Составьте конспект или план устного сообщения преподавателя по очередной теме урока литературы

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: . урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок смешанного типа.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа литературы в неделю).

Задачи урока:

Образовательные:

обучение элементам анализа рассказа;

обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;

Развивающие:

развитие умение анализировать прочитанное;

развитие критического мышления;

развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать тему и цель урока;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные : воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

личные ПК или смартфоны детей;

Структура урока:

Постановка учебной проблемы.

Актуализация опорных знаний.

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Используемые Интернет-ресурсы:

Технологическая карта конструирования урока.

I . Самоопределение деятельности.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Делятся с друг другом личным опытом, ведут диалог с учителем.

Настрой на изучение нового материала.

II. Постановка учебной проблемы.

Обеспечение осознанного восприятия темы.

Учитель: А что такое подвиг? (Заслушиваются ответы учащихся)

Прочтите, что такое подвиг.

Вы очень близки в истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, который совершил подвиг.

Учитель: Ребята, а теперь скажите, исходя из того, что мы у Вами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (Формулировки обучающихся).

Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании.

Обучающиеся дают толкования неизвестным словам, определяют тему и цель урока.

- Рассмотреть, чей и какой подвиг показан в произведении. Выявить его роль в понимании проблемы и идеи произведения

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

III. Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний учащихся

Учитель: Давайте откроем страницу ___ и прочитаем, как Иван Алексеевич Бунин назвал своё произведение?

Предположите, о чём будет это произведение. ( Высказывания детей ).

Учитель: Что такое лапти? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Обратимся к картинам: вот так выглядела эта обувь.



- Кто ходил в лаптях?

О ком и о чём пойдёт речь?

Учитель: Вы очень близки в истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, который совершил подвиг.

Обучающиеся рассматривают картины, прогнозируют, о чем пойдет речь в рассматриваемом произведении.

- Обувь из дерева.

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

III . Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы.

Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходив­шая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

-Что просит больной ребёнок?

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

-Почему мать одна переживает за сына?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

-Давайте предположим, кто станет помогать матери ?

Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной све­жестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит.

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался.

Шапка, борода, старый полушу­бок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо:

-С какими героями вы познакомились?

-Кто такой Нефед?

- Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос составим кластер-описание героя.

Когда мы рассматриваем образ какого-то героя, на что мы обращаем внимание? На одежду. Продолжите ряд. (На одежду, внешность, особенности речи, черты характера). (устное словесное рисование).

Почему мать мальчика называет его Нефедушка?

-Почему он интересуется состоянием мальчика?

-Что заставило героя задуматься?

-О чем он мог задуматься?

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добы­вать.

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то.

-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?

-Почему он не подумал об этом?

И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, на­тянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой под­пояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.

Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыден­кой в такую пору не вернешься.

Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страш­нее.

-Что взял с собой Нефёд? Для чего?

-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-Переживали ли домашние о Нефёде?

-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, неска­занно великолепными и грозными видениями.

-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

Мужики ехали из города, сами всю ночь плу­тали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили про­падать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в вален­ках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, зна­комый человек.

-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хутор­ские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье.

-Почему спаслись мужики?

-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузы­рек с фуксином.

— Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

Учитель: Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что , если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

-Чью жизнь спас Нефед?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Учитель : В тексте вам встретились непонятные слова. Назовите. Давайте узнаем, что они обозначает, и для этого поработаем с карточкой у Вас на столах. В них вам даны определения и их толкования. Вам нужно соединить каждое определение с нужными толкованиями стрелочками. Работаем в парах.

это верхняя одежда у крестьян.

это низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками.

это прикреплённая к палке верёвка или круглый кожаный ремень.

это время в течение одного дня, одних суток.

это ярко-красная анилиновая краска.

Обучающиеся читают и анализируют текст: работают над созданием кластера, дают толкования неизвестным словам.

Отвечают на вопросы:

- Больной ребёнок просит красные лапти .

- Возможно, он наблюдал за крестьянскими детьми, хотел стать участником их игр.

- В такую плохую погоду.

- Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, народная простая речь, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.

- Любит, ценит, уважает его.

- Мальчик дорог ему.

- Герой не учёл того, что на улице страшный мороз, вьюга, что ему скорее всего не дойти, не исполнить задуманное.

- В этот момент он думал только о том, как спасти мальчика, не думал о собственной жизни.

- Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.

- Домашние переживали о Нефёде. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Случилось что-то плохое.

Мужики нашли Нефёда случайно, лежащим в снегу.

-Решили пропадать – сдались.

- Мужики спаслись благодаря Нефёду.

- Он выполнил, что обещал.

- Да. Ради жизни мальчика.

- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

- Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов. Осмысление текста.

IV . Физминутка .

Отложите ручки и тетради, настройтесь на отдых. Закройте глаза и вслушайтесь в музыку. Можно ли сопоставить музыкальную композицию и сюжет рассказа? Почему? Представьте, как Нефёд пробирается сквозь вьюгу ради спасения мальчика. Почувствуйте, было ли ему трудно? Насколько?

Выполняют действия, заданные учителем.

- Музыкальная композиция и сюжет сопоставимы: в рассказе стихия решает жизнь героя, в музыке также создается образ зимней вьюги.

Первичное закрепление знаний, физический и психологический отдых детей, настрой на последующую работу.

V . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала

Учитель: Обратите внимание, что в тексте ярко представлены два цвета. Какие?

- Что символизируют данные цвета?

Работа в парах

-Что у вас получилось?

Обучающиеся работают с символикой цвета, находят в тексте слова и выражения, ассоциирующиеся с тем или иным цветом.

- Красный и белый.

- Белый цвет – это добро, любовь. На стороне добра в рассказе находятся мать ребёнка, её молитва, Нефёд.

Красный цвет становится символом борьбы добра и зла, символом ПОДВИГА.

Запись в тетради, карточках.

VI . Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

Учитель: Очень много ценных ассоциаций у Вас возникло, и это чудесно, это Ваш опыт, который пригодится Вам при выполнении домашнего задания.

Акрослово на доске или рабочем листе.

VII . Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

- Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1) Подготовить пересказ произведения.

2)Подобрать и выписать в тетрадь 5 пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. о подвиге.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Домашняя работа, выполненная в тетради.

Список использованной литературы

Развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве , в природе.

Методы: Интерактивные методы, словесный

Оборудование: Интерактивная доска, флипчарты, маркеры, стикеры,

толковый словарь Ожегова, золотые правила группы, видеоролики об осени.

I Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок.

Урок литературный, А мы народ культурный.

На уроке не лениться, Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем Наши знанья пополнять

II Психологический настрой на урок

- Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку. Как ваше настроение сегодня? Давайте улыбнемся друг другу и нам сразу станет теплее и радостнее на душе. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда .. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

III а) Прогнозирование темы

С помощью слайд-шоу демонстрируется картины осени, дети определяют какое это время года.

Проверка домашнего задания (Детям дано опережающее задание выучить стихи об осени )

IV Объяснение нового материала

V Словарная работа

Караван- группа следующих друг за другом объектов

Сень- покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

Обнажалась-освобождалась от покровов (листвы)

VI Чтение стихотворения учениками.

VII Работа в группах

(Деление класса на группы с помощью картинок)

А) (Дети создают презентацию об осени, параллельно отражают стихотворение на флипчарте)

Б) Творческая работа

Задание группам: Дети должны по просмотренному ролику писать мини - рассказы об осени, о природе осенью)

Презентация работ каждой группы.

X Домашнее задание

Выучить стихотворение Пушкина об осени

.( Дети садятся в круг и высказывают свои мнения, вносят предложения по поводу проведенного урока. Параллельно отвечают на вопросы)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Все ли вам понятно?

- Чье выступление понравилось, какая группа выступила удачно?

-Понравился ли вам в целом урок?

-Что бы вы изменили в дальнейшем в ходе урока?

Самооценка (Дети заполняют рефлексивные листы.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, и дети красят тот палец , которому больше всего соответствует их мнения.

  • Большой – на уроке было интересно, увлекательно
  • Указательный – эту тему я усвоил очень хорошо;
  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось);
  • Безымянный – я был активным , хорошо участвовал на уроке

Мизинец - для меня тема урока была непонятна)

Взаимооценка ( Дети с помощью стикеров оценивают презентацию противоположной группы)

Суммативное оценивание учителя

Сшила Саша Саньке шапку

В камышах малыши

Тише мыши, кот на крыше

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Цель: определение идейного звучания произведения и его взаимосвязь с темой

обучающая – уметь определять нравственные проблемы рассказа, давать характеристику

развивающая –развивать связную монологическую речь учащихся, мышление, умение

выделять главное, сравнивать, обобщать сложную информацию;

воспитательная – способствовать формированию высокой нравственной позиции:

воспитывать чувство уважения, внимания, заботы по отношению к своим

родным, близким, окружающим

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, текст, эпиграф

концептуальная таблица, письмо по ключевым словам, коллективно-

мыслительная деятельность учащихся, свободное письмо

активизация процесса мышления, актуализация знаний по теме

- Что вы уже знаете о писателе?

-Какие произведения вам уже знакомы?

-Какие темы поднимает автор этих произведений?

-Кто герои рассказа, чем они необычны?

Мы уже говорили о нравственности. Дайте свое понимание этому слову

-Затрагивает ли тема сегодняшнего урока это понятие?

Работа в технологии КМ

Вывод: о чем из названного говорится в рассказе, мы узнаем на последнем этапе урока

Определение тем творчества и запись этих тем на доске одним из учеников

Определение цели урока учащимися

Инструкция к чтению 1 части. Вы будете читать текст частями, после каждой части я буду задавать вам вопросы, читайте вдумчиво

Формировать умение учащихся выражать свои мысли и понятия через информацию, которую они получили, стимулировать обмен мнениями

Вопросы после 1 части:

-Кто герои произведения?

-Кто из них главный?

-Почему вы так решили?

Охарактеризуйте каждого из героев, заполнив концептуальную таблицу:

-Какая художественная деталь в последнем абзаце подчеркивает одиночество героини, призыв о помощи?

-Что должно произойти в действии рассказа?

-Что заставляет вас так думать?

-Какой герой войдет в повествование?

Заполнение концептуальной таблицы

Инструкция к чтению 2 части.

-во время чтения обратить внимание на нового героя

Вопросы после чтения 2 части:

-Кто такая Настя?

-Продолжить заполнение концептуальной таблицы по этой героини (устно проговорить об отношении героев друг к другу), в таблицу записать вывод:

Катерина Петровна думает о дочери, любит ее, несмотря ни на что,

Настя не оказывает должного внимания матери, ссылаясь на разные причины

-Как вы думаете, ради чего написан рассказ?

-Можно ли уже обозначить его тему?

-На чем вы основываете свое мнение?

-Как, по-вашему, развернутся события?

Определение темы: невнимание близких к своим родным

Инструкция к чтению 3 части.

-во время чтения внимательно следите за жизнью героини

Вопросы после прочтения 3 части:

-о ком и о чем 3 часть?

Вопросы для работы в группе:

1-рассказать о жизни Насти от ее лица

2-поделитесь своим мнением о Насте на основе прочитанного

3-как автор относится к Насте, какие художественные детали говорят об этом

4-передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы

5-выстройте по восходящей линии действия Насти после осмысления содержания телеграммы с помощью глаголов

Вывод: что осознала Настя?

-Каким вы представляете концовку рассказа?

-Составьте продолжение рассказа по ключевым словам и выражениям (4-5 предложений): Катерина Петровна не вставала, она лежала бледная, маленькая, хоронили ее на следующий день, Настя проплакала всю ночь, уехала крадучись

Коллективно-мыслительная деятельность учащихся в группе

Письмо по ключевым словам, обмен мнениями в группе, выбор и чтение лучшего

Инструкция к чтению 4 части.

-Оправдались ли ваши предположения?

-почему Настя уезжает крадучись?

-Зачем автор вводит образ молоденькой учительницы и ее матери?

Возвратимся к началу урока.

Как мы определи тему урока? Как тема урока и слова Тихона, обращенные к Манюшке, подтверждают тему? (добро-память о близких и оказание им внимания)

-как вы считаете, какова цель рассказа, ради чего он написан, только ли ради того, чтобы повествовать нам о взаимоотношениях дочери и матери?

Д\з 1.Свободное письмо на выбор:

-Прочитав рассказ, я сегодня понял…

-Мама в моей жизни

-Мое отношение к близким людям. Нужно ли его изменить?

Составление телеграммы-призыва к людям по теме урока

Тема: Петербург Достоевского 10 класс.

Цели: 1. Показать многоплановость социально-психологического конфликта.

2.Подчеркнуть значение образа Петербурга в раскрытии идейного смысла

3.Развивать критическое мышление: умение находить главное,

анализировать, информацию, обобщать, свободно мыслить по теме.

Методические приемы: мозговой штурм, КМД, диаграмма Венна, свободное

актуализировать знания учащихся,

активизировать умственную деятельность

Постановка учебной задачи

Некоторые темы, философские и социальные проблемы становились для литературы сквозными. К ним писатели возвращались неоднократно, создавая их каждый раз по-новому в зависимости от исторических потребностей общества, конкретных жизненных условий, своих взглядов. Такой темой является и тема Петербурга. Исследователи творчества Достоевского подсчитали, что город изображен писателем в двадцати его произведениях. Иногда как фон, на котором развивается действие - чаще как действующее лицо. До Достоевского в русской литературе образ Петербурга был уже нарисован во многих произведениях.

-вспомните все, что вы знаете по данной теме

3.Выброс материала на доску

Некрасов – нищий, трудовой Петербург

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.

Задачи урока:

Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование:

дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика;

пробудить интерес к художественной литературе;

научить давать характеристику героя литературного произведения.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Повесть, антитеза, литературный персонаж, эпиграф, композиция и ее элементы

Компьютер, презентация, тексты повести; цветные карандаши, бумага

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный.

Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: музыкальный клип

вступительное слово учителя

Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем

Вступительное слово учителя.

Подготовка к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

Каким было домашнее задание?

Что об уездных барышнях говорил автор?

Запись темы урока .

Каковы цели нашего урока?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение

3. Актуализация и оптимизация знаний.

Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?

- Что дает совмещение этих слов?(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения, прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Лексическая работа.

Прелесть – обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. / перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2. Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего)

Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема. Может иметь эпиграф, интригу, неожиданный финал

Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термины

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

4. Усвоение новых знаний

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

А теперь поиграем. Для вас – викторина на знание текста.

По схеме на слайде составляем, даже заполняем кластер.

Участвуют в викторине на знание текста, получают жетоны.

Активно анализируют образы, решают проблемную ситуацию. Заполняют кластер.

В игровой форме усваивают материал урока.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

5. Проверка понимания знаний.

Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения

Организую работу уч-ся.

Вам сейчас предстоит нарисовать маски главной героини.

Работают в группах: учащиеся рисуют маски Лизы - Бетси-Акулины и словесно их описывают

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы

Коммуникативные: умение выражать мысли

6. Закрепление новых знаний

Организую работу учащихся над композицией и сюжетом повести.

Задаю проблемный вопрос о случае, его роли в повести.

Помогаю им вспомнить: Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог.

Вспоминают и записывают элементы композиции.

Закрепляют понятие композиции и сюжета произведения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7. Домашнее задание (1 мин.)

Коммуникативные

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста?

План — это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок'; тезисы — основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект —это краткое письменное изложение содержания текста.

Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, со

ставьте его подробный, развернутый план. 2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты — однородными членами.

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме,—тем а- т и ч е с к и і і к о и с и е к т.

Ваша задача — составить тематический конспект о творчестве этого писателя. Кроме текстов, названных выше, постарайтесь найти в библиотеке и использовать в своем конспекте следующие материалы о Толстом:

Приступая к работе над тематическим конспектом, вое-

11 о j і ь а у ит е сь план о м.

1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.

По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному иунк- I V плана.

Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане п новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?

Для этого в нервую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.

Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений.

Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта, так чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочи тайте его и подумайте:

удовлетворяет ли вас его общий план (после того как он уже реализован);

хорошо ли воспринимается смысловая, .логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;

удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов;

верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях.

Напишите сочинение-рассуждение о взглядах Толстого па человеческое счастье, смысл жизни человека, стремление к самосовершенствованию. Выскажите свое мнение о взглядах Толстого.

Если в тематическом конспекте обеспечиваются единст во содержания, логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефера- т о м ил и док л а д о м.

Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное, последовательное. Это новый связ-ный текст, только более краткий, чем основной, исходный, составленный па основі; одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.

323*. Подготовьте реферат на предложенную учителем тему или выберите ее сами. Этапы работы:

а) подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление его плана;

б) написание рабочего варианта реферата;

в) редактирование и окончательное его оформление:

г) обсуждение реферата в классе и последующая его доработка, по замечаниям одноклассников.

Читайте также: