1 до 10. Детям предлагается выложить числовой ряд от 10 до 1 и от 10 до 1.

8.Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка карточка со схематическими изображениями (1 апельсин, 2 сливы, 3 банана, 4 вишенки, 5 груш).

Дефектолог:Найдите один предмет и закрасьте его оранжевым карандашом.

- Что вы сделали? (Я раскрасил апельсин оранжевым цветом.)

- Сколько предметов теперь вы должны раскрасить? (Два.)

- Каких предметов здесь два? (Две сливы.)

- Каким цветом их нужно раскрасить? (Их нужно раскрасить синим цветом.)

- Что вы сделали? (Я раскрасил сливы синим цветом.)

-Сколько предметов теперь вы должны раскрасить? (Три.)

- Каких предметов здесь три? (Три банана.)

- Каким цветом их нужно раскрасить? (Их нужно раскрасить жёлтым цветом.)

- Что вы сделали? (Я раскрасил бананы жёлтым цветом.)

- Сколько предметов теперь вы должны раскрасить? (Четыре.)

- Каких предметов здесь четыре? (Четыре вишенки.)

- Каким цветом их нужно раскрасить? (Их нужно раскрасить красным цветом.)

- Что вы сделали? (Я раскрасил вишни красным цветом.)

- Сколько предметов теперь вы должны раскрасить? (Пять.)

- Каких предметов здесь пять? (Пять груш.)

- Каким цветом их нужно раскрасить? (Их нужно раскрасить зелёным цветом.)

- Что вы сделали? (Я раскрасил груши зеленым цветом.)

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Раздаточный материал























Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! ( Здравствуйте!)
- Ребята, а кто еще к нам пришел?(Ежик и Лисенок)
- Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, Ёжик и Лисенок что – то приготовили нам в корзине и хотят загадать загадки. Отгадав загадки мы узнаем , что в корзине лежит.
Ягоды зеленые
И всеми хваленые,
Растут с костями,
Висят кистями.(Виноград)
Золотые, наливные,
На ветвях они висят,
С аппетитом их едят,
Они старых молодят.(Яблоки)
Апельсина брат родной,
С золотистой кожурой.
Дольки в тонкой оболочке,
Только меньше фрукт росточком.(Мандарин)
В саду есть плод,
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,-
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)
- Ребята, как одним словом можно назвать яблоко, апельсин, мандарин, грушу, сливу? (фрукты)
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)
- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Читайте также: