Имя числительное глагол 4 класс конспект урока школа россии конспект
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по русскому языку
Дата: _____________________
Тема: Имя числительное. Глагол.
Цели: актуализировать знания об имени числительном и о глаголе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока : комбинированный.
Планируемые результаты :
Актуализация знания об имени числительном и о глаголе; развитие умения изменять глаголы по временам; повторение правил написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголом.
Нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Стремятся к развитию внимания, памяти, мышления, к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и с взрослыми. Проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Формируемые УУД :
Регулятивные - формулируют учебную задачу, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют свою деятельность; контролируют и оценивают качество и уровень усвоения материала ; способны к саморегуляции; сличают способы действий и его результаты с заданным эталоном.
Познавательные - самостоятельно выделяют формулируют познавательную цель; осознано и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме ;анализирую, сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам.
Коммуникативные – умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов ;оценивают действия партнёра, при необходимости вносят корректировки.
Оборудование : карточки.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
Запись под диктовку
Ручка, ночь, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.
- Какие орфограммы встретились в словах?
- Подчеркните буквосочетания чк, чн, щн, нч.
- Над словами напишите, к каким частям речи они относятся.
III . Целеполагание
- Отгадайте загадки. Назовите слова, которые помогли определить отгадку.
Зимой согревает. (Дерево) (Веселит, холодит, питает, согревает.)
А говорит и поёт. (Радио.) (Не ест, не пьёт, говорит, поёт.)
Быстро грызёт, Мелко жуёт,
А сама не глотает. (Пила.) (Грызёт, жуёт, не глотает.)
- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)
- Что они обозначают? (Действие предмета.)
- Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)
- Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)
- С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным.)
- Отгадайте следующие загадки.
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
Одна нога, три глаза. (Светофор.)
Много рук, нога одна. (Дерево.)
- Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)
- Расскажите, что вам известно об этой части речи.
- Сформулируйте цели урока. (Повторить то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научиться распознавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.)
IV . Работа по теме урока
1. Работа со схемой
- Рассмотрите схему. Что на ней показано?
- Какая часть речи называется глаголом?
- Какая форма для глаголов является начальной?
- Как определить время глагола?
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- Как образуются глаголы будущего времени?
2. Работа по учебнику
Упр. 121 (с. 71).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)
- Найдите в толковом словаре примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время. И т. д.)
- Объясните по словарю значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)
- Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться, остановиться.)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка. Один ученик выполняет на доске разбор слова идут как части речи. Самооценка.)
- Посмотрите, как правильно произносятся числительные, на с. 72.
V . Физкультминутка
VI . Продолжение работы по теме урока
1. Словарная работа
(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)
Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, двадцать, одиннадцать.
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)
- Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый и т. д.)
- Докажите, что все записанные вами слова являются именами числительными.
2. Работа по учебнику
Упр. 123 (с. 72).
(Работа в парах. Повторение правил правописания и образования числительных.)
- Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т. д.)
- Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, т. е. один сверх (свыше) десяти. Этим объясняется написание двух н.
- Расскажите правила правописания числительных. (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце. Числительное одиннадцать пишется с двумя буквами н.)
Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:
- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным; различать количественные и порядковые числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи
- развивать речь учащихся; орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, мышление, память
- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, самостоятельности.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Тренинг – настрой на урок.
Соберите слово: о, ч, с, и, л ( число)
Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая называет числа.
Чистописание.
Чч слоги (орфограммы)
III. Актуализация опорных знаний.
-Прежде чем познакомиться ещё с одной частью речи, давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
– А я указываю на предмет, но не называю его.
IV.Вызов.
1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Словарная работа. (распределить слова в столбики по частям речи)
К.р.ндаш, бл.снуть, м.розный,.дин.адцать, св.ркать, за.ц, з.л.тое, пр.рода, б.рёзовые, ш.л.стит, м.лочная, п.б.дить, в.гон
-Сколько столбиков получилось? (самопроверка)
–Все ли слова записали?
Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.
-Что должны узнать? (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Как число одиннадцать связано с нашим классом? На что указывает одиннадцать?
(количество мальчиков). Поставьте вопрос.
– Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради.
– На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? Как мы можем назвать такую часть речи ?
В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, что же такое имя числительное?
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.114
Найдите имена числительные.
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?
Можно ли их поделить на группы?
-По какому признаку будете делить?
-Какие числительные будут в первой группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Во второй группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
V.Осмысление.
1.Восприятие и первичное осознание нового материала.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.
Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?
Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное?
2. Закрепление.
Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.
Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).
Индивидуальная работа: фонетический разбор любого порядкового и количественного числительного.
3. Минутка отдыха.
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Отгадывание ребусов.
Работа с пословицами.
Имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”.
– Определите, какие числительные в пословицах. Докажи.
Работа по учебнику. Упр.294 (цепочкой у доски)
Работа в группах.
1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками).
Каждой группе предстоит выполнить свое задание.
1 группе - Записать пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
2 группе – Подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные.
3 группе- В тексте найти слова со спрятавшимися числами и записать в виде ребусов.
VI. Рефлексия
- С какой новой частью речи познакомились на уроке? - Чему учились на уроке?
Домашнее задание: Найдите и запишите три загадки с числительными.
Тема урока: "Имя числительное".
Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:
- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным; различать количественные и порядковые числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи
- развивать речь учащихся; орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, мышление, память
- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, самостоятельности.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
I. Организация начала урока.
Тренинг – настрой на урок.
Соберите слово: о, ч, с, и, л ( число)
Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая называет числа.
Чистописание.
Чч слоги (орфограммы)
III. Актуализация опорных знаний.
-Прежде чем познакомиться ещё с одной частью речи, давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
– А я указываю на предмет, но не называю его.
1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Словарная работа. (распределить слова в столбики по частям речи)
К.р.ндаш, бл.снуть, м.розный, .дин.адцать, св.ркать, за.ц, з.л.тое, пр.рода, б.рёзовые, ш.л.стит, м.лочная, п.б.дить, в.гон
-Сколько столбиков получилось? (самопроверка)
–Все ли слова записали?
Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.
-Что должны узнать? (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Как число одиннадцать связано с нашим классом? На что указывает одиннадцать?
(количество мальчиков). Поставьте вопрос.
– Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради.
– На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? Как мы можем назвать такую часть речи ?
В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, что же такое имя числительное?
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.114
Найдите имена числительные.
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?
Можно ли их поделить на группы?
-По какому признаку будете делить?
-Какие числительные будут в первой группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Во второй группе?
Предположите, как может называться группа этих числительных.
-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
V.Осмысление.
1.Восприятие и первичное осознание нового материала.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.
Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?
Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное?
2. Закрепление.
Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.
Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).
Индивидуальная работа: фонетический разбор любого порядкового и количественного числительного.
3. Минутка отдыха.
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Отгадывание ребусов.
Работа с пословицами.
Имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”.
– Определите, какие числительные в пословицах. Докажи.
Работа по учебнику. Упр.294 (цепочкой у доски)
Работа в группах.
1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками).
Каждой группе предстоит выполнить свое задание.
1 группе - Записать пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
2 группе – Подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные.
3 группе- В тексте найти слова со спрятавшимися числами и записать в виде ребусов.
VI. Рефлексия
- С какой новой частью речи познакомились на уроке? - Чему учились на уроке?
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
Содержимое разработки
ТЕМА УРОКА: Понятие об имени числительном.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: обучающимся заранее раздали карточки со словами.
1.Организационный момент. 1 минута
— Ребята, каждый день — прекрасный день независимо от погоды за окном. А прекрасный он потому, что с каждым днем у вас пополняется запас знаний. Вы становитесь умнее. Я думаю, и сегодняшний день не станет исключением.
— Повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи!
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
2. Деление на группы 2 мин
- В руках у вас карточки со словами. Прочитайте слово и определите к какой части речи оно относится. Найдите свою группу и пройдите к ней. У тех у кого, слова не относятся ни к одной из групп проходят к группе где нет названия.
3. Псих. настрой 1 мин
Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.
4. Работа в тетрадях
а)- Прочитайте число. 3 мин. Слайд 3 Расскажите все что вы знаете об этом числе.(двузначное, нечётное)
-Запишите в тетрадях - число, классная работа.
5. Актуализация знаний 4 мин
- Начнем наш урок с небольшой разминки. Вам необходимо ответить на мои вопросы. Слайд 4
1. Раздел науки о языке изучающей звуки речи? (фонетика)
2. Какая буква в алфавите идет первая - мягкий знак или твердый знак? (твёрдый знак)
3. Как называется часть слова без окончания? (основа)
4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение? (антонимы)
5.Назовите вопросы Дательного падежа? ( Кому? Чему?)
6. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы - Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? ( обстоятельство)
7.Как подчеркивается обстоятельство?
8. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
9. Как называется предложение в котором нет второстепенных членов предложения? (Нераспространённое)
10. К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями – а - я? (к 1 склонению)
11.Какая часть речи отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? Чьи? (Имя прилагательное)
-Какие еще части речи вы знаете?
6. Выход на новую тему 7 мин
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
А с какой – узнаете чуть позже.
Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?
Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный, хороший
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Слайд 7
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Читают слова: нас, они, я, мы, свой,.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.
Группа № 5 - Какие вы положили слова в пустой конверт? Прочитайте их.
( сорок, пятьдесят, одиннадцать, два)
Слайд 9
7. Постановка проблемы. 3 минуты
-Давайте подумаем, что обозначают эти слова? ( количество)
-На какие вопросы они отвечают.
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
8. Работа с ресурсами по группам. 10 мин
-А что же такое имя числительное?
Каждая группа сама найдет и даст определение что такое имя числительное.
1 группа существительные- в интернете
2 группа прилагательные – в статье
3 группа глагол- в словаре
4 группа местоимение - в учебнике
5 группа числительные - попробуют сами дать понятие об имени числительном.
Ответы детей
Давайте начнем с пятой группы. Как вы думаете, что такое имя числительное?
-Давайте послушаем остальные группы.
- От какой группы вы получили более точную информацию. С какого источника была информация более точная и полная?
- Сделаем вывод. Что такое имя числительное. Слайд 10
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи.
Физминутка 2 мин
Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.
А какие цели мы поставим на уроке?
9. Применение нового знания. Работа в группе. 4 мин
-Как вы думаете, что нужно сделать в этом задание.
Название группы ________________
……… ум хорошо, а ………. лучше.
……… раз отмерь, ……… отрежь.
Перескакивает с ……… на десятое.
Не имей …….. рублей, а имей …….. друзей.
У него открылось ……… дыхание.
Обещанного ……… года ждут.
Наврать с ……… короба
Проверка Слайд 11
10. Закрепление знаний. Самостоятельная работа. 4 мин
Пришло время закрепить новые знания.
1)Для этого выполним разноуровневые задания. Слайд 7
1уровень.
Прочитай пословицы и поговорки. Спиши и подчеркни числительные:
Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, а двоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро.
2 уровень.
Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни.
Какая душа в 5 лет, такая она и в 100лет. У него 6 хитростей и 5 обманов. 7 бед, один ответ. Думай 10 раз, говори 1. Правда 12 цепей разорвёт.3 уровень.
3 уровень
Отгадай ребусы и запиши.
ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние, 7 я, 40 а
Проверка Слайд 8
1уровень.
Прочитай пословицы и поговорки. Спиши и подчеркни числительные:
Двое пашут, а семеро кулаками машут. Семерым просторно, а двоим тесно. Один друг шестерых родственников заменит. На пашне один, а за столом семеро.
2 уровень.
Спиши. Числительные запиши словами и подчеркни.
Какая душа в пять лет, такая она и в сто лет. У него шесть хитростей и пять обманов. Семь бед, один ответ. Думай десять раз, говори один. Правда двенадцать цепей разорвёт.
3 уровень
Отгадай ребусы и запиши.
Витрина, стол, тесто, столб, расстояние, семья, сорока.
11. Рефлексия. 1 минута
Итак, наш урок подходит к концу, на какие вопросы искали ответы? Достигли ли поставленных целей? По листу оцениванию поставьте себе оценки.
Кто себе поставил пять? Почему?
А кто поставил себе три? Почему? Что тебе нужно сделать чтобы повысить свою оценку.
Цель урока: Познакомить с именем числительным как частью речи.
Предмет: русский язык (19.10.2017г)
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: Школа России
Учитель: Куликова Наталья Геннадьевна
Технологическая карта
Познакомить с именем числительным как частью речи.
Образовательные:
-совершенствование умений работать с планом, работать в паре, в группе
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем
и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии,
-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка,
- расширение кругозора обучающихся,
-развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Формируемые УУД
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Основные понятия
имя собственное, большая буква, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.
- дополнительные
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
раздаточный материал для парной и групповой работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I.Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Настройтесь на хорошую работу и дайте себе установку: Я буду внимательным, старательным, трудолюбивым, доброжелательным, активным, успешным. ( Выберите для себя.)
-На столах лежат кружочки – это наше настроение. Красный кружок –отличное, жёлтый – хорошее, синий – не очень хорошее.
-Сейчас у вас настроение каково?
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний.
Шагаем по ступеням по щелчку мыши
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний
Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Даёт задание обучающимся, организует проверку.
Следят за осанкой, за положением тетради при письме.
-Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради.
-Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
-На карточках слова. Прочитайте. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.
Класс, хороший, работает, весна, добрая, старается, дети, умные, думают, восемь.
- Какие группы получились? По какому признаку делили эти слова? ? (СУЩ, ПРИЛ, ГЛ,), (задавали вопрос).
Знать части речи: существительное, прилагательное, глагол.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
III. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к формированию цели урока.
В какой группе получилось только одно слово? Почему?
Какие слова можно дополнить к этой группе? - Что означают эти слова? (числа при счете)
- Какой вопрос возник у вас? (Выяснить, к какой части речи относятся данные слова)
Тема нашего урока связана с этой группой слов.
- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему нашего урока?
-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются, уточните поставленную вами цель.
Цель: Выявить тайны (особенности) этой части речи.
Какие же тайны мы должны узнать?
1 проблема:
- На какие вопросы отвечает, что обозначает имя числительное? На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?
-Задайте к словам вопросы. (Один (сколько?), двенадцатый (какой?), восемь (сколько?), одиннадцатый (какой? )
2 проблема:
-Какие бывают числительные?
-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? (ДА)
-По какому признаку будете делить? (ПО вопросам)
-Какие числительные будут в первой группе? (Один, восемь)
-Во второй группе? (Одиннадцатый, двенадцатый)
-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (Количество предметов)
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой? (Порядок предметов при счете)
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
-Что же мы делаем обычно на уроках русского языка? (Пишем).
-3 проблема:
-Как правильно писать имена числительные?
Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.
- В чем разница между числом и цифрой? /Уточним по словарю С.Ожегова/
Число - понятия количества, величина, при помощи которой производится счет.
Цифра – знак обозначающий число.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь составлять план урока с помощью учителя.(Регулятивные УУД).
Организует поисковую работу.
Совместно с обучающимися формулирует правило, что такое имя числительное.
Читайте также: