Совершенный и несовершенный вид глагола 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Совершенный и несовершенный вид глагола.

Урок русского языка

Федченко Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Костанайская область г.Лисаковск

Цель: формирование умений определять вид глаголов (по вопросу и значению) и образовывать видовые пары.

Задачи: -дать понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар;

- развивать умение определять коллективные задачи и сравнивать с результатом,

работать в паре, в группе; развивать коммуникативные компетентности;

- воспитывать сознательное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: Изучение нового материала

1.Орг момент.

2.Стадия вызова.

а) Вопросы –загадки.

- Мы украшаем и уточняем нашу речь, делаем её яркой красочной.

- Без нас невозможно высказать свою мысль. Мы самые многочисленные.

- Мы самая действенная часть речи.

б) Работа в группе

- Какую часть речи изобразил весёлый художник?

- Почему он изобразил таким образом?

Работа в группе

- Что знаете о глаголе? Составить кластер.

в) Минутка чистописания

-Я загадала слово. Сможете ли вы его отгадать? Почему?

- Что можно рассказать о нём? (Глагол неопр. формы, не имеет число, лицо, время)

-Какие ещё суффиксы имеет глагол неопределённой формы?

Прописать суффиксы -ть -ти

- Буква обозначает согласный, звонкий, парный, мягкий звук в слове цветут

- Буква обозначает безударный гласный в слове придёт

- Буква обозначает согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове приду

-Слово ВИД. Что такое вид?

(По словарю: ВИД – многозначное, одно из значений внешность, видимый облик.

- О чём пойдёт речь на уроке? Что вы хотели бы узнать на уроке? Какое отношение имеет вид к нашей теме?

3. Стадия осмысления.

а) Сравнить 2 предложения.

Дети решали задачу.

Дети решили задачу.

- Выделить глаголы. Чем они похожи? (Прош вр, 3 л, мн ч)

- Чем отличаются? (действие завершено и незавершенно, вопросы)

Рыбак закинул удочку.

Рыбак много раз закидывал удочку.

Вывод: глаголы различаются по смыслу и морфемами, а также по вопросам (что делали? и что сделали?). Глаголы, которые отвечают на вопрос что делают? – совершенного вида, а те, которые отвечают на вопрос что сделали? – несовершенного вида.

б) Чтение правила с 117

- Какие виды имеет глагол?

- Чем отличаются глаголы совершенного вида от несовершенного вида?

- Как определить вид глагола?

- Я называю глаголы. Если вы слышите глагол совершенного вида, то поднимаете руки вверх. Если глагол несовершенного вида – приседаете.

Г) Работа в паре

- Определить вид глагола. 1 вариант - выписать гл совершенного вида, 2 вариант - выписать глаголы несовершенного вида.

-Как определить вид глагола?

Д) Работа в группах

- Определить, как образуются глаголы совершенного вида.

Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?

Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены суффикса. Лексическое значение поменялось.

Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?

Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены приставки. Лексическое значение поменялось.

Определи вид глаголов. Понаблюдай за ударением. Как образовались глаголы совершенного вида?

Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом изменения ударения и чередования звуков.

Определи вид глаголов. Как образовались глаголы совершенного вида?

Вывод: Глаголы совершенного вида образовались способом замены одного слова другим, синонимом.

- Как образуются глаголы совершенного вида?

- Выполнить упражнение с. 118 упр 374

- Как определить вид глагола?

4 Стадия рефлексии.

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Я приобрёл знания о…

Я научился…

Мне еще нужно учиться…

Краткое описание документа:

На данном уроке даётся понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар;Развивается умение определять коллективные задачи и сравнивать с результатом, Используется работа в паре, в группе; развиваются коммуникативные компетентности; Урок воспитывает сознательное отношение к изучению русского языка.Данный тип урока включает организационную часть – позволяющий подготовить учащихся к работе на уроке На этапе открытия новых знаний, обсудили проект решения учебной задачи. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и применение их реализовалось через коллективную работу, в паре и самостоятельную работу, в ходе которой осваиваются и новые способы учебных действий. Цель физминутки : Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. Данные самостоятельной работы являются заключительным обобщающим этапом урока и позволяют судить о достижении целей урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 233 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Совершенный и несовершенный вид глагола"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Белгородского района Белгородской области

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна

создать условия для обобщения известных сведений о глаголе; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола;

способствовать развитию умения передавать полученную информацию и представлять её графически;

создать условия для раскрытия красоты и богатства родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.

I .Организационный этап

а ) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:

- В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

б) - Чтобы привести наш мозг в боевую готовность сделаем массаж ушных раковин.

Дети выполняют массаж ушных раковин

II . Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Посмотрите на доску.

Ключевые слова : имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

- Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)

- Какая часть речи лишняя? ( предлог )

- Почему? ( это служебная часть речи, а остальные - самостоятельные части речи)

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и частицу не.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер )

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Итак, дайте полное определение глагола.

Что делать? Что сделать?

-Мы выяснили значение части речи - глагол.

-А чем еще характеризуются части речи? ( грамматическими признаками )

- Какими грамматическими признаками обладает глагол?

Род Число Вид Время Наклонение Лицо

- Посмотрите внимательно на признаки глагола и скажите, что мы уже хорошо знаем, что только начали изучать, а какие признаки нам совершенно не известны.

Запись на доске:

что делать? что сделать?

что делает? что сделал?

что делал? что сделает?

– Прочитайте вопросы. На определение, какого грамматического признака они указывают?

– Какого вида бывают глаголы?

– Вопросы, какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?

– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.

III . Этап усвоения знаний и способов действий

1. - Прочитайте правило на с. 85 учебника.

– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?

Вид – обязательный, постоянный признак – глаголы разного вида имеют разное значение – глаголы с близким значением могут иметь разные основы- существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида

- Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол какого вида? (несовершенного)

- Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

2.Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85).

3. Работа в парах.

- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.

Выражение – выражать, выразить.

Сочинение – сочинять, сочинить.

Решение – решать, решить.

Сверкание – сверкать, сверкнуть.

Заготовка – готовить, заготовить.

- Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол совершенного вида, то садимся на корточки, если несовершенный, то поднимаем руки и встаем на цыпочки.

Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, рисовать, срисовать.

IV . Этап закрепления изученных знаний и способов действий.

1. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:

I вариант – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить ;

II вариант – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить .

- Как вы думаете, какая форма глагола считается главной – совершенный вид или несовершенный вид? Почему?

2. - А теперь маленькая разминка. Поможет мне Бобик. Я называю глагол совершенного вида, а вы несовершенного.

Подумал – думал, поговорил – говорил, сделал – делал, поймал – ловил, сказал – говорил.

- Какой вывод можем сделать? Прочитайте правило на с. 86.

3. Работа в группах

2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.

1) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца.

Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.

К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.

2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.

1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил .

2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать .

1) Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.

Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал ..).

2) Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.

- Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).

V . Этап подведения итогов

- Что нового мы сегодня узнали о виде глагола? ( Обращение к кластеру )

VI . Этап рефлексии

Диагностика эмоционального состояния учащихся на конец урок а.

Список использованной литературы

1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. - М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.


1. Познакомиться с совершенным и несовершенным видами глаголов; учиться их различать, определять вид глагола.

2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида, уметь ставить вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида; знать грамматические признаки глагола, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, развивать память, внимание, умение делать выводы и обобщения, развивать самостоятельность, умение работать в паре; формировать навыки здорового образа жизни.

Деятельность учителя

Ссылка на карточки Учи.ру

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.

Актуализация знаний

- С какой частью речи мы работаем последние уроки?

1. Глагол обозначает признак предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?

3. Глагол изменяется по числам и временам.

4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам.

5. Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает?

6. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Поменяйтесь с соседом по парте и выполните взаимопроверку.

Самоопределение к деятельности.

Постановка целей урока

Предлагаю выпонить задание на платформе учи.ру и мы узнаем тему урока. (вид глагола)

Введение понятия. Первичное закрепление материала.

Давайте прочитаем правило в нашем учебнике. Как отличается совершенный вид от несовершенного?

Закрепим полученные знания выполняя задание в учи.ру. Открываем компьютеры.

Все молодцы выполним упражнения в учебнике.

Физкультминутка

Закрепление материала. Работа по теме

Мы немного отдохнули и сейчас выпоним еще одно задание.

Запишите глаголы в неопределенной форме. Укажите их вид.

Говорит, поговорил, кричит, закричал, летел, вылетел, шумит, прошумит.

Выпоним в парах задание про образование глаголов совершенного и несовершенного вида .

Подведение итогов урока

- Какую тему мы сегодня изучали?

-Какие виды глагола существуют?

-Как определить совершенного и несовершенного вида?

-Помогли ли вам в этом задания на Учи. ру?

- Какое задание было самым сложным для вас?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Ваше настроение стало лучше после урока с Учи. ру?

Домашнее задание

Задание 1 карточка на учи.ру с изучением словарного слова и записать в тетрадь 3 предложения с этим словом.

Читайте также: