Совершенный и несовершенный вид глагола 4 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Совершенный и несовершенный вид глагола.
Урок русского языка
Федченко Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Костанайская область г.Лисаковск
Цель: формирование умений определять вид глаголов (по вопросу и значению) и образовывать видовые пары.
Задачи: -дать понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар;
- развивать умение определять коллективные задачи и сравнивать с результатом,
работать в паре, в группе; развивать коммуникативные компетентности;
- воспитывать сознательное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: Изучение нового материала
1.Орг момент.
2.Стадия вызова.
а) Вопросы –загадки.
- Мы украшаем и уточняем нашу речь, делаем её яркой красочной.
- Без нас невозможно высказать свою мысль. Мы самые многочисленные.
- Мы самая действенная часть речи.
б) Работа в группе
- Какую часть речи изобразил весёлый художник?
- Почему он изобразил таким образом?
Работа в группе
- Что знаете о глаголе? Составить кластер.
в) Минутка чистописания
-Я загадала слово. Сможете ли вы его отгадать? Почему?
- Что можно рассказать о нём? (Глагол неопр. формы, не имеет число, лицо, время)
-Какие ещё суффиксы имеет глагол неопределённой формы?
Прописать суффиксы -ть -ти
- Буква обозначает согласный, звонкий, парный, мягкий звук в слове цветут
- Буква обозначает безударный гласный в слове придёт
- Буква обозначает согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове приду
-Слово ВИД. Что такое вид?
(По словарю: ВИД – многозначное, одно из значений внешность, видимый облик.
- О чём пойдёт речь на уроке? Что вы хотели бы узнать на уроке? Какое отношение имеет вид к нашей теме?
3. Стадия осмысления.
а) Сравнить 2 предложения.
Дети решали задачу.
Дети решили задачу.
- Выделить глаголы. Чем они похожи? (Прош вр, 3 л, мн ч)
- Чем отличаются? (действие завершено и незавершенно, вопросы)
Рыбак закинул удочку.
Рыбак много раз закидывал удочку.
Вывод: глаголы различаются по смыслу и морфемами, а также по вопросам (что делали? и что сделали?). Глаголы, которые отвечают на вопрос что делают? – совершенного вида, а те, которые отвечают на вопрос что сделали? – несовершенного вида.
б) Чтение правила с 117
- Какие виды имеет глагол?
- Чем отличаются глаголы совершенного вида от несовершенного вида?
- Как определить вид глагола?
- Я называю глаголы. Если вы слышите глагол совершенного вида, то поднимаете руки вверх. Если глагол несовершенного вида – приседаете.
Г) Работа в паре
- Определить вид глагола. 1 вариант - выписать гл совершенного вида, 2 вариант - выписать глаголы несовершенного вида.
-Как определить вид глагола?
Д) Работа в группах
- Определить, как образуются глаголы совершенного вида.
Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?
Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены суффикса. Лексическое значение поменялось.
Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?
Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены приставки. Лексическое значение поменялось.
Определи вид глаголов. Понаблюдай за ударением. Как образовались глаголы совершенного вида?
Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом изменения ударения и чередования звуков.
Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?
Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены одного слова другим, синонимом.
- Как образуются глаголы совершенного вида?
- Выполнить упражнение с. 118 упр 374
- Как определить вид глагола?
4 Стадия рефлексии.
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…
Краткое описание документа:
На данном уроке даётся понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар;Развивается умение определять коллективные задачи и сравнивать с результатом, Используется работа в паре, в группе; развиваются коммуникативные компетентности; Урок воспитывает сознательное отношение к изучению русского языка.Данный тип урока включает организационную часть – позволяющий подготовить учащихся к работе на уроке На этапе открытия новых знаний, обсудили проект решения учебной задачи. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и применение их реализовалось через коллективную работу, в паре и самостоятельную работу, в ходе которой осваиваются и новые способы учебных действий. Цель физминутки : Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. Данные самостоятельной работы являются заключительным обобщающим этапом урока и позволяют судить о достижении целей урока.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 610 233 материала в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Совершенный и несовершенный вид глагола"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
создать условия для обобщения известных сведений о глаголе; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола;
способствовать развитию умения передавать полученную информацию и представлять её графически;
создать условия для раскрытия красоты и богатства родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.
I .Организационный этап
а ) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:
- В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).
- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
б) - Чтобы привести наш мозг в боевую готовность сделаем массаж ушных раковин.
Дети выполняют массаж ушных раковин
II . Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Посмотрите на доску.
Ключевые слова : имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
- Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)
- Какая часть речи лишняя? ( предлог )
- Почему? ( это служебная часть речи, а остальные - самостоятельные части речи)
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и частицу не.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер )
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Итак, дайте полное определение глагола.
Что делать? Что сделать?
-Мы выяснили значение части речи - глагол.
-А чем еще характеризуются части речи? ( грамматическими признаками )
- Какими грамматическими признаками обладает глагол?
Род Число Вид Время Наклонение Лицо
- Посмотрите внимательно на признаки глагола и скажите, что мы уже хорошо знаем, что только начали изучать, а какие признаки нам совершенно не известны.
Запись на доске:
что делать? что сделать?
что делает? что сделал?
что делал? что сделает?
– Прочитайте вопросы. На определение, какого грамматического признака они указывают?
– Какого вида бывают глаголы?
– Вопросы, какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?
– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.
III . Этап усвоения знаний и способов действий
1. - Прочитайте правило на с. 85 учебника.
– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?
Вид – обязательный, постоянный признак – глаголы разного вида имеют разное значение – глаголы с близким значением могут иметь разные основы- существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида
- Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол какого вида? (несовершенного)
- Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.
2.Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85).
3. Работа в парах.
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить.
- Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол совершенного вида, то садимся на корточки, если несовершенный, то поднимаем руки и встаем на цыпочки.
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, рисовать, срисовать.
IV . Этап закрепления изученных знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:
I вариант – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить ;
II вариант – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить .
- Как вы думаете, какая форма глагола считается главной – совершенный вид или несовершенный вид? Почему?
2. - А теперь маленькая разминка. Поможет мне Бобик. Я называю глагол совершенного вида, а вы несовершенного.
Подумал – думал, поговорил – говорил, сделал – делал, поймал – ловил, сказал – говорил.
- Какой вывод можем сделать? Прочитайте правило на с. 86.
3. Работа в группах
2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.
1) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.
К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.
1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил .
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать .
1) Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.
Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал ..).
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.
- Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).
V . Этап подведения итогов
- Что нового мы сегодня узнали о виде глагола? ( Обращение к кластеру )
VI . Этап рефлексии
Диагностика эмоционального состояния учащихся на конец урок а.
Список использованной литературы
1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. - М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
1. Познакомиться с совершенным и несовершенным видами глаголов; учиться их различать, определять вид глагола.
2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида, уметь ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; знать грамматические признаки глагола, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, развивать память, внимание, умение делать выводы и обобщения, развивать самостоятельность, умение работать в паре; формировать навыки здорового образа жизни.
Деятельность учителя
Ссылка на карточки Учи.ру
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.
Актуализация знаний
- С какой частью речи мы работаем последние уроки?
1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?
3. Глагол изменяется по числам и временам.
4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам.
5. Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает?
6. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Поменяйтесь с соседом по парте и выполните взаимопроверку.
Самоопределение к деятельности.
Постановка целей урока
Предлагаю выпонить задание на платформе учи.ру и мы узнаем тему урока. (вид глагола)
Введение понятия. Первичное закрепление материала.
Давайте прочитаем правило в нашем учебнике. Как отличается совершенный вид от несовершенного?
Закрепим полученные знания выполняя задание в учи.ру. Открываем компьютеры.
Все молодцы выполним упражнения в учебнике.
Физкультминутка
Закрепление материала. Работа по теме
Мы немного отдохнули и сейчас выпоним еще одно задание.
Запишите глаголы в неопределенной форме. Укажите их вид.
Говорит, поговорил, кричит, закричал, летел, вылетел, шумит, прошумит.
Выпоним в парах задание про образование глаголов совершенного и несовершенного вида .
Подведение итогов урока
- Какую тему мы сегодня изучали?
-Какие виды глагола существуют?
-Как определить совершенного и несовершенного вида?
-Помогли ли вам в этом задания на Учи. ру?
- Какое задание было самым сложным для вас?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Ваше настроение стало лучше после урока с Учи. ру?
Домашнее задание
Задание 1 карточка на учи.ру с изучением словарного слова и записать в тетрадь 3 предложения с этим словом.
Читайте также: